Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

14.1. Просветительская деятельность и педагогические взгляды деятелей украинской революции (М.грушевский, И.стешенко, С.Русова)


Михаил Сергеевич Грушевский - известный ученый, создатель украинской национальной истории, выдающийся общественный деятель и организатор образовательной дела в Украине, талантливый педагог. Родился 29 сентября 1866 г. в г. Холм в семье учителя. Прошел гимназию в Тифлисе, куда переехала его семья. По окончании курса обучения на историко-философском факультете университета Святого Владимира в Киеве Грушевского, как талантливого молодого исследователя, оставляют при кафедре русской истории. А с октября 1894 г. он возглавил только что созданную кафедру всемирной истории в Львовском университете и с того времени в течение 20 лет преподавал здесь историю Украины. Умер Грушевский 25 ноября 1934 г. В сфере педагогики проявил себя и как талантливый педагог-практик, и как педагог-ученый.

О педагогические дарения Грушевского на преподавательской должности свидетельствует его ученик И. Крипякевич: "Как учитель был очень вежлив и доступен. К молодых студентов не говорил иначе как "господин-товарищ". Он умел поощрять молодежь к труду, давал советы в трудных вопросах, поддерживал знеохочених. Часто приглашал студентов до своего дома, где имел прекрасную библиотеку. Он имел такой нрав, что не раз одним шутливым вызовом умел привлечь к труду, а загонистих умел сдержать легким насміхом. Рядом с викладами, Грушевский вел и исторические упражнения, где привлекал своих студентов к исторических опытов."

Грушевский интересовался и развитием украинского образования. Он первым в Галиции подал мысль основать украинские частные школы. Указывал, что не надо выжидать пока галицкий сейм по своей милости позволит открывать украинские гимназии и к тому же еще и с принесением больших жертв со стороны украинского народа. Но Грушевский не только словом, но и делом решал эту проблему. На собственные средства он основал в Киеве дом под школу имени своего отца.

Занимаясь созданием украинской истории, Грушевский заботился о распространения исторических знаний среди народа, о изучению родной истории в школах. Еще в 1903 году он по приглашению российской высшей школы в Париже прочитал там курс истории Украины. Из преподавателей этого курса Грушевский составил российскую книгу "Очерк истории украинского народа" - короткий связный учебник украинской истории для студентов и издал его в свет в Петербурге.

Наряду с этим вузовским учебником Грушевский написал еще две книги для школьников: "О старые времена на Украине" (1907 г.) и "История Украины, приладжена в программы высших начальных школ и низших классов средних школ" (1921 г.).

Дорогой для Грушевского была и дело просвещения широких народных масс. Он принимал участие во многих культурно-образовательных обществах. В 1910 г. стал во главе "Краевого школьного союза" во Львове, который боролся за подъем украинского образования и формирования национальной украинской интеллигенции в Галичине. На каждом шагу поднося значение народного образования, Грушевский понимал и ценил работу львовской "Просвещения". За приверженность к обществу и к его труда главный отдел "Просвещения" именовал Грушевского своим почетным членом.

Он был активным деятелем Научного Общества им. Шевченко (НОШ). Еще в 1911 году поднимал вопрос о преобразовании НТШ в Украинскую Академию Наук, разработал проект этого преобразования. Именно этот проект был положен в основу созданной в период Гетманата 1918 года Украинской Академии Наук.

В своих статьях Грушевский поднимает широкий круг вопросов образовательного характера. Он с особенным жаром призвал, чтобы в народных школах обучение происходило на русском языке, чтобы везде распространять украинскую прессу и книгу ("О украинский язык и украинскую школу", 1912), обстоятельно обсуждает дело основания украинских кафедр при университетах и т.д.

Грушевский приложил много усилий в формировании украинской школы в новых условиях, был инициатором создания Главной Школьного Совета (1917 г.).

Иван Матвеевич Стешенко (1873-1918) - выдающийся деятель украинского национального возрождения, организатор народного образования в Украине, педагог, литературовед. Родился в Полтаве, там окончил гимназию, поступил в Киевский университет. После окончания университета 1896 года стал учителем женской гимназии в Киеве, преподавал всемирную литературу. Вплоть до революции 1917 г. Стешенко учительствовал в разных киевских школах, как средних, так и высших. Работая в музыкально-драматической школе им. Н.лысенко, он там первым стал преподавать на русском языке (преподавал историю драмы). Находясь на учительской должности, проводит активную литературно-научное (занимался слов'янознавством) и общественно-политическую деятельность. Принимал участие в работе многих литературных и общественных обществ (член Украинского Научного Общества в Киеве, "Старой Общины", один из основоположников социал-демократической партии, сотрудник и редактор многих украинских журналов и т.п.). Когда украинское учительство создало 1917 года "Общество школьного образования", оно выбрало Стешенко председателем этого общества.

