Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

2.3. Инновационная деятельность в Украине


Чтобы удержать темпы роста экономики на уровне 5-6% в год, что дает возможность достичь макроэкономической стабильности и, соответственно, возможность интегрироваться в мировые экономические процессы, необходимо иметь уровень роста инвестиций в экономику фактически вдвое выше, то есть почти 10-12%.
Для нашего государства вряд ли возможен интенсивный приток инвестиций, прежде всего в приоритетные отрасли. Макроэкономическая ситуация в целом пока что не может ориентировать нас на серьезное увеличение как внутренних, так и внешних инвестиций. Инвестиционная кризис предстает как важнейший фактор негативной динамики промышленного производства по отраслям и в целом по народному хозяйству.

Кроме того, были значительные экспортные возможности в традиционно-индустриальных и сировинно-транзитных отраслей и предприятий. Несоответствие за этими составными частями промышленной и научно-технологической политики привела к різноцільової и разноскоростной стратегии государства в этих вопросах. Затяжной кризис ликвидности и резкое ограниченность капитала финансовой и банковской систем повлияли на инвестирование промышленного производства.

Вместе с вымыванием капитальных активов происходит вымывание промышленных инвестиций и, в связи с этим, углубленный распад индустриального ядра отечественной экономики, технологический спад и отраслевая несоответствие. Через техническую отсталость, недостаток инвестиций и несогласованность отношений между отраслями расходы материальных и энергетических ресурсов в главных отраслях примерно на 30-50% выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В Украине практически отсутствуют внутренние негосударственные инвестиции, тогда как по международным стандартам частные инвестиции должны составлять 60-70% от общего их количества.

С 1994 до 1998 года политика макрофинансовой стабилизации в Украине имела ряд положительных результатов и последствий. А 1998-2000 годы характеризуются нестабильностью макрофинансовой стратегии, а главное - расширением масштабов нелегальной экономики и уменьшением объемов потребления на душу населения. Происходит резкое снижение расходов государства на приоритетные направления экономического развития - науку, введение новейших технологий, совершенствование техники и организации производства. Вот почему необходим принципиальный, концептуально новое структурное поворот к национальных и творческих прорывов в инновационной деятельности. Нужны изменения глобального характера относительно предпринимательских стратегий и современной политики в сфере экономики, промышленного и научно-технического развития. Очевидно, необходима принципиально новая концептуальная стратегия научно-технического развития, а точнее, развитие инновационной деятельности на совершенно новой основе.

В условиях роста конкуренции национальные предприятия теряют рынки сбыта продукции через ее низкой конкурентоспособности. Неблагоприятная рыночная конъюнктура, значительный износ основных фондов, устаревшие технологии, отсутствие источников инвестирования предопределяют то, что большое количество промышленных предприятий и далее сокращают объем производства при одновременном снижении уровня доходности.

В конце XX века стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, наукоемких отраслей и предприятий, мировых рынков технологий создает основу устойчивого экономического роста. Технологический прогресс изменил масштабы и структуры производства индустриально развитых стран и существенно повлиял на качество жизни и благосостояние населения. Учитывая мировой и отечественный опыт, можно отметить, что активизация инновационной деятельности в Украине - национальная проблема. Но она сегодня не решается.

Эффективность инновационной деятельности предприятия определяется прежде всего согласованию систем инвестирования, налогообложения, кредитования, которые функционируют в инновационной сфере научных разработок.

Опыт убеждает, что в современных условиях рассчитывать на большие доходы предприятия могут только тогда, когда они опережают конкурентов в освоении достижений научно-технического прогресса. А это довольно трудно. Рисковый характер инновационной деятельности требует компенсации через достаточные инвестиции в определенный вид деятельности. Однако западные инвесторы не хотят вкладывать своих средств в украинское производство - в рейтинге кредитопривабливості Всемирного банка Украина стоит в графе «не рекомендуется». Так, например, прямые иностранные инвестиции в Украину обозначены предпринимательским риском, который доходит до 80%. Поэтому активная инновационная стратегия частных предприятий, и прежде всего малых, невозможна без поддержки государства.

Средства государственного бюджета - основной финансовый инструмент научно-технической политики. Государство в развитых странах берет на себя от 5 до 50% национальных научных расходов. Все развитые государства за последние 20 лет активно проводят политику налогового стимулирования развития науки (прежде всего это касается частного сектора). Используются наращенные и объемные скидки на сумму средств, вложенных предприятиями в исследования и научные разработки. Бюджетные средства положены в основу финансирования фундаментальных научных исследований также в США и Канаде. В Германии с целью стимулирования бизнеса действует особая амортизационная ставка в размере 20% затрат на покупку имущества. Опыт Великобритании, США, Франции, Германии, Швейцарии, Японии и других стран убеждает, что наилучших результатов достигнуто в тех государствах, где установлены высокие льготы и на более длительный срок.

Через свою регулирующую функцию налоги как активный участник перераспределительных процессов, серьезно влияют на воспроизводство, стимулируя или замедляя его темп, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, усиливая или ослабляя накопление капитала. Налоговое влияние на инновационную деятельность в Украине особенно актуален. Он оказывается в государственной поддержке и стимулировании инвесторов, которые вкладывают средства в наукоемкие отрасли, высокотехнологичное производство благодаря налоговым льготам, государственным гарантиям и кредитам.
Украина имеет все возможности улучшить инновационную деятельность и развитие инновационного бизнеса, для чего ей предлагается ввести такие льготы относительно налогообложения субъектов хозяйствования:

  • установить льготы научно-исследовательским учреждениям, учебным заведениям и предприятиям инновационной сферы деятельности;
  • уменьшить размер базы налогообложения за счет увеличения отчислений в фонды (фонд инновационной деятельности, фонд развития производства (инвестиционный), амортизационный фонд);
  • установить налоговые льготы для тех, кто вкладывает средства в производство;
  • ввести налоговые каникулы, инвестиционные налоговые отчисления и инвестиционные налоговые кредиты;
  • предоставить существенные льготы сельскому хозяйству;
  • установить значительные льготы нерезидентам, которые вкладывают средства в приоритетные секторы экономики и отсталые регионы.

Опыт развития и внедрения инновационной политики других государств свидетельствует о различные ее формы. Украина должна учитывать этот опыт, собственные особенности в экономике и состояние дел в экономической политике. Главное - эффективно влиять на инновационную деятельность всех субъектов хозяйствования и стимулировать ее. Это можно делать через создание экономических условий, что эффективно влияют на инновационную активность, и через финансирования (прямое или косвенное). Большой опыт США, Японии, Израиля, Великобритании, Швеции, Канады свидетельствует о создании программ субсидирования инновационной деятельности частных предприятий на государственном уровне. Для финансирования инноваций прикладного характера в большинстве стран мира используется прибыль предприятия.

Особенно интересным является механизм поддержки инновационного бизнеса в России. На всех уровнях устройства государства созданы и функционируют такие фонды поддержки: технологический; производственных инноваций; региональный. В городах с высоким научно-техническим потенциалом (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск и др.) созданы фонды поддержки инновационной деятельности. В Санкт-Петербурге является венчурный фонд. Украина, учитывая этот опыт, тоже имеет возможность создать такие фонды поддержки инновационной деятельности:

  1. для финансирования научно-технических разработок и внедрения их в производство - Украинский инновационный фонд;
  2. для финансирования на возвратной и безвозвратной основе тех инновационных проектов, которые не вошли в состав государственных целевых программ, - Фонд производственных инноваций;
  3. для содействия развитию предприятий малых форм научно-технической сферы - фонд на региональном уровне.


Кроме того, надо создать общегосударственные фонды поддержки инновационной деятельности в таких городах, как Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск, а также венчурные фонды.
Реализация перечисленных предложений и рекомендаций по реформированию механизма управления инновационным потенциалом в Украине даст возможность значительно улучшить состояние дел в отношении инноваций и эффективности использования ресурсов в этом направлении, ускорить процесс обновления производства и внедрения предложенных мероприятий по налогообложению и стимулирования субъектов хозяйствования помогут эффективно использовать внутренние и привлекать внешние инвестиции в инновационную деятельность.

В последнее время в Украине наблюдается угасание инновационной деятельности. Эта проблема была затронута на одном из заседаний Кабинета Министров. В Частности, Президент Украины. Ющенко в своем выступлении обратил внимание на необходимость активизации инновационной деятельности, которую просто игнорирует подавляющее большинство промышленных предприятий. Катастрофических размеров приобрело физическое и моральное старение основных производственных фондов. За годы экономического кризиса объем инвестиций уменьшился почти в пять раз, реальный износ основных фондов в ведущих отраслях составляет 60-70%, а в энергетике, на транспорте и в некоторых других отраслях оно приблизилось к критических параметров.

В советские времена, когда СССР был втянут в «холодную войну», государство тратило довольно значительное количество средств на фундаментальные исследования. Но не все научные результаты были направлены на общественные блага, поскольку большинство разработок работала на военный комплекс. Таким образом, фундаментальные исследования в плановом хозяйстве не давали значительных промышленных результатов.

Тем временем в 80-е годы американское правительство субсидировало стратегические отрасли промышленности, осуществляя политику поддержки ведущих секторов экономики. Но нельзя утверждать, что абсолютное господство рынке ведет к появлению существенных технологических новаций, полезных для общества. Так, например, во Франции 70% расходов на научные исследования финансируются государством. Однако большинство французских экономистов считает, что в экономике следует содействовать частным фирмам и корпорациям в проведении собственных научно-технических разработок. Исследования, финансируемые государством, часто далеки от существующих потребностей общества, не успевают за быстро меняющимися ситуациями на рынке. Необходимо более тесное сотрудничество научно-исследовательских учреждений, университетов с различными субъектами хозяйствования. Государство должно стимулировать такие связи путем освобождения от определенных налогов и т.д.

