Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 3. Объект и предмет дидактики, ее связь с другими науками


Объект и предмет дидактики. Человек, чтобы достичь социальной зрелости и индивидуального роста, приобщиться к практическим, материальных и духовных достижений общества, которые отражают исторически достигнутый уровень развития человечества и воплощаются в результаты продуктивной деятельности, должен пройти процесс совершенствования своих способностей и поведения, то есть пройти путь образования, достигнув определенного ее уровня.

Дидактике интересует путь, в процессе которого человек приобретает знания, вырабатывает умения и навыки, формирует свое отношение к ним. Этот путь, как об этом говорилось выше, называют обучением, а по форме организации - это система. Поэтому объектом дидактики является система обучения. Процесс обучения протекает по объективными законами и закономерностями, следовательно, предметом дидактики есть законы и закономерности функционирования системы обучения, то есть законы и закономерности построения содержания и хода процесса обучения.

То, что каждый ученик усваивает учебный материал индивидуально, в зависимости от своих задатков и способностей, а каждый учитель организует обучение в соответствии со своей психолого-педагогической подготовки, до своего собственного понимания предмета изучения и от ряда внешних условий, подтверждает, что такие закономерности трудно установить, однако это не означает, что они вообще отсутствуют.

Системный подход в дидактике дает возможность трактовать предмет дидактики как процесс взаимодействия учителя и учащихся посредством дидактической системы.

Учитель, вследствие своего общественного назначения, взаимодействует с учеником через дидактический систему, другими словами, эта система является своеобразным пространством, в котором обеспечивается взаимодействие учителя и учеников.

Предмет дидактики - это не просто элементы дидактической системы, которые дают ответ на вопрос: "Почему?", "Что?", "Как?", "Чем?", "В какой форме?" учить, это в первую очередь те закономерности, которые возникают в ходе ее функционирования. Как видим, основу дидактики составляют не только закономерные связи между такими элементами дидактической системы как цели обучения, содержание образования, методы обучения, средства и организационные формы обучения, но и закономерности функционирования всей дидактической системы в среде "учителя - ученики".

Связь дидактики с другими науками. Дидактика имеет связь со многими науками. Она в полной мере использует знания по философии, психологии, педагогики, математики, кибернетики, анатомии, физиологии и других наук. Это означает, что дидактика имеет интегративный характер и лучше всего в этом можно убедиться, рассмотрев аспекты дидактики.

Поскольку предмет дидактики сложный и многоплановый, его полное и непосредственное познание сразу как целого является нелегким. В то же время, в науке нет другого пути глубокого познания сложных явлений, кроме выделения вполне определенных позиций для аналитического рассмотрения - аспектов предмета изучения. Выделение для специального изучения любого одного аспекта предмета изучения не оставляет без внимания и других. Именно целостный подход к изучению предмета исследования, в данном случае дидактики, требует сочетания аспектного изучения, что проходит под определенным углом зрения, с многоплановой, многоаспектной интерпретации его результатов. Возникает необходимость соотнести результаты изучения одного аспекта с результатами других. В случае сохранения указанных условий аспектність не превращается в односторонность, а выступает условием полного и целостного изучения.

Во время изучения дидактики выделяют философский, психологический, социологический, кибернетический, математический и педагогический аспекты. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Философский аспект дидактики. Обучение - это специфический процесс познания. Следовательно, если закономерности процесса познания рассмотреть сквозь призму предмета дидактики, то можно получить важную информацию о закономерности процесса обучения. Однако, прямо вывести дидактические закономерности из закономерностей процесса познания нельзя, поскольку в них не будут представлены другие аспекты дидактики, именно поэтому они (полученные дидактические закономерности) не будут полностью отражать реального процесса обучения. Вместе с тем подчеркнем, что изучение философского аспекта дидактики в сочетании с другими аспектами дает возможность глубже вникнуть в истинную суть учения.

Психологический аспект. Еще К.Ушинський указывал на то, что по своим использованием в педагогике среди других наук о человеке первое место принадлежит психологии.

Психология - наука о психике, то есть о свойство високоор-ганізованої материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе психического образа, который сформировался, целенаправленно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Психология - это наука, которая изучает процессы активного отражения человеком реальной действительности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и другие процессы и явления психики.

В центре процесса обучения стоит ученик со своими задатками, способностями и интересами, с собственным видением окