Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

15.1. Демократизация общественной жизни в Украине в середине 80-х годов и начало возрождения национальной школы. Закон Украины “Об образовании”


В конце 80-х годов, в результате перестроечного направлении политики М.горбачева, в Украине произошел ряд событий, которые всколыхнули национальное самосознание украинцев. Принята Декларация о государственном суверенитете Украины, провозглашена независимость, принят Закон о языках, состоялся Первый Конгресс Международной ассоциации украинистов, избран Президента Украины, в конце концов, что имеет особое значение для педагогов, развития образования, принят закон «Об образовании», проведен Всеукраинский съезд работников образования, на котором утверждена государственная программа «Образование XXI век».

4 июня 1991 г. было принято постановление Верховного Совета УССР «О порядке введения в действие Закона УССР «Об образовании» (принят Верховной Радой 3.05.91 г.).

В соответствии с Законом целью образования является всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественного выбора, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными работниками, специалистами.

Образование в Украине основывается на принципах гуманизма, демократии, национального самосознания, взаимоуважения между нациями.

Украина признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества.

В ст. 3 «Закона» определяется право на образование независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, социального и имущественного состояния, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, вероисповедания, состояния здоровья, места жительства и других обстоятельств. Это право обеспечивается:

- разветвленной сетью НВЗ, основанных на различных формах собственности, научных учреждений, учреждений повышения квалификации, переподготовки кадров;

- открытым характером НВЗ, созданием условий для выбора профиля и воспитания в соответствии с способностей, интересов гражданина;

- разными формами обучения - очной, вечерней, заочной, экстернатом, а также педагогическим патронажем.

Для получения документа об образовании граждане имеют право на государственную аттестацию.

В ст. 5 сформулированы основные принципы образования:

- доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством;

- равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;

- гуманизм, демократизм;

- приоритетность общечеловеческих духовных ценностей над политическими и классовыми интересами;

- органическая связь с национальной историей, культурой, традициями;

- независимость государственной системы образования от политических партий, других общественных и религиозных организаций;

- научный, светский характер образования в государственных НВЗ;

- интеграция с наукой и производством, взаимосвязь с образованием других стран;

- гибкость и предсказуемость системы образования;

- единство и преемственность системы образования;

- непрерывность и разнообразие образования;

- соответствие мировому уровню образования;

- сочетание государственного управления и общественного самоуправления в системе образования.

В ст. 8 речь идет об отделенности НВЗ от церкви, об их светский характер.

В ст. 9-15 речь идет об управлении образованием и общественное самоуправление в системе образования, полномочия органов государственного управления образованием и местных Советов народных депутатов в области образования.

В Законе «Об образовании» впервые речь идет о создании психологической службы в системе образования и о социально-педагогический патронаж, а также акцентируется внимание на медицинском обслуживании, организации питания в ВУЗЫ, обеспечении здоровых и безопасных условий учебы и труда (ст. 21-23).

В ст. 25 «Структура системы образования» перечислено ее структурные компоненты:

- дошкольное воспитание;

- общее среднее образование;

- профессиональное образование;

- высшее образование;

- последипломную подготовку;

- аспирантуру;

- докторантуру;

- повышение квалификации, переподготовку кадров;

- внешкольное обучение и воспитание;

- самообразование.

В ст. 26-44 речь идет о конкретную деятельность этих компонентов.

В разделе III «Участники учебно-воспитательного процесса» речь идет о правах и обязанностях воспитанников, учащихся, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, аспирантов, докторантов.