Решение этих проблем заключается в создании условий для выгодного содержание предприятиями (средними и большими) собственных исследовательских лабораторий.
В развитых странах отношение к фундаментальных исследований разное. Подтверждением этого является присуждение Нобелевских премий в области достижений науки. На такие экономически развитые страны, как Германия и Япония, приходится незначительное количество премий, в США и Великобритании их получают много. В частности, экономическая мощь США, которая сформировалась в течение XX века, способствовала созданию настоящей академической фундаментальной науки. Щедро инвестирует фундаментальные исследования и Япония. Инновационные процессы довольно интересно трактуются сторонниками эволюционной экономики. Некоторые экономисты утверждают, что экономические системы похожи на механические, функционирование которых зависит от универсальных законов, которые не меняются. Другие же экономисты считают экономическую систему «живой» системе, нормальное развитие которой непосредственно связан с эволюцией. При этом отдельная фирма не рассматривается как агент, который максимизирует основные показатели своей деятельности и рациональное поведение которой - гарантия экономического равновесия. Фирма скорее рассматривается как сложная единица, выживание которых зависит от ее способности к адаптации. Результаты этой адаптации могут принести фирме успех или способствовать ее исчезновению. Каждая фирма, таким образом, производит собственный «генофонд», присущий только ей одной, способный реагировать на те или иные изменения во внешней среде. Инновационная деятельность имеет непосредственное влияние, поскольку помогает фирмам стать сильнее своих конкурентов и выжить на рынке.

Через том, что инновации должны указанные специфические элементы, предприниматель заинтересован инвестировать исследования. Поскольку инновация к тому же состоит из элементов, влияющих на внешнюю среду, то она действует на динамику промышленных изменений и общего экономического роста. Это свидетельствует о существенности связей между интересами общества и интересами отдельного предпринимателя. Поскольку инновация может быть создана и внедрена на основе знаний, умений, предоставленных государством, то она будет рассматриваться как общественное благо. Это означает вмешательство государства в этот вид общественных благ. В частности, значительную часть расходов на образование и исследования осуществляет государство. Однако использование тех или иных знаний в производственных целях мотивируется прежде всего, возможностью получения прибыли. Даже если интересы и логика общества направлены на создание новых знаний и их трансформацию, только рыночный механизм будет способствовать появлению инноваций.
Именно требования рынка способствуют появлению новых товаров, новых технологий для их производства, новых форм организации труда и т.д. и, в конце концов, новых знаний, которые появляются в результате процесса образования и научных исследований, осуществляемых государством. Появление инноваций ведет, с одной стороны, к повышению производительности, с другой стороны, они способствуют увеличению активности на рынках и появлению новых рынков. Все это будет способствовать общему экономическому росту.
Под инновационной деятельностью понимается как создание собственных инноваций, так и использование существующих с целью производства новых товаров, повышение производительности труда и т.д. Инновационные предприятия - это те, которые осуществляют инновационную деятельность в вышеуказанном контексте.

Инновационная фирма - структура, которая осуществляет самостоятельную научно-исследовательскую деятельность или инвестирует соответствующие организации с целью создания новых технологий. Имитирующая фирма не тратит средств на научно-исследовательские работы, а лишь получает на законных основаниях самые современные технологии (патенты и т.п.), созданные другими фирмами, которые обладают большим инвестиционным потенциалом. Естественно, что имитирование инноваций не требует значительных средств. Оно может касаться как изменчивости основных производственных фондов, организации производства и труда, так и сменяемости номенклатуры и свойств выпускаемой продукции. Следовательно, для Украины, где не существует достаточных резервов для инвестирования фундаментальных исследований, было бы целесообразно направить деятельность многих фирм на имитирование инноваций.

Инновационные фирмы имеют значительные преимущества перед фирмами-имитаторами. Первые получают сверхприбыли за удачных инноваций. Они к тому же генераторами научно-технического прогресса. Но учитывая динамику инновационного процесса имитирующие фирмы за достаточно короткое время, благодаря имитации технологии и других мероприятий, довольно быстро «догоняют» инновационные. Представим ситуацию, когда на рынке присутствуют две фирмы, производящих однородную продукцию, и рынок поделен между ними пополам. Одна из них инвестирует в инновационную деятельность, другая же инвестирует в имитации этих инноваций. Будем рассматривать традиционные фазы инновационного процесса: разработка (создание), внедрения и роста. Наиболее нестабильный период на рынке (потеря и завоевание части рынка) приходится на стадию внедрения и роста. Но уже в конце этой стадии рынок приобретает начального состояния равновесия (т.е. поделен пополам между фирмами).

