Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право Украины: тенденции трансформации в условиях реформирования

5. Главные черты отношений административного права


Исследование отношений административного права всегда было непростой задачи. Оно осложняется еще больше, когда в государстве происходит фактическая смена общественно-политического строя. Разрушаются общественные устои, которые существовали десятки лет, подвергаются ревизии незыблемые в недалеком прошлом идеологические постулаты, формируются новые управленческие схемы отношений, с помощью которых воплощаются в жизнь обобщенные потребности общества.

Очень трудно, почти невозможно привести полный перечень общественных отношений, регулируемых административным правом. Недаром известный отечественный административист Г.И. Петров подчеркивал, что административное право - одна из самых сложных отраслей права, вытекающего из многообразия общественных отношений, которые она регулирует [12, с. 18]. Действительно, непросто определить контуры круга отношений административного права и найти эффективные приемы для их полного и всестороннего изучения.

Для проведения обстоятельного исследования отношений административного права нужно в первую очередь ознакомиться с их характерными свойствами. Это поможет определить те специфические общие признаки, которые присущи всем общественным отношениям, которые составляют предмет административного права Благодаря четкому очерчиванию особенностей административно-правовых отношений удалось очертить ту условную черту, которая отличает их от других отраслей права.

Перед тем как непосредственно рассматривать вопросы особенностей отношений административного права, хотелось бы напомнить, что они характеризуются и общими признаками, которые присущи всем видам правоотношений, а именно:

1) они возникают на основании норм права и юридических фактов,

2) их стороны наделены юридическими правами и обязанностями;

3) они имеют собственный конкретизирован объект;

4) осуществление этих правоотношений обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

Впервые наиболее полно проблема особенностей отношений административного права была рассмотрена профессором Ю.М. Козловым в 1967 г. и касалась общественных отношений, которые составляли предмет советского административного права [9].

Этим известным советским ученым были определены семь характерных черт административно-правовых отношений:

1) они возникают в специфической отрасли, то есть в области исполнительной-распорядительной деятельности органов советского государственного управления;

2) их участниками могут быть различные субъекты (органы управления, предприятия, учреждения, должностные лица, общественные организации и граждане), чьи интересы связаны с осуществлением исполнительной-распорядительной деятельности;

3) невозможность их возникновения без участия органов государственного управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общественной организации, которая наделена внешне-властными полномочиями;

4) орган государственного управления (должностное лицо), что является обязательным стороной данных правоотношений, всегда действует властно, реализуя собственные полномочия государственно-властного характера;

5) они могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения;

6) споры между их участниками решаются в административном (внесудебном) порядке, т.е. путем непосредственного юридически-властного распоряжение уполномоченного на то органа государственного управления;

7) в случае нарушения одной из сторон административно-правовых норм, эта сторона несет предусмотренную ответственность перед государством в лице его органов, что является, как правило, органами государственного управления [9, с. 104-120].

Указанные особенности административно-правовых отношений были взяты за основу и использовались в большинстве отечественных учебных и научных источников административного права до 90-х гг. прошлого века. Даже после интенсификации процесса трансформации предмета этой правовой отрасли в последних учебниках характеристики отношений административного права не претерпели существенных изменений.

Так, профессором Д.М. Бахрахом приводятся такие особенности административно-правовых отношений:

1) обязанности и права сторон данных отношений асимметричные. Они связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов органов исполнительной власти;

2) одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделены государственно-властными полномочиями);

3) указанные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

4) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

5) разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке [3, с.20].

В учебнике доцента В.К. Колпакова административно-правовые отношения характеризуются следующими особенностями:

1) административно-правовые отношения складываются преимущественно в особой сфере общественной жизни - в сфере государственного управления. Они возникают в связи с осуществлением органами государственного управления своих управленческих функций, то есть в процессе исполнительной-распорядительной деятельности;

2) они возникают в случае обязательного участия соответствующего органа государственного управления или другого носителя полномочий государственно-властного характера;

3) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон без согласия другой;

4) споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, как правило, решаются во внесудебном порядке, т.е. путем прямого юридически-властного распоряжение правомочного органа;

5) если участник административно-правовых отношений нарушает требования норм административного права, то он должен ответить за это перед государством в лице его органа [10, с. 84-85].

