Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

15.2. Концепция средней общеобразовательной школы в Украине


12.09.1991р. Решением коллегии Министерства образования Украины была утверждена Концепция средней общеобразовательной школы Украины. Основные тезисы преамбулы:

- критика существующей школы и образования:

1. Провозглашен идеологический принцип (постулат) об обязательности среднего образования без учета реального положения дел в стране, ориентация школы и учителя на нивелирование природных задатков, интересов и возможностей детей, пренебрежение принципом дифференциации обучения привели к ухудшению качества подготовки выпускников школы, резкого падения социального статуса и престижа знаний среди молодежи. Школа все больше превращалась в бюрократическую идеологическую учреждение, где царила однообразие, отчуждение от ученика школы, учителя от ученика.

2. Особенно запущенной оказалась сельская школа (недостаточное финансирование, слабая учебно-материальная база, неустроенность учителей).

3. Обострилось противоречие между требованием общества обеспечивать каждому человеку единственный, достаточно высокий уровень общего образования и необходимостью всячески удовлетворять и развивать индивидуальные интересы и способности учащихся, поглиблюване ложным толкованием принципа единой школы.

4. Неизбежным следствием вульгарного понимания принципа единой школы стала жесткая централизация всех сторон ее жизни, которая привела к отчуждению школы от общества и национальной культуры, к потере школой национальных традиций, к дискредитации изучения родного языка, литературы, истории своего народа.

5. Игнорирование того, что школа всегда является национальной. Попытки формирования позанаціональної, так называемой загальнорадянської школы без каких-либо национальных признаков и особенностей привела к кризисных явлений.

Учитывая тот факт, что в современных условиях школа должна выступать важным фактором возрождения нации, воспитание у молодежи чувства национального сознания и достоинства, активным средством борьбы с национальным нигилизмом, с проявлениями комплекса национальной неполноценности, нижчості, отказа от своей нации, министерство образования решило разработать и утвердить концепцию общеобразовательной школы Украины, что будет определять основные подходы к восстановлению культуротворчої функции школы и ее возрождение на гуманистических и демократических началах с приоритетом в ее деятельности общечеловеческих ценностей и морали над классовыми и национальными.

Исходными положениями концепции являются:

1. Обеспечение суверенности по законодательству, структурой и содержанием обучения и воспитания системы народного образования на Украине.

2. Направления содержания и организации учебно-воспитательной работы в школе на формирование национального самосознания, органическое сочетание в деятельности школы национальной и интернациональной, общечеловеческой культуры.

3. Обеспечение выпускникам школы объема научных знаний на уровне мировых стандартов общего среднего образования.

4. Отказ от политизации учебно-воспитательного процесса, навязывание вреда идеологических догм и доктрин отдельных партий, организаций, движений, церкви и др.

5. Обеспечение независимости государственной системы образования от церкви и ее светского характера.

6. Организация учебно-воспитательного процесса на основе максимального учета и развития индивидуальных способностей, наклонностей, одаренности детей.

7. Автономность школы в выборе форм и методов учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентация воспитательной деятельности школы на развитие личностных сил учащихся, способностей, талантов, рис качеств, отношений.

9. Предоставление учащимся возможности реализовать любые свои требования демократическим путем, объединяться в добровольные демократические детские организации, в деятельности которых приоритет отдается общечеловеческим духовным ценностям.

10. Органичное сочетание государственных и общественных начал в управлении народным Образованием, отказ от заформалізованих управленческих структур и командно-административных методов управления.

11. Оптимизация оплаты труда педагогов с учетом фактических затрат сил и рабочего времени, а также результативности педагогической деятельности.

Цель, задачи и структура общеобразовательной школы.

1. Главная цель школы - формирование и развитие социально активной, гуманистически направленной личности с глубоко осознанной гражданской позицией, системой знаний о природе, человеке, обществе, чувство национального самосознания, готовся к профессиональному самоопределению. Эта цель достигается различными, дифференцированным средствами.

2. Трудовой характер школы предусматривает формирование у учащихся культа интеллектуального и физического труда, уважения к людям труда, готовности к включению в трудовую деятельность. Основными средствами для этого является последовательная реализация принципа соединение обучения с производительным трудом, формирование у учащихся комплекса общо-трудовых умений, подготовка к сознательному выбору профессии.

Политехнический характер школы предусматривает усвоение учащимися научных основ современного промышленного и сельскохозяйственного производства, осознание социальных и экологических последствий научно-технического прогресса.

3. Государственная система общего среднего образования отделена от церкви и носит светский, открытый характер Частные граждане республики могут обучать своих детей религии индивидуально или в создаваемых религиозными организациями учебных заведениях и группах. За лечащего детей или их родителей в школе может быть организовано добровольное изучение «Истории религии».

4. Важнейшим принципом общеобразовательной вреда является принцип гуманизма, согласно которому человеку как высшей ценности общества предоставляются благоприятные условия для всестороннего раскрытия ее способностей и таланта, развития личности. Школа призвана способствовать достижению гармонии в сочетании интересов личности, общества и государства.

Гуманизация и гуманитаризация школы предусматривает укрепление органической связи обучения в ней с утечками национальной культуры, гуманитарными традициями человечества, достижениями отечественной и мировой общественной мысли, преодоление разрыва между культурой, наукой и образованием.

Гуманизм школы заключается в последовательном сочетании интересов учащихся и учителей и оказывается в доверии и дифференцированном подходе к школьников, основанном на учете и понимании их индивидуальных особенностей и способностей, запросов и интересов, уважения к их чести и достоинства.

5. Главными направлениями возрождение школы есть. реализация в обучении и воспитании подрастающего поколения идеи народности на основе усвоения положительных традиций национальных культур; демократизация всех сторон школьной жизни, превращения школы с ведомственной идеологической учреждения в общественно-государственный институт, отход от жесткого огосударствление и регламентации деятельности, широкое развитие самодеятельных принципов, привлечение общественности к определению и осуществлению школьной политики; индивидуализация учебно-воспитательного процесса, организация его с учетом способностей, склонностей, интересов детей и их интеллектуального, физического и психического развития; дифференциация, которая предусматривает вариативность содержания, форм и методов обучения и воспитания; интеграция усилий от социальных институтов воспитания - семьи, школы, трудовых коллективов, общественных организаций для улучшения воспитания подрастающего поколения.

6. Общеобразовательная школа функционирует в виде учебных заведений разных типов:

- средняя общеобразовательная школа. Обеспечивает базовый уровень образования из всех общеобразовательных предметов;

- школа с углубленным изучением отдельных предметов. Обеспечивает базовый уровень образования из большинства учебных предметов, а по некоторым - высший уровень знаний;

- школа с профильным обучением или специализированная школа. Предусматривает базовый уровень образования из большинства учебных предметов и углубленные знания по одной или нескольких профилей: научного направления (физико-математического, физико-технического, химико-биологического, сельскохозяйственного, филологического, историко-обществоведческого, экономического, педагогического и т.п.); художественного направления (музыкального, изобразительного, актерского, вокального, хореографического и т.п.; спортивного направления (по разным видам спорта).

Школы с углубленным изучением отдельных предметов, с профильным обучением и специализированные школы могут функционировать как гимназии, лицеи, коллегиумы и т.п.;

- профессионально-технические училища (технические лицеи). Обеспечивает будущим рабочим базовых гуманитарных и естественно-научных знаний, общетехнических дисциплин на отраслевом уровне, а также специальных знаний.

- возможно создание учебного заведения «детский сад-школа»;

- вечерние (сменные) общеобразовательные школы, очно-заочные средние школы;

- специальная школа для детей с недостатками развития.

Общеобразовательная школа является трехступенчатой:

I ступень - начальная школа с продолжительностью обучения - 3-4 (5) лет;

II ступень - основная школа с продолжительностью обучения 5 лет;

III степень - полная средняя школа (2-3 г.).

Ступени общеобразовательной школы в зависимости от местных условий могут функционировать автономно. Между ступенями общего среднего образования обеспечиваются единство и взаимосвязь, преемственность цели, содержания, методов, средств, организационных форм обучения и воспитания.

Школа и национальная культура.

Школа объективно выступает ведущим фактором приобщения молодежи к национальной культуры и традиций. Здесь закладываются основы национального самосознания, прививается любовь к родному языку, уважение к своему народу, его истории и культуры.

Споконвічність, первичность-культурно-исторической традиции народа, его диалектическое единство с общей человеческой культурой, выступает исходным принципом при конструировании содержания образования и всей воспитательной деятельности школы.

Национальный компонент содержания образования включает знания родного языка и литературы, истории своего народа, его традиций, обычаев, идеалов, истоков и особенностей родной культуре, народного творчества, знания о общественный и государственный строй Украины ее международное положение, население, природные ресурсы, экономику, науку, культуру, современные этнические процессы.

Эти знания раскрываются как в обязательных учебных предметах, так и в предметах по выбору учащихся, в факультативных курсах.

Национальное самоопределение школы требует широкого отражения национальных элементов в ее воспитательной деятельности, возрождение краеведческой работы во всех возможных направлениях, привлечения учеников к активному участию в сохранении и охране святынь своего народа, памятников истории, культуры и природы, к освоения традиционных ремесел и народных промыслов.

В учебно-воспитательном процессе школы должен широко использоваться выработанная тысячелетиями мудрость народной педагогики, выраженная в устном народном творчестве, в вечных общечеловеческих моральных принципах и нормах человека труда.