В реальной жизни трудно представить такую ситуацию, когда на рынке присутствуют только две фирмы. Моделирование ситуаций, когда на рынке определенного товара присутствуют несколько производителей, одни из которых являются инновационными фирмами, а другие - імітаційними, показало, что вероятность выживания фирм-имитаторов иногда выше, чем инновационных фирм.
Следует заметить, что в условиях Украины можно называть імітуючу фирму также и инновационной, но в несколько ином контексте, поскольку имитирующие фирмы также меняют технологии, финансируют их приобретение, совершенствуют организацию труда, и в конечном итоге повышают производительность и способствуют появлению новых товаров и услуг. Но государство должно быть заинтересована в появлении фирм и организаций, которые не только используют и коммерциализируют результаты научных исследований и разработок, но и финансируют такие исследования.

Есть еще один аспект инновационной деятельности - инвестиции в человеческие ресурсы. В результате кризиса многие из специалистов длительный период не работают по специальности. Поскольку технологии меняются достаточно быстро, то знание таких специалистов быстро стареют (другими словами, происходит старение человеческого капитала). Случаются ситуации, когда персонал предприятия не может достаточно быстро усвоить новые технологии, что приводит к уменьшению эффективности инновационной деятельности. Для решения этой проблемы следует, принимая решение о финансировании инновационной деятельности или имитирование, также выделять средства на подготовку соответствующего персонала. Инновационная деятельность предполагает такие расходы. Что же до имитирующих фирм, то они применяют уже созданы инновации, но адаптировать новые технологии приходится персонала этих фирм, который не всегда способен сделать это достаточно быстро.

Только комплексное финансирование инновационной деятельности принесет пользу как определенной фирме, так и обществу в целом.
В странах с рыночной экономикой особое внимание должно уделяться инновационной деятельности, которая, с одной стороны, способствует развитию рыночных отношений, а с другой - развивает фундаментальную науку. При отсутствии же достаточных инвестиционных ресурсов это влечет за собой так называемое имитирование инноваций.
Стремление к инновациям является существенным фактором, который характеризует предпринимателя, а также тяга к предпринимательства как одного из ресурсов в экономике. Стремление к инновационной деятельности в экономике зависит как от начальной конкурентоспособности отдельных фирм, мировоззрения и психологии их владельцев (предпринимателей), так и от качества и уровня развития науки. Можно отметить важность промежуточной структуры. Инновация предоставляет временную ренту, что обеспечивает инновационной фирме сверхприбыль, как стимул и компенсацию за риск в процессе принятия решения о внедрении инноваций. С распространением нововведения во внешней среде и его имитацией другими фирмами эта рента всегда подвергается риску. Инновационная фирма должна выделять часть сверхприбылей на финансирование новых научно-исследовательских работ в соответствии с ситуацией, которая складывается на рынке.

Анализ мирового опыта показывает, что источники финансирования инновационного развития могут быть разнообразными. Это зависит от характера инноваций и их финансовой емкости. Существуют различные классификации источников финансирования инновационной деятельности. Так, существует классификация этих ресурсов как государственных ресурсов и ресурсов организаций.
Можно также классифицировать финансовые ресурсы на собственные, привлеченные на финансовом рынке и полученные в результате перераспределения. К собственным ресурсам относятся доходы от реализации продукции, финансовых операций и различные поступления. На финансовом рынке средства могут быть привлечены в результате продажи собственных акций и других ценных бумаг, финансового лизинга, кредитования инвестиций и т.п. До финансовых ресурсов, получаемых от перераспределения, относятся, например, бюджетные ассигнования, паевые взносы, страховые возмещения и другие.

Учитывая ведущую роль государства в поддержке инновационных проектов, классифицируют формы государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В этом контексте различают прямое и косвенное финансирование инновационных процессов. Прямое финансирование применяются прежде всего к бюджетных научных учреждений. Форме прямого финансирования может быть также государственный заказ на проведение исследований и прикладных разработок на конкурсной основе. Косвенное финансирование базируется на создании благоприятных условий для осуществления инноваций за счет льготного кредитования, ускоренной амортизации, налоговых льгот и т.п.

Формами финансовой поддержки инноваций могут быть субсидии, дотации, реальные и финансовые инвестиции в виде долгосрочных вложений государственных средств в научно-технические разработки и операции с ценными бумагами предприятий, осуществляющих инновации, финансовый лизинг.
В развитых странах существует разветвленная система финансовой поддержки государством инновационного развития. Большинство стран применяет разнообразные льготы по налогообложению прибыли. Австралия и в 1985 году с целью «технологического рывка» ввела для компаний скидку в размере 150% от объема расходов на НИОКР. В США, Франции, Японии, Канаде в 80-е годы были введены специальные налоговые скидки. В Соединенных Штатах Америки такая скидка имеет название «налоговый кредит на прирост НИОКР» и заключается в исключении из начисленной суммы налога на прибыль средств в размере 20% от объемов прироста расходов компаний на НИОКР в текущем году по сравнению с соответствующими среднегодовыми затратами на эти же цели за предыдущий базовый период. Обобщение мирового опыта показывает, что в основных форм налогового стимулирования инновационной деятельности можно отнести: освобождение от уплаты налогов, изменение базы налогообложения, снижение ставок налогов, отсрочки платежей (налоговый кредит).