Стешенко особенно проявил себя как организатор народного образования тогда, когда его пригласили возглавить в августе 1917 г. только что созданный Центральной Радой Генеральный Секретариат Образования. За короткое время своего пребывания на посту генерального секретаря, а затем министра народного образования в Украинской Народной Республике Стешенку пришлось выдержать большую борьбу не только с врагами украинского национального движения, но и с теми умеренными украинцами, которые выступали против широкой украинизации школы.

Стешенко, проводя украинизацию школы, твердо стоял на принципах обеспечения в этом вопросе прав всех национальных меньшинств. В статье "О украинскую национальную школу" (1917 г.) и в других своих статьях он поднимает проблему соотношения национального и интернационального в деле воспитания. Указывая на необходимость национальной школы для всех национальных групп, Стешенко доказывал, что все народности, проживающие на территории Украины, должны знать ее язык, литературу, географию, историю.

Стешенко был одним из авторов плана организации национального образования в Украине, который был одобрен на всеукраинских учительских съездах, которые проходили 1917 года. Он также занимался организацией работы этих съездов.

Секретариат образования во главе с Стешенко прочертил широкую программу национального воспитания, основные положения которой изложены в брошюре "Помощь учителю в деле национального воспитания". Здесь давались рекомендации, как организовать среди учеников кружки, украинские библиотеки, театральные представления, литературные вечера, лекции, экскурсии, путешествия, союза учеников и т.д. Секретариат также обратился "К украинской людности" с призывом строить национальную школу, где у детей будет развиваться духовность родного народа.

Софья Федоровна Русова (1856-1940) - активный общественный деятель периода украинской революции, первая женщина педагог-теоретик в Украине, писательница. Вошла в историю украинской педагогики как запевала идей национальной школы, концепции дошкольного воспитания и принципов организации дошкольного работы. Исследователи считают, что по объему и уровню просвитянськой работы Русова стоит на одной ступени с Еленой Пчелкой и Кристиной Алчевской, а по силе и пристрастністю, с которыми звучало ее слово в защиту украинской культуры, духовности, родного языка, Русову можно сравнить с Лесей Украинкой.

Родилась 18 февраля 1856 г. в с. Олешня на Черниговщине. Отец Федор Линдфорс был шведского происхождения, а мать Анна Жерве - французского. Мать умерла, когда Софии было 4 года, еще чуть позже умерли брат и сестра. До 10 лет жила в Олешни с папой и старшей сестрой. в 1866 году они переехали в Киев, София сразу же поступила в Фундуклеевскую гимназию, которую окончила с золотой медалью 1870 года. Через год умер отец.

Встав перед выбором, какой путь избрать в жизни, сестры Линдфорс - Мария и София решают посвятить себя школе. Глубоко изучив произведения Руссо, Песталоцци, Дістервега, Фребеля, они 1871 года открыли в Киеве первый Фребелівський детский сад, который был предназначен для детей простых людей и постепенно стал центром украинской национальной культуры. В вечерние часы в нем происходили занятия любительского драматического кружка. Эти занятия здружили Софию с ее будущим мужем известным филологом Александром Русовым, который, как утверждала сама Софья Федоровна, разбудил в ней любовь к родному народу, что руководила ею всю ее жизнь. Сестры вели содержательное и активную жизнь, они были членами украинского общества, куда входили деятели науки и искусства, будущая "Старая Громада", - м . старицкий, Н.лысенко, м . драгоманов, О.Русов и др.

1874 года София и Александр Русов поженились. Проникаясь интересами своего мужа, Софья Федоровна вместе с ним активно погружается в общественную и культурную жизнь. После выхода пресловутого валуевского указа о запрете украинского языка они осуществили в Праге безцензурне полное издание "Кобзаря" Шевченко и этим спасли бесценные произведения поэта.

