Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

2.1. Современное состояние инвестиционной деятельности в Украине


В период существования жесткой централизованной системы управления экономикой вложения средств в новых основных или оборотных фондов, на выполнение проектных работ, в научно-техническую сферу имело форму планируемых вложений. Это выражалось в создании плановых предпосылок и проектировании. Развитие рыночной экономики предоставляет новый характер инвестиционной деятельности. Развитие различных форм собственности, равных условий хозяйствования создает новые условия для инвестирования и регулирования этого процесса.

Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоемкие, вы-сокотехнологічні программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественный уровень инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проведении государством инвестиционной политики, ее целью является поиск оптимального регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов. Практически с момента перестройки хозяйственного механизма Украина пыталась привлечь иностранные инвестиции. По мнению ведущих экономистов на момент распада СССР, Украина имела оптимистичные прогнозы в отношении ожидаемого притока зарубежного капитала. В пользу этого свидетельствуют следующие факторы:

  • низкий уровень заработной платы;
  • наличие источников сырья для производства;
  • наличие большого рынка в 51 млн. чел.;
  • высокий уровень образования трудоспособного населения;
  • выгодное географическое положение;
  • недостаточно разработано законодательство в сфере охраны окружающей среды;
  • наличие научно-технических разработок мирового уровня;
  • наличие развитой инфраструктуры.

Однако этим прогнозам не суждено было сбыться. Всего на 01.10.2003 уровень прямых инвестиций в Украину составил 6212,9 млн. долл., хотя необходимый объем инвестиций для реформирования экономики Украины составляет более 40 млрд. долл. За 2002 год объем прямых инвестиций в Украину составил 728 млн. долл., аза период с 01.01.2003 по 01.10.2003 - 683,9 млн. долл. (рис. 2.1).

pic

Рис. 2.1 Динамика прямых инвестиций в Украине (по данным Государственного комитета статистики Украины на 01.10.2003)

В сравнении с другими государствами объем инвестирования в экономику Украины является незначительным. Например, приток иностранных инвестиций в Чехии больше в 11 раз, а в такие страны, как Словакия, Польша, Португалия - в 5-6 раз чем до Украины.

Политическая нестабильность, частое изменение законодательства, угроза инфляции, высокий уровень преступности и коррупции, низкая доходность от инвестиций, бюрократизация госаппарата, большое бремя налогообложения, мало информации об объектах инвестирования определяют очень низкий рейтинг Украины в зарубежных организациях, которые занимаются сравнительным анализом условий инвестирования и уровня риска про все страны мира. Эти факторы заставляют иностранных инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в сфере инвестиционного сотрудничества с Украиной. Все факторы, которые учитывает инвестор, когда оценивает благоприятность условий в принимающей стране для вложения капитала, характеризуют инвестиционный климат. На сегодня на Украине он неблагоприятен. Это значит, что Украина пока что не готова к жесткой конкурентной борьбе за инвестиции на мировых рынках капитала, что непосредственным образом скажется на структуре ПП и развития экономики в целом (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Структура прямых иностранных инвестиций (ПП) в Украину за странами-инвесторами (по данным Государственного комитета статистики Украины)

Объемы прямых инвестиций
на 01.10.2003 (млн. долл. США)

Всего

6212,9

Соединенные Штате Америки

1019,0

Кипр

647,6

Обєднане Королевство

628,9

Нидерланды

434,5

Германия

387,6

Виргинские острова

371,8

Российская Федерация

354,9

Швейцария

310,5

Австрия

248,5

Корея

172,8

Другие страны

1636,8

Крупнейшими инвесторами в экономику Украины являются: США - 16,4%, Кипр - 10,4%, Соединенное Королевство - 10,4%, Нидерланды - 7%, Германия - 6,2%, Виргинские острова - 6,0%, Российская Федерация -5,7%. Далее с небольшим отрывом следуют Швейцария, Австрия, Корея.

Инвестиции - важнейший фактор экономического роста, что обеспечивает увеличение определенной части ежегодного реального продукта страны. Однако в переходный к рынку период наибольшей деградации в Украине потерпела именно инвестиционная деятельность. И сейчас состояние этой сферы является достаточно сложным вследствие снижения деловой активности большинства субъектов хозяйствования, окончательного ухудшение инвестиционного климата и возможностей бюджетов всех уровней. Вышеупомянутое сдерживает структурную перестройку и препятствует розвязанню насущных социально-экономических проблем в обществе.