Льготное кредитование инноваций банками в развитых странах осуществляется на рыночной основе путем применения механизма компенсации банкам разницы между ставкой, по которой они кредитовали инновационную деятельность, и учетной ставке. Применяются также методы косвенного государственного финансирования субъектов инноваций через регулирование уровня цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, услуги связи и информационного обеспечения, компенсацию разницы в ценах из бюджета или внебюджетных фондов, а также через предоставление части услуг на базе государственной собственности.
Создание специализированной инфраструктуры в виде системы технополисов, технопарков и других инновационных структур с особым финансовым режимом является достаточно распространенной формой государственной поддержки инновационных процессов.

В развитых странах мощнейшими инновационными инвесторами являются фирмы. Они осуществляют инновационную деятельность в значительной мере за счет своих финансовых ресурсов собственными подразделениями или на основе договоров с другими специализированными структурами. В .розвинутих странах отработаны различные формы и механизмы кредитования инноваций банками. Как правило, банки осуществляют кредитование незавершенных научных исследований и разработок, выполняемых научными организациями на основании договоров с заинтересованными заказчиками, которые оплачивают работы только после полного их завершения и принятия. В таком случае исполнители вынуждены брать кредиты через недостатка в них собственных оборотных средств для проведения работ. Банк также может выступать в роли органа, уполномоченного заказчиками проекта контролировать ход и качество работ и отвечать за целевое и эффективное использование выделенных средств. То есть коммерческий банк такой ситуации является промежуточным звеном между заказчиком работ, который выделяет средства, и организацией, что такие работы проводит. Существует также проектное финансирование, при котором банк выступает в роли источника инвестиций. В таком случае банк является координатором проекта и рискует собственными кредитными ресурсами.
При акционерном финансировании инвестиционные ресурсы привлекаются через эмиссию ценных бумаг в следующих формах:

  • эмиссии ценных бумаг под конкретную инновационную программу, которая обеспечивает инвестору участие в уставном фонде организации;
  • эмиссии долговых обязательств в виде инвестиционных сертификатов, облигаций;
  • создание специализированных инвестиционных компаний и фондов, в том числе паевых, в форме акционерных обществ с эмиссией ценных бумаг и инвестированием полученных средств в инновационные программы.

Полезными для Украины могут быть разные формы привлечения иностранного капитала через создание предприятий с иностранными инвестициями, предоставление субсидий (грантов) на инновационную деятельность научным учреждениям, высшим учебным заведениям, научным специалистам.
Решение задач формирования инновационной модели экономического развития Украины требует более активного поиска путей его финансово-кредитного обеспечения и преодоления диспропорций, которые сложились. Анализ финансирования научно-технической деятельности в Украине за 2000-2003 гг. свидетельствует о существенном сокращении средств, которые направляются в этом направлении из всех источников. В последние годы наукомісткість валового внутреннего продукта постоянно снижалась, и сейчас она в 2-2, 5 раза меньше, чем в развитых странах.

В Украине принят ряд законов и нормативно-правовых актов, которые должны создавать благоприятные финансовые условия для инновационное] деятельности. Но большинство из них либо не действует, либо действует не в полной мере. Кроме многих других условий для формирования инновационного типа развития необходима еще и политическая воля и согласованность действий основных центров экономической власти в государстве (Верховной Рады, Правительства, Президента и Национального банка Украины).
Важное значение для инновационного развития должны вопросы кредитования инновационной деятельности. В 2003 г. объем кредитов, предоставленных банками субъектам хозяйственной деятельности вырос с 37,9 до 57,0 млрд. грн., или на 50,4%. Однако это еще не удовлетворяет потребностей реального сектора в кредитных ресурсах (в том числе на инновационное развитие), о чем свидетельствует их низкий уровень в формировании общего объема инноваций и инвестиций. Доля инвестиций в основной капитал, сформированных за счет банковских кредитов, составляет только 5,2%. В структуре источников финансирования технологических инноваций на промышленных предприятиях кредиты в 2003 г. составили лишь 6%, тогда как собственные средства - 84%.

Существенное значение для финансово-кредитного обеспечения инновационного развития имеет уровень монетизации экономики. Как правило, в странах инновационного развития он является достаточно высоким, к примеру, в Японии и Китае - превышает 100%. В Украине он составляет около 25%. Недостаточная насыщенность экономики деньгами сдерживает развитие кредитных отношений, особенно долгосрочного кредитования, без которого нельзя осуществлять крупномасштабные инновационные проекты.
Учитывая все это, можно прийти к выводу, что формирование совершенного механизма долгосрочного кредитования реального сектора, особенно инновационной деятельности, должно стать одной из первоочередных задач в переходе к инновационному типу развития. Основным направлением решения этой задачи должно стать формирование механизма трансформации сбережений в инвестиции через банковскую систему. Необходимым условием обеспечения эффективной денежно-кредитной поддержки долгосрочного кредитования инновационно-инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования с помощью механизма рефинансирования банков является функционирования специализированной государственной кредитного учреждения (банка реконструкции и развития), которая могла бы работать как через коммерческие банки, так и имела бы право прямого кредитования предприятий под определенные Правительством важнейшие инновационные проекты.

