Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

14.5. Педагогическая деятельность и теоретическое наследие В.сухомлинского


Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г. в с. Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области. После семилетней школы учился в Кременчугском педагогическом институте, но через болезнь прервал обучение и впоследствии продолжил его на заочном отделении Полтавского учительского института, получив диплом учителя русского языка и литературы. До войны работал учителем сначала в родном селе, а впоследствии в Онуфриевской средней школе, где его назначили завучем. В годы войны был на фронте, а после тяжелого ранения учительствовал в Удмуртии. После войны - заврайвно Онуфриевского района, с 1948 по 1970 гг. - директор Павлишской средней школы. Он кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР, заслуженный учитель, удостоен звания "Герой Социалистического Труда". Умер 2 сентября 1970 г.

В застойные времена Сухомлинский удостоился самых высоких наград социалистического общества. Сегодня при просмотре событий того времени отношения к деятельности и идей Сухомлинского не изменилось. Его педагогическая концепция високогуманна и демократическая, органично сочетает классическую и народную педагогику. Самым главным в его жизни была любовь к детям. В записных книжках Сухомлинского, которые он вел всю свою жизнь, 3700 страниц, каждая из которых посвящена одному человеку - его ученику: "Три тысячи семьсот человеческих судеб... Каждый ребенок был миром - вполне особым, уникальным".

Сухомлинский является автором целого ряда педагогических трудов: "Павлиська средняя школа", "Сердце отдаю детям", "Сто советов учителю", "Рождение гражданина", "Родительская педагогика" и др. Всего написал 41 монографию, более 600 научных статей.

Педагогическое наследие Сухомлинского многоаспектная, ее пронизывает проблема проектирования человека, которая основывается на идее всестороннего развития личности. Все стороны воспитания (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое) он рассматривал в единстве, считая, что при упущении чего друга не разрешится ни одно воспитательное задачи. В Павлышской средней школе, которой руководил педагог, воспитательная работа была направлена на то, чтобы дать ребенку, прежде всего, духовную полноту и насыщенность жизни.

Формирование культуры умственного труда школьника. Педагогом была введена в Павлышской средней школе система умственного воспитания, направленная на развитие у учащихся жизненной ценности знаний, на привлечение их к умственного труда, на выработку у них умения и желания учиться. Он призвал к созданию в школе культа знаний. В Павлышской средней школе ученикам прищеплювалась мнение, что знание не путевка в вуз, а богатство, которое является необходимым независимо от того, кем станет ребенок.

Сухомлинский считал, что успешное умственное воспитание возможно при условии, когда учитель на каждом уроке будет одновременно вызвать у учеников жажду к обучению и учить их учиться. С этой целью в Уже практиковались уроки мысли, творческие задания, создание высокого интеллектуального фона, привитие любви к чтению, создание гуманного и требовательного подхода к оцениванию, умелая организация выполнения домашних заданий, воспитание самодисциплины в умственном труде. Последнюю Сухомлинский рассматривал в тесной связи с укреплением здоровья учащихся, считая, что в большинстве случаев их отставание в учебе главной причиной является плохое состояние здоровья. Успех в обучении начинается с заботы о том, как питается и как спит ребенок, которое ее самочувствие, как она играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе.

Преследуя идею привлечения учеников к умственного труда, Сухомлинский утверждал, что последняя является не просто сидение на уроке или дома за книгой. Умственный труд - это усилие мысли. Мышления у учащихся появляется там, где есть потребность ответить на вопрос, стремясь к сочетание труда души, мышления и рук. Важное место в этом отводил проблемному обучению, когда новый материал учитель преподносит как проблему, которую ученики вместе с ним должны решить.

Сухомлинский заметил, что мнение у детей начинает работать, если их привести в лес, на луг, в поле, и там ставить детям тысячу вопросов "почему", там ждать ответа и добиваться ее. Эмоциональная радость, совместное переживание красоты, совместное стремление понять и дают это желание пробуждение мысли. С точки зрения Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В связи с этим он практиковал в своей работе уроки мысли. Это были уроки на природе, где детям можно задавать тысячи вопросов. Урок в природу - путешествие к источнику живой мысли. Пробуждению мысли способствовало желание понять природные явления, наблюдения за ними. Сухомлинский считал, что труд мысли невозможна без детского творчества. Он привлекал школьников к сдаче сказок, произведений, самостоятельного изучения отдельных тем и др.

Идею превращения образования в важную жизненную ценность Сухомлинский тесно связывает с отсутствием или наличием у учащихся интереса к учение. Он ставит требование, чтобы учение для учеников было радостным трудом. Единственным источником огоньке любознательности, жажды к знаниям называет радость успеха в труде, а главным средством достижения этого считал правильное оценивания учащихся. "Оценка должна вознаграждать трудолюбие, а не наказывать за леность и нерадивість. Но нельзя допустить, чтобы оценка баловала учеников, чтобы не создалось легкомысленное отношение к учебе. Ребенок должен осознавать оценку как результат умственных усилий".

Интерес к обучению, общее развитие ученика невозможны, если в классе нет интеллектуального фона - постоянного обмена знаниями в классе между учениками, если программный материал не опирается на большое количество материала позапрограмного. Важным источником интеллектуального фона является развитие увлечений школьников. Каждый ученик должен иметь свой любимый предмет, где он знает больше других.