Содержание общего образования. Под содержанием образования авторы концепции понимают обобщенную систему знаний о природе, современное производство, общество, культуру и искусство, о человеке; систему обобщенных интеллектуальных и практических умений, навыков творческого решения практических и теоретических проблем, этических норм.

В процессе усвоения содержания образования у учащихся формируется представление о целостную научную картину мира, осуществляется их интеллектуальный, эмоциональный, морально-этическое, эстетическое, физическое развитие, производится гражданская позиция, ориентация на свободный выбор профессий и специальностей в соответствии со стремлениями и способностями.

Одним из ведущих принципов формирования содержания образования является гибкость и открытость, а также некоторая относительная стабильность.

Современный этап социального и научно-технического прогресса требует существенного обновления содержания общего среднего образования в таких основных направлениях:

- широкое отражение национальной истории, духовым и материальной культуры, искусства в органическом единстве с мировой историей, культурой, достижениями человеческой цивилизации;

- установление более рационального соотношения времени на изучение социально-гуманитарных, естественно-математических, языковых, художественно-эстетических предметов, на трудовое и физическое воспитание;

- определение оптимального сочетания классического наследия и современных достижений соответствующей науки в содержании отдельных учебных предметов;

- отражение в содержании образования интегративных процессов, которые происходят в современной науке и производстве, внедрение ряда интегративных курсов с целью формирования целостной научной картины развития природы и общества и устранения учебного перегрузки учащихся;

- обобщение, систематизация и генерализация знаний на основе фундаментальных научных идей, теорий, законов, принципов, научных картин мира;

- учет, интересов учащихся и их индивидуальных особенностей, ориентация содержания на развитие способностей и эмоционально ценностных отношений учащихся, их. научного мировоззрения и творческого мышления;

- усиление гуманистического, политехнического и экологической направленности содержания образования, действенности усваиваемых учащимися знаний;

- обеспечение вариативности учебных планов и программ с целью учета как региональных и национальных особенностей, так и различий в интеллектуальной, эмоциональной, нравственной сферах учеников в темпах и уровне психического развития детей.

Концепцией средней общеобразовательной школы Украины в содержании образования выделяются два компонента: государственный и школьный, которые обрабатываются в соответствии Министерством образования Украины и школой. Государственный компонент содержания образования является инвариантным стандартом общеобразовательной подготовки, независимым от региональных условий и индивидуальных особенностей учащихся.

В Концепции достаточно подробно излагается характеристика предметов или интегрированных курсов как государственного, так и школьного компонентов, акцентируется внимание на курсы по выбору и профильное обучение, факультативы и дополнительные занятия, рассматривается изучение предметов языкового цикла.

Учебно-воспитательный процесс (НВП)

1. Учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы строится исключительно на принципах научной методологи. Вся организация НПП, содержание, формы и методы обучения и воспитания являются такими, что теоретические и практические сведения на любом уровне изучения строго соответствуют данным современной науки, нормам общечеловеческой морали. При изучении истории и других общественных наук необходимо учить различать факты и их толкование, оценку; не навязывать ученикам категоричны, неоспоримые суждения и оценки.

2. Школа полностью самостоятельна в выборе форм организации НПП, методов и средств его реализации. Любое навязывание учителям и школам типов структур уроков или методов их проведения является недопустимым (хотя не следует игнорировать общо-педагогическими и методическими требованиями к организации НПП).

3. Усвоение учащимися содержания образования должно осуществляться не столько путем передачи готовых выводов, сколько путем развития творческих задатков, способностей, направленных на создание ценностей, знаний и умений, подведение учеников к самостоятельным умовисновків и обобщений. Разъяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы должны органично сочетаться с проблемными методами, яга ставят ученика в условиях самостоятельного приобретения знаний; дискуссиями, дидактическими играми, творческими индивидуальными заданиями, с широким использованием современных ТСО, постепенным внедрением компьютерных технологий.

4. В НПП создаются условия для морально-этической оценки учениками реальных и учебных ситуаций и проверки своих возможностей. Организация такой познавательной деятельности предусматривает гибкое сочетание индивидуальной и групповой, самостоятельной и управляемой, классной и домашней деятельности.

5. В НПП школы используются различные формы учебных занятий - урок, лекция, семинар, учебно-практическое занятие, дидактическая игра, коллоквиум и т.д путем объединения их в рациональной системе.

6. НПП строится на основе результатов всестороннего систематического и научно обоснованного изучения психолого-физиологических особенностей учащихся. С этой целью школы обеспечиваются психологической службой.

7. Ориентация на всестороннее гармоничное развитие личности учащихся детерминирует такую максимальную наполняемость:

- в начальных классах и группах продленного дня - не более 20 учеников,

- в 5-11 классах - не более 25. Нецелесообразно объединения начальных классов в классы-комплекты независимо от количества детей в каждом классе.

