Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

14.3. Педагогическая деятельность и теоретическое наследие А.макаренко


Антон Семенович Макаренко - один из самых известных педагогов мира. Родился 13 марта 1888 г. в с. Белополье (ныне Сумская область) в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил городское четырехклассное училище в Крюкове (вблизи Кременчуга) и педагогические курсы при училище. Учительская деятельность началась с 1905 г. работой в Крюковском училище, затем работал в школе ст. Долинская, что на Херсонщине. В период 1914-1917 гг. учился в Полтавском учительском институте. Снова учительствовал в Крюкове и Полтаве. в 1920 году ему поручили организовать вблизи Полтавы в с. Ковалевка колонию для несовершеннолетних правонарушителей. За период работы в этом заведении Макаренко создал принципиально новую систему воспитания, а заведение стал известным во всей стране. 1921 года колонии присвоили имя Горького.

в 1927 году Макаренко принимал участие в организации детской трудовой коммуны им. Дзержинского в Харькове и впоследствии возглавил ее. Здесь он также вводил свою воспитательную систему. в 1935 году оставил коммуну, его назначили заместителем начальника управления детскими исправительными колониями в НКВД. С 1937 г. переехал в Москву, где занимался литературной работой и чтением лекций на педагогические темы для учителей, родителей и общественности. Умер выдающийся педагог 1 апреля 1939 г.

Макаренко оставил богатое педагогическое наследие, написал более 150 произведений (романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии, научно-педагогические статьи), хоть и не создал специальной монографии по педагогике. Наиболее известны его работы "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", "Методика организации воспитательного процесса", "Проблемы школьного советского воспитания", "Лекции о воспитании детей" и др. В 1934 г. его приняли в союз писателей.

Педагогику Макаренко рассматривал как практическую науку, которую можно вывести только из педагогического опыта, закрепив теорией, а не из теорем.

Развивая учение о цели воспитания, Макаренко указывал, что педагог должен иметь перед собой программу человеческой личности, которая охватывает весь смысл личности (внешняя поведение и внутренние убеждения, политическое воспитание и знания). Эта программа должна включать общую "стандартную" часть (воспитание смелости, мужества, честности, трудолюбия и др.) и индивидуальный корректив к ней (развитие индивидуальных задатков, способностей, таланта и призвание). Исходя из условий времени и будучи его продуктом, Макаренко цель воспитания усматривал в подготовке культурного человека, для этого надо дать ей образование, желательно среднюю квалификацию, политически развить, дисциплинировать, развить чувство долга и понятие чести, воспитать качестве хозяина и организатора.

Стержнем педагогики Макаренко является учение об детский коллектив. Он рассматривает полноценный коллектив как необходимое условие наиболее полного развития личности. Во коллективом понимает не случайное собрание людей, а такое, что объединенное общей общественно-ценной целью, совместной деятельностью по достижению этой цели, где имеются органы самоуправления и координации и существуют отношения ответственной зависимости.

Кроме этих существенных признаков коллектива, важным условием его существования называет контактность: члены коллектива должны знать друг друга и иметь о каждом личное мнение. В разных произведениях Макаренко определяет, что коллектив учреждения может объединять максимально от 400 до 1000 членов. Поэтому Макаренко был против школ-гигантов.

Для правильной организации коллектива важным является вопрос о его структуре. Макаренко считал, что структура коллектива должна быть багатоваріативною и динамичной. В решении этого вопроса он отталкивался от идеи, что чем багатогранніші отношения, в которые вступают воспитанники в коллективе, тем интенсивнее происходит формирование личности каждого из них.

Важным структурным звеном общего коллектива Макаренко называл первичный коллектив. Первичный коллектив - это социальная микросреда, которое создается специально для связи между отдельной личностью и коллективом, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, товарищеском, бытовом и идеологическом объединении. Именно первичный коллектив, по мнению Макаренко, должен первым представлять и защищать интересы личности, первым реагировать на ее поступки и поведение.

К организации первичного коллектива Макаренко ставил определенные требования: полная управляемость (содержать не более 15 членов, чтобы не возникали более мелкие объединения неформального характера), социальная нейтральность (быть не менее 7 человек, чтобы не превратиться в группу друзей-приятелей), преемственность поколений и возможность накопления традиций (организация тесного взаимодействия детей разного возраста).

На основе педагогического опыта Макаренко пришел к выводу, что наиболее удачной формой первичного коллектива является різновіковий отряд. Такие отряды он практиковал в коммуне им. Дзержинского, организуя их по производственному признаку. Именно такая организация создавала ячейки, где объединялись и школьные, и производственные интересы детей разного возраста. Но создавать разновозрастные отряды возможно лишь при условии, когда коллектив сложился.

В структурном построении коллектива Макаренко важное место отводил организации его руководства. Это вопрос Макаренко решал, прежде всего, через развитие органов самоуправления, самым главным условием существования которых Макаренко называл их регулярную действенность. Наивысшим таким органом в коллективах Макаренко были общие собрания коллектива, которые решали большинство вопросов. На этих собраниях избирались рабочие органы самоуправления: совет коллектива, санкомісія, хозяйственная комиссия и уполномоченные. Совет коллектива составляли командиры первичных отрядов, которые избирались на общем собрании, администрация заведения и представители комсомольской и пионерской организаций. Уполномоченные организовывали свою работу от имени того или иного рабочего органа самоуправления.

Важную роль в организации коллектива Макаренко отводил сводным отрядам, которые он практиковал еще раньше от разновозрастных. Из них Макаренко начинал свою работу. Это были временные рабочие отряды, которые организовывались для выполнения какого задания и существовали до тех пор, пока оно не будет выполнено. Различные виды работы определяли и различную продолжительность существования отряда. Во главе каждого такого отряда назначался командир из числа тех, кто лучше разбирался в данном задании. Поскольку различных текущих работ было очень много, то и разновозрастных отрядов было также много.

