Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

15.3. Государственная национальная программа “Образование” (“Украина XXI века”)


В декабре 1992 г. состоялся Всеукраинский съезд работников образования, на котором были рассмотрены основные позиции Государственной национальной программы «Образование» («Украина XXI века»). Почти целый год шло доработки этого документа и только 3.ХІ.1993 г. Кабинет Министров утвердил эту программу (подписал постановление Президент Украины Л.Кравчук).

Главная цель Программы - определение стратегии развития образования в Украине на ближайшие годы и перспективу XXI века, создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания для достижения высоких образовательных уровней, обеспечение возможностей постоянного духовного самосовершенствования личности, формирования интеллектуального и культурного потенциала как высшей ценности нации.

Стратегические задачи реформирования образования в Украинском государстве

1. Возрождение и развитие национальной системы образования как важнейшего звена воспитания сознательных граждан Украинского государства.

2. Вывод образования в Украине на мировой уровень путем коренного реформирования ее концептуальных, структурных, организационных принципов.

3. Преодоление монопольного положения государства в образовательной сфере через создание на равноправной основе негосударственных учебно-воспитательных заведений.

4. Формирование многовариантной инвестиционной политики в области образования.

Приоритетные направления реформирования образования

1) развитие национальной системы образования с учетом кардинальных изменений во всех сферах общественной жизни Украины;

2) обеспечения моральной, интеллектуальной и психологической готовности всех граждан к получению образования;

3) достижение качественно нового уровня в изучении базовых предметов: русского и иностранных языков, истории, литературы, математики и естественных наук;

4) создание условий для удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей и предоставления возможностей каждому гражданину Украины постоянно совершенствовать свое образование, повышать профессиональный уровень, овладевать новыми специальностями;

5) обеспечение в каждом учебно-воспитательном учреждении соответствующих условий для обучения и воспитания физически и психически здорового человека; предотвращению пьянства, наркомании, насилия, что негативно .впливають на здоровье людей.

Основные пути реформирования образования:

- создание в обществе атмосферы общегосударственного, всенародного содействие развитию образования, привлечения к развитию образования всех государственных, общественных, частных институтов, семьи, каждого гражданина;

- преодоление девальвации общечеловеческих гуманистических ценностей и национального нигилизма, оторванности образования от национальных источников;

- развитие образования на основе внедрения в НПП современных педагогических технологий и научно-методических достижений;

- отход от принципов авторитарной педагогики, которое утвердилось в тоталитарном государстве;

- подготовка новой генерации педагогических кадров, повышение их профессионального и общекультурного уровня;

- формирование новых экономических основ системы образования, создания надлежащей материально-технической базы;

- реорганизация существующих и создание учебно-воспитательных заведений нового поколения;

- радикальная перестройка управления сферой образования путем ее демократизации, децентрализации, создание региональных систем управления учебно-воспитательными заведениями;

- органическая интеграция образования и науки, активное использование научного потенциала высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, достижений педагогов-новаторов, общественных творческих объединений В НПП;

- создание новой правовой и нормативной базы образования.

Принципы реализации программы:

- приоритетность образования, что означает упреждающий характер ее развития, кардинально новые подходы к инвестиционной политики в образовательной сфере;

- демократизация образования, что предполагает децентрализации и регионализации управления системой образования с соблюдением самых определяющих принципов образовательной политики Украинского государства, предоставление автономии учебно-воспитательным учреждениям в решении основных вопросов их деятельности, преодоление монополии государства на образование, переход к государственно-общественной системы управления образованием, образование системы партнерства учащихся, студентов и педагогов;

- гуманизация образования, приоритет общечеловеческих ценностей;

- гуманитаризация образования, которая призвана формировать целостную картину мира, духовность, культуру личности;

- национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национального почвы, ее органическом сочетании с национальной историей и народными традициями;

- открытость системы образования, что связано с ее ориентированностью на целостный неделимый мир, его глобальные проблемы, интеграцию в мировые образовательные структуры;

- непрерывность образования, что открывает возможность для постоянного углубления общеобразовательной и профессиональной подготовки, достижения целостности и преемственности в обучении и воспитании;

- нераздельность обучения и воспитания, которое заключается в их органическом сочетании подчинении содержания обучения и воспитания формированию целостной и всесторонне развитой личности;

- многоукладность и вариантность образования, что предполагает создание возможностей для широкого выбора форм образования, учебно-воспитательных заведений, средств обучения и воспитания, которые отвечали бы образовательным запросам личности; введение вариантного компонента содержания образования, дифференциацию и индивидуализацию НПП, создание сети негосударственных учебно-воспитательных заведений.