В одном из последних украинских учебников из административного права, подготовленном авторским коллективом во главе с профессором Ю.П. Битяком, можно встретить уже девять особенностей, которые характерны для административно-правовых отношений, а именно:

1) административно-правовые отношения складываются в сфере управления, то есть в повседневной практической реализации задач и функций государства;

2) во всех отношениях одной из сторон обязательно является орган исполнительной власти (государственного управления) или общественная организация, наделенная государственно-властными полномочиями;

3) административно-правовые отношения - это особая связь между их участниками, один из которых при данных обстоятельствах имеет право требовать от другого такого поведения, которая предусмотрена административно-правовой нормой;

4) орган управления обязан реализовывать свои материально-правовые и процессуальные права, то есть право одновременно является обязанностью субъекта административно-правовых отношений;

5) административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любого субъекта административного права, но согласие другой стороны не является обязательным условием для их возникновения;

6) нарушения одной из сторон своих обязанностей предопределяет ее ответственность перед другой стороной, а перед государством в лице его компетентных органов;

7) административно-правовые отношения могут реализовываться на принципах как власти и подчинения, так и равенства сторон, то есть каждая сторона обязана выполнять требования конкретной правовой нормы;

8) санкции, применяемые к сторон административно-правовых отношений за нарушение ими своих прав и обязанностей,- это, как правило, меры административного принуждения, административной и дисциплинарной ответственности. Может наступить также материальная или уголовная ответственность;

9) споры, возникающие между сторонами этих отношений, решаются как в административном (большинство споров), так и в судебном порядке [2, с . 43-44]

Содержание приведенных вариантов, характеризующие особенности отношений административного права, свидетельствует об их бесспорный, органическая связь. Они имеют единую концептуальную основу, предложенную еще профессором Ю.М. Козловым. Каркас его соответствующей схемы составляют шесть отличительных черт [9, с . 104]. Первая - касается сферы, в которой возникают (состоят) отношения административного права. Вторая - определяет обязательное присутствие в роли одной из сторон органа, наделенного властно-управленческими полномочиями. Третья - указывает на условия возникновения указанных отношений. Четвертая черта определяет характер отношений между участниками этих отношений. Пятая - касается проблем ответственности перед государством за нарушение требований норм административного права Шестая-определяет порядок разрешения споров между участниками административно-правовых отношений.

В современных условиях развития административного права Украины не является исключением, что перечень критериев, которые определяют особенности его отношений, будет постепенно увеличиваться, что повлечет за собой соответствующую коррекцию содержания характерных свойств этих отношений. Именно эту тенденцию можно заметить, анализируя особенности административных правоотношений, приведенных в последних учебниках административного права. Данный процесс осложняется многими факторами, главным из которых является продолжение пребывания украинского административного права на переходном этапе своего развития, который характеризуется критическим обзором значительной части теоретических положений советского административного права, в частности, тех, что касаются его предмета.

Решающими моментами, которые предопределяют необходимость определенной ревизии административно-правовых отношений, являются:

1) введение новой системы организации государственной власти в Украине;

2) продолжение согласно Конституции Украины процесса наполнения новым, более весомым содержанием правового статуса человека и гражданина;

3) значительная трансформация государственного управления и содержания его функций.

На наш взгляд, во время изложения главных черт современных административно-правовых отношений необходимо использовать ряд новых критериев определения свойств данных отношений, прежде всего таких, как: особенность объекта отношений административного права, их функциональная направленность, степень интегрированности административно-правовых отношений с другими управленческими правоотношениями, а также особенности содержания динамических свойств отношений административного права.

Обосновывая необходимость каждой из таких новаций, следует отметить, что отношения, которые регулируются нормами соответствующей отрасли права, имеют свой собственный, характерный только для нее объект. В данном случае речь идет о общий объект административных правоотношений, который составляют обобщенные публичные потребности и интересы, реализация которых регламентировано действующими нормами административного права. Среди главных особенностей объекта отношений административного права можно выделить:

1) его формирования на основании общих публичных потребностей. Административное право как характерный представитель публичного права, регулируя разнообразные общественные отношения, предоставляет приоритет общим интересам. Однако это не означает, что с помощью его норм нельзя реализовывать интересы конкретного индивида - наоборот, они без лишних проволочек должны воплощаться в жизнь, если не противоречат интересам (например, во время сдачи вступительных экзаменов в высших заведений образования для лиц, которые с отличием закончили среднюю общеобразовательную школу, предусмотрены соответствующие льготы);

2) публичные потребности, которые составляют объект административно-правовых отношений, по своему характеру, содержанию существенным образом отличаются от обобщенных потребностей, которые формируют объекты отношений других публично-правовых отраслей;

3) по объему массива правовой регламентации, по сравнению с другими управленческими отраслями права, объекта административного права отведено безальтернативное первое место;

4) многоуровневая структура формирования, которую составляют местные, региональные и общегосударственные публичные потребности, интересы и запросы.

