Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

13.4. Украинская школа в годы второй мировой войны и в послевоенное время


С 1939 г. до основных территорий Украины была присоединена Западная Украина и там советская власть начала интенсивно внедрять свои порядки. В западноукраинских школах вводились советские учебные планы, место польского языка занимала русская. Изучение польской истории и культуры снималось, а взамен школьные учебники наполнялись антирелигиозной пропагандой и статьями о деятельности большевистских вождей.

Положительным было то, что в школы Западной Украины (прежде всего сельские) пришла родной язык, образование объявлялась бесплатной. Но перестройка школы на советский манер сопровождалась ее русификацией (все команды на уроках физической культуры подавались на русском языке, в работе с детьми использовались русскоязычные песни, стихи, игры и т.п.) и активным изъятием из нее "националистических элементов". Замалчивались невыгодные центральному правительству украинские культурные деятели и их идеи, одновременно оспівувалася руководящая роль коммунистической партии. Атеистическая советская школа не допускала церковь к пропаганде украинской духовности. Все это воспитывало у школьников равнодушие к национальным вопросам.

Больших убытков украинской школе нанесли немецкие оккупанты. За период оккупации фашисты уничтожили на территории Украины 8 тыс. школ и разрушили 10 тыс. школьных помещений. Целью их школьной политики на захваченных территориях было онемечивание населения и воспитания покорности германскому рейху. Гитлер считал, что образование для завоеванных восточных народов может пагубно влиять на интересы Германии. По его словам, "нельзя, чтобы они (славянские народы) знали больше, чем значение дорожных знаков, а географию можно ограничить фразой: столица рейха - Берлин".

Для реализации своих образовательных планов на Украине фашисты пытались создать там т.н. "народные школы", для которых достаточно 4 классы. Целью обучения в таких школах должно быть только счет, умение расписаться и воспитания покорности немцам. Умение читать считалось излишним. Оккупанты полностью отрицали существование на захваченных территориях средних и высших школ.

Следует заметить, что до населения Галичины немцы относились более лояльно, чем к надднепрянцев. Они почти не уничтожали на западноукраинских землях украинские начальные школы. Там обучение проводилось на родном языке, в учебниках определенной мере отражалась украинская культура, в школьную программу были введены уроки религии. Но уже с третьего класса начиналось изучение немецкого языка (при советской власти изучения русского языка начиналось с первого класса).

В оккупированном немцами Киеве было создано "Украинский научно-методический институт школьного образования", издавался педагогический журнал "Украинская школа", открыто несколько учительских семинарий для подготовки верноподданных вермахта педагогических кадров.

Относительно развития советского образования в Украине за годы войны, то здесь можно условно выделить два периода: первый (1941-1942 гг.) направлен на сохранение школы и перестройку ее работы в соответствии с условиями военного времени; второй (1943-1944 гг.) предусматривал укрепление школы на освобожденных территориях и повышения качества ее работы.

Уже в начале войны Наркомосом была создана группа работников, которые занимались эвакуацией детей, учителей, детских домов, педагогических учебных заведений в восточные районы страны. Поэтому в сентябре 1941 г. занятия начались лишь в отдельных школах, что не эвакуировались, в Донбассе, Одессе, Севастополе. Некоторые школы работали на территориях Сумской и Черниговской областей, контролировавшихся партизанами. Многие школы эвакуировались на Восток и начали новый учебный год в других республиках - России, Казахстане, Туркмении, Грузии и др.

В годы войны имели место "лесные школы", которые открывались партизанами. В основном они были начальными и действовали в сложных условиях. Для занятий не было приспособленных помещений, в большинстве своем они проводились в крестьянских домах, в лесных сторожках, на открытом воздухе. Часто приходилось менять места расположения лесных школ, не хватало бумаги, школьных принадлежностей, работали по самостоятельно разработанным учебным планам.

По мере освобождения Украины от оккупантов началась восстановление школ. В феврале 1943 г. было издано постановление украинского правительства "О возобновлении работы школ в районах Украинской ССР, освобожденных от фашистских оккупантов". На сентябрь 1944 г. на подавляющем большинстве территорий Украины восстановилась работа школ, хоть и проходила она в сложных условиях разрухи, рост числа беспризорных детей.

Постановлением правительства от 8 сентября 1943 г. прием детей в школу начал осуществляться с 7-летнего возраста, вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательных школах (имело место до 1954 г.). За годы войны появились новые учебно-воспитательные заведения (школы рабочей и крестьянской молодежи, суворовские и нахімовські военные училища), широкое распространение приобретают детские дома для детей-сирот.

