Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 1. Главные понятия и категории дидактики


Некоторые исторические аспекты развития дидактики. Дидактика как наука берет свое начало с выдающегося произведения великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 -1670) "Большая дидактика"[11]. Конечно, практика воспитания существовала уже и тогда, когда даже некой систематизированной педагогической теории еще не было. И к Я.Коменського были школы, в них обучались дети и их учили учителя, а педагоги писали свои трактаты и рассуждали о проблемах школы и образования. Однако судьба распорядилась так, что именно Я.Коменський стал основателем научной педагогики. Проследим, хотя бы схематично, линию развития дидактики от ее зарождения до наших дней.

Впервые педагогическая мысль, которая отражала практику господствующих классов, зарождается в системе философии древнего Востока, в Єгипті, Китае, Индии. Особого расцвета философия достигла в Афинах. Великий древнегреческий философ Демокрит (460 до н.э. - ?) создал обобщающие труда во всех отраслях современного ему знания. "Познай самого себя" - это старинное высказывание Сократ (470-399 до н.э.) напоминал своим собеседникам постоянно. Первую целостную педагогическую систему, построенную на широкой философской основе, создал Платон (427-347до н.э.) (педагогика была одним из разделов его учение о государстве). Однако она была нежизнеспособной и заметных следов в теоретической и практической педагогике не оставила.

Один из величайших мыслителей мира - великий Аристотель (384-322 до н.э.) тоже сделал значительный вклад в развитие взглядов на обучение и воспитание. Воспитание, по его мнению, должно обеспечить гармоничное сочетание физического, морального и умственного развития человека. Он требовал учитывать возрастные особенности детей и был убежден, что воспитание должно быть делом не частной, а государственной. По его мнению, человек от природы достает лишь зачатки способностей, которые она может развить воспитанием.

Значительный теоретический педагогический наследство оставил римский философ Марк Фабій Квінтиліан (35-96рр. н.э.) - первый из теоретиков педагогики. Он считал, что почти все дети имеют способности к обучению, которое предлагал начинать самое раннее. Квінтиліан разработал целостную систему дидактических рекомендаций, обосновал требование учета индивидуальных особенностей учащихся, рассмотрел проблему соотношения природы человека и воспитания и проблему их взаимосвязи, сформулировал вывод о том, что на ранней стадии развития ребенка все решают природные данные ребенка, а для высшей степени развития соотношение уже другое. Школа, которой он руководил, стала первой в Риме, которая получила статус государственной, поскольку на ее содержание государство выделило значительные средства.

В истории человеческой цивилизации период XIV - XVI вв. оставил свой след как эпоха Возрождения. Это была величайшая из революций, которые к тому времени знало человечество. Отцом экспериментальной науки стал Ф.Бекон (1561-1626). Он впервые в науке разработал индуктивный метод познания, ввел собственную классификацию наук, в которой педагогика имела свое место, то есть педагогика уже была выделена как самостоятельная наука, хотя предмет ее изучения был очерчен очень неопределенно.

Первым, кто разработал педагогику как относительно самостоятельную отрасль теоретического знания (главным образом дидактике) с четким пониманием предмета исследования, был, как об этом говорилось выше, Я. Коменский. Без сомнения, он был одним из самых известных педагогов-теоретиков Западной Европы и одним из самых опытных учителей своего времени. Однако свое слово сказал то время, в которое жил и творил великий педагог. По словам самого Я.Коменського, на то время было накоплено много разного образовательного материала. Неопределенность задач образования, объема и содержания образовательного материала, а, следовательно, и правильного метода обучения, обусловили необходимость всю дело обучения и воспитания поставить на научную основу. Кроме того, эпоха Возрождения открыла перед человеком неизведанные миры: мир природы, мир истории и мир человека. Нужно было имеющиеся знания о эти миры свести в единую систему, сделать, если и не предметом изучения, то, по крайней мере, пригодным хотя бы для ознакомления с ними учеников. Наконец, еще один аспект жизни тогдашней школы: она была засильем скуки, физических издевательств над учениками, примитивного содержания. Нужно было искать ответы на поставленные вопросы.