Значительное место в Программе занимает блок «Содержание образования», где сформулированы стратегические задачи реформирования содержания образования и основные пути реформирования содержания общеобразовательной подготовки и профессиональной подготовки.

Среди наиболее приоритетных мыслей стоит отметить такие:

- изучение украинского языка и украиноведческих предметов во всех учебно-воспитательных заведениях;

- ориентация на интегральные курсы;

- обеспечение альтернативных возможностей для получения образования;

- оптимальное сочетание гуманитарной и естественно-математической составляющих образования, усиление гуманистической направленности содержания природно-математической подготовки;

- расширение трудового опыта детей, формирования у них навыков самообслуживания, технико-технологических и экономических знаний, практических умений и навыков, необходимых для привлечения учащихся к продуктивной работы и овладение определенной профессии;

- ознакомление учащихся с основами рыночной экономики, различными формами хозяйственной деятельности;

- внедрение поливариантности образовательных программ, углубление их практической направленности, широкое использование новейших педагогических, информационных технологий и внедрение модульного построения учебного материала;

- использование опыта народной педагогики, привлечение школьников для изучения народных ремесел, создание условий до органического включения их в трудовую деятельность;

- обеспечение непрерывности и преемственности в получении квалификационных уровней;

- сочетание родственных профессий и специальностей для обеспечения мобильности специалистов на рынке труда.

Отдельным разделом идет «Национальное воспитание», как органический компонент образования, которая охватывает все составляющие системы образования.

В основу национального воспитания должны быть положены принципы гуманизма, демократизма, единства семьи и школы, преемственности поколений.

Главная цель национального воспитания - вступление молодым поколением социального опыта, наследования духовных достижений украинского народа, достижения высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личностных черт граждан Украины, развитой духовности, физического совершенства, морального, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры.

Приоритетные направления реформирования воспитания:

- формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать на благо государства, готовность ее защищать;

- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщины-матери, культуры и истории родного народа;

- формирование высокой языковой культуры, овладение украинским языком;

- привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Украину;

- воспитание духовной культуры личности, создание условий для свободного выбора ею своей мировоззренческой позиции;

- утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия, других добродетелей;

- формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитания цивилизованного хозяина,

- обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;

- воспитание уважения к Конституции, законодательства Украины, государственной символики;

- формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и его гражданской ответственностью;

- обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и воспитанности личности;

- формирование экологической культуры человека, гармонии ее отношений с природой;

- развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий их самореализации;

- формирование у детей и молодежи умение межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений. Основные пути реформирования воспитания:

- реформирование содержания воспитания, наполнение его культурно-историческими достижениями украинского народа;

- внедрение новых подходов, воспитательных систем, форм и методов воспитания, которые отвечали бы потребностям развития личности, способствовали раскрытию ее талантов, духовно-эмоциональных, умственных и физических способностей;

- разработка теоретико-методологических аспектов национальной системы воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- объединение усилий государственных и общественных учреждений в воспитании молоке, содействие деятельности детских и юношеских организаций;

- развитие различных детских и молодежных объединений по интересам, внешкольных учебно-воспитательных учреждений;

- организация семейного воспитания и образования как важного звена педагогического всеобуча родителей;

- коренные изменения в подготовке и переподготовке педагогических курсов для национального воспитания.

Стратегические задачи, приоритетные направления и основные пути реформирования, сформулированные в таких разделах: «Дошкольное воспитание», «Общее среднее образование», «Внешкольное обучение и воспитание», «Профессиональное образование», «Высшее образование», «Военное образование», «Последипломное образование», «Педагогические работники», «Социальная защита участников НВП», «Научная деятельность в системе образования», «Управление образованием», «Финансовое и материально-техническое обеспечение образования», «Международные связи».