Все они имеют право на:

- выбор профиля, формы обучения, индивидуальных программ, внеклассных занятий;

- пользование учебно-производственной, научной, культурно-спортивной, бытовой, .оздоровчою базой НВЗ;

- доступ к информации во всех областях знаний;

- участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской и других видах научной деятельности, конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсах;

- получения направления на обучение, стажировку в других заведений, в том числе за границу;

- продолжение образования по профессии, специальности согласно полученной квалификации;

- личную или через своих представителей участие в общественном самоуправлении, в обсуждении и решении вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской работы, назначение стипендий, организации досуга;

- участие в добровольных самодеятельных объединениях;

- безопасные и безвредные условия учебы и труда;

- обеспечения общежитиями, интернатами, стипендиями;

- трудовую деятельность во внеурочное время независимо от возраста;

- перерыв обучения в высшем учебном заведении, профессиональном училище;

- пользование услугами учреждений здравоохранения, средствами лечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

- защита от любых форм эксплуатации, физического и психического насилия, от действий администрации, педагогических, других работников, нарушающих права или унижающих их честь и достоинство.

В соответствии с Законом запрещается отвлечение участников НПП за счет учебного времени на работу и осуществление мер, не связанных с процессом обучения.

Обязанности участников НПП предусматривают:

- систематическое и глубокое овладение знаниями, практическими навыками, профессиональным мастерством, повышение общо-культурного уровня;

- соблюдение устава, правил внутреннего распорядка НВЗ;

- соблюдение законодательства, моральных, этических норм общежития.

В ст. 49-53 речь идет о занятие педагогической деятельностью, права и обязанности педагогических работников, гарантии государства и поощрения их.

Педагогические работники имеют право на:

- защиту профессиональной чести, достоинства;

- свободный выбор форм, методов, средств обучения, выявление педагогической инициативы;

- индивидуальную педагогическую деятельность;

- участие в общественном самоуправлении, выборах руководителей НВЗ, если это предусмотрено их уставами;

- пользование удлиненной оплачиваемым отпуском;

- льготное обеспечение жильем в порядке, установленном законодательством;

- получение натуральной оплаты в сельской местности на уровне работников сельского хозяйства;

- повышение квалификации, переподготовку, свободный выбор содержания программ, форм обучения, организаций и учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку.

Обязанности педагогических работников:

- обеспечить условия для усвоения учащимися, учащимися, студентами и т. п. учебных программ на уровне обязательных государственных требований, способствовать развитию способностей детей, учащихся, студентов;

- настановленням и личным примером внушать уважение к принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, преданности, патриотизма, гуманизма, доброты, сдержанности, трудолюбия, умеренности, других добродетелей;

- воспитывать уважение к родителям, женщины, культурно-национальных, духовных, исторических ценностей Украины, страны происхождения, государственного и социального устройства, цивилизации, отличных от собственных, бережное отношение к окружающей среде;

- готовить к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими, национальными, религиозными группами;

- придерживаться принципов педагогической этики, морали, уважать достоинство ребенка, ученика, студента;

- защищать детей, молодежь от любых форм физического или психического насилия, предотвращать употребления ими алкоголя, наркотиков, другим вредным привычкам;

- постоянно повышать профессиональный уровень, педагогическое мастерство, общую и политическую культуру.

Государство обеспечивает педагогическим работникам:

- надлежащие условия труда, быта, отдыха, медицинского обслуживания, повышение квалификации не реже одного раза в пять лет,

- правовой, социальный, профессиональный защита;

- бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, с. м. т. в соответствии с действующим законодательством;

- компенсации при потере работы, в связи с изменениями в организации производства и труда, установленные законодательством;

- выплату пенсий, в том числе за выслугу лет;

- установление средних ставок и должностных окладов педагогическим работникам народного образования на уровне не ниже средней заработной платы работников промышленности (ст. 52) (в вузах - двойная);

- при болезни или увечье пособие выплачивается до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

За достижение высоких результатов в обучении и воспитании педагогические работники представляются к награждениям государственными наградами, присвоении почетных званий, награждении государственными именными премиями, медалями и т.д.

В ст. 54-55 речь идет об ответственности родителей за развитие ребенка и их права.

В разделе IV речь идет о финансово-хозяйственную деятельность, материально-техническую базу учебно-воспитательных заведений.

V и VI разделы посвящены проблемам международного сотрудничества.



Назад