Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

2.2. Иностранные инвестиции в Украине.


Иностранные инвестиции в экономику Украины последовательно регулировались такими законодательными актами:

  1. Законом Украины «О защите иностранных инвестиций на территории Украины» от 10.09.91;
  2. Законом Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.91;
  3. Законом Украины «Об иностранных инвестициях» от 13.03.92;
  4. Декретом Кабинета Министров Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 20.05.93;
  5. Законом Украины «О Государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине» от 17.12.93;
  6. постановлением Кабинета Министров Украины «О концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине» от 14.03.94.

После принятия Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» (1996 г.) большинство упомянутых законодательных актов потеряли силу. В то же время каждый из перечисленных законодательных актов был своего времени необходимым и создавал благоприятная законодательная среда для иностранных инвесторов.

Так, согласно Законом Украины «О защите иностранных инвестиций на территории Украины» (1991 г.) предполагалось, что инвестиции, доходы, законные права и интересы иностранных инвесторов защищаются законами Украины. Государство не может реквизировать иностранные инвестиции, за исключением случаев стихийных бедствий. Иностранным инвесторам гарантируется возможность перевода за границу их доходов и иных сумм, полученных на законных основаниях. Такие нормы действуют и сегодня.

Этим законом также устанавливаются виды иностранных инвестиций, формы их осуществления; государственные гарантии защиты. В отдельном разделе изложены основы функционирования иностранных инвесторов на основе концессионных соглашений о производственной кооперации, совместном производстве и другие виды совместной инвестиционной деятельности. Сейчас практически все совместные предприятия имеют национальный режим налогообложения.
К тому же в Законе определяется понятие иностранных инвестиций как ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности или других видов деятельности для получения прибыли или достижения социального эффекта. Достижением действующего Закона является то, что иностранного инвестора поставлены в равные условия с отечественным.

Законом Украины «Об иностранных Инвестициях» (1992 г.) устанавливался национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности в отношении иностранных инвестиций. К тому же иностранные инвесторы получали гарантии на десять лет на случай изменений соответствующего законодательства Украины; по Закону их инвестиции в нашей стране не подлежат национализации. Этим самым Законом предусматривалась ряд льгот для предприятий с иностранными инвестициями. Однако действие двух норм Закона о гарантиях на случай изменений в законодательстве по налогообложению было «приостановлено» уже в начале 1993 г. Вследствие этого большинство предприятий с иностранными инвестициями понесла убытки. Например, через внедрение новых видов налогов (20% пошлины, 35% акцизного сбора и 28% налога на добавленную стоимость) цены на автомобили «Мазда», реализуемых фирмой «Мазда моторе Украина» выросли на 107%, Причем на авторынках ближнего и дальнего зарубежья цены не изменились.

Декретом Кабинета Министров «О режиме иностранного інвестування» (1993 г.) для иностранных субъектов хозяйственной деятельности установлен национальный режим инвестиционной деятельности, то есть они наделены правами и обязанностями в объеме, не меньшем, чем аналогичные субъекты Украины. Согласно этим законодательным актом Иностранным инвесторам после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей гарантировался беспрепятственный перевод за границу их доходов, доходов и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях.

Что касается налогообложения, то в случае установления законодательными актами Украины новых видов налогов существующие предприятия с иностранными инвестициями освобождались от них на 5 лет. Этим же Декретом вводился квалификация иностранной инвестиции как суммы, не менее 20% уставного капитала предприятия, а также устанавливались ограничения в отношении минимальной суммы этой инвестиции.
Законом Украины «О Государственной программе поощрения иностранных инвестицій в Украине» (1994г.) устанавливались приоритетные сферы для иностранного инвестирования, выдвигались требования к инвесторам, которые претендуют на получение дополнительных льгот, и содержание льгот, предоставляемых в отношении инвестиционных проектов и приоритетных сфер. Инвестирование может проводиться иностранными инвесторами в виде: иностранной валюты; любого движимого или недвижимого имущества; акций, облигаций и других ценных бумаг, а также векселей и других денежных требований; любых прав интеллектуальной собственности, которые имеют стоимость (включая авторские права, изобретения, товарные знаки, фирменные наименования и др.); прав на хозяйственную деятельность (таких, как разведка, разработка, добыча, эксплуатация природных ресурсов, полученных за законом или соглашением); платных услуг; в другом виде, что не противоречит действующему законодательству Украины.
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в таких формах:

  1. долевое участие иностранных инвесторов в предприятиях Украины;
  2. создания предприятий, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам;
  3. приобретения действующих предприятий;
  4. приобретения движимого и недвижимого имущества (земельные участки, здания, оборудование, транспорт и др.).

В целом нужно отметить, что в Украине наблюдается постепенное становление рыночных организационных структур. Сформированы и действуют новые институты, которые регулируют или обеспечивают внешнеэкономическую деятельность, формируется сеть фирм и организаций, которые оказывают методическую, консультационную и практическую помощь ведению международного бизнеса на территории Украины.
Значительную работу по аккумуляции и эффективного использования иностранных инвестиций выполняет Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания. С целью предотвращения споров между иностранными инвесторами и органами исполнительной власти и местного самоуправления Указом Президента Украины в 1997 г. создан палату независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций как постоянно действующий консультативно-совещательный орган.
Причинами, которые мешают привлечению иностранных инвестиций в Украину, можно определить следующие:

  1. иностранным инвесторам практически не предоставляется никаких гарантий по обеспечению их прав собственности;
  2. иностранные инвесторы рассчитывают на возврат своих вложений через 6 лет при среднегодовой доходности 38% (для Украины это нереально);
  3. во многих странах потенциальные инвесторы недостаточно проинформированы о состоянии и перспективах развития экономики Украины;
  4. основным недостатком действующих нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в Украине, является их несогласованность между собой.

Для Украины как государства с рыночной экономикой важно рассматривать привлечение иностранных инвестиций в контексте структурных изменений и экономического роста.
Приоритетными задачами, которые должны разрешить иностранные инвестиции, являются:

  1. структурная реформа экономики;
  2. технологическое обновление производства;
  3. производство товаров широкого потребления;
  4. преодоление зависимости страны от импорта.

Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки экономики, решения социальных и экологических проблем. Инвестиции являются основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом. Во время экономического кризиса инвестиционная деятельность в Украине значительно снизилась. Спрос на инвестиции падал значительно быстрее, чем производство валового продукта. Одной из причин этого было то, что инфляция значительно обесценивала инвестиционные средства. На протяжении последних лет, несмотря на значительное замедление темпов инфляции, уменьшается часть долгосрочных кредитов, предоставленных субъектам хозяйствования всех форм собственности в общем объеме кредитов в экономике страны. Если в 1991 году этот показатель был равен 12,8%, то в 1994 году 11,3%, в 1996 году - 11,1%, а за январь-ноябрь 1997 года-около 10,0%. Это свидетельствует об отсутствии у коммерческих банков экономических стимулов кредитования производственных инвестиций, наличия повышенного риска при предоставлении таких кредитов и утяжелило кредитные портфели банков директивными кредитам, своевременное возвращение которых проблематично. Большие кредитные ресурсы банков оттягиваются также на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), где проценты привлекательнее по сравнению с кредитами для инвестиционных проектов.
В настоящее время наметились позитивные сдвиги в структуре капитальных вложений в направлении увеличения части объемов, направленных на развитие производственного потенциала. Введена новая амортизационная политика, которая дает возможности аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы непосредственно на предприятиях.

Украинский финансовый рынок имеет ряд безусловных ценностей: стабильные деньги и стабильные цены. С определенной долей уверенности можно сказать, что Украина как демократическое государство, сформировала свою денежную и банковскую систему, а это надежный фундамент для финансовой стабилизации, которая формирует базовые условия для развития инвестиционных процессов в Украине. Большое значение имеет тот факт, что стабильность гривни - это результат действия рыночных механизмов саморегулирования экономических процессов общества. А результат стабильности гривни - это ряд качественно новых процессов на рынке капитала, в том числе реальный рост срочных вкладов населения Украины, которые могут стать важным источником национальных инвестиций.

В Украине достигнута нормализация функционирования банковской системы. 3 01 октября 1999 г. украинская банковская система перешла на международные стандарты учета и отчетности. Банковская система страны будет работать в рамках европейских стандартов относительно нормы капитала на один коммерческий банк.

Стабильность - это одна из основных залогов развития валютного рынка. В мае 1997 года Украина стала 138-й страной, которая подписала статья 8 Соглашения с Международным валютным фондом о полную конвертабельність гривни в рамках текущих операций. Этим были сняты все проблемы репатриации выручки инвесторов любого типа с территории Украины. С целью демонстрации стабильности национальных денег на 2005 год была выбрана тактика подтверждение курсовой поведения в рамках валютного коридора 5,25 - 5,4 грн. за доллар США.
В 2005 году Национальный банк Украины отменил 50-процентный обязательную продажу валюты на украинском рынке. Результатом этого явился классически организован и известный для инвесторов валютный рынок. В экономической политике 2005 года стабильность денег также будет важным индикатором общего инвестиционного климата» частью обновление экономического развития.

Приоритетными направлениями для привлечения и поддержки стратегических инвесторов могут быть определены те, где Украина имеет традиционные производства, обладает необходимым ресурсным потенциалом и формирует значительную потребность рынка в соответствующей продукции, а именно: производство легковых и грузовых автомобилей; тракторо - и комбайностроения; авиа - и ракетостроение; судостроение; замкнутый цикл производства топлива для АЭС; развитие энергогенерирующих мощностей; нефте-газодобычи, в частности на Черноморском шельфе; внедрение ресурсо - и энергосберегающих технологий; переработка сельхозпродукции; транспортная инфраструктура.
Современные условия экономического развития требуют проведения активной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.

Одобренным 19 марта 1996 года Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования» для зарубежного инвестора в Украине установлены равные условия деятельности с отечественным инвестором. Указанным Законом иностранным инвесторам даются государственные гарантии защиты их капиталовложений.

В частности, иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации. Государственные органы не имеют права реквизировать иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления чрезвычайных мер при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, епізоотіях. При этом зарубежному инвестору гарантируется адекватная и эффективная компенсация.

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение ущерба, включая упущенную выгоду и моральный ущерб, причиненный им вследствие действий, бездеятельности или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины или должностными лицами предусмотренных законодательством обязательств перед иностранным инвестором.

В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному инвестору гарантируется возвращение его капиталовложений в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины, а также доходов от этих инвестиций в денежной или товарной форме. Государство также гарантирует беспрепятственный и немедленный перевод за пределы Украины доходов и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций.

Если в дальнейшем специальным законодательством об иностранных инвестициях будут меняться гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные вышеуказанным Законом, то в течение десяти лет со дня вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного инвестора применяются гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования». Так говорит Закон.

Важными правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, являются межгосударственные соглашения «О содействии и взаимной защите инвестиций». Такие договоры являются гарантом предоставления справедливого статуса инвестициям и их защите на территории другого государства. Они подписаны с 44 странами мира. Целый ряд проектов договоров находится на стадии согласования.
Положительно влияет на привлечение иностранных инвестиций сотрудничество и помощь Украине со стороны Международного валютного фонда и других международных организаций.

С целью поддержки разработки и реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины, использование современного мирового экономического опыта ускорения интеграции Украины в систему международных хозяйственных связей Указом Президента Украины создан Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине.

Для поиска финансовых ресурсов и реализации инвестиционных проектов создана Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания. Компания может осуществлять функции сопровождения и финансирования инвестиционных проектов.

В июле 1996 года создано Национальное агентство Украины по реконструкции и развития, основной целью деятельности которого является создание благоприятных условий для развития международного экономического сотрудничества, взаимодействия с международными финансовыми организациями, соответствующими межгосударственными и региональными организациями, организациями иностранных государств в сфере привлечения и использования внешних финансовых ресурсов.

Чтобы избежать споров между иностранными инвесторами и органами исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их оперативном внесудебном регулированию Указом Президента Украины создана Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при Президенте Украины.

Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе реализации инвестиционных проектов с участием американских компаний, в октябре 1997 года Указом Президента Украины создана украинская доля Специальной группы быстрого реагирования (после скандальных результатов тендера на выдачу лицензий на право предоставления услуг мобильной связи GSM-900 американская компания Motorola ушла с рынка связи Украины, что вызвало определенный политический дискомфорт в отношениях Киев-Вашингтон).

Однако, несмотря на созданную определенную законодательную базу, институциональную инфраструктуру, привлекательность экономического потенциала Украины (сравнительно богатые природные ресурсы, выгодное географическое положение, наличие квалифицированных «дешевых» рабочих кадров, достижения в научных исследованиях, значительная емкость внутреннего рынка), поступления иностранных инвестиций в Украину - незначительные. По сравнению со странами Восточной Европы объем иностранных инвестиций, поступающих в экономику Украины, в 3-7 раз меньше.
Две трети мировых капиталовложений приходится на 10 стран мира. Крупнейшие инвесторы - США, Великобритания, Германия, Япония и Франция. В страны (в основном азиатские), развивающихся было инвестировано 100 млрд. долл. США. На долю же 100 стран - наименьший реципиентов (включая Россию и Украину) - приходится лишь 1,0% прямых иностранных инвестиций, что для нашей страны не может считаться нормальной ситуацией.

Общий объем прямых инвестиций, которые фактически поступили в Украину (согласно квартальным данным Госкомстата Украины) начиная с 1992 года, по состоянию на 01.10.97 года составляет 1797 млн. долл. Это инвестиции из США-332,6 млн. долл. (18,5%), Германии - 173,3 млн. долл. (9,6%), Нидерландов -180,5 млн. долл. (10,0%), Великобритании -140,5 млн. долл. (7,8%), Кипра - 127,4 млн. долл. (7,1%), России - 121,8 млн. долл. (6,8%), Лихтенштейна - 103,5 млн. долл. (5,8%).
Наибольшие объемы иностранных инвестиций в млн. долларов: p. Киев -555,1; Киевская область - 170,6; Днепропетровская область -141,5; АР Крым - 119,8; Одесская область-119,0; Черкасская область-106,3. В инвестициях в равной степени остро нуждаются все регионы Украины.
Зарубежные инвесторы проявили наибольший интерес к таким отраслям народного хозяйства (в млн. долл. США), как пищевая промышленность - 366,5; внутренняя торговля - 303,6; машиностроение и металлообработка - 152,2; финансы и кредит - 152,3; строительство и промышленность строительных материалов - 116,9; химическая и нефтехимическая промышленность - 114,1; что составляет 67,1% от общего объема.

Иностранные инвестиции вложены в 6247 предприятий, из которых только 1854 (29,7%) выпускают продукцию.
Общая потребность экономики Украины (прогнозируемая) составляет более 40 млрд. долл. Инвестиций требуют практически все отрасли экономики: металлургия - 7 млрд. долл., машиностроение - 8,5 млрд. долл., транспорт - 3,7 млрд. долл., химия и нефтехимия - 3,3 млрд. долл.
Объемы поступлений иностранных инвестиций в 1997 году составили около 530 млн. долл., или 100,7% от вложенных иностранных инвестиций в 1996 году.

Инвестиции из Украины на 01.10.97 годы осуществлено в объеме 137,8 млн. долл., в том числе в страны СНГ и Балтии - 52,2 млн. долл., другие страны мира - 85,6 млн. долл.

Приведенные данные и тенденции, которые из них следуют, свидетельствуют о завершении короткого периода романтического отношения к инвестирования в экономику Украины. В реальной ситуации сложилась и негативно влияет на поведение независимых инвесторов целый ряд проблем, которые требуют безотлагательного урегулирования.

Главными основами государственной инвестиционной политики на ближайшую перспективу являются: увеличение объемов капитальных вложений субъектов хозяйствования за счет прибыли и новой амортизационной политики; усиление влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и инновационных фондов; увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования рисков внутренних и внешних инвестиций; создание соответствующих институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала, мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики.

С целью облегчения поиска эффективных объектов инвестирования и инвесторов во многих министерствах и ведомствах Украины созданы банки данных объектов инвестирования в разрезе отраслей народного хозяйства и регионов (например, база данных Минэкономики включает более 2000 таких объектов).

На основании информации посольств стран - потенциальных инвесторов и материалов, которые поступают в правительство, образован базу данных иностранных инвестиционных фирм (их более 200), которую используют украинские производители для поиска иностранных инвесторов.

Увеличение поступлений иностранных инвестиций в экономику Украины способствовало бы созданию отдельных экспортно-промышленных зон (вариант свободных экономических зон).

Темпы экономического развития в значительной степени определяются интенсивностью инвестиционной деятельности. Необходимость инвестиционных вложений в экономике стало очевидным для всех хозяйствующих субъектов с момента вступления Украины на путь рыночных преобразований. Дальнейшее развитие экономики государства невозможен без активной инвестиционной политики и эффективного использования инвестиционного потенциала национальной экономики.

На сегодняшний день в Украине инвестиционная активность внутренних и зарубежных инвесторов в значительной мере сдерживается за счет неблагоприятного инвестиционного климата, сложившегося: целого ряда внешних и внутренних факторов (табл. 2.2).


Таблица 2.2. Динамика инвестиционных процессов в Украине

Показатели

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

ВВП, млрд. грн.

81,52

93,37

102,59

130,44

170,07

204,19

225,81

264,17

Промышленное производство, млрд. грн.

7,376

7,916

2,548

7,429

7,354

7,612

4,65

Индекс инфляции к декабрю предыдущего года

139,7

110,1

120,0

119,2

125,8

106,1

96,7

Инвестиции в ОФ, млрд. грн.

12,56

12,40

13,96

17,55

23,6

32,6

37,2

51,0

Прямые инвестиции, млрд. долл.

1438,2

2063,6

2810,7

3281,8

3865,5

4421,3

4582,7

1 Статистика по международному слияния и поглощения являются только с 1987 г. 4999 р.31996 г. Источник: World Investment Report за 1993, 1998, 2001.