Относительно реформирования общего среднего образования, то в Программе сформулированы основные задачи трех ее уровней - начальной, основной и полной.

Начальное образование обеспечивает общее развитие ребенка, умение уверенно читать, писать, знать основы арифметики, первичные навыки пользования книгой и другими источниками информации, формирование общих представлений об окружающем мире, усвоение норм общечеловеческой морали и личностного общения, основ гигиены, выработки первых трудовых навыков.

Основная средняя школа обеспечивает совершенное овладение на русском и родном языках, усвоение знаний по базовым дисциплинам, возможность получения следующих уровней образования, мотивационную готовность перехода к трудовой деятельности или получения квалификации через различные формы профессиональной подготовки, формирование высоких гражданских качеств и мировоззренческих позиций.

Полное среднее образование обеспечивает углубленное овладение знаниями по базовым дисциплинам и по выбору, ориентацию на профессиональную специализацию, формирования ценностных представлений о природе, человеке, обществе, гражданской позиции личности, возможность получения образования более высокого уровня.

Среднее образование приобретается в триступеневій системе общеобразовательных учебно-воспитательных заведений: начальной школе (И степень), основной школе (II степень), старшей школе (III степень).

Среди общеобразовательных учебно-воспитательных заведений важное место отводится: школам нового типа (гимназиям, лицеям, специальным заведениям для одаренных детей, школам {классов) с углубленным изучением отдельных предметов, учебно-воспитательным комплексам, воскресным, частным школам и т.п.), общеобразовательным школам-интернатам, ориентированные на специализированную, углубленную подготовку технического, гуманитарного, спортивного, художественного, эстетического и других направлений, на открытие при этих школах отдельных классов для одаренных детей.

Стратегические задачи реформирования общего среднего образования:

- реформирование общего среднего образования на национальных началах с учетом региональных особенностей и передового мирового опыта, достижения социальное необходимого уровня общеобразовательной подготовки в объеме государственного компонента образования;

- органичное сочетание обучения и воспитания с целью обеспечения всестороннего развития ребенка, формирования здорового образа жизни;

- совершенствование и развитие сети общеобразовательных учреждений различных направлений, форм собственности, обеспечения их законодательно-правовой защиты;

- создание оптимальных организационно-педагогических, научно-методических, материально-технических, санитарно-гигиенических условий функционирования общеобразовательных учебно-воспитательных заведений.

Основные пути реформирования общего среднего образования:

- определение государственных стандартов всех уровней общего среднего образования;

- определение содержания общеобразовательной подготовки и соответствующих базовых дисциплин, внедрение интегрального и вариантного принципов обучения;

- реформирование структуры общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений в соответствии с уровнями образования и потребностей регионов;

- кооперирования общеобразовательных учебно-воспитательных заведений с высшими учебными заведениями;

- развитие сети общеобразовательных НВЗ, основанных на различных формах собственности;

- научное и методическое обеспечение общего среднего образования, подготовки и впровадження. новых учебных планов и программ, учебников, пособий и т.д.;

- проведение научно-исследовательской и экспериментальной работы по внедрению педагогических инноваций, информатизация общего среднего образования;

- внедрение в общеобразовательных НВЗ, психологической и социально-педагогической служб;

- приоритетное финансирование, кадровое и материально-техническое обеспечение сельской школы;

- расширение возможностей получения общего среднего образования для тех, кто работает;

- разработка научно обоснованных методик оценки качества деятельности НВЗ в целом и каждого педагогического работника в отдельности;

- государственная аттестация и аккредитация общеобразовательных учебно-воспитательных заведений всех типов независимо от форм собственности.

Провозглашения суверенного и независимого Украинского государства открыло шлюзы педагогического творчества, активизировало поиски многочисленной армии педагогов относительно развития украинской национальной системы образования. Начали возникать новые учебные заведения, авторские и альтернативные школы, оригинальные концепции обучения и воспитания. Появилась потребность в глубоком изучении, научном осмыслении и выработке на этой основе стратегии и тактики развития украинской национальной школы. Это активизировало научно-педагогическую общественность о создании собственного научно-педагогического центра.