5) его значительный динамизм, который вызывается оперативным реагированием на изменения в политической и социально-экономической среде общества.

Таким образом, сущность первой новой главной черты административно-правовых отношений заключается в том, что отношения административного права имеют собственный, характерный только для них объект - публичные потребности (интересы, запросы), воплощение которых регламентируется действующими нормами административного права.

Следующим дополнительным критерием, который предлагается использовать для определения новой свойства административно-правовых отношений, является их функциональная направленность. Как известно, специальные юридические функции делятся на регулятивные и охранительные [1, с . 192]. Указанные функции перед всем характеризуются направленности правового воздействия. Первая - обеспечивает надлежащую организацию общественных отношений, их соответствие социальным задачей в отдельных общественных областях. Вторая - должна гарантировать высокую степень правовой охраны объекта правоотношений от возможных противоправных посягательств.

Как правило, в подавляющем большинстве отраслей права может доминировать лишь одна из указанных функций (например, в конституционном праве доминирует применения регулятивной функции, то же характерно и для финансового или земельного права, и наоборот, нормы уголовного права обеспечивают выполнение охранной функции).

Для административного права в равной мере присущи как регулятивная, так и охранная функции, что вместе с воспитательной признаются его главными функциями [8, с. 104-114].

Такая особенность объясняется феноменом архитектоники административного права, отношения которого формируются из двух основных частей: блока государственного и коммунального управления (властно-управленческой деятельности) и блока административно-правовой защиты. Отношения административного права могут реализовываться в рамках собственного полноценного функционального цикла, который сочетает регулятивный и охранный этапа. Это позволяет обеспечивать значительную автономность административного права, его длительное функционирование без ощутимой зависимости от норм других отраслей права.

Подытоживая, можно сказать, что второй новой чертой отношений административного права является их многовекторное функциональное назначение - регулятивная и охранное.

Третьим новым критерием характеристики признаков отношений административного права является степень их интегрированности с другими управленческими правоотношениями. На иерархической лестнице управленческих отраслей права отношения административного права небезосновательно занимают самое высокое место. Это объясняется, во-первых, тем, что административное право в властно-управленческом правовой среде выступает в роли единого репрезентанта фундаментальной области права, что формирует ее потенциальные связи с другими управленческими отраслями права по схеме "метрополия-сателлит". Во-вторых, административно-правовые отношения в отличие от других управленческих правовых отношений, которым присуща лишь монофункциональность, обеспечивают полный управленческий цикл (организации и охраны). В-третьих, для выполнения контрольно-надзорных функций, а также функций правовой защиты, монофункциональные отношения сателлитных отраслей права дополняются соответствующими охранными административно-правовыми отношениями. По-четвертых, для обеспечения отношений процедуры в других управленческих отраслях права используются процессуальные административно-правовые нормы. По-пятое, подавляющее большинство упомянутых выше сателлитных отраслей права являются производными от административного права, и свои основополагающие истоки они берут из широкого русла этой правовой отрасли. По-шестое, отношения административного права и производных от него правовых отраслей происходят на одном "властно-управленческом поле", используя одинаковые методы правового регулирования, причем подавляющее большинство участков упомянутого "поля" занята отношениями административного права, вне которого остается незначительная часть управленческих регулирующих отношения, возникающие на основании характеристик их предмета - финансовых или земельных ресурсов.

Исследуя третью дополнительную черту отношений административного права, можно заметить, что для них характерна высокая степень интеграции с отношениями других управленческих отраслей права. Покрывая большинство отношений властно-управленческой сферы, они обеспечивают полноценное функционирование схожим с ними общественных отношений, которые регулируются нормами финансового, земельного, экологического, налогового и других отраслей права.

Четвертым и последним дополнительным критерием, который следует использовать для дополнения существующей схемы характеристик отношений административного права, являются особенности содержания их динамических свойств.

Нормы административного права не имеют четкого, закрепленного соответствующей кодификацией, разделения на материальное и процессуальное, административное право. Эти почти безграничные по своим размерам правовые массивы сосуществуют в рамках одного предмета - предмета административно-правового регулирования. их разделение пока что остается условным, о чем свидетельствует, например, сочетание материальных и процессуальных административных норм в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Основными препятствиями на пути решения проблемы отделения процессуальных норм административного права в самостоятельную процессуальную правовую отрасль является недостаточное теоретическое обоснование целесообразности такого шага и значительная сложность его практической реализации, потому что сразу же после отделения предстанет не менее сложная проблема нового разделения административно-процессуального права на деликтное и организационное.

