Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 2. Дидактическая система


Системный подход в дидактике. Использование того или иного метода исследования обусловлена теми задачами, которые стоят перед исследователем. Если объект познания сложный и характеризуется многообразием его сторон и связей между ними, если необходимо рассматривать внутренние механизмы его функционирования, взаимодействие его частей, то эти задачи предопределяют выбор системного подхода как метода исследования [3]. Он дает возможность осуществить процесс познания объекта с учетом всех его сторон и связей между ними. Его рассматривают как конкретизацию диалектического принципа общий связь.

Необходимость системного подхода в познании была обусловлена тем, что традиционные методы исследования при изучении сложных объектов оказались малоэффективными. Поэтому возникла необходимость представлять сложный объект как систему, как целостное образование, что дает возможность исследовать не только сам объект, но и его связи и отношения. Сущность системного подхода заключается в попытках дальнейшего упрощения способов изучения отношений и связей между объектами различной природы.

Главным понятием системного подхода является понятие системы. Некоторые ученые считают, что системы не существуют в природе, а в сознании человека, то есть, что наш мозг накладывает некоторую схему изучения на реальность, выделяя тем самым систему. Конечно, прерогатива выделение системы принадлежит субъекту, однако, это не означает, что система является произвольной конструкции нашего ума, потому что если есть отражено в нашем сознании, то есть и отображаемое. Следовательно, существуют реальные объективные системы и системы понятий, характеризующих эти объекты. Таким образом, система является отражением не только объективной и субъективной действительности.

Что такое дидактическая система? Дидактическая система принадлежит к педагогических систем. Поскольку педагогическая система - это организованный объект, осуществляющий управление процессом передачи и усвоения того социального опыта, который в настоящее время накопило человечество, то дидактическая система - это организованный объект, с помощью которого учитель обеспечивает управление процессом передачи и усвоения учащимися системы знаний об обществе, природе, человеке, и на этой основе развитие у каждого из них познавательных сил, формирование научного мировоззрения, культуры поведения, положительных человеческих качеств.

Наиболее характерным признаком этой системы является ее функция, в частности, функция управления педагогическим процессом. Участниками этого процесса является учитель и ученики. Как видно из определения дидактической системы, ученики и учитель не входят в ее состав как элементы. Однако известно, что каждая система живет в некоторой среде, в окружении других систем, с которыми она связана определенными связями. В некоторых системах они настолько прочные, что их разрушения и уничтожает саму систему. Если учитель и ученики не входят в систему как ее элементы, то они, как это следует из определения дидактической системы, обязательно входят в состав ее среды, то есть для дидактической системы наличие учителя и учеников, как составляющих среды дидактической системы, является обязательным. Сделаем некоторые уточнения относительно них как частей среды дидактической системы.

Речь идет не о ученика вообще, а о том, что под термином "ученик" понимаются учебные характеристики ученика, его способности, задатки, интересы, его учебный опыт, его особенности мышления, памяти, воображения, т.е. ученик взаимодействует со всеми элементами дидактической системы таким своим боком, который позволяет ему устанавливать связи как с элементами системы, так и со всей системой. Характеристиками компонента среды дидактической системы "учитель" является его педагогический опыт, знания учебного материала, знание закономерностей обучения, воспитания и развития, знание всех учебных и психологических характеристик ученика, то есть все то, что позволяет ему взаимодействовать как с каждым элементом дидактической системы, так и со всей системой. Имея сильные связи со всеми элементами, а то и со всей дидактической системой, среда существенно влияет на систему в целом. Таким образом, в общем случае дидактический систему составляет тот дидактический пространство, через который учитель и учащиеся взаимодействуют между собой.