Макаренко предложил классификацию коллективов по стадиям их развития. В зависимости от того, кем предъявляются требования в решении коллективных вопросам (педагогом, активом или каждым членом самого себя), он выделял следующие четыре стадии коллектива:

- первая - коллектива еще нет, руководитель вынужден выступать в роли "диктатора";

- вторая - выделяются активисты, которые поддерживают руководителя и берут на себя часть его полномочий;

- третья - коллектив полностью сложился, большинство функций руководителя переходит в органы самоуправления;

- четвертая - каждый находится на уровне самовоспитания, ставя коллективную требованию сам к себе.

В жизни и развития коллектива Макаренко отводил важное место построении системы взаимоотношений между его членами. Он считал, что в организованном коллективе должны быть отношения ответственной зависимости, общей ответственности за коллективную дело. Требовал как можно больше зависимостей в коллективе. Систему зависимостей Макаренко строил путем сложного переплетения покорения и приказа. Воспитанник должен уметь подчиняться и приказывать.

Важными средствами достижения этого Макаренко рассматривал, прежде всего, сводные отряды и систему уполномоченных. Именно здесь в наибольшей степени переплетались отношения подчиненности и проявлялась коллективная ответственность за дело. Поэтому Макаренко выступал, чтобы сводных отрядов и уполномоченных было как можно больше.

С помощью такой организации коллектива Макаренко удалось внедрить в своих заведениях методику параллельной педагогического действия. Суть данной методики заключается не в прямом влиятельные воспитателя на личность воспитанника, а через первичный коллектив, к которому этот воспитанник входит. Эта методика позволяет снять сопротивление ребенка воспитательным воздействиям, поскольку позиция педагога является скрытой. Но она дает желаемые плоды лишь при условии правильного развития коллектива, когда интересы личности и интересы коллектива находятся в гармонии, когда актив не злоупотребляет своими полномочиями. Методика параллельного действия может применяться параллельно с постановкой прямого требования.

Важным звеном в теории детского коллектива в Макаренко был вопрос о стиль и тон коллектива. Именно стилем и тоном один детский заведение отличается от другого однотипного.

Стиль коллектива составляет систему коллективных поручений и приемов работы, которые осуществляются через установленные коллективные взаимоотношения. Стиль - это практика, это жизнь коллектива. Форму, в которой реализуется стиль, Макаренко называет тоном коллектива. Он выделяет характерные признаки стиля и тона детского коллектива:

1) мажор - постоянная бодрость, никаких мрачных лиц; готовность к полезных действий, но обдуманных, а не к беспорядочным зоологических действий, к истеричности, воплей, криков. Мажор не создается специальным методом, а является результатом всей работы;

2) чувство собственного достоинства, что вытекает из представления о ценности своего коллектива и проявляется в гордощах за него, в сопротивлении проникновению к коллективу чужого, в сдержанном и вежливом отношении воспитанников к приезжей незнакомого человека. Питомец никогда не скажет плохого про свой коллектив чужому человеку. Это чувство возникает тогда, когда организация и состояние вещей в заведении является предметом общей воображения и усилий всего коллектива;

3) умение ориентироваться, что заключается в способности устанавливать в зависимости от обстоятельств и от окружающих людей такую линию поведения, которая больше всего соответствует интересам коллектива; чувствовать тон жизни, тон дня, видеть, что делается "не только перед глазами, но и за затылком";

4) единство коллектива, которая заключается в дружном единении его членов на фоне общей деловой требовательности друг к другу, когда каждый воспитанник не чувствует обособленности и беззащитности в коллективе;

5) идея защищенности, что вытекает из осознания всеми членами единства своего коллектива. Она проявляется как в защите коллективом своих членов от посторонних, так и в готовности каждого воспитанника не допустить унижения любого члена коллектива другими его членами;

6) способность к торможения, которая проявляется в сдержанности в движениях, словах, крикові, в умении уступить товарищу в спорах, в общей вежливости.

7) активность - постоянная готовность к полезного делового движения, а не к неустроенного бега или крика. Для этого время в течение дня должен быть разумно занят, ведь такая активность воспитывается только в организованной деятельности.

Все названные признаки стиля и тона коллектива воспитываются во всех областях его жизни и проявляются, прежде всего, в правилах и нормах внешнего поведения детей.

Важным условием развития детского коллектива Макаренко называл "закон движения вперед". Этот закон означает то, что воспитательную работу надо строить так, чтобы непрерывно росла потребность творить нечто новое, потребность дела. В этой связи Макаренко разработал систему перспективных линий, которая ставила перед воспитанниками далекие и близкие цели, позволяла жить коллектива напряженным, целеустремленным жизнью. Эта система выглядела так: близкая перспектива - вера в завтрашнюю радость, особенно для младших детей; средняя перспектива - проект коллективного действия, несколько отдаленной во времени; далекая перспектива - будущее питомца или будущее заведения.

Большое значение в сплочении коллектива Макаренко отдавал традициям, которые дают возможность сохранить опыт прошлых лет и осуществить преемственность поколений. Именно наличие традиций в коллективе определяет то, насколько он сложился. Они являются тем коллективным законом, который регулирует поведение и избавляет от необходимости решать каждый раз в каждом случае как действовать. С другой стороны, традиции украшают жизнь детей. Живя за установленными традициями, воспитанники чувствуют себя в обстановке особого коллективного закона, гордятся им и пытаются его улучшить.



Назад