Сущность четвертой новой черты отношений административного права заключается в том, что особенности содержания их динамических свойств характеризуются присутствием как материальных, так и процессуальных правовых отношений, образующих единое целое - предмет административного права.

Помимо использования новых критериев характеристики свойств административно-правовых отношений необходимо помнить об их традиционные признаки, содержание которых требует дальнейшей корректировки, изменений и дополнений. Первая такая признак касается сферы возникновения отношений административного права. В разных источниках можно встретить различные мнения по поводу этого вопроса. Так, Ю.М. Козлов пишет, что это "сфера исполнительной-распорядительной деятельности", а, по мнению В.К. Колпакова, данная сфера является сферой государственного управления. Наиболее радикальное решение предлагается в учебнике под редакцией Ю.П. Битяка, где говорится о "сферу управления".

На наш взгляд, исходя из современных путей реформирования административного права, сфера его отношений должно определяться "как сфера властно-управленческой деятельности органов исполнительной власти, других органов государственного управления, исполнительных органов местного самоуправления и отдельных общественных организаций, которые наделены функциями государственного управления". Также в рамках указанной сферы действуют отношения, которые имеют опосредованное первоначальное отношение к властно-управленческой деятельности - так называемые внутрішньоапаратні отношения и защитные правовые отношения, регулируемые нормами административного права.

Понятием "властно-управленческая деятельность" охватываются все регулирующие отношения административного права и отдельный вид этих отношений - организационно-функциональные отношения, регулируемые нормами финансового и земельного права. Вне указанного понятия находятся деликтные административно-правовые отношения. Несмотря на это, окончательный вариант содержания, что характеризует первую традиционную свойство отношений административного права, должен получить такую редакцию: "Административно-правовые отношения возникают в сфере, непосредственно связанной с властно-управленческой деятельностью, кроме ее отдельных участков, урегулированных нормами финансового и земельного права".

Второй, наиболее употребляемой чертой является такая, что указывает на обязательное участие в качестве одной из сторон органа, наделенного соответствующими властными полномочиями. В последнее время система таких органов значительно расширилась: это и традиционные органы государственного управления, к которым относятся структуры новой ветви государственной власти - исполнительной власти, это также органы и должностные лица структур местного самоуправления. В роли властно-управленческих структур могут выступать также общественные организации, которым предоставлены власти исполнительной-распорядительные полномочия.

К обязательным субъектов можно отнести судебные органы, выполняющие правозащитные функции с помощью норм административного права.

Также в этой роли могут выступать должностные лица всех государственных и негосударственных властно-управленческих структур, которые являются участниками так называемых внутрішньоапаратних отношений.

Характеристики черты, что рассматривается, по сравнению с советским периодом, обогатились в первую очередь за счет появления новых субъектов административно-правовых отношений, как органов и должностных лиц государственной исполнительной власти и структур местного самоуправления.

Конечный вариант определения указано свойства предлагается изложить таким образом: "В отношениях административного права одной из сторон обязательно выступает структура (должностное лицо), наделенное полномочиями, касающиеся функционирования властно-управленческой сферы". Употребление слова "касаются" является неслучайным, ввиду контрольные и правозащитные функции общих судов в сфере применения норм административного права, а также внутрішньоапаратних отношений, которые являются неотъемлемой составляющей понятия "властно-управленческая деятельность".

Третья, классическая черта административно-правовых отношений касается особенностей условий их возникновения. Ознакомление с существующими вариантами ее редакции побуждает к более детального изучения данного вопроса.

В основу этой черты положены два момента. Первый - касается инициативы возникновения отношений административного права, второй - связан с согласия сторон на их возникновения. Инициатором начала отношений административного права может быть любая сторона, властная или невладна - все зависит от конкретных жизненных обстоятельств и вида административно-правовых отношений. Если это регулирующие отношения, то они могут возникать по инициативе любого из участников (властных или невладних).

Другие тенденции наблюдаются во время возникновения отношений административно-правовой охраны, инициатором которых преимущественно выступает властная сторона, за исключением сообщения граждан о факте нарушения норм административного права.

Распространенный тезис о возникновении отношений административного права по инициативе любой из сторон без согласия другой берет свое начало из характеристик общественных отношений, регулируемых нормами советского административного права, поскольку договорных отношений административно-правового характера, как утверждал в то время Ю.М. Козлов, не существует [9, с . 115].