1944 года был издан ряд постановлений, которыми вводились: отменена ранее 5-балльная система оценивания успеваемости; обязательные выпускные экзамены, награждение золотой и серебряной медалями учеников-отличников, которые заканчивали школу.

После освобождения территории Галичины от немецких завоевателей туда были посланы учителя-добровольцы, чтобы поднимать народное образование, которая была полностью разрушена. Это объяснялось тем, что, с одной стороны, в Западной Украине не хватало учителей (погибли, еще воевали, эмигрировали, пошли в УПА), с другой стороны, советская власть хотела быстрыми темпами ввести на этой территории коммунистическую идеологию и завладеть душами галицкой молодежи. В школах использовались учебники школ Восточной Украины, быстро росли пионерские и комсомольские организации.

После войны развернулась активная работа по восстановлению работы школы на всех территориях Украины. в 1949 году состоялся переход к общей обязательного семилетнего образования. С 1956 г. создается новый тип школы - школа-интернат, куда принимались дети одиноких матерей, инвалидов, сироты.

24 декабря 1958 г. был издан закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Этот закон определял:

- переход к обязательной 8-летней образования для детей в возрасте от 7 до 15-16 лет;

- организацию производственного обучения и производственной практики с целью соединение обучения с производительным трудом детей (вся молодежь в возрасте 15-16 лет должна была включаться в посильную общественно-полезную работу);

- структуру основных типов школ:

а) школы рабочей и крестьянской молодежи (вечерние и заочные средние общеобразовательные школы), где работающая молодежь, которая имеет 8 классов, получает среднее образование и повышает профессиональную квалификацию в течение 3-х лет;

б) средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением (11-летние: 8 классов + 3 года для получения полного среднего образования и профессиональной подготовки в одной из отраслей народного хозяйства);

в) техникумы и другие средние специальные учебные заведения, где на базе 8-летней образования получают общее среднее и среднее специальное образование.

С 1964 г. устанавливался 2-летний срок обучения в средней школе на базе 8 класса вместо 3-летнего. Школа становилась 10-летним. В 1966 г. была отменена обязательная профессиональная подготовка в общеобразовательных школах, которая не оправдывала себя (лишь незначительный процент выпускников шли в производство по полученной специальности).

В ноябре 1966 г. издано постановление, по которому в школах вводились факультативные курсы из отдельных учебных предметов, начиная с 7 класса, что выбирались по желанию учащихся, определялся порядок организации дифференцированного обучения - создание определенного количества школ и классов с углубленным изучением в 9-10 классах отдельных учебных предметов, устанавливалось преподавания систематических курсов с четвертого класса, а не с пятого.

Постановление от 20 июня 1972 г. "О завершении перехода к общему среднему образованию молодежи и дальнейшее развитие общеобразовательной школы", а также введены в действие с 1 января 1974 года "Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании" ставили перед школой задачу давать молодежи глубокие и прочные знания основ наук и провозглашали переход страны к обязательного общего среднего образования.

В 70-х и в начале 80-х годов было принято еще ряд документов, направленных на подъем работы системы народного образования. Но они не работали и советская школа, подвергаясь застойным воздействиям, все больше входила в кризисное состояние. в 1984 году было начертано и приняты основные направления школьной реформы, где предполагалось: повышение качества образования и воспитания; улучшение постановки трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся; укрепление учебной дисциплины и развитие ученического самоуправления; повышение общественного престижа и авторитета учителя, улучшения его теоретической и практической подготовки. Для реализации поставленных задач было издано ряд партийных постановлений. В частности, на основе разработанного плана партийными постановлениями в стране был провозглашен переход на обучение детей с 6-летнего возраста и на 11-летний срок школьного обучения; менялась структура общеобразовательной школы (начальная 1-4 классы, неполная средняя 1-9 классы, средняя школа 1-11 классы), уменьшалась наполняемость 1-9 классов до 30 человек, 10-11 классов до 25 человек.

Но все проведенные мероприятия в связи с скатывания страны в пропасть экономического кризиса не дали желаемого результата. Уже на первом году реформирования образования на правительственном уровне было констатировано, что "реформа забуксовала". Школа оставалась в кризисном состоянии, такой она была и на время провозглашения независимой Украины.



Назад