4 марта 1992 г. Президент Украины принял предложение группы ведущих ученых и издал Указ об учреждении Академии педагогических наук Украины как высшей отраслевого научного учреждения. На первом Общем собрании АПН 18.ХІ.1992 г. ее президентом избран М.Д.Ярмаченка. По решению Общего собрания в Академии создано три отделения:

- теории и истории педагогики;

- дидактики, методики и информационных технологий в образовании;

- психологии, возрастной физиологии и дефектологии.

АПН исходит из того, что главной задачей педагогической науки в настоящее время является методологическое, теоретическое и методическое обеспечение коренного обновления системы образования на основе учета реалий современной жизни, перспектив социально-экономического развития Украины как суверенного государства.

Требуют четкого определения и экспериментального обоснования основополагающие принципы системы непрерывного образования, государственные стандарты на всех ее этапах, структура и основные параметры содержания образования, в который должны входить:

- система конкретных научных знаний и основы современной технологии;

- система политического, морального, физического и эстетического воспитания подрастающих поколений на уровне современных требований с учетом этнических особенностей независимой Украины;

- система знаний молодежью современной компьютерной техники;

- система формирования мотивации образовательных потребностей населения, развития неформального образования.

Одна из важнейших задач ученых заключается в психологическом обосновании формирование у детей и молодежи национального самосознания, гражданственности, привитие им чувства патриотизма и национальной гордости, высокой нравственности, гуманизма и трудолюбия.

Фундаментальные исследования в планах Академии занимают значительный удельный вес и финансируются из госбюджета. Развитие педагогических теорий, к тому же на разных философских принципах, нельзя ставить в зависимость от рыночного спроса на эти теории, поскольку это приведет к полному упадку педагогической науки как теоретической системы.

К первоочередным фундаментальных исследований следует отнести:

а) разработки новой философии образования, исследования соотношения между философией и социологией с одной стороны, и педагогикой - с другой;

б) создание целостной теории развития личности, исследования соотношения между социальным и биологическим у ребенку; в) развитие теории воспитательных систем как основной формы интеграции педагогических процессов в их единстве и разнообразии с ориентацией на личность, на подготовку ее к жизни в поликультурном обществе;

г) разработка концепций содержания образования и процесса обучения для различных типов учебных заведений с учетом тенденций развития научно-технического прогресса и соответствующих отраслей научных знаний, форм социального сознания, гармонизации циклов учебных предметов, гуманитаризации и гуманизации образования;

д) обоснование прогрессивных технологий педагогической деятельности.

Украинская школа за пределами родного края

Политика московского правительства на территории Кубани, Курщины, Ростовщини, саратовской области, Казахстана, Дальнего Востока, где компактно проживает украинское население, довела народ до полной денационализации. В этих краях полностью ликвидирован украиноязычные школы, клубы, газеты, радиовещания (нечего удивляться, если вспомнить Восточную и Южную Украину). Такой денационализации не претерпела украинская община ни в одной стране цивилизованный. Скажем, в Бразилии, в которой украинская община составляет примерно 50000 чел., работает 60 украинских школ.

Украинское население, особенно из Галичины, в поисках лучшей доли, оказалось на американском континенте в разных уголках его (Канада, США, Аргентина и др.). И где бы украинцы не были, никто им не запрещал создавать свою родную школу. Первую украинскую школу в Канаде в .Вінніпегу было открыто еще в 1905 г.

Национальные школы открывались при церквях, читальнях народных домах, при разных обществах. В 1931 г. в Канаде было уже 67 украинских школ. Эти школы были частными. На их содержание родители вносили 1 долл. ежемесячно от ребенка. Средства поступали также от добровольных пожертвований канадцев.

Разрешено открывать украинские школы и в США. В 1932 г. здесь насчитывалось около 300 школ, хотя уровень их, разумеется, был не очень высоким.

Украинские политические эмигранты хлопотали об открытии родных школ по всей Европе.

Организован ряд высших учебных заведений:

- Украинский свободный университет в Праге;

- Украинская хозяйственная академия в Подебрадах;

- Украинский высший педагогический институт им. М. Драгоманова в Праге;

- Свободный украинский университет в Мюнхене;

- Украинский институт им. П. Могилы и М. Грушевского в Эдмонтоне и Виннипеге.

Украинская школа существует везде в мире, где только есть хоть небольшая украинская община, но не имеют ее украинцы в России и Казахстане.



Назад