Время позвал Я.Коменського. Своей "Большой дидактикой" он дал ответы на многие из поставленных жизнью вопросам и определил ориентиры для поиска ответа на все другие педагогические проблемы. В своей творческой работе Я. Коменский сполна использовал опыт, который на то время мало человечество в деле обучения и воспитания. А он, этот опыт, был значительным. Я.Коменський обобщил имеющийся опыт применения элементов классно-урочной системы обучения, разработал стройную теорию этой системы, ввел принцип природосообразности как аксиому педагогики, выдвинул ряд правил обучения, дал ответ на вопросы, связанные с содержанием, методами, средствами и организационными формами обучения.

Исходя из бэконовской философии Я.Коменський считал, что в основе практики обучения должно быть познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и чужих суждений о них. Суждения авторитетов о них нельзя считать единственной основой обучения. Необходимо учить на основе доказательства, с помощью внешних чувств и ума.

Свою педагогическую систему Я. Коменский создавал в то время, когда была очень острая борьба между капитализмом, который рождался, и феодализмом, что відживав. Поэтому и не удивительно, что его "Большая дидактика" была забыта почти на два века. Конечно, педагогические взгляды таких просветителей, как английский философ, педагог, психолог Дж.Локк (1632-1704), французские просветители - выдающиеся мыслители своего времени Ш.монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Е. Кондільяк (1715-1780), П. Гольбах (17123-1789), К. Гельвеций (1715-1771), Д. Дидро (1713-1784), Ж. Руссо (1712-1778), которые жили и творили после Я.Коменського, тоже оставили после себя очень заметный след в научной сокровищницы человечества, в том числе и в педагогике. В одном из писем неутомимый трудоголик Дидро писал: "Если Даламбер бескінечно лучше меня умеет решать дифференциальное уравнение, то я могу гораздо лучше формировать душу, воспитать ее, вселять в нее прочную и глубокую любовь к истине, к добронравию", а великий Руссо своим произведением "Эмиль, или о воспитании" намного опередил время.

Следующие шаги в развитии дидактики связанные с уточнением положений Я.Коменського, а, в определенной степени, и с их коррекцией. И здесь на первый план выступает деятельность выдающегося швейцарского педагога И. Песталоцци (1746-1827). Конечно, И. Песталоцци в педагогике шел своей дорогой, но он уже знал "Великой дидактике", опирался на нее. В много положений Я.Коменського он внес свои коррективы. Каждое свое предвидение, педагогическое суждение или умозаключение он пытался проверить путем кропотливых экспериментов. Й.Песталоцці впервые предпринял попытку объединить обучение и продуктивную работу так, чтобы эта работа служила воспитанию. Идея развития умственных способностей детей во время обучения и до нашего времени является своеобразным знаменем передовой педагогической мысли, недаром К.Ушинський назвал ее "большим открытием Й.Песталоцці". Вклад великого швейцарского педагога в дидактике чрезвычайно велик.

Я.Коменський, например, принцип природосообразности рассматривал как природонаслідування, то есть как соответствие внешним формам природы. Й.Песталоцці, наоборот, природосоответствие понимал как соответствие всех действий учителя природе ребенка, то есть акцентировал внимание на внутренней стороне природосообразности. Если Я.Коменський понимал наглядный как такой, которому можно дать механический или геометрический образ, то Й.Песталоцці под наглядным понимал, как сведение к элементарного.

Следующий шаг развития дидактики сделал выдающийся немецкий педагог А.Дістервег (1790-1866). Кроме того, что он пропагандировал и распространял учение Й.Песталоцці, он ввел принцип культуровідповідності, который дополняет принцип природосообразности и требует изучать и учитывать потребности общественного развития. Он раскрыл необходимость активного начала в усвоении учащимися знаний, показал взаимосвязь, взаимообусловленность правил и принципов обучения, их относительность, податливость, вариативность. Это ему принадлежат слова: "Истина находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянное, кроме изменений". А.Дістервег не соглашался с утверждением старых учителей: "Что бы не изучали ученики, оно в жизни им пригодится, потому что чем больше знаний они будут, тем лучше для них". Он показал, что изучать нужно тот материал, который потребуется для их движения вперед.

Очень весомый вклад в развитие педагогики и дидактики в частности сделал большой отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он по праву считается нашим педагогическим гением. Прожив всего неполных 47 лет и посвятив педагогике меньше чем половину своей жизни, он внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой педагогической мысли. К. Ушинский заложил основы нашей педагогики. Он написал учебники для начальной школы, которые, например, его "Родное слово", переиздавались много раз. Он фактически создал отечественную теорию урока и классно-урочной системы обучения.

Значительный шага развития дидактики сделали П. Каптєрев (1849 - 1922) и другие представители мировой и отечественной педагогической мысли.

В советский период дидактика развивалась в направлении поиска путей научного обоснования содержания обучения, решения проблемы методов обучения. В 20-е годы главное практическое задание заключалось в том, чтобы содержание образования и обучения привести в соответствие с решением актуальных социальных проблем и создать новую педагогическую концепцию содержания школьного образования. В 1923 г. были введены в практику школы комплексные программы. Эти программы ставили целью избавиться от одного из существенных недостатков тогдашней школы, а именно, отрыв школьного обучения от жизни, изолированность учебных предметов друг от друга. Через значительные обстоятельства идея комплексных программ была фактически скомпроментована, и в начале 40-х годов они были сняты с использования, а педагоги-теоретики к этой идее больше не возвращались.

Проблема методов обучения привлекала к себе многих педагогов-исследователей, был достаточно хорошо проработан исследовательский метод обучения, который имеет значительные возможности для развития активности и самостоятельности учащихся, ему даже приписывалась ведущая роль в школьном обучении. Значительный вклад в разработку многих дидактических проблем сделал известный советский дидакт М. Скаткін. Он сформулировал следующие принципы обучения как принцип научности, принцип связи обучения с жизнью. В 60-70-е годы, опираясь на исследования выдающегося психолога Л.Виготського, был сделан вывод о больших познавательные возможности детей младшего школьного возраста и перехода на трехлетний курс начального обучения (исследование Л .Занкова), было выдвинуто и обосновано идею необходимости изучения основ наук на высшем уровне обобщения (концепция Д.эльконина, В.Давидова).

Принципиально важным оказалось положение о единстве содержательной и процессуальной сторон обучения (В. Краевский, І.Лернер). Получил совершенно новую трактовку принцип доступности в обучении (Л .Занков), был введен принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.Бабанський).

Поиски оптимальных условий для развития познавательной деятельности учащихся, их творческой самостоятельности привели к возникновению проблемного обучения (І.Лернер, М.Махмутов), внедрялась программированное обучение, исследовались проблемы усовершенствования классно-урочной системы обучения в сочетании с индивидуальной и групповой построением занятий, вводилось тестирования.

Последним десятилетием актуальными для украинской дидактической мысли есть проблемы содержания обучения (стандартов образования), цілепокладан-ня (структуры и классификации целей обучения), разработка технологий обучения, системы контроля и оценивания учебных достижений учащихся (12-балльная шкала оценивания), проблемы развивающего обучения в средних и старших классах, переход на дифференцированное обучение, внедрение модульного обучения, совершенствования организационных форм обучения, разработки и внедрения технологий личностно-ориентированного обучения.

Проблемы, которые решает дидактика. По определению основоположника научной педагогики Я. Коменского, дидактика - теория обучения. Это название происходит от древнегреческого "сіісіакіісоз", что в переводе означает "то, что учит". Как наука, она берет начало из "Большой дидактики", фундаментального труда Я. Коменского. Уточняя ее имя, он пишет, что это универсальная теория учить всех всему, и при том учи ты с надежным успехом, так, чтобы не могло быть неудач, чтобы ни учеников, ни в тех, кто учит, не было скуки, чтобы обучение проходило с радостью, учить Основательно, не поверхностно, не для формы, а приближая учеников к истинной науки, учить добрым правилам поведения и глубоком благочестию " [11, 208].