На снижение темпов прироста объема иностранных инвестиций в Украине оказала влияние неблагоприятная финансовая конъюнктура в мире, вызванная крушением отдельных региональных рынков и сдерживающая большинство инвесторов от вложения в развивающиеся экономики.
Но все равно пока украинская экономика продолжает набирать обороты. Темпы ее роста, начиная с 2000 года в среднегодовом исчислении составили 8,2%, а за январь-май 2004 - уже 11,3%. Все это позволило западным аналитикам назвать Украину «Китаем Европы». Сравнение с Китаем Украине, безусловно, льстит, но вызывает определенные сомнения. Китайская экономика растет в среднем на 10% врік, начиная с 1980 года. До начала 1990-х годов темпы замедлились до 8%, но со вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширения экспорта (положительное сальдо торгового баланса в 2003 году выросло до рекордных $ 45,87 млрд.) дали новый импульс самой динамичной экономике мира. Инвестиции в Китае вкладывались в основном в промышленные и обрабатывающие секторы.

Таким образом, некоторые параллели с Китаем провести возможно. Но Китай является одним из головнихдвигунів мировой экономики, а в Украине механизм автономного развития, шо самоподдерживающаяся, пока не запущен.

Существенно реорганизовать инвестиционную деятельность в Украине невозможно без решения вопросов финансового обеспечения его развития. Задача активизации процесса промышленности предприятий в последнее время становится проблемой аккумуляции накоплений, их сохранности и целевого использования.
В основе эффективной организации инвестиционной деятельности лежит государственное регулирование:

  1. льготная налоговая политика;
  2. финансовая поддержка и целевое стимулирования приоритетных экономических направлений.

Устойчивое оживление инвестиционной активности является признаком начала стабилизации экономического роста.
Структура инвестиций в основной капитал также была значительно деформирована по сравнению с 1990 годом. Существенно сократилась доля сельского хозяйства (более чем в 6 раз) и строительства объектов социальной сферы (на 40%). В структуре капитальных вложений в промышленность выросла доля низко-технологических отраслей; электроэнергетики на 90%, нефтегазовой промышленности на 124%, черной металлургии в 2 раза, пищевой промышленности на 60%, а доля машиностроения сократилась почти в 5 раз.

Украина имеет значительный экономический потенциал, который еще не используется должным образом, в частности, большой внутренний рынок. Квалифицированная и неквалифицированная рабочая сила сравнительно дешевые, тогда как общий уровень образования и подготовки - высокие.

Однако, несмотря на эти преимущества, иностранцы не спешат вкладывать свои капиталы в Украинскую экономику. На данный момент через приостановка инвестиционных поступлений из государственного бюджета и недостаточности денежных средств на предприятиях, украинская экономика действительно требует притока иностранного капитала.

Среди других проблем необходимо отметить следующие: несовершенное законодательство и непредвиденные изменения в налогообложении, устаревшее оборудование и политическую нестабильность.
Иностранные капиталы в процессе приватизации необходимы прежде всего в таких сферах экономики, активизация наращивания производственного потенциала которых будет способствовать выведению Украины из кризиса, устранению социального напряжения в обществе и преодолению зависимости Украины от импорта.
Результаты проведенных исследований указывают на то, что финансирование инвестиций чаще всего осуществляется за счет собственных средств предприятий и рассматривается как самый надежный источник. В то же время финансирование инвестиций из собственных средств предприятий затруднено в следствие их ограниченности, вследствие несовершенной системы налогообложения. В механизме налогообложения прибыли должны были бы содержаться главные стимулы к инвестированию. Однако анализ Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» не только не позволяет найти в нем таких стимулов, но, наоборот, наталкивает на ряд печальных размышлений.

В частности, согласно статье 8.7.1. Закона, налогоплательщики имеют право в течение отчетного периода отнести к валовым расходам любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих амортизации, в сумме, которая не превышает 10% совокупной балансовой стоимости основных фондов по состоянию на начало следующего отчетного периода. В то же время, согласно статье 5.3.2. Закона, не включается в валовые расходы, расходы на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и другое улучшение основных фондов, а также с приобретением нематериальных активов, подлежащих амортизации.
Таким образом, предприниматель оказывается совершенно не заинтересован в инвестиционном направлении своей прибыли.

Решение проблемы недостатка финансовых ресурсов внутри страны возможно за счет вливаний из вне. В связи с этим роль иностранных инвестиций экономики переходного периода в последнее время неуклонно растет. Несмотря на существующие недостатки привлечения иностранных инвестиций, большинство экономистов являются сторонниками их привлечения в условиях острого недостатка финансовых ресурсов и совершенных технологий. При этом открытие страны перед иностранными инвесторами не должно проходить стихийно. Только с помощью системы стимулов ограничений и льгот можно добиться оптимального соответствия интересов экспортеров капитала потребностям страны реципиента. По статистическим данным основными формами привлечения иностранного капитала были взносы в виде денежных средств (в 2003 году Украина освоила 51 млрд. грн. капитальных инвестиций - на 1/3 больше, чем в 2002 году; страны Евросоюза в прошлом году увеличили инвестиции в Украину на 20%; в 2003 году ЄБРР инвестировал в Украину 116 млн. евро), движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг.

Анализ отраслевой структуры свидетельствует о том, что наибольшую инвестиционную привлекательность вызвали экспортно-импортные отрасли промышленности (топливно-энергетический и металлургический комплексы, химическая промышленность, машиностроение) или высокодоходные продукты с высокими темпами окупаемости: торговля, пищевая промышленность, строительство, связь, финансовые услуги (инвестиции компании «Укртелеком» в 2003 году выросли на 41%; инвестиции компании UMC в 2003 году составили 266 млн. долл.: норвежская компания TELENOR инвестировала в «Киевстар GSM» 135 млн. долл.; МФК - международная финансовая корпорация инвестирует 5 млн. долл. В сеть магазинов стройматериалов «Новая линия»; «Приват-інтрейдінг» планирует инвестировать 240 млн. грн. в строительство линии непрерывной разливки стали на заводе им. Петровского; в Севастополе за последний год объем иностранных инвестиций в строительство вырос в 20 раз; инвестиции HIEDELBERG CEMENT GROUP в компанию «Днепроцемент» в 2004 году составили 7 млн. евро; «Укрнафта» в 2004 году увеличила сеть АЗС до 400, а к 2007 году - до 947 АЗС; «Укргаздобыча» в 2004 году инвестировала в развитие компании 1,5 млрд. грн.; «Укртранснафта» в первом полугодии 2004 года инвестировала в ремонт и модернизацию нефтетранспортной системы Украины 74,7 млн. грн.).
Такой «отраслевой перераспределение» отражает реальное положение Украины на международном рынке разделения труда.
По оценкам экономистов общая потребность в инвестициях в производственную сферу Украины составляет не менее 40 млрд. долл. На самом деле иностранными инвесторами в отечественную экономику было вложено меньше 5,53% от общей потребности, то есть наблюдается большой разрыв между спросом на инвестиции и их предложением, и пока будет идти слабый рост производства, до тех пор рассчитывать на увеличение капиталовложений не приходится.

