Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

2.4. Пути улучшения инвестиционного климата в Украине.


Для обеспечения экономического роста, благоприятный инвестиционный климат на нынешнем этапе становится главной задачей. Требуется радикальное улучшение инвестиционного климата, потому что сейчас он, несмотря на очевидные позитивные изменения, остается весьма непривлекательным. Вместе с тем, как показывает приведенный выше обзор, быстро изменить ситуацию практически невозможно. Много процессов, как, например, политическая реформа, преодоление коррупции и другие институциональные изменения носят длительный характер. Отсюда главный вывод: разумная политика заключается в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня. Таким образом, нужна долгосрочная стратегия стимулирования привлечения инвестиций, закрепленный в государственной экономической политике.

Одним из первоочередных мер является достижение национального согласия между различными уровнями управления властными структурами, социальными группами, политическими партиями и общественными организациями. А также необходимо совершенствование правовой и нормативной базы государства, нацеленной на создание и функционирование стабильной экономики.
Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий.
Без серьезных усилий по урегулированию проблемы государственного долга, а также без введения жестких ограничений на формирование государственного долга невозможно серьезно улучшить имидж Украины в глазах иностранных инвесторов.

Не должно быть политики сбора налогов любой ценой. Необходима простая и понятная система налогообложения, которая удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы. Критически важно прекратить практику хаотичного внесении поправок в налоговое законодательство. Поправки, ухудшая положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом. Необходимо также улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства. Также необходимо предоставление налоговых льгот отечественным и иностранным инвесторам, банкам, что идут на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы: повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротства банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, становление новой системы бухгалтерского учета, основанной на международных принципах.

Самым эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничения возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры выполнения административных функций, а также контроля над их выполнением. Необходимо последовательно устранять неопределенности и противоречие в законодательстве, возможности различных толкований и связанных с ними злоупотреблений, что остаются.
Надо уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Необходимо не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но также и ввести преследования за самовольное использование торговой марки, как это предусмотрено законодательством, пытаться повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

Так же всесторонне должна развиваться конкуренция. Необходима ликвидация ограничений на предпринимательскую деятельность и создание равных условий для субъектов хозяйствования.
Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса. Сейчас нужны резолюции множества инстанций и разрешительных документов. Надо создать технологию, которая базируется на принципе, когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, он сможет получить разрешение или четко аргументированный отказ.

Наконец, в Украине существует существенный резерв усиления экономической мотивации иностранного инвестирования, что в отношении не зависит от реформирования инвестиционного климата, а связан только с организационными моментами. Речь идет о значительном расширении информации об инвестиционной деятельности для нерезидентов, систематизацию и регулярное обновление банка данных инвестиционных проектов, разработанных в соответствии с международными подходов. Это требует активизации деятельности Государственной кредитно-инвестиционной компании, Центра содействия иностранным инвестициям Минэкономики Украины, переориентации ресурсов международной технической помощи на подготовку инвестиционных проектов мирового уровня.

Реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине, создаст предпосылки для возникновения постоянных инвестиционных мотиваций у зарубежных партнеров, что обязательно приведет к уменьшению разрыва между потребностями национальной экономики во внешних инвестиционных ресурсах и их фактическим поступлением.



Назад