Своими корнями дидактика выходит из народной педагогики, этого многовекового обобщенного народного опыта обучения и воспитания молодого поколения, который основывается на народной мудрости и выражается в пословицах, поговорках, традициях, обрядах и т.д. "Чего Иван не научится того, Иван не будет знать", - в этих простых словах, образной и лаконичной форме народ выразил мнение, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. По словам того же Я. Ко-менского "она только в этом возрасте и может происходить" [11,208]. Четкая и понятная мысль: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - не требует никаких дополнительных пояснений и аргументаций.

Необходимым условием развития общества является передача из поколения в поколение обобщенного в различных видах человеческой деятельности опыта. Младшее поколение людей не только усваивает этот опыт, но и со временем развивает, расширяет и обогащает его. Это в свою очередь обеспечивает прогресс всех сторон общественной жизни, развитие общества в целом.

Однако, общество составляют человеческие индивиды, а потому усвоение и развитие обобщенного человеческого опыта каждым конкретным индивидом - это индивидуальное аккумулирования им этот опыт и на этой основе развитие его сущностных (творческих) человеческих сил. Передача, усвоение и развитие общественного обобщенного опыта - это вечная дилемма человечества, к тому же она остается актуальной столько, сколько живет само человечество.

На любом этапе исторического развития общества всегда выступают два процесса: с одной стороны - познание окружающего мира, а с другой - обучение подрастающего поколения. Задача познания-открытие новых фактов и законов развития объективного мира, задача обучения - вооружить людей теми знаниями и опытом, которых достигло познания. Поэтому важно не только раскрыть закономерности процесса обучения, то есть установить, как учить, но и не менее важно что учить, какие знания, опыт, что из накопленного наукой нужно передать следующему поколению. Возникает, таким образом, ряд проблем, которые необходимо решить, а именно:

  • как определить содержание опыта, который нужно передать младшему
    поколению;
  • как обеспечить усвоение этого опыта;
  • как обеспечить развитие человеческих творческих сил каждого индивида.

Эти проблемы и решает педагогическая наука и практика, в частности такая ее часть как дидактика. Поэтому сейчас дидактика - это не только теория обучения, современная дидактика - это теория образования и обучения.

Главные понятия и категории дидактики. Лишь небольшая часть того, что познает человек, может быть охвачена чувственным созерцанием. В основном познания осуществляется мышлением с помощью понятий, суждений, умозаключений. Каждая наука обладает своим специфическим арсеналом логических средств мышления, с помощью которых она осмысливает свойства и суть своих объектов изучения, и поэтому каждая из них оперирует своими понятиями. Понятие - это форма мысли, которая отражает определенный объект или класс объектов в их существенных свойствах. Они возникают на основе чувственного познания явлений и предметов объективного мира.

Каждая наука оперирует понятиями различной степени обобщения и значимости, но фундамент каждой из наук составляют главные понятия - категории. Категория - это предельно общее понятие в рамках данной предметной области. Категории - это результат абстрагуючої деятельности мышления. Вокруг категорий, а точнее, вокруг системы категорий данной науки строится вся ее понятийная система. Категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена только как элемент всей системы категорий.

Дидактика - часть педагогики, поэтому она использует некоторые общепедагогические и психологические категории.

К ним следует отнести такие, как "образование", "умственное развитие", "знания". Коренные дидактические категории - "обучение", "содержание обучения", "методы обучения", "принципы обучения", "цели обучения", "организационные формы обучения", "урок", "дидактическая система" и др. Вокруг этих категорий, как вокруг ядра в атоме, строится вся система понятий дидактики. К ним необходимо отнести обучение, преподавание, виды обучения, оценки и т.д. Пытаясь найти решение указанных выше проблем, дидактика предоставила им своего специфического смысла и значения. Этими понятиями она пользуется как базовыми, главными, поэтому рассмотрим некоторые из них.