В рыночной экономике без создания специализированного кредитного учреждения для решения таких задач обойтись невозможно. Такие учреждения, как правило, для того, чтобы не создавать неравные конкурентные условия, осуществляют кредитования через коммерческие банки. Но в Украине существуют специфические условия взаимодействия реального и банковского сектора, большой разрыв между учетной ставкой и кредитными ставками коммерческих банков, поэтому таком учреждении целесообразно предоставить право прямого кредитования важнейших для экономики инновационных и инвестиционных проектов.

Дополнительные средства на осуществление кредитной поддержки инновационного развития могут быть получены за счет уменьшения интервенций Национального банка, направленных на покупку иностранной валюты. Критерием сбалансированного решения в этом вопросе является определение оптимального соотношения между уровнями решения задач наращивания международных валютных резервов, поддержкой достигнутых конкурен - тних условий для осуществления экспортной деятельности и динамикой монетарной базы в зависимости от интервенций Национального банка.

На сегодняшний день отечественный бизнес имеет практически полный комплект мотивационных рычагов для инновационного прорыва: накоплен значительный инвестиционный ресурс, старение основных фондов к-достигло критической оценки (эксперты ожидают массового выхода из строя оборудования, начиная с 2005 г.), определены временные рамки необходимой модернизации (максимум 7 лет - переходный период после вступления в ВТО), потому что впоследствии конкурентная борьба с иностранными компаниями еще более обострится. Однако на практике сделать это не так просто. Существующие сейчас в Украине источники финансирования инноваций прак-тически на любой стадии их возникновения и развития не является адек-ватными и не отличаются разнообразием. Основным источником финансирования инноваций в промышленности были и остаются собственные средства предприятий.
Даже в России, несмотря на более быстрые темпы реформирования, до самого последнего времени динамика финансирования инновационных проектов была аналогичная украинской.

Во-первых, через технологическое отставание от развитых стран (что усугубляется), высокую стоимость модернизации, вузість внутреннего рынка инноваций и высоких барьеров входа на мировой рынок hi-tech, российский национальный капитал предпочитал комфортові и безопасности внутренней конкуренции. Во-вторых, цінностно-оріентаційні установки постсоветских владельцев не предусматривали вложения средств, связанных с передачей прав распоряжения этими средствами от них до любого контрагента, с которым не установлены прочные доверительные отношения. В-третьих, «невосприимчивость к организационных и технологических инноваций» большого бизнеса служила ментальным барьером для развития института инновационного инвестирования.

Выход из данной ситуации мы видим в создании кэптивных и на-півкептивних венчурных структур на основе ФПГ.
Кэптивным называется зависимый или напівзалежний инвестиционный фонд, который инвестирует в инновации исключительно в интересах своей материнской организации. Как материнская компания может выступать обычная корпорация, финансовая корпорация, страховая компания, университет и т.д. Важной особенностью такого фонда является то, что он масс возможность инвестировать капитал только управляющей организации, потому что у него нет сторонних инвесторов. Другой особенностью такого фонда является отсутствие конечного срока существования. В них отсутствуют ограничения по объему ка - капитала, находящегося в управлении, поскольку материнская компания может как вносить дополнительный капитал, так и изымать его на свое усмотрение.

Полукептивні фонды - это гибридные инвестиционные инструменты, сочетающие инвестиции как материнской компании, так и сторонних инвесторов, включая принципы государственного инвестирования. Эти фонды не являются полностью независимыми, но могут быть закрытыми, с фиксированным числом инвесторов в них.
В отличие от широко используемой в мире традиционной модели обособленных венчурных формирований предложенные фонды создаются не снаружи, а внутри крупных компаний. Соответственно цель создания таких подразделений тесно связана с поиском, подбором и финансированием инновационных проектов, касающихся основного бизнеса крупных корпоративных структур. Эти фонды должны стать главным элементом системы рискового финансирования новых технологически-ориентированных бизнесов, а не корпоративных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Предлагаемые венчурные подразделения организационно и функционально интегрированы в профильный бизнес, и тем самым они защищены от перспективы стать убыточными. Создаваемые инновационные предприятия будут находиться в полной зависимости от фінансуючої их материнской компании и держателей ФПГ. Последних на стартовом этапе могут интересовать перспективы развития, диверсификации и повышения конкурентоспособности, а не ожидаемый доход, получаемый после продажи готового продукта. Таким образом, обоюдная заинтересованность инвестора и предпринимателя в развитии и росте бизнеса - один из ключевых моментов данной модели венчурного инвестирования.
Предложенная модель предусматривает новый контроль над фондом.