Однако на нынешнем этапе развития мирового хозяйства одной из самых актуальных проблем для стран с рыночной экономикой и развивающихся стран, является привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций. Успешное решение этой задачи зависит от удачной государственной политики в сфере регулирования иностранного инвестирования. Это объясняется ведущим влиянием государства на внутрихозяйственные и внутриполитические процессы.

Государственное регулирования иностранного инвестирования является одним из видов социального управления и урегулированной нормами права исполнительной и распорядительной деятельностью соответствующих органов государственной власти относительно эффективного привлечения и рационального использования иностранных инвестиций с целью экономического роста и повышения уровня жизни народа. Ведущее место в процессе регулирования иностранного инвестирования принадлежит экономике, на которую возложена задача проведения государственной политики в отношении иностранного инвестирования.

В рыночных условиях роль государства заключается в создании необходимых гарантий, учреждений, определенных условий, механизмов развития и передачи части полномочий на места путем реформирования всей системы власти, так и ее структуры и функций.
Поэтому сегодня особенно важной является необходимость усовершенствования государственной инвестиционной политики, построение эффективной системы регулирования инвестиционной деятельности, направленной на долговременную перспективу.

Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в Украине определяется законами «Об инвестиционной деятельности» (1991 г.), «О режиме иностранного инвестирования» (1996 г.). «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» (1996 г.), «О внешнеэкономической деятельности» (1991 г.), «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» (1992 г.), «О предпринимательстве» (1991 г.), «О хозяйственных обществах» (1991 г.) и т.д. Кроме того, действуют ряд указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины, которые формируют политику государственного регулирования инвестиционной деятельности в нашей стране.

В целом государственное регулирование в сфере инвестирования осуществляется с учетом экономических факторов, содержащих элементы формирования источников инвестиций; методическое обеспечение государственного регулирования инвестиций; формирование источников инвестиций; стимулирование привлечения инвестиционных ресурсов и формирования условий осуществления инвестирования.

В то же время реализация процесса государственного регулирования в сфере инвестирования основывается на правовом, организационном и информационном обеспечении и мониторинга.
Информационное обеспечение и мониторинг отражают состояние капитала отраслей экономики, привлечения инвестиций и осуществления инвестиционной деятельности, состояние инвестиционного потенциала, а также деятельность субъектов и объектов инвестирования.
Организационное обеспечение заключается в формировании государственных органов регулирования в инвестиционной сфере. Оно также включает в себя организацию и технологию разработки и реализации государственных программ инвестирования и обеспечения страхования инвестиций.
Успех инвестиционной политики определяют определенные правовые и организационно-технические мероприятия. В частности на средне и долгосрочную перспективу, на наш взгляд, необходимо обеспечить:

  • защита прав собственности;
  • дисциплину исполнения контрактов;
  • повышение действенности институтов государственной власти;
  • содействие малому бизнесу;
  • доступность кредитных ресурсов;
  • развитие банковской системы и фондового рынка;
  • собственность на землю и функционирования ипотеки.

В свою очередь, мероприятия на краткосрочную перспективу предусматривают :

  • политическую стабильность в государстве;
  • стабильность налогов;
  • низкий уровень инфляции;
  • ведение бухгалтерского учета по международным стандартам;- свободу вхождения на рынок.

Государственная стратегия привлечения иностранных инвестиций должна учитывать классификацию отраслей промышленности в зависимости от наличия потенциальных источников финансирования. Выделяют несколько таких групп:

  • отрасли, развитие которых обеспечивается централизованными государственными капиталовложениями;
  • производственные объекты преимущественно частного капитала;
  • отрасли, которые на определенном этапе нуждаются в кредитных субсидий;
  • приоритетные отрасли для привлечения и использования иностранных инвестиций;
  • производства, в финансировании которых участие иностранных инвесторов имеет определенные ограничения;
  • отрасли, которые закрыты для иностранного инвестирования, что связано с национальной безопасностью, сохранением национального богатства.

