Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

14.4. Педагогическое наследие Г.Ващенка


Григорий Григорьевич Ващенко (1878-1967) - один из создателей украинской образовательно-воспитательной системы. Родился на Полтавщине, получил духовное образование (Духовная Академия в Москве). До революции преподавал в различных средних учебных заведениях Украины и России, в большей степени - на Полтавщине. Революция в России и создание Центральной Рады в Украине вдохновили педагога-патриота на активную работу по подготовке педагогических кадров для украинского образования - он работает лектором на курсах переподготовки учителей в Полтаве. 1917 года преподавал в Полтавском учительском институте. С 1918 г. - доцент в Украинском Полтавском университете, который впоследствии стал педагогическим, а с 1927 г. - профессор и руководитель кафедры педагогики в этом же заведении. Здесь написал учебник для студентов-педагогов "Общие методы обучения" (1928 г.), что стал главным произведением педагога. 1933 года Ващенко обвинили в буржуазном национализме, книгу изъяли из всех библиотек, а его самого уволили из института.

В годы немецкой оккупации находился в Полтаве, а после войны вместе с семьей эмигрировал в Германию, в Мюнхен (американская оккупационная зона). Там стал профессором и заведующим кафедрой педагогики в общеизвестном Украинском Свободном Университете, а впоследствии - ректором Украинской Богословской Академии в этом же городе.

Ващенко является создателем украинской национальной педагогики, которая соответствует духовности украинского народа, его исторической миссии и потребностям государственного строительства Украины. Этому предшествовала кропотливая долговременная более 30 лет работа по изучению истории мировых педагогических систем, зарубежного и отечественного педагогического опыта. Результатом стала большая, изданная в Мюнхене в 4-х частях, труд (1949 г.), которое и сейчас используется для лекций по педагогике в Украинском Свободном Университете. Началом и общим названием стал учебник "Общие методы обучения", к которому были дописаны дидактические работы: "Система образования в самостоятельной Украине", "Система обучения", "Организационные формы обучения". Далее идут работы по проблемам воспитания: "Воспитательный идеал", "Воспитательная роль искусства", "Основы эстетического воспитания", "Теловоспитания как средство воспитания воли и характера". Все это творит полный курс педагогики.

Глубоко изучив историю и педагогический опыт украинского народа, Ващенко выбрал оттуда все самое лучшее и создал в произведении "Воспитательный идеал" яркий образ воспитательного идеала украинского человека. Этот идеал построен на двух главных принципах: христианской морали и украинской духовности, и направлен на службу Богу и Украине. Христианская мораль ставит в основу воспитания общечеловеческих стоимости: закон созидания добра и борьбы со злом, искания правды и построение справедливого общества, опирающаяся на законы красоты и любви. Украинская духовность отражает национальные ценности, которые взращенные на протяжении веков и входят в традиций украинского народа. Это все то, что наиболее соответствует психологии народа и его назначению: украинское гостеприимство, восхищение красотой, художественное творчество, склонность к музыке, пению и танцам, быт украинцев с его верностью в любви и т.д. Национальные стоимости зафиксированы и отражаются в песенном фонде, в обычаях украинского народа, в его искусстве, в произведениях лучших украинских художников и писателей, в христианской вере и историческом прошлом. Для создания украинского воспитательного идеала, по мнению Ващенко, надо воссоздать историческое прошлое своего народа с его культурными сокровищами, а также зачерпнуть из сокровищниц других народов том, что лучше и что соответствует нашей духовности.

Ващенко стал создателем украинской национальной системы образования. Он указывал, что за период большевистской власти национальные черты понесли большого повреждения и их нужно восстановить. В своем труде "Проект системы образования в самостоятельной Украине" он подает выкладки, которые предлагает считать выходными в деле реальной развития национальной системы образования. Ее главными элементами Ващенко назвал: идеалистическое мировосприятие, которое исключает большевизм с его материализмом и атеизмом; христианская мораль как основа семьи и здорового общества; высокий уровень педагогических наук; организация педагогических исследований и развитие исследовательских педагогических станций и лабораторий; издание педагогических произведений, школьных учебников и другой литературы для молодежи. Неотъемлемой частью национальной системы образования Ващенко называет семейное воспитание, что обуславливает необходимость психологических и педагогических знаний для родителей.

Ващенко предложил следующую структуру системы образования в свободной Украине:

1. Передошкільне и дошкольное воспитание: материнский уход или ясли (до 3-х лет), детский сад (с 3 до 6-ти лет);

2. Начальная школа (от 6 до 14-ти лет);

3. Средняя школа: классическая гимназия, реальная школа, средние технические школы, учительская семинария, средняя агрономическая школа, средняя медицинская школа (от 14 до 18-ти лет);

4. Высокая школа: университет, высокие технические школы, педагогический институт, академия искусств, консерватория, военная академия (от 18 до 23-х лет);

5. Внешкольное образование;

6. Научно-исследовательские учреждения: академия наук, академия педагогических наук.

Для полноты воспитательного процесса Ващенко указывает на необходимость связи между школой, семьей и воспитательными молодежными организациями. В утверждении твердых моральных законов, без которых общество подвергается розкладові, педагог важную роль отводит религиозному воспитанию и церкви.



Назад