Получение максимального контроля над такими компаниями при их финансировании из источника внутрикорпоративного капитала-вполне приемлемая, а самое главное, внутренне оправдана условие как для инвесторов, так и для предпринимателей. Тогда инвесторы готовы будут рассматривать даже те инвестиционные проекты, которые еще не оформлены как бизнес. Отсутствие обязательной передачи ресурсов в сторону организации, которым является венчурный фонд коллективных инвестиций, также оказывается значительно комфортнее психологически для ментальности украинских владельцев. Фактически речь идет не об отчуждении средств, а о перераспределении ресурсов внутри группы. Дополнительным плюсом при этом является отсутствие необходимости в формализации венчурного подразделения в виде юриди - но самостоятельной личности. Следовательно, помимо экономии на затратах, создание кэп-тивного фонда в виде внутреннего резерва или бюджета развития позволяет избежать нерешенных в Украине юридических и налоговых проблем. Преимуществом «встроенных» инвестподразделения является и то, что компании, управляющие венчурными фондами, могут при прогнозировании развития компаний, которые инвестируются, опираться на всю ресурсную базу ФПГ.

Такая модель значительно снижает риск рыночного банкротства, поскольку помимо контрольных функций инвесторы берут на себя и значительную часть бизнес-риска. К тому же, именно от позиции материнской компании будет зависеть, которая инновация конец-концов будет профінансо-вана.
Естественно, в нынешних условиях инвестиции в традиционные отрасли гораздо более привлекательны с точки зрения сроков и величины отдачи на вложенный капитал, поэтому особенно актуальным остается тщательный анализ критериев приемлемости инновационного проекта. В принципе не существует никаких особых требований к проектам, однако для того, чтобы заинтересовать потенциального инвестора, они должны соответствовать, как минимум, двум условиям. Во-первых, показывать опережающий рост нормы доходности в сравнении с традиционными отраслями. И, во-вторых, иметь большой запас перспективной полезности. Соблюдение этих двух условий помогает прогнозировать рыночный спрос на продукцию/услуги высокотехнологичных компаний. Последний в свою очередь позволяет обеспечить высокий прирост объема продаж, прибыли и денежных потоков, а главное, рост капитализации материнской ком-пании. Целью создания венчурных фондов являются: создание исследовательской и технологической базы в сотрудничестве со сторонними организациями; разделения риска, мониторинга технологического развития, более эффективного и рационального использования имеющихся активов, проникновение на новые рыночные сегменты, использование стороннего предпринимательского опыта.

Суть предложенной формы инновационного финансирования, заключается в том, что внутри группы сохраняется собственность и капитал, а управление активами фондов осуществляется лицами, находящимися под контролем владельцев. Это станет альтернативой отчуждению финансовых ресурсов в венчурные фонды, создаваемые по традиционной моделью. Кроме того, с помощью зависимых фондов инновационная деятельность может осуществляться группой дискретно, независимо и на основе свободного самостоятельного выбора.

Таким образом, модель инвестирования инноваций путем создания кэптивных и напівкептивних (с участием государства) фондов является перспективным путем в современных условиях.
Промышленная политика страны находится в прямой зависимости от экономической стратегии Украины. Главная цель государственной политики в сфере инновационной деятельности - полное и эффективное использование имеющегося научного потенциала и дальнейшее его развитие для обеспечения конкурентоспособности отечественного производства. В соответствии с этой главной целью формирование и реализация государственной политики в сфере инновационной деятельности должны быть основаны на следующих принципах: необходимости перехода к новым промышленных укладов, базирующихся на широком использовании достижений науки и технологий, технологические; сетевые; всесторонней поддержки деятельности научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских, венчурных, внедренческих и других инновационных организаций и направлении рыночными методами усилий этих организаций на достижение главной цели государства в области промышленного развития; формирование совершенной правовой базы и стимулов для дальнейшего развития сети инновационных структур: технопарков, технополисов, венчурных фирм, технологических инкубаторов, промышленно-финансовых групп и других эффективных форм сочетания научной деятельности с промышленным производством и капиталом; развития новых форм взаимодействия научных организаций со смежными отраслями в направлении охвата научным обеспечением всех этапов цикла «идея - наука - технология - техника - инвестиции - производство - сбыт»; разработки и реализации целевых комплексных программ совместно с научными организациями Национальной Академии наук, отраслевых академий, Минобразования и науки, иностранными научными центрами; централизации отраслевого управления деятельностью и развитием систем стандартизации, метрологии и сертификации промышленной продукции; существенного улучшения систем защиты интеллектуальной собственности и продвижения ее на рынок, торговли изобретениями, «ноу-хау», высокими технологиями, лицензиями; расширение подготовки кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук; широкого применения информационных технологий; создание системы информационного и аналитически-прогнозного обеспечения формирования и реализации промышленной политики; стимулирование интеграции промышленной науки в мировую, расширение взаимовыгодного научно-технического международного сотрудничества; изменения основ технической политики в промышленности - особая ставка должна делаться на финансирование фундаментальных исследований и формирования принципиально новых идей.

