Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

3.1. Инвестиционный рынок и его инфраструктура


Инвестиционный рынок - это экономическая категория, которая представляет собой сбалансированность спроса и предложения на инвестиции. Инвестиционный рынок формирует субект - инвестор, то есть хозяйствующий субект, у которого возникает спрос на инвестиции и инвестиционные товары. В странах с развитыми рыночными отношениями инвестиционный спрос и предложение сбалансированы через механизм ценообразования на базе уравновешенных цен на инвестиции и инвестиционные товары. Система уравновешенных цен формируется микроэкономическими пропорциями в процессе производства и сбыта, главной из которых является соотношение «инвестиции - прирост инвестиционных товаров (капитального имущества)». При этом рынок характеризуется опережающим развитием инвестиционного предложения и относительно стабильным спросом.

Для стимулирования инвестиционного спроса товаропроизводителей и развития конкуренции между ними государство применяет систему мер антимонопольного регулирования.

Механизм действия уравновешенности заключается в следующем (рис. 3.1). Инвестор, вкладывая средства, рассчитывает получить максимальную прибыль при минимальных затратах. Он отдает предпочтение самым доходным активам (инвестиционным товарам) с самой высокой нормой прибыли на вложенный капитал. Эта эффективная отрасль привлекает большую массу капитала. Соответственно спрос на инвестиционные товары начинает превышать предложение, и их цена увеличивается. Высокая рыночная цена таких товаров является индикатором их привлекательности для инвесторов с точки зрения отдачи инвестиций - их доходности

Перелив инвестиций в данную отрасль приведет, в конечном счете, к повышению предложения этого инвестиционного товара и, как следствие, к снижению его цены. Инвестиции будут направляться на новые высокодоходные производства, что в будущем неизбежно приведет к расширению спроса на инвестиционные товары, их производства новых видов и стимулирования деятельности инвесторов в использовании прибыли и накоплении капитала, а также к созданию условий для развития предприятий, которые выступают на рынке основными продавцами инвестиционного товара.

pic
Рис. 3.1. Схема взаимодействия рынков.

Инвестиционная деятельность всегда начинается с рынка, поскольку сбережений и текущих доходов потенциальному инвестору, как правило, не хватает. Кроме этого, инвестор обычно пытается привлечь акционерный капитал с целью уменьшения риска и распределения ответственности.





Назад