Приоритетными направлениями для привлечения и поддержки стратегических инвесторов могут быть определены те отрасли, где Украина имеет традиционные производства, обладает необходимым ресурсным потенциалом и формирует значительную потребность рынка в соответствующей продукции, а именно: производство легковых и грузовых автомобилей; тракторо - и комбайностроения; авиа - и ракетостроение; судостроение; замкнутый цикл производства топлива для АЭС; развитие энергогенерирующих мощностей; нефте-газодобычи, в частности на Черноморском шельфе; внедрение ресурсо - и энергосберегающих технологий; переработка сельхозпродукции; транспортная інфраструктура.Загальна потребность экономики Украины составляет более 40 млрд. долл. Инвестиций требуют практически все отрасли экономики, и в правильности их использования зависит будущее нашей страны.
Функционирования инвестиционной сферы Украины осложняются такими проблемами:

  • капитальные вложения все еще составляют незначительную часть в ВВП;
  • дефицит собственных инвестиционных ресурсов предприятии;
  • отсутствует действенный институт кратко -, средне-и долгосрочного кредитования;
  • установлены высокие%- и ставки;
  • несовершенный рынок капиталов;
  • несовершенная амортизационная политика;
  • отсутствуют четкие приоритеты в государственной политике.

Среди других проблем необходимо отметить следующих: устаревшее оборудование, политическая нестабильность.
Финансирование проектов и стратегические инвестиции в развивающихся странах, имеют одно очень существенное отличие от инвестиций в странах с развитой экономикой. И речь идет не только о размерах инвестиций, хотя и здесь наблюдаются серьезные различия, несмотря на то, что все пишут и говорят о развивающиеся рынки, но на рынках развитых стран денежные потоки в инвестиционном секторе намного превышают потоки в развивающиеся страны. Отличие заключается в двух вещах: во-первых, в развивающихся рынках, применяется очень ограниченный спектр инструментов финансирования, в сравнении с десятками различных методов, которые можно встретить в развитых странах. С другой стороны, если посмотреть на историю прихода иностранного капитала в развивающиеся страны, то можно заметить четко выраженную этапность и последовательность, с которой иностранные инвесторы начинают приходить в страну. Здесь можно определить следующие стадии прихода внешнего капитала:

  1. Импорт/экспорт товаров, услуг, финансирование подобных операций. Пример - Эксимбанк США, Канады и т.д.
  2. Образование совместных предприятий на базе существующих предприятий для выпуска продукции, которая в основном идет на экспорт.
  3. Участие в приватизации.
  4. Инвестиции в производственный сектор, в том числе для внутреннего потребителя.
  5. Инвестиции в инфраструктуру (гостиницы, связь, СМИ и т.д.)
  6. Инвестиции в фондовый рынок.

Причем стадии придерживаются с удивительной последовательностью и редко бывает так, что дальнейшая стадия развивается без развитой нормативно предыдущей. Точнее бывает, то в таком случае неизбежна кризис, поскольку одна стадия предполагает дальнейшую и служит базой для ее существования.
Таким образом, любая компания, которая занимает определенную нишу на рынке и создает какой-либо реальный продукт, теоретически может получить внешнее финансирование. Просто, с другой стороны, в зависимости от конъюнктуры рынка, политической и экономической ситуации, а также от размера предприятия и активов, находящиеся у него на балансе. Количество путей финансирования может очень сильно меняться. К сожалению, в Украине это количество не изменилась в большую сторону.

Если речь идет об иностранных инвесторах, то рассчитывать на их участие может не каждая украинская компания. Большинство инвесторов привыкла иметь дело с компаниями, которые более-менее соответствуют западным стандартам ведения бизнеса. Привлечь серьезного стратегического инвестора из-за границы, имея постсоветское отношение к предпринимательству, практически невозможно. Это не значит, что методы работы должны быть скопированы с западных аналогов, мало того, местная специфика откладывает свои отпечатки на каждую компанию, которая работает в Украине, какой бы «западной» она не была. В основном, существует ряд принципов, которым должна соответствовать компания, чтобы с ней разговаривали как с полноценным партнером. Основные из этих принципов такие:

  • ориентированность компании на работу в условиях рынка;
  • хороший менеджмент: правильное распределение трудовых ресурсов и материальных ресурсов компании;
  • информационная открытость;
  • прозрачность работы, четкие виды деятельности;
  • наличие стратегии развития;
  • наличие ниши на рынке, четкие представления о максимальные потребности рынка, о максимально возможную долю рынка, которую можно захватить, представление о перспективах рынка и конкурентов на рынке;
  • наличие ясной возможности получения прибыли от вложенных инвестиций и вывода прибыли, возможность вывода инвестиций;
  • четкое налоговое планирование, хорошая бухгалтерия и аудиторский отчет. Резко возрастают успехи компаний, обслуживающихся в аудиторских фирмах «От 5»;
  • понимание сущности инвестиционного процесса;
  • кроме того, в этом случае, когда инвестиции осуществляются в виде займа, то заимодавцев очень интересуют гарантии возврата средств.