Образование - это единство процесса и результата передачи младшему поколению обобщенного опыта, накопленного человечеством. Образование - это процесс аккумуляции общественного опыта каждым конкретным индивидуумом, а следовательно - процесс его развития, то есть процесс и результат развития субъективных сущностных человеческих сил и возможностей. Современная педагогическая наука рассматривает образование как процесс, имеющий целью выявить и максимально развить у школьников индивидуально наиболее значимые, доминантные задатки. Она осуществляется через обучение и воспитание, которые функционируют как равноправные факторы, но имеют выраженную специфику и тем дополняют друг друга.

Как видим, понятие образования объемное и охватывает множество аспектов содержания и процесса передачи обобщенного человеческого опыта.

Что такое развитие'? Это философская категория. Развитие - это необратимая, определенным образом направлена и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, что приводит к возникновению нового качества. Педагогическое понимание развития охватывает развитие физических, умственных, эмоциональных, духовных и других сущностных человеческих сил. В дидактике под понятием развития понимают прежде всего умственное развитие, т.е. развитие мышления, памяти, воображения, становление культуры умственного труда.

Содержание категории "обучение" раскрывается утверждением, что обучение - это главный путь образования, особый вид такой деятельности, в ходе которой школьники овладевают знаниями, умениями и навыками, в них формируется научное мировоззрение, обеспечивается ментальное, психическое и физическое развитие, формируются нравственные черты, эстетические вкусы, профессиональные интересы. К дидактических категорий относим и дидактический систему, суть и содержание которой раскроем ниже.

Понятие "учение" в трактовке разных педагогов имеет несколько разный смысл. Я. Коменский под учінням понимал приобретения знаний из различных наук и умения решать разнообразные задачи и выполнять действия с использованием знаний. Выдающийся немецкий педагог А.Дістервег трактовал учение как получение знаний, умений, навыков с определенных научных дисциплин, а известный немецкий философ и педагог. Гербарт (1776 - 1841) под учінням понимал усвоения знаний, умений, навыков. Выдающийся русский педагог П. Каптєрев понимал учение внутренним боком педагогического процесса, а известный психолог советских времен Л. Рубин-штейн (1889-1960) под учінням понимал получения учеником познавательного опыта, знаний, умений, навыков. Приведенные выше определения учения помогают понять суть этого понятия.

Преподавание - деятельность учителя в процессе обучения. Под этим понятием подразумевают не просто рассказ, объяснение, демонстрация образца выполнения определенного задания, как кажется на первый взгляд, на что ориентирует и этимология самого термина "преподавание". В ходе этой деятельности учитель выполняет большой круг функций, одновременно обучает учащихся, обеспечивает их умственное развитие, воспитывает, организует, контролирует и т. д. Поэтому эту деятельность правильнее было бы назвать другим термином, например, "научуванням".

Принципы обучения - категория дидактики. Это положения, которые положены в основу формирования содержания обучения, выбора методов обучения, в основу разработки и конструирования форм организации обучения. Это своеобразные требования, выполнение которых позволяет не только теоретически, но и практически создать и реализовать систему обучения. В переводе с латинского языка термин "принцип" означает первооснова, начало, правило. В контексте этого определения принципы - это основа, система требований для создания и реализации системы обучения.

Рассмотрение всех других понятий мы продолжим во время раскрытия соответствующих разделов пособия.

Итог. На любом этапе исторического развития общества всегда выступают два процесса: с одной стороны - познание окружающего мира, а с другой - вооружение людей теми знаниями и опытом, которых достигло познания. Возникают проблемы, которые необходимо решить, а именно: что изучать, как и с помощью каких средств изучать. Эти проблемы и решает дидактика. Фундамент каждой науки составляют ее категории. Главными дидактическими категориями являются: образование, обучение, преподавание (научування), принципы, методы, средства обучения и т.д.



Назад