При определении направлений государственного инвестирования преимущества следует предоставлять инвестициям в отрасли, которые являются важными для обеспечения жизнеспособности экономики и одновременно мало привлекательными для частных инвесторов, и такие, которые обеспечивают создание рыночной инфраструктуры.
Одним из важных аспектов развития национальной экономики является содействие привлечению инвестиций в реальный сектор. Здесь важным является:

  • сближение уровней доходности производственного, торгового и финансового капиталов;
  • усовершенствование процессов ценообразования на высококачественную продукцию, особенно широкого потребления;
  • совершенствование таможенно-тарифных рычагов регулирования экспортно-импортных операций.

Действенным инструментом активизации инвестиционных процессов в рыночных условиях экономики является государственная амортизационная политика, которая должна обеспечить надежное внутренний источник финансирования капитальных вложений. Именно за счет амортизации в развитых странах формируется до 70-80% инвестиций.
Амортизация влияет на процессы, находящиеся на стыке финансово-бюджетных (налоговых) и инвестиционных интересов. И если первые из них носят преимущественно краткосрочный характер, то инвестиционная деятельность - средне-и долгосрочный, а сама амортизационная политика формируется благодаря своеобразному компромисса указанных аспектов государственного регулирования экономики. Повышение норм амортизации и увеличение суммы отчислений расширяет финансовые возможности предприятий и усиливает их инвестиционную активность.
Амортизационная политика государства должна предусматривать применение таких методов амортизационных списаний и норм, которые позволяют в короткие сроки возместить ранее осуществленные инвестиции.
Существенно влияют на иностранное инвестирование процессы приватизации. На сегодня и в ближайшей перспективе ключевым фактором по привлечению крупного иностранного капитала в экономику Украины с его участие в приватизации прежде всего стратегических объектов.
С одной стороны, существует прямая зависимость между реализацией приватизационных программ и объемам иностранного инвестирования (около 50% иностранных инвестиций обеспечили именно иностранные инвесторы благодаря участию в приватизации украинских предприятий). С другой стороны, объекты, предлагаемых для приватизации с участием иностранных инвесторов, является для последних малопривлекательными. Основные причины этого таковы:

  • слабая правовая база, что существенно затрудняет осуществление любого реального контроля внешнего собственника над предприятием, где он не имеет контрольного пакета акций;
  • внешние владельцы приобрели крупные доли собственности только в худших предприятиях, поскольку процесс приватизации контролировали инсайдеры (работники и руководство некоторых предприятий);
  • в трети приватизированных предприятий государство до сих пор сохраняет за собой слишком большие пакеты акций (до 30%);
  • государство и дальше вмешивается в развитие важных отраслей (например, энергетики);
  • инсайдеры остаются основными владельцами многих средних и большинства крупных предприятий.

По убеждению иностранных экспертов, для эффективного участия стратегических инвесторов в украинской приватизации нужно отказаться от ручного управления экономикой, увеличить роль саморегулируемых организаций, а также принять понятно и долгосрочное приватизационное законодательство, в котором будет прописано как можно больше процедур.
Другим, не менее важным, механизмом регулирования инвестиционной деятельности является реформирование земельных отношений. С 1 января 2002 года вступил в силу новый Земельный кодекс Украины, который создает прежде всего благоприятные условия для выгодного использования своего земельного надела, способствует дальнейшему развитию аграрных реформ. Осуществляя функции государственного управления, государство, в лице своих компетентных органов, устанавливает определенные правила и нормы, которые касаются организации использования как всех земельных ресурсов страны, гак и отдельных их частей.

Когда будет разрешено осуществлять покупку-продажу земельных участков, необходимо, руководствуясь соответствующей нормативно-правовой базой, сделать все для того, чтобы рынок сельскохозяйственных земель дал бы государству дополнительные значительные финансовые ресурсы, нерезиденту - уверенность в серьезности намерений со стороны украинской стороны, резиденту - дополнительные уставные ресурсы при создании предприятий и мощное средство стимулирования банков в долгосрочном инвестировании (благодаря разработке механизма залога земли).

В сфере кредитной политики важной задачей является создание благоприятных условий для активизации долгосрочного кредитования реального сектора экономики. Это возможно благодаря: осуществлению мероприятий по увеличению объемов кредитования коммерческими банками реальной экономики; смягчения процентной политики; переориентации кредитных ресурсов банковской системы на долгосрочное кредитование; льготному налогообложению прибыли коммерческих банков от операций долгосрочного кредитования; созданию специальных инвестиционных банков с обеспечением льготных условий кредитования инвестиционных программ.