Анализ показывает, что решая проблемы обучения, мы непременно касаемся содержания и целей обучения, методов, средств и организационных форм обучения. Они взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, один другого предопределяют, следовательно образуют целостную совокупность, состоящая из названных выше элементов. Эта совокупность и является дидактической системой. ее еще можно было бы назвать дидактически-методической, поскольку изучение любой темы любого учебного материала на стадии планирования процесса обучения и его реализации осуществляется при участии данной системы. Таким образом, дидактическая система - это совокупность взаимосвязанных элементов, которыми являются цели обучения, содержание образования, методы обучения, средства и организационные формы обучения. ее графическое изображение приведены на рис. 1.1.

Элемент "Цели обучения" (И) раскрывает суть проблемы "Чему учить?", то есть дает ответ на этот вопрос. "Содержание обучения" (II), а это, как видно из схемы, второй элемент системы, отвечает на вопрос "Что изучать?" предопределяется содержанием образования. Третий - "Методы обучения" (III), раскрывает суть того, как можно достичь поставленных целей обучения, т.е. отвечает на вопрос "Как учить?". "Средства обучения" (IV) - это четвертый элемент системы, он раскрывает особенности педагогического инструментария и дает ответ на вопрос "С помощью чего учить", "Чем учить?". Наконец, пятый элемент системы, - "Формы организации обучения" (V), отвечает на вопрос "В какой форме, где, когда учить?".

Отрезки прямых линий обозначают однонаправленный и двонаправле-ной связь. Например, связь II-III означает, что изменение такого элемента системы как "Содержание обучения" приведет к изменению элемента "Методы обучения", а связь III-II означает, что, наоборот: независимая изменение элемента "Методы обучения" скажется на элементе "Содержание обучения". Теоретический уровень этой системы определяется тем, что независимо от предмета и содержания материала, который изучается, связи между ее элементами объективно существуют и природа их определяется сути самих элементов. Это означает, что данная система представляет именно ядро теории обучения.

1.1

Рис. 1.1. Дидактическая система 

Примером специфической дидактической системы является учебник. Его функция - быть учебной книгой, то есть быть не только носителем того содержания, который ученик должен усвоить, но и организовывать, а точнее - помогать организовывать процесс овладевание знаниями.

Связи между элементами дидактической системы приобретают новых качеств, когда эта система включена как компонент в систему взаимодействия учителя и ученика. Только это обстоятельство, а именно участие дидактической системы в системе высшего порядка, создает условия для ее жизни, то есть для взаємодіїїї элементов и функционирования связей. Действие учителя на ученика (учеников) опосредуется именно дидактической системой, всеми ее элементами и ничем другим. Но и каждый элемент дидактической системы тоже опосредуется учеником, а конкретнее его задатками, способностями, его тезаурусом, склонностями, интересами и уровнем умственного развития. Понятно, что результат действия учителя на ученика, опосредованный всеми элементами дидактической системы и учебными характеристиками ученика интересует учителя, а потому он получает информацию о этот результат. Он сравнивает полученный результат с запланированным, предсказуемым и снова повторяет, правда уже скорректированную действие. Имеем, таким образом, новую, теперь уже динамическую дидактический систему. ее назовем дидактическим циклом (рис. 1.2.).

1.2

Рис. 1.2. Дидактический цикл А

А - учитель, В - дидактическая система, С - ученик, М - мотивы обучения, Из - задатки и способности, Г - результаты

В дидактике можно выделить еще ряд таких систем, а именно: целей обучения, содержания, методов обучения, систему средств обучения, организационных форм обучения, контроля и оценки знаний учащихся. Дидактический цикл, в котором вместо элементов "учитель" и "ученик" функционируют элементы "учителя", "ученики" по своей сути является системой обучения.

Итог. Одним из методов познания процесса обучения является системный подход. Дидактика изучает дидактический систему, которая состоит из целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Учитель и ученики не принадлежат к этой системы, но наряду с другими факторами составляют ее внешнюю среду. Дидактика рассматривает обучение как взаимодействие учителя и учащихся через пространство дидактической системы. Это взаимодействие имеет циклический характер и называется дидактическим циклом.



Назад