1881 года Софья Федоровна была в заключении, двадцать лет тянувшихся политические преследования. Но ничто не могло удержать ее общественной активности. Повсюду, куда бы ни забрасывала его судьба, она организовывала детские сады, воскресные школы, народные читальни. Проживая через жизненные обстоятельства во многих городах, супруги Русовых оказывало поддержку в своем гостеприимном доме членам местных украинских общин.

В творческой деятельности Русовой с конца XIX в. можно условно выделить четыре периода: I период - кин. XIX в. до 1905 г., II период - 1906-1916 гг., III период - 1917-1921 гг., IV период - 1921-1940 гг.

Первый период связан с широкой просветительской деятельностью Русовой. В настоящее время она формируется как литературовед, историк, публицист. Пишет целый ряд статей, посвященных жизни и творчеству Т. Шевченко, Г. Сковороды, Г. Драгоманова, Г. Вовчка, а также выдающихся представителей зарубежной истории и искусства.

В следующий период основное внимание Русова сосредоточивает на педагогической творчества. Она пишет учебники, выдает "Украинский букварь", "Начальное географию", учебники французского языка. Проводит общественную работу. С 1909 г. проживала в Киеве. Здесь преподавала французский язык в коммерческой школе и была приглашена на должность профессора в Фребелівському институте читать курс дошкольного воспитания. С этого времени и до последних дней жизни Русовой было тесно связано с педагогикой. В 1910-1914 гг. она входила в редакционную коллегию первого на Надднепрянской Украине педагогического журнала "Свет".

Третий период связан с деятельностью Русовой в Центральной Раде в условиях УНР. На предложение Ивана Стешенко она возглавляла отделы внешкольного и дошкольного воспитания в Министерстве народного образования. Была активной в украинизации школы, в организации педагогических изданий, в частности, журнала "Свободная Украинская школа", в подготовке и издании книг и учебников для национальной школы. Продолжала работать в Фребелівському институте, где возглавляла украинский отдел по подготовке педагогических кадров для национальных школ и детских садов. в 1918 году выходит его книга "Дошкольное воспитание", где собраны лекции по педагогике и психологии, которые София Федоровна читала в институте будущим педагогам.

в 1919 году, когда Министерство народного образования оказалось в Каменце-Подольском. Русова, оставаясь на своем посту, также переехала туда. Одновременно вела курс лекций по педагогике в Первом украинском университете, который на то время уже был там открыт (ректором был И. Огиенко).

После победы большевиков оставалась профессором в Каменец-Подольском университете. Глубокое знание своего дела и высокий авторитет среди коллег и студентов вызвали уважение к ней и со стороны новой, советской власти. Но самой власти Русова не восприняла и в 1921 году эмигрировала сначала в Вену к сына, потом, когда в Подебрадах в Чехии была основана Академия, достала туда приглашение. С 1923 г. Русова проживала в Праге, где принимала активное участие в создании Украинского педагогического института им. Михаила Драгоманова, в котором преподавал педагогику.

В период эмиграции (1921-1940 гг.) Русова выпустила ряд учебников и пособий для студентов, которые готовились к педагогической деятельности в дошкольных учреждениях и школах для украинских детей, в частности, книга "Теория и практика дошкольного воспитания". В Праге вышла ее "Дидактика", которая включает систему лекций, прочитанных им в Украинском институте им. М.Драгоманова.

Находясь в эмиграции, Русова не покидала общественной активности, она создавала детские приюты, школы, общины для соотечественников. В поле ее неослабленої внимания всегда были опека над детьми и женщинами. В течение 19 лет возглавлял Украинскую Женскую Совет, созданный в 1920 г. в Каменце-Подольском. С 1937 г. до конца жизни Русова - почетный Председатель Всемирного Союза Украинок. Умерла С.Русова 5 февраля 1940 г. в Праге.

В теоретическом наследии С. Русовой есть большое количество книг и журнальных статей по педагогике, истории образования, сравнительной педагогики. В них систематизированы лучшие жемчужины мировой педагогики и нашли место глубокие размышления и выводы выдающейся просветительницы о предстоящей украинскую школу.

Основная идея и тема, которая объединяет большую часть исследований Русовой - концепция национального воспитания. Может именно потому, что она была дочерью двух народов и выросла среди третьего, украинского, что испокон веков отличался этнической терпимостью и национальным братолюбии, Русовий, как авось ни одному педагогу мира, было присуще острое интерес делами развития национального образования. Вслед за К. Ушинським, педагогическая система которого тоже сформировалась под благотворным влиянием украинской народной идеологии и этнической педагогики, Русова твердо стояла на том, что школа и воспитания в ней могут успешно осуществляться при условии, когда эта школа, это воспитание, будут национальными, народными.

В ряде своих произведений "Национализация школы", "Национализация дошкольного воспитания", "Национализация внешкольного образования в разных народностей России" и др. Русова указывает, что первым шагом построения новой украинской национальной образования является ее национализация. С душевной болью она отмечала ужасающие притеснения всего украинского в условиях Российской империи - и школы, и книги, и театра, и самого языка. Она с горечью признавала, что Украина, Белоруссия и другие страны, в прошлом блестящей культуры, почти сплошной письменности, стали глухой провинцией, где народная масса подряд неписемна.

Ориентиры принципов, которыми следует руководствоваться при создании новой национальной школы, по ее мнению, следует искать в Т. Шевченко: «И чужом учитесь, й свого не цурайтесь». Школа и образование должны впитывать в себя все прогрессивные достижения иностранных реформаторов и в то же время создавать свою систему на национальной почве, учитывая, прежде всего, потребности своего края, национальные требования, исторические традиции братских школ, что в основе имели гуманистические и демократические принципы.

Национализация школы, по мнению Русовой, проводится, прежде всего, обучением детей на родном языке, когда в программу включены ближайшие к жизни науки, используется народная словесная, художественное и музыкальное творчество. В такой школе звучит народная песня, красуются всякие народные изделия, и все это создает такую атмосферу в школе, которая дает психическое удовлетворение ученикам, способствует свободному развитию их духовных сил. Только родная школа может воспитать гражданское сознание, чувства своего человеческого достоинства. С присущей ей гражданской страстностью, болью Русова пишет: «...Народ, не имеющий своей школы, знается с задних. Ему заперта дверь к пышному развития своих культурных сил, он осужден на угнетенное положение... Такому народу, который не имеет своей школы и не заботится о ней, предназначенные экономические нищета и культурная смерть. Вот через что современным лозунгом всякого сознательного украинца должен быть задачи: родная школа на Украине!»

Одновременно Русова предостерегает, что национализация образования, школы нигде не должно приводить к шовинизму. Национальное воспитание через уважение и любовь к своему народу воспитывает в детях уважение и любовь к другим народам.

Для реформирования школы, по мнению Русовой, мало ее национализировать и ввести родной язык. Необходимо изменить весь уклад школы, изменить цели и принципы воспитания, наполнить работу школы новым содержанием. Все это требует научного обоснования. Поэтому Русова ставит требование, чтобы воспитание стало наукой, когда теория и практика идут навстречу друг другу.

Как педагог-теоретик Русова в ряде своих работ, таких как "Новая школа социального воспитания", "Идейные основы школы", "Новая школа", "Дидактика" и др., разрабатывает такие фундаментальные проблемы, как определение цели, задач, содержания, структуры, принципов, методов, форм новой школы, системы образования и воспитания.

Объектом обязательного воспитания, по ее убеждению, должны стать все дети. Все школы должны быть открыты для всех детей, быть национальными и соответствовать социально-педагогическим принципам. Новая школа должна быть активной, строиться на принципе самодеятельности детей.

Русова указывала на важность четкого определения цели и задач воспитания как для теоретической разработки педагогики, так и для практической деятельности каждого учителя. На основе глубокого анализа идей выдающихся педагогов прошлого, передового опыта зарубежной педагогики она определила, что цель воспитания должна заключаться в том, чтобы помочь свободной эволюции духовных и физических сил ребенка и в конечном счете сформировать гармонично развитого человека, то есть человека трудоспособного, социально сознательную, полезную в обществе, с возвышенной любовью к родному краю и с уважением к другим народам.

На основе анализа философских, психологических и педагогических трудов отечественных и зарубежных авторов София Федоровна приходит к выводам, что гармоничную человека можно воспитать в условиях, когда:

1) воспитание будет индивидуальным, приспособленным к природе ребенка;

2) воспитание будет национальным;

3) воспитание будет отвечать социально-культурным требованиям времени;

4) воспитание будет свободным, независимым от тех или иных правительственных требований, на почве общественной организации.

В своих трудах Русова детально проанализировала принципы индивидуализации и социализации воспитания. Индивидуализацию называла первым требованием справедливого воспитания, которое должно формировать индивидуальную моральное сознание каждого ребенка. Но человек становится человеком только в обществе. Только в общности, в тесном жизни всех людей состоит моральный и юридический закон, нравственные задачи и обязанности.

Также указывала на необходимость проведения глубоких психологических исследований как отдельной личности ученика, так и коллектива детей и их окружения, считая это важным условием обеспечения развития природных творческих задатков и способностей школьников.

Русова указывала, что в деле построения новой школы важно использовать лучший исторический и зарубежный педагогический опыт, а также знакомить с ним учителей. В области истории образования и сравнительной педагогики Русова написала много научных трудов: "Современные течения в новой педагогике", "Ж. Же. Руссо", "Песталоцци - Фребелівський дом в Берлине", "Народная начальная школа в Бельгии" и др.

С. Русова вошла в историю педагогической мысли как выдающийся теоретик дошкольного воспитания ребенка. Этой проблеме посвящен ряд его произведений: "Дошкольное воспитание", "Теория и практика дошкольного воспитания", "Новые методы дошкольного воспитания", "Национализация дошкольного воспитания" и др. Она сначала выступала одной из проводниц фребелівської системы воспитания, которая тогда была распространена в Украине. Но глубже изучив эту систему, она не соглашается с ее оторванностью от жизни, когда дети находятся исключительно в мире представлений и символов, и игнорировании особенностей психофизиологического развития ребенка. Поэтому в дальнейшей своей деятельности Русова обращается к педагогической системы М.монтессори, которая на то время была самой передовой в дошкольном воспитании. В противовес фребелівській системе Монтессори обращает особое внимание на гигиену, психофизиологическое развитие, антропологические исследования детей. Это экспериментальная педагогика в ее приспособлении к дошкольников. Одно из главных задач Монтессори видит в подготовке детей к жизни - умении одеваться, умываться, накрывать на стол, мыть посуду, убирать.

Считая, что детский сад должен организовываться на основе современных исследований, достижений психологии и педагогики о закономерности и условия развития ребенка, о наиболее целесообразные методы воспитания, Русова выстраивает свою систему дошкольного воспитания, настаивая на необходимости воспитания дошкольников на национальной почве.

Задача сада, считает Русова, не только пробудить в ребенке его способности, но и привить любовь к родной культуре с помощью дидактических игр, забав, труда, культуры, религии, присущие именно украинскому народу. Дети должны вырастать из этой культуры, чтобы потом ее обогащать.

Русова уделяет внимание трудовом, эстетическому, нравственному воспитанию. Считает, что детям целесообразно заниматься столярством, вязанием, вышиванием. В произведении "Дошкольное воспитание" он отмечает: «Есть у нас на Украине такая работа, на которую надо обратить больше внимания, - это труд круг земли - земледелие. Эта работа так тесно связана с естествознанием, к ней имеют наклон все дети, потому что в них очень дает себя знать инстинктивное желание копаться в земле, возделывать ее. Желательно начинать с самого простого: пусть дети имеют свои вазоны с цветами, которые они сами посеют, сами и будут ухаживать».

Для украинской духовности присуща любовь к прекрасному. Музицирование на разных инструментах, особенно на народных, мир разнообразных звуков и ритмов, игры, инсценировки, различные виды творческого труда, рисования, а также сочетание в систему различных занятий - все это способствует развитию, дает удовольствие ребенку, воспитывает в нее художественный талант.

Много внимания Русова уделяла проблеме учителя. Личность педагога считала центральной фигурой в образовательном процессе. Важный вывод, который делает Русова, заключается в том, что только опытный, счастливый, независимый, а не измученный лишениями и бесправный учитель, принесет наибольшую пользу и ученикам и их родителям. По мнению Русовой, мало еще иметь воспитателей с соответствующей научной подготовкой, надо, чтобы все гражданство понимало большой вес воспитания и создавало лучшие для этого условия.

Формируя требования к учителю, Русова писала: «Это должно быть чрезвычайной моральной красоты человек, непосредственно своими убеждениями, всем своим поведением должна влиять на своих учеников... Учитель должен быть не неким ремесленником, а апостолом правды и науки, который имеет перед собой не только материальную награду за труд, но и большое гуманное задачи».



Назад