Большое внимание в Уже уделялось чтению. Сухомлинский не представлял себе полного, всестороннего развития подростка, юноши, девушки без того, чтобы они не имели своих любимых писателей. Обязательным требованием к детям было за школьные годы перечитать 200 книг из золотого фонда мировой литературы, а к педагогов ставил требованию обучать школьников работать с книгой.

В воспитании культуры мышления определенное место отводилось шахматам, которые дисциплинируют мышления, развивают память, воспитывают сосредоточенность, целеустремленность.

Для выработки умения учиться важно соблюдать самодисциплины в умственном труде.

По мнению Сухомлинского, нельзя сводить духовный мир маленького человека лишь к обучению. Если учителя будут стремиться к тому, чтобы все силы школьника были поглощены уроками, его жизнь станет невыносимой.

Исходя из одной из основных идей своей педагогики - полноты счастья ребенка - Сухомлинский считал, что ребенок не может быть счастливой, когда ей в школе плохо. Залог счастья - в школьных успехах. Ребенку надо помогать учиться. Надо дать ей почувствовать себя достаточно способной для овладения школьной наукой. Решать эту проблему Сухомлинский советует через открытие даже перед самым трудным учеником тех сфер его развития, где он может достичь вершины, быть лучше других. Этому способствует, прежде всего, привлечение детей к участию в различных кружках.

Для преодоления слабых сторон (в т. ч. и неуспеваемости по тому или иному предмету) ребенок черпает моральные силы в своих успехах в других видах деятельности, где она может лучше проявить себя, раскрыть свои духовные силы. Воспитатели в Уже видели свою задачу, прежде всего, в том, чтобы заметить в каждом воспитаннике все самое лучшее и развить его, не ограничиваясь рамками школьной программы.

Формирование нравственных убеждений и поступков. Сухомлинский утверждал, что моральное развитие является той сферой, где царит безгранична и настоящая равенство, где каждый, даже самый трудный ученик, может достичь вершины, быть великим и неповторимым. Основой нравственного воспитания подростка, показателем его моральной зрелости, по мнению педагога, есть идеал Родины. Нравственная воспитанность, духовное благородство человека в годы отрочества достигаются тем, что ребенок видит мир через свой долг перед Родиной; самой дорогой для него святыней есть честь, слава и независимость Родины.

Нравственная воспитанность человека невозможна без усвоения ею соответствующих нравственных знаний: "Ребенок делает плохое не всегда потому, что ее учат делать плохое, а чаще потому, что ее не учат делать хорошо".

Сухомлинский не представлял себе воспитание без постоянных рассказов воспитателя о хорошие поступки людей, без объяснения правил морали. Он составляет хрестоматию маленьких поучительных рассказов, выискивает такие рассказы и истории в книгах, газетах, журналах. Однако больше всего боялся Сухомлинский, что разговоры останутся только разговорами, превратятся в пустословие. Если детей взволновало слово педагога, это волнение обязательно должно вылиться в дело, в работу, в помощь людям, школе, колхоза. При таком сочетании (слово учителя - взволнованность - совместная работа воспитанников и учителя) у детей возникает чувство удовлетворенности.

В Уже милосердия, сердечность, благородство воспитываются у детей через праздника Матери, Розы, закладки сада благодарности (сад престарелых). "Переживая бескорыстную радость созидания добра, ребенок приобретает драгоценное богатство души, она чувствует сердцем, когда и где товарищу, другу, любимом человеке, который живет рядом, надо помочь".

Воспитание эстетических ценностей и формирование умения создавать прекрасное. Эстетическое воспитание, по мнению Сухомлинского, это - воспитание красотой, воспитание стремления жить по законам красоты. Указывая на украинскую народную мудрость, которая гласит: "Держа в руках скрипку, человек не способен на дурное", выдающийся педагог поставил в Уже ведущим задачей эстетического воспитания, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, или научить понимать, ценить и создавать прекрасное.

Эстетическое наслаждение школьники получали в ходе наблюдений среди природы, где они учились в младшем школьном возрасте творить сказку... Детям объясняли, что человек стал человеком не только потому, что научилась своими руками делать орудия труда, но и потому, что научилась ценить и создавать красоту окружающей среды. Олицетворением последнего в Павлышской средней школе стали праздники цветов - ландышей, тюльпанов, сирени, роз, хризантем. Средствами эстетического воспитания были также музыка, живопись, красота образов художественных произведений и сказки.

Достижения гармонии здорового тела и духа. По мнению Сухомлинского, физическая культура является элементарной условием полноты духовной жизни, интеллектуального богатства, облагораживания всех других сфер человеческой личности. Под его руководством физическое воспитание в Павлышской школе направлялось, прежде всего, на укрепление здоровья детей, достижения гармонии здорового тела и духа.

Основными видами занятий по физической культуре Павлиська средняя школа выбрала гимнастику и легкую атлетику. Цель таких занятий - воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость. Возникновение эстетического удовольствия предоставляется значение при выполнении таких упражнений как бег, ходьба на лыжах, плавание. На соревнованиях из этих и других видов спорта стало правилом учитывать красоту, гармонию движений, а скорость считалось второстепенным элементом.

Спорт становится средством воспитания лишь тогда, когда он - любимое занятие каждого. По мнению Сухомлинского, гармония здорового тела и духа невозможна без радости. Тем более, что здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму питания, труда, отдыха. Это, прежде всего, забота о гармоническом полноту всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.



Назад