Постсоветское развитие административного права, принятие ряда законодательных актов (например, Закона Украины от 7 февраля 1991 г. "О собственности" [5, с249] или Закона от 16 июля 1999 г. "О концессиях" [4, с.379]) практически подтвердили существование административно-договорных отношений [11, с.53].

Однако, то ли по инерции, то ли по другим причинам почти в каждом научном или учебном источнике из административного права можно встретить тезис о необязательности согласия сторон на возникновение отдельных видов административно-правовых отношений.

Практический опыт свидетельствует о другом. Прежде всего это касается различных административных соглашений (например, тарифные соглашения, контракты с государственными служащими и т.д.).

Учитывая изложенное, третья традиционная черта административно-правовых отношений должна быть сформулирована таким образом: "отношения административного права могут инициироваться будь-каким их субъектом, согласие на их возникновения является обязательной только во время заключения административных соглашений".

Четвертая из общепризнанных рис административно-правовых отношений раскрывает особенность характера отношений между их участниками. Административное право как публичная отрасль права призвана реализовывать общие (публичные) потребности и интересы. До недавнего времени, исходя из этого утверждения, характер отношений между субъектами административного права определялся как властный, то есть предусматривал неравенство сторон, отношения которых строились по схеме "власть - подчинение".

В современных условиях, когда действуют нормы ст. 3 Конституции Украины, когда совершенствуются формы административной деятельности, властными структурами предоставляются населению разнообразные управленческие услуги, характер отношений между субъектами административного права все больше приобретает признаки партнерства. Прежде всего это касается так называемых горизонтальных регулятивных отношений. Элементы партнерства также не должны исключаться и в вертикальных отношениях. Без сомнения, на содержание их характера существенно влияет субъективный фактор. И все же гораздо лучше, когда такие отношения в первую очередь строятся на взаимном уважении и осознании ответственности за своевременное и качественное выполнение подчиненным возложенных на него обязанностей. Принцип "власть - подчинение" не должен доминировать в горизонтальных отношениях административного права - он используется преимущественно за особых административно-правовых режимов или когда интересы индивида противопоставляют общим интересам, что закрепленные в действующих нормах административного права. Также властный принцип должен преобладать в отношениях административно-правовой охраны.

Без сомнения, стороны административно-правовых отношений по объему их прав и обязанностей нельзя называть равными. Если в соответствующих источниках и упоминается о "равенстве" сторон горизонтальных отношений, то это является определенной степени условным, поскольку подобная "равенство" не подкреплена их равновеликими полномочиями в сфере властно-управленческой деятельности. Поэтому подобные отношения скорее всего, следует считать партнерскими, характер которых побуждает субъектов к обоюдного уважения.

Итак, четвертая, традиционная черта определяет административно-правовые отношения как властно-партнерские. Это означает, что помимо признаков властности в регулятивных отношениях в определенном объеме могут присутствовать элементы партнерства, а в отношениях административно-правовой охраны имеют преимущество властные факторы.

Пятая, главная черта административно-правовых отношений предусматривает ответственность перед государством в случае нарушения требований норм административного права. Необходимо отметить, что существуют нормы правовой охраны - отношений административного права, предусмотренные в первую очередь административным и уголовным правом. Правовая ответственность наступает за нарушение норм правовой охраны, то есть запрещающих норм. Существенной особенностью является то, что не все нормы административной ответственности сосредоточиваются в едином кодифицированном законодательном акте. Кроме Куоап значительная часть составов административных правонарушений предусмотрена в профилирующих законах (например, Закон Украины от 5 декабря 1996 г."О ответственность предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине" [7, с. 58], или Закон Украины от 5 октября 1995г. "О борьбе с коррупцией" [6, с.266]). Существует широкая система органов административной юрисдикции (органы правосудия, милиция, структуры исполнительной власти, Нацбанк Украины и др.). Указанные функции выполняют также исполнительные образования органов местного самоуправления, которые являются негосударственными институтами).

С некоторыми уточнениями пятая черта административно-правовых отношений приобретает такого содержания: "В случае нарушения норм правовой охраны административно-правовых отношений виновное лицо несет ответственность перед государством, от имени которой выступают как государственные, так и негосударственные исполнительные структуры органов местного самоуправления".

Шестая, одна из наиболее распространенных особенностей касается порядка разрешения споров между участниками отношений административного права. Существуют две разновидности решения данной проблемы.