Все эти пункты включаются в бизнес-план и инвестиционный меморандум.
В условиях украинской экономики нужно учитывать ее местные особенности. А эти местные особенности говорят о том, что бизнес-планов предприятию приходится делать два: один - для себя, а второй - для инвестора. Первый пишется мало не самостоятельно и помогает предприятию определиться для себя, стоит ли заниматься проектом. Бизнесплан для инвестора пишется, исходя из его требований к таким документам. Мало того, очень часто инвестиции поступают и без наличия бизнес-плана. Инвестор может самостоятельно определить целесообразность инвестиций в данную отрасль. То есть необходимость в бизнес-планировании важна, в первую очередь, для компании внутри себя. А инвестору необходимо предоставить чаще всего несколько иной документ, который бы содержал описание проекта, описание рынка, расходы и приблизительный расчет прибыли, а также риски, но только в очень сжатом и описательном виде.

Компании, которые ищут внешние источники финансирования, должны помнить, что с приходом инвестора они найдут не только деньги, но и партнера. А значит, успех общего дела будет зависеть от степени близости инвестора к тому, что инвестируется по образу мышления и методах ведения бизнеса. Очень важно не допустить при первом знакомстве с потенциальным инвестором ошибок, характерных для многих украинских предприятий.

Эксперты отмечают, что одни и те же ошибки в отношениях с инвесторами допускают как украинские компании, так и много предприятий, работающих на постсоветском пространстве. В Восточной Европе распространено мнение: чем больше у вас денег, тем успешнее ваш бизнес. На самом деле во всем мире нормальным считается явление, когда самой процветающей компании денег не хватает. Успешность же определяется не размерами финансовых активов, а рациональность их использования.

Желающих получить инвестиции с каждым днем все больше. Примерно столько же желающих войти со своими деньгами в хороший бизнес. Но большинство компаний, которые пытаются найти инвестора, очень неохотно раскрывает свои карты. Скажем, говорят: «наш оборот такой, такой прибыль, если вы вкладываете в нас деньги - мы согласны дать вам столько процентов, а если вас что то не устраивает - мы готовы рассмотреть абсолютно другие ваши условия».
Потенциальный инвестор в этой ситуации вполне может засомневаться в том, что его вероятный партнер понимает собственные намерения и полностью контролирует свой бизнес.

Еще одна характерная для украинских предпринимателей ошибка - составление бизнес-планов с установкой на привлечение конкретной суммы денег, которой предприятию не хватает для решения текущих проблем, а не для финансирования новых проектов. Расчеты в бизнес-плане в таком случае просто подгоняются под нужный размер инвестиций. Такой подход видно сразу. Его выдает, как правило, голословности соображений. Например, компания утверждает: если мы благодаря инвестициям поставим у себя на производстве новое оборудование, то уже через два года наши продажи вырастут на 150%. И у инвестора, что читает такой бизнес-план, возникает целый ряд вопросов. Поскольку он не видит, что ему предлагается один из многих вариантов развития событий, не факт, например, что после увеличения товарного предложения цены на изделия останутся прежними. И тогда, после падения рыночной стоимости продукции, поступления от продажи вырастут на 90%? И инвестиции окупятся через 5 лет, а не через два года, как обещает бизнес-план. Вопросы остаются без ответов.

Нет элементарного анализа рынка труда. Потенциальному инвестору предлагают: сначала дайте нам денег, а где будем квалифицированных сотрудников, решим потом. Вечные загадки - с количеством рабочих мест. Одна компания заявляет: нам нужно 100 человек. Другая, аналогичная ей по виду и объектах деятельности, собирается набирать 250 человек.

Характерно, что подобная этажность написанных под инвестирования бизнес-планов присуща и крупным фирмам.
Большинство же бизнес-планов, разработанных украинскими компаниями, является скорее всего описанием идеи, чем методологически выверенный план, который должен служить руководством к действию.

Кроме того, составляя бизнес-план, важно не забывать об анализе рисков. Ведь потенциальные доходы инвестора зависят не только от предполагаемого дохода, но и от риска вложений.

Но даже если компания в результате нашла инвестора, она совсем не застрахована от конфликта с ним в будущем. На практике такие случаи весьма редки. Украинские предприниматели говорят о них неохотно, зато российские бизнесмены неоднократно выносили распри с инвесторами на суд общественности.

Эксперты выделяют три наиболее распространенные причины конфликтов между инвестором и объектом, который инвестируется:

  • несогласие предприятия, что инвестируется с незапланированным выходом из игры инвестора;
  • «информационная асимметрия». То, что инвестируется, скрывает реальную информацию о деятельности компании от инвестора, чтобы с выгодой для себя распределить полученную прибыль или, наоборот, не спровоцировать его на срочный выход из дела;
  • ограничения инвестором свободы действий объекта, что инвестируется.
Также можно выделить ошибки украинских компаний по привлечению инвесторов:
  • непонятная структура собственности на предприятии;
  • фирмы не могут толком объяснить инвестору значение многочисленных неприбыльных сделок с «родственными» фирмами, и значение содержания значительных непрофильных активов;
  • неправильно составлены бизнес-планы.

Для успешного решения проблем финансирования инвестиционной деятельности необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • сужение направлений инвестирования и внедрения проектов с учетом существующего инвестиционного потенциала;
  • включение в инвестиционный процесс как государственных, так и частных ресурсов;
  • привлечение иностранных партнеров;
  • создание новых организационных форм интеграции финансового и промышленного капитала;
  • разработка и внедрение региональных программ инвестирования.

В настоящее время экономическая ситуация в Украине характеризуется отдельными положительными тенденциями в динамике основных социально-экономических показателей, в том числе и по привлечению прямых иностранных инвестиций.


В 2003 году в экономику Украины иностранными инвесторами вложено 1319,9 млн. долл. США прямых инвестиций, в том числе из стран СНГ поступило 69,0 млн. долл. США (5,2% от общего объема), из других стран мира -1250,9 млн. долл. США (94,8%). Объем прямых иностранных инвестиций в Украину на 01.11.2004 года составил 6657.6 млн. долл. США, то есть 140 долл. США на одного жителя Украины.
Устойчивая тенденция к увеличению иностранных инвестиций свидетельствует интерес к Украине иностранных инвесторов, поэтому важнейшей задачей государства на этом этапе является обеспечение благоприятных условий привлечения и внедрения в экономику страны инвестиционных ресурсов через усовершенствование правовой базы, создание эффективных механизмов стимулирования инвесторов и устранения административных препятствий в их деятельности благодаря повышению инвестиционного имиджа.