4. Промышленная продукция с высшими инновационными уровнями определяет лидерство государства и возможность получения максимально возможных уровней прибыли. Через это система проектирования промышленной продукции с высшими инновационными уровнями имеет общегосударственное значение. Нами предложена балльная оценка инноваций по показателю инновационного уровня в разрезе новизны технологии и элементной базы, что позволит отбор инновационных уровней нововведения, формирование адекватности стратегии их внедрения и формирование нормативно-правовых актов в системе инновационной политики государства.
Уровни новизны технологии и конструкций определяются на основе классификации четырех поколений элементной базы техносферы с присвоением им последовательных уровней; архаичный, старый, новый, пионерский.

Соответствие между конъюнктурой рынка, инновационными уровнями техники, промышленными укладами и нормативно-правовым средой позволяет ввести систему в так называемый режим резонанса, который характеризуется получением максимального результата при минимальных затратах. Через это обеспечение указанной соответствия является важным фактором ускорения инновационного развития за счет усиления экономических возможностей системы. Обеспечения производится путем подбора инновационных уровней техники, формирования адекватных им промышленных укладов и корректировка нормативно-правовых актов.

5. Управление инновационным процессом, как инструмент реализации инвестиционной политики, предполагает наличие системы государственных и частных институтов. Наладить эффективное взаимодействие между ними в условиях экономики рынков является первостепенной задачей.
Эффективность инновационного процесса, кроме внутренних параметров фирм, определяется различными инфраструктурными факторами, организационной структурой экономики. В современном хозяйстве инновации целиком зависят от информационных систем. Повышение конкурентоспособности продукции отечественной промышленности требует создания современных образцов комплектующего оборудования, его сертификации в соответствии с требованиями международных организаций. Украинская промышленная политика должна обеспечить разработку и внедрение CALS-технологий, что позволит унифицировать процесс отбора и внедрения отечественных и иностранных инновационных разработок и выйти на мировой рынок наукоемкой продукции. Промышленная политика обязана учитывать как системные, так и узкоотраслевые интересы, а также особенности общеэкономической ситуации в мире и внутри страны.

6. Формирование совершенного механизма долгосрочного кредитования реального сектора, особенно инновационной деятельности, должно стать одной из первоочередных задач в переходе к инновационному типу развития. Основным направлением решения этой задачи должно стать формирование механизма трансформации сбережений в инвестиции через банковскую систему. Необходимым условием обеспечения эффективной денежно-кредитной поддержки долгосрочного кредитования инновационно-инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования с помощью механизма рефинансирования банков является функционирования специализированной государственной кредитного учреждения (банка реконструкции и развития), которая могла бы работать как через коммерческие банки, так и имела бы право прямого кредитования предприятий под определенные Правительством важнейшие инновационные проекты.

8. Рассмотрены основные методические подходы к созданию построения кластерной системы дальнейшего развития отраслей промышленности Украины. Основной задачей в сохранении и развитии производственного, научно-технического и кадрового потенциала предприятий кластера, что позволит привлечь долгосрочное кредитование и гарантирования отечественных и иностранных банков в финансировании инвестиционных проектов.

Механизмы функционирования системы ускоренного инновационного развития распределяются на два класса, что обусловлено бинарным характером потока инноваций: механизмов рыночной самоорганизации и целевых механизмов. Механизмами развития системы являются: диффузия инноваций, ускорение разработки и внедрения, количественное увеличение инноваций, повышение инновационного уровня, генерирования видоутворюючих инноваций. Эти механизмы являются основой для образования сложных механизмов, в первую очередь, механизма инновационного мультипликатора. Методами усиления темпов развития при применении указанных механизмов являются: переход к непрерывных процессов; интенсификация критических звеньев; совмещении действия звеньев; уменьшение вспомогательных звеньев. В кластерной системе многократно ускоряются все процессы инновационной деятельности. Кроме того, инновационный мультипликатор позволяет значительно увеличить количество внедренных новаций, ускорить их диффузию.
9. В Украине существует противоречие между существующим инновационным потенциалом и финансово-экономическими возможностями его реализации.

Формирование инновационного типа развития в условиях переходной экономики Украины возможно лишь при условии выделения и системной поддержки инновационного сектора. Основным источником финансирования инноваций в промышленности были и остаются собственные средства предприятий.
В отличие от широко используемой в мире традиционной модели обособленных венчурных образований необходимо сделать ставку на инновационно-инвестиционные структуры, которые создаются не снаружи, а внутри крупных компаний. Кэптивным называется зависимый или напівзалежний инвестиционный фонд, который инвестирует в инновации исключительно в интересах своей материнской организации. Полукептивні фонды - это гибридные инвестиционные инструменты, сочетающие инвестиции как материнской компании, так и сторонних инвесторов. Соответственно цель создания таких подразделений тесно связана с поиском, подбором и финансированием инновационных проектов, касающихся основного бизнеса крупных корпоративных структур. Еще одной особенностью этих фондов является то, что они - главный элемент системы рискового финансирования новых технологически-ориентированных бизнесов, а не корпоративных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Венчурные подразделения организационно и функционально интегрированы в профильный бизнес, тем самым они защищены от перспективы стать убыточными.



Назад