Первый - это административный порядок, когда сторона, чьи права нарушены, обращается к высшей властно-управленческой инстанции, которая имеет полномочия на отмены неправомерного решения подчиненной ему структуры. Этот порядок является наиболее распространенным, однако он имеет отдельные недостатки, связанные с высокой вероятностью возникновения бюрократических препон и определенной предвзятости в отношении заявителя.

Второй вид - это судебный порядок. С позиции обеспечения объективности и всесторонности разрешения спора он имеет неоспоримые преимущества, но отсутствие в Украине системы специализированных (административных) судов указывает на то, что существуют объективные причины, которые тормозят процесс его дальнейшего распространения.

До недавнего времени времени важную роль в решении административных споров играли органы прокуратуры, однако по действующей Конституции Украины осуществления функций так называемого общего надзора уже не является компетенцией этой правоохранительной структуры. В перспективе судебный порядок разрешения споров между участниками административно-правовых отношений должно стать основным видом. Это вполне реально при условии дальнейшего развития судебной ветви власти, в структуре которой будут функционировать административные суды, наделенные широкими полномочиями в выполнении функций административной юстиции.

Исходя из вышеизложенного, последнюю черту административно-правовых отношений можно свести к следующему: "споры между сторонами административных правоотношений могут решаться как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке".

Таким образом, система основных свойств современных отношений административного права Украины должна состоять из десяти рис:

1) отношения административного права имеют собственный, характерный только для них объект - публичные потребности и интересы, реализация которых регламентирована действующим административно-правовыми нормами;

2) для указанных отношений характерно многовекторное функциональное назначение - регулятивная и охранное;

3) административно-правовые отношения имеют высокую степень интеграции с отношениями других управленческих отраслей права, занимая основное место на "властно-управленческом поле". Они обеспечивают полноценное функционирование схожим с ними общественных отношений, которые регулируются нормами финансового, земельного, экологического, хозяйственного, налогового и иных отраслей права;

4) особенности содержания их динамических свойств характеризуются наличием как материальных, так и процессуальных правовых отношений, которые составляют единое целое - предмет административного права;

5) административно-правовые отношения возникают в сфере, непосредственно связанной с властно-управленческой деятельностью, кроме отдельных ее участков, урегулированных нормами финансового и земельного права;

6) в отношениях административного права одной из сторон обязательно выступает структура (должностное лицо), наделенное полномочиями, касающиеся функционирования властно-управленческой сферы;

7) административные правоотношения могут инициироваться любым их субъектом. Согласие на их возникновения является обязательным во время заключения административных соглашений;

8) характер отношений административного права является властно-партнерским. Это означает, что помимо признаков властности в регулятивных отношениях в определенном объеме могут присутствовать элементы партнерства, а в отношениях административно-правовой охраны преобладают властные факторы;

9) споры между сторонами административно-правовых отношений могут решаться как в судебном, так и внесудебном (административном) порядке;

10) в случае нарушения нормы правовой охраны отношений административного права виновное лицо несет ответственность перед государством, от имени которой выступают как государственные структуры, так и исполнительные органы местного самоуправления.

Завершая рассмотрение вопросов главных черт административно-правовых отношений, можно с уверенностью утверждать, что приведенные выше характеристики касаются отношений так называемого переходного периода развития Украины. Это означает, что в процессе обновления отечественного административного права содержание характеристик рассматриваемых рис может приобрести новых признаков, которые віддзеркалюватимуть результаты дальнейшего реформирования административно-правовых отношений.

Использованная литература

1. Административное право Украины: Учебник. / Под ред. Ю.П. Битяка. - Х.,2001.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. - Т.1. - М., 1981.

3. Вохрах Д.Н. Административное право: Учеб. для вузов. - М., 1996.

4. Ведомости Верховной Рады Украины. - 1991. - №20.

5. Ведомости Верховной Рады Украины. - 1995. - №34.

6. Ведомости Верховной Рады Украины. - 1997. - №7.

7. Ведомости Верховной Рады украины. - 1999. - №41.

8. Голосниченко И.П. Предупреждение корыстных проступков средствами административного права. - К.51991.

9. Козлов Ю.М. Предмет советского административного права - М., 1976.

10. Колпаков В.К. Административное право Украины: Учебник. - К., 1999.

11. Курашвили Б.П. О понятии административного договора / / Договорные формы управления: постановка проблемы и пути решения. - М., 1981.

12. Петров Г.И. Советское административное право: Учеб. - М., 1960.



Назад