Новой проблемой для Украины является обеспечение государственного контроля за ценообразованием относительно соотношения внутренних и мировых цен. Это связано с объективной необходимостью адаптации украинского рынка к внешним условиям, потому что прослеживается ситуация, когда цены на некоторую промышленную и сельскохозяйственную продукцию превышают мировые, тогда как средняя заработная плата намного ниже. Сырье и материалы по ценам также уступают уровню цен на внешнем рынке. Это требует контроля со стороны государственных органов ценообразования за ростом издержек производства (в случае изменения цен) и динамикой соотношение с ценами мирового рынка. Особое значение имеет систематический контроль за уровнем цен на продукцию базовых отраслей (горнорудной, металлургической, химической).
Для предотвращения не контролируемого роста цен их государственное регулирование должно осуществляться преимущественно через экономические рычаги, налоговой, финансово-бюджетной, кредитной, валютной и таможенной политики, а также с применением механизма установления цен на продукцию предприятий монополистов.

Важным направлением должно быть дальнейшее расширение сферы свободного ценообразования, что нуждается демонополизации экономики и создания реальных условий для развития конкуренции.
Требует быстрого развития рынок облигаций внутреннего государственного займа. Главным вопросом при этом является внедрение эффективного механизма его регулирования. Нужны, прежде всего, законодательные ограничения на доходность соответствующих заимствований, их уровень не может превышать среднюю процентную ставку по кредитам коммерческих банков, которые предоставляются субъектам хозяйствования. Такая форма практикуется во многих странах и способствует переориентации финансовых ресурсов в сферу производства.

Для создания эффективной системы привлечения иностранных инвестиций необходима реализация определенных организационных мероприятий по созданию единой целостной системы государственного управления инвестиционными процессами, которая бы привлекала соответствующие структуры для работы с иностранными инвестициями, согласовывала деятельность с международными организациями, проводила экспертизы важнейших проектов и их конкурсный отбор. Такой структурой может быть специализированная государственная компания Украины по иностранным инвестициям. В структуре такой системы целесообразно создать информационно-аналитический банк данных по вопросам иностранного инвестирования, который будет содержать информацию об предприятия и проекты, требующие инвестиций, о инвесторов, спонсоров, международных тендерах.

Особое внимание следует уделить информационному обеспечению по привлечению иностранных инвестиций. Необходимо издавать информационные бюллетени и рекламную литературу по проблемам иностранного инвестирования, создать компьютерную сеть для обмена информацией, систему статистической информации.
Как показывает мировая практика, система привлечения инвестиций должна быть ориентирована на:

  • систематическое проведение мониторинга и анализа основных показателей инвестиционной деятельности;
  • определение приоритетных направлений инвестирования, качественную разработку проектов и экспертную оценку объектов инвестирования;
  • определение возможных источников инвестирования и оценку их эффективности, проведение рекламных кампаний;
  • построение механизма привлечения инвестиций через проведение гибкой налоговой политики, преобразования амортизационных отчислений в инвестиционное источник, создание конкурентной рыночной среды, формирование и развитие денежного и фондового рынков, содействие инвестиционной направленности процесса приватизации, создание системы гарантий защиты прав иностранных инвесторов;
  • создание системы государственного надзора, применения государственного контроля, создание соответствующего инфраструктурного обеспечения.

Переход Украины к новой формы экономических отношений, основанной на рыночных методах, обусловливает необходимость решения новых задач, связанных с экономическим развитием регионов и экономики страны. Прямая поддержка государством уровня и интенсивности инвестиционных процессов в экономике является, на наш взгляд, решающим условием структурной перестройки. Именно она, в основном, приносит конкретные результаты в виде достижения и поддержания стабильных темпов экономического роста в стране.

Инвестиции (в образном смысле) как бы ворота научно-технического прогресса. Научный потенциал страны, который ранее отличался мировым уровнем достижений в различных областях фундаментальной науки и техники, с восстановлением инвестиционной активности получит новое дыхание. Эффективно решить проблему снижение ресурсо-и энергоемкости можно только путем широкого внедрения новых технологий современной техники, связав воедино интересы научных исследований и практики через потребности рынка.

В рыночных условиях на новых технологиях и новой технике можно только тогда заработать деньги, когда они способствуют улучшению жизни. При этом ученым в новом для них среде международной конкуренции на открытых рынках следует помнить, что время является главным фактором в современной экономике.



Назад