Однако прямые иностранные инвестиции направляются прежде всего в непроизводственные отрасли. Поэтому их удельный вес в 2003 году в машиностроении не превышала 9%. При этом внутренних инвестиционных ресурсов для обеспечения запланированного роста в стране не хватает. В связи с этим мы не можем отказаться от заимствований на мировом рынке, и здесь нужны серьезные изменения в сфере государственного регулирования этих инвестиционных потоков.

Государственная промышленная политика в Украине должна строиться на следующих принципах: государственный заказ должен носить коммерческий характер, договорную основу и способствовать формированию долгосрочных хозяйственных связей на взаимовыгодной основе; повышение эффективности управления внебюджетными фондами; внедрение комплекса мероприятий, которые побуждают банки осуществлять долгосрочное кредитование (кредитная политика); гибкость налоговой политики местной администрации; формирования системы гарантий под инвестиционную деятельность; целевое кредитование инвестиционно-инновационной деятельности; выделение материальных ресурсов для инвестиционно-инновационной деятельности; внедрение гибкой системы предоставления льготы при использовании земли; временные целевые льготы по таможенных тарифов для предприятий стратегічноважливих отраслей; предоставление отдельным территориям статуса зон наибольшего благоприятствования с различным набором льгот, определение приоритетных направлений привлечения иностранного капитала в инфраструктуру территории.

Вмешательство государства в рыночную систему ценообразования в форме, разного рода стимулирования производства товаров народного потребления не только возможно, но и крайне необходимо. Последние является жизненно необходимым благом, что определяет условия воспроизводства самого человека. Этот подход очень плодотворный в сфере практического обеспечения социальных целей в условиях рыночного ценообразования. Суть этого подхода заключается в том, что конкретный уровень закупочной и розничной цены должен состоять не только под влиянием индивидуальных расходов потребителей. В случае большой социальной значимости продукта часть расходов и нормативная прибыль производителя государство может и должно дотировать.
Государство должно прилагать все силы для реструктуризации экономики, стабилизации общей политической и экономической ситуации, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.

Успешно проведена денежная реформа монетарными способами прекратила инфляцию - планируется на 2005 год ее уровень - 9%, отменены нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций, ведется работа по стабилизации и либерализации внешнеэкономической деятельности, сбалансированности таможенной и ценовой политики, осуществляется реформирование налоговой системы в сторону уменьшения давления на производителя, совершенствуется нормативноправова база.

Планируется принятие закона об соглашения по разделению продукции, который должен ускорить привлечение иностранного капитала для освоения запасов нефти и газа в Украине.

После принятия закона о бухгалтерском учете и отчетности проведена окончательная гармонизация национальной системы отчетности в соответствии с международными стандартами.

Получение прямыми иностранными инвестициями лидирующей роли среди всех форм международных экономических отношений как раз и служит одним из признаков целостности мировой экономики. Это свидетельствует о том, что формирование мировой экономики перешло от стадии мирового рынка к стадии мирового производства. Вместе с перемещением товаров между странами происходит перемещение факторов производства, и одним из важнейших из них является предпринимательский капитал.

В роли прямого инвестора чаще выступают транснациональные корпорации, для которых тесные рамки национальных экономик. Перенос значительной части производства за границу, создание там множества филиалов, интегрированных в единую сеть производства товаров и услуг, позволяет транснациональным корпорациям использовать ресурсы и конкурентные преимущества многих стран. Стремительный рост масштабов сети предприятий ТНК в мире подтверждают следующие данные. Если после Второй мировой войны они создавали примерно 100 зарубежных филиалов в год, то сейчас чуть ли не в тысячу раз больше. Всего в мире насчитывается более 800 тыс. зарубежных филиалов, которыми обладают 63 тыс. главных компаний. При этом 270 тыс. филиалов размещено в развитых странах, 360 тыс. - в развивающихся и 170 тыс. - в странах с переходной экономикой.

Как видно из данных табл. 2.3, число возникающих корпораций быстро растет, и если в 90-е годы число главных компаний увеличилось примерно в 1,7 раза, то сеть зарубежных филиалов за тот же период выросла в 4,7 раза. Но сообщество ТНК, поле их деятельности растет не столько за счет появления новых членов, сколько в результате усиления мощности уже существующих корпораций. Транснациональные корпорации и банки превратились в основной структуроутворюючий фактор мировой экономики. Вследствие того, что ТНК создают свои филиалы по всему миру, резко увеличилось взаимозависимость стран и кризисные ситуации могут «экспортироваться» из одних в другие национальные экономики по технологических цепочках компаний.

Как отмечали создатели теорий прямых иностранных инвестиций - С. Хаймер, Ч. Киндлбергер, Д. Даннинг, А. Рагман, основой успешного продвижения ТНК на зарубежные рынки является их конкурентные преимущества, главные из которых - технологическое лидерство, владение передовыми технологиями. Расходы на НИОКР составляют немалую долю в бюджете большинства корпораций. В силу этого действие ТНК на научно-технический прогресс в мировом масштабе очень большая, они определяют направления его развития и в соответствии структурные сдвиги в мировой экономике.
Таблица 2.3. Показатели транс национализации мировой экономики, млрд. долл.

1980 г.

1990 г.

1995 г.

2000 г.

Годовые прямые иностранные инвестиции

57

172

331

1271

Накопленные прямые иностранные инвестиции

615

1496

2937

6314

Международное слияния и поглинання1

151

141

1144

Число родительских ТНК, единиц

36600

44508

63 312:

Число зарубежных филиалов ТНК, единиц

174900

276659

8218182

Активы зарубежных филиалов ТНК

1888

5744

7091

21 102

Объем продаж зарубежных филиалов

2465

5467

5933

15680

Объем экспорта зарубежных филиалов

637

1166

1841

3572

Число занятых в зарубежных филиалах, млн. человек

17.5

23.7

30.83

45.6

Доля зарубежных филиалов ТНК%

в мировом экспорте

31.8

34,0

37.0

54.8

в мировом производстве

5.2

6,3

4,9

10.3

1 Статистика по международному слияния и поглощения являются только с 1987 г. 21999 г. Ч996 г. Источник: World Investment Report за 1993, 1998, 2001.

Инновационный влияние крупных ТНК на мировое хозяйство велик еще и через их огромные финансовые возможности. В настоящее время много малых и средних фирм вносят заметный вклад в создание новшеств, но для промышленного освоения изобретений нужны непосильные для них затраты на модернизацию оборудования и производственного процесса, на организацию сбыта, включая расходы на рекламу. Поэтому ТНК не только сами создают технические новинки, но и покупают изобретения у малых фирм, чтобы довести их до массового производства, выступая в данном случае в роли активных пользователей нововведений.

ТНК выступают в роли не только пользователей, но и продавцов нововведений. Хотя новые технологии создаются научными подразделениями ТНК в первую очередь для собственных нужд, здесь часто рождаются новинки, не соответствующие основному профилю компании, которые могут быть проданы другим фирмам. Кроме того, сейчас, когда научный прогресс очень стремительный, ТНК могут продавать лицензии на технологии не «первой свежести», особенно, когда речь идет о странах, которые и выступают в роли основных покупателей на рынке развивающихся технологий.

Инновационная деятельность в значительной степени определяет конкурентоспособность ТНК в борьбе за глобальные рынки. При этом инновационные продукты не обязательно создаются в стране происхождения ТНК, как это было раньше, когда они разрабатывались в головной компании, а затем передавались зарубежным филиалам. Исследовательские центры учреждались транснациональными корпорациями во многих странах, где для этого есть квалифицированные кадры и другие необходимые условия. Всего создано более 100 таких центров, в том числе такими компаниями, как Microsoft, Motorola, GM, GE, JVC, Samsung, IBM, Intel, Du Point, P&G, Ericsson, Nokia, Panosonic, Mitsubisii, AT&T. Siemens. Другими словами, транснациональные корпорации используют национальные кадры других стран для усиления своих конкурентных перевар.

Большая часть главных компаний ТНК (79%) размещена в промышленно развитых странах, а поскольку основное движение происходит между головной компанией и ее филиалами, соответственно экспортерами прямых инвестиций является именно эти страны. Но в последнее время в мировой практике отмечается новое явление - экспорт капитала в виде прямых инвестиций из развивающихся стран. В роли экспортеров в основном выступают новые индустриальные страны - НИК (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Аргентина, Бразилия, Малайзия).
В свое время, попав в сферу влияния промышленно развитых стран. НОС прошли ускоренный курс индустриализации, хорошо усвоили современную технику менеджмента, вместе с прямыми иностранными инвестициями приобрели передовые технологии и, достигнув очень высокого уровня экономического развития, стали иметь в своем распоряжении собственные возможности экспорта капитала. Такие впечатляющие экономические успехи позволили НИК и Китаю выйти на рынок инвестиций, при этом некоторые из них (Тайвань, Южная Корея, Сингапур) является нетто-экспортерами капитала (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Объем прямых иностранных инвестиций, млн. долл.

1997

1998             

1999

2000

2001

2002

Australia

7633,4

6002,6

2923,9

13007,0

3997,7

13959,2

Austria

2655,6

4534,1

2974,6

8841,7

6053,9

1651,3

Belgium / Luxembourg

16510,1

30146,9

142512,3

220987,8

84717,6

Canada

11522,0

22802,8

24440,3

66621,8

27465,1

21403,8

Chez Republic

1301,1

3716,4

6326,2

4980,2

5644,6

8436,0

Denmark

,   2798,9

7725,7

16691,8

32754,6

11485,0

5967,2

Finland

2115,8

12140,7

4610,2

8835,6

3732,2

9155,0

France

23171,5

30984,5

46545,9

43258,4

52632,0

48153,7

Germany

12243,4

24596,7

55796,9

203117,4

33923,7

38069,0

Greece

1088,6

73,9

561,5

1108,6

1589,5

49,9

Hungary

2243.1

2084,5

2039,7

1691,9

2597,1

855,2

Iceland

147,9

147,8

66,6

170,5

192,6

149,4

Ирландия

2709,6

8856,5

18501,0

26452,3

15684,2

19049,5

Italy

4962,5

4279,8

6911,4

13377,3

14873,4

14558,2

Japan

3223,1

3193,5

12740,4

8318,6

6247,9

9253,5

Korea

2844,0

5412,0

9333,0

9283,0

3528,0

1972,0

Мексика

14160,0

12170,0

12856,0

15484,0

25334,0

13627,0

Нидерланды

11103,8

36933,8

41186,3

60313.2

51244,3

29181,7

New Zealand

1917,2

1825,5

940,4

1344,4

3957,7

296,8

Norway

3946,4

4353,7

8297,0

5890,2

2067,1

761,5

Poland

4908,2

6364,9

7269,6

9342,3

5713,0

4082,0

Португалия

2478,8

3143,5

1233,5

6788,6

5893,7

4260,0

Slovak Republic

214,8

527,4

403,5

2153,6

1271,0

4009,3

Spain

6386,7

11800,1

15758,6

37530,2

28010,4

21212,3

Sweden

10967,4

19842,7

60856,2

23242,1

11770,2

11099,4

Switzerland

6641,8

8941,9

11714,0

19266,0

8867,2

9314,0

Turkey

805,0

940,0

783,0

982,0

3266,0

1037,0

United Kingdom

37384,1

74642,1

89288,1

119741,1

61993,4

24967,0

United States

105603,0

179045,0

289454,0

307747,0

130796,0

30114,0

Украина

625,4

474,1

471,1

593,2

926,0

728,0

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD)

Для осуществления преобразований в экономике Украины нужны значительные капитальные вложения. Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который продолжает оставаться неблагоприятным через политическую и экономическую нестабильность, что заставляет иностранных инвесторов проводить осторожную политику в сфере инвестиционного сотрудничества с Украиной. Нужна долгосрочная стратегия стимулирования инвестиций.



Назад