8. В школе создается надежная система как предупреждения неуспеваемости и отставание учащихся в обучении, так и работа с одаренными детьми (классы поддержки, классы выравнивания, адаптации, индивидуальные занятия для реализации способностей, занятия с логопедом, лечебная физкультура, ритмика).

9. Духовное возрождение школы требует гуманизации не только содержания образования, но и НВП. Она заключается в создании такой атмосферы на занятиях, чтобы удовлетворялись естественные потребности учащихся в познавательной деятельности, общении, самовыражении и самоутвердженні.

10. Работа школы по накопления учащимися позитивного социального опыта, их гражданского возмужания предусматривает включение детей в систему коллективных отношений. Становление личности немыслимо вне коллективом.

11. Учащимся предоставляется возможность при наличии способностей и бахання досрочно завершить обучение в школе. Предусматривается система екстернатного сдачи экзаменов и возможностей досрочного получения документа о получении среднего образования.

12. Демократические права учащихся сочетаются с обязанностями глубоко овладевать основами наук, соблюдать учебной и трудовой дисциплины, бережно относиться к общественной собственности, природы и окружающей среды. Обязательным является соблюдение принципов общечеловеческой морали и этики, здорового образа жизни, нетерпимое отношение к антиобщественных проявлений.

13. Эстетическое воспитание в школе осуществляется на основе национальной культуры, искусства, традиций и обычаев народа, за счет изучения предметов эстетического цикла (музыка, пение, изобразительное искусство, хореография), организации внеклассной работы в области народного искусства и др.

14. Органической составляющей жизнедеятельности учащихся, укрепление их здоровья выступает физическая и умственная работа. Трудовое воспитание осуществляется во всех видах деятельности НП, обеспечивается политехническим и трудовым направлением изучения всех учебных предметов, привлечением учащихся к общественно-полезного, производительного труда, к участию в техническом творчестве и т.д.

15. Обязательным условием эффективного воспитания учащейся молодежи является широкий их выход за пределы школ в самодеятельные молодежные объединения (спортивные команды, кружки технического творчества, литературные и театральные студии и т.п.).

Учитель современной школы

Учитель должен быть:

- широко образованным, глубоко эрудированным человеком высокой моральной, интеллектуальной, физической и эстетической культуры,

- глубоко осведомлен в своей специальности и методично вооруженным, таким, который понимает особенности развития детей разного возраста, их внутреннего мира, мотивов поведения,

- любить детей, иметь желание и умение общаться с ними,

- с сформированным научно-педагогическим мышлением, чувством нового;

- готовым к постоянному самообразованию, углубление и пополнения знаний в различных областях науки, искусства, культуры.

В концепции предусмотрено пути обеспечения материального положения учителей, соответствующих условий труда и отдыха, проведения аттестации педагогических кадров (по инициативе администрации и самого педагога).

Управление школой

1. Школа имеет юридическую и финансовую самостоятельность, строит свою деятельность на принципах самоуправления, гласности и демократии. Каждая школа разрабатывает собственный устав, в котором определяется ее цель и задачи, организационная структура, а также нормы и правила жизни коллектива, права и обязанности его членов.

2. Управление школой строится на тесном сотрудничестве государственных органов и органов общественного самоуправления.

3. Коллегиальным органом школьного самоуправления является общее собрание коллектива и выбранная им школьный совет.

4. Демократизация управления школой предполагает моральное и материальное стимулирование творческих поисков педагогов, повышение уровня их общей культуры и квалификации, профессионального мастерства; создание комфортного морально-психологического климата, доброжелательных отношений между учителями и учениками, учителями и администрацией школы, педагогическим коллективом и родительской общественностью; создание действенной и эффективной системы ученического самоуправления.

5. Персональную ответственность за результаты НПП несет педагог и руководство школы. Любое административное влияние на них с требованием изменения реальных показателей обучения и воспитания является недопустимым.

Необходимые условия реализации концепции

Образование должно быть включена в систему высших социальных приоритетов.

Одним из условий успешной реализации концепции является надлежащее научно-методическое обеспечение всех сторон педагогического процесса. Психолого-педагогическая наука призвана решить на теоретическом и прикладном уровне такие проблемы:

- принципы и критерии отбора содержания образования, особенно ее «ядра» (социальное необходимого обязательного объема знаний, умений и навыков);

- пути и средства дифференциации и индивидуализации обучения, разработка и апробация различных вариантов учебных планов;

- подготовка современных программ, учебников, учебных пособий, в которых реализуются идеи гуманизации и демократизма, единства обучения и воспитания;

- разработка надежной диагностики уровня воспитанности и усвоения учащимися содержания образования;

- условия развития способностей и одаренности учащихся;

- научное обоснование конкретных путей перестройки системы подготовки и повышения квалификации учителя.



Назад