Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

14.2. Педагогические взгляды и деятельность П.Блонського


Блонский павел Петрович (1884-1941) - родился в Киеве, окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Преподавал педагогику в Московском университете, здесь же работал на должности профессора и во времена советской власти. С 1921 г. - он ректор Академии социального воспитания, где занимается подготовкой учителей.

Долгое время вместе с Выготским разрабатывал теоретические вопросы педологии, затем отошел от нее и занялся проблемами общей, педагогической и возрастной психологии.

Свои педагогические взгляды Блонский изложил в работах “Трудовая школа“, “Курс педагогики“, в учебнике для начального обучения “Красная зорька“ и др.

Блонский отстаивал самостоятельность педагогики как науки. Настаивал на том, чтобы педагогика опиралась на последние достижения общественных и естественных наук, была связана с философией. Разработал ряд методов педагогического исследования: опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение, статистический метод.

Определяя место воспитания в развитии личности человека, Блонский постепенно пришел к выводу, что наследственность является одним из факторов развития человека, но решающая роль в формировании личности принадлежит воспитанию.

Идеалом воспитания, за Блонським, должен быть человек, в которой сочетались бы глубокие знания о природе, обществе, здоровье, умение познавать и преобразовывать действительность, моральная чистота и богатство эстетических чувств.

Главнейшей задачей школы определял - научить детей жить. Школа не может дать ребенку всю необходимую для жизни сумму знаний, поэтому главное - выработать у учащихся умение и желание приобретать знания на протяжении всей жизни.

Он сторонник активных методов обучения, которые базируются на интересах ребенка и на организации самостоятельной деятельности. Среди активных методов главным называл “исследовательский метод“, который включает детский эксперимент, систематические наблюдения. В этой же связи Блонский рекомендовал экскурсии.

Разрабатывая программу борьбы со школьной неуспешностью, Блонский близко подошел к проблеме уровневой дифференциации учащихся. Он предлагал создавать для слаборазвитых учеников отдельные классы.

Блонский пытался ввести в школах генетический метод. Он считал, что ребенок в своем развитии будто повторяет историю общества. Развитие ума ребенка - копия развития разума человечества. Ребенок генетически (сердцем и мыслью) связана с родной культурой, со своим народом. Этот метод дает опору образованному человеку, делает для нее родину родиной и формирует уважение к народу.

Относительно организации обучения в школе Блонский решительно выступал против метода одновременного изучения учащимися различных наук и предлагал, чтобы ребенок в отдельные отрезки времени занималась только одной наукой. Предлагал в этой связи студийную форму обучения.

Блонский расширил традиционное понимание цели трудовой школы, которая предусматривала прежде всего ручную работу учащихся. Вместо ручного труда он вводит более широкое понятие: социальная работа. Школа должна подготовить общественного работника.

Цель трудового воспитания, за Блонським, заключается в развитии у ребенка умение создавать из вещей и явлений природы предметы, полезные для человечества“. Большое значение он придавал политехнической подготовке школьников.

Много интересных и важных мыслей Блонский выдвинул и относительно подготовки учителя. К воспитания и образованности учителя он ставит три важнейшие требования: быть воспитанным и образованным в современном понимании человеком, быть педагогом вообще, быть знатоком своего науки и ее преподавания.

Требовал изучать психологию еще до того, как изучается педагогика. Сам Блонский преподавал педагогику и психологию в Академии социального воспитания. Педагогику он начинал читать по истории педагогики. Получалось, говорил он, нечто вроде курса “Классики педагогики“. Придавал большое значение педагогической практике студентов, сам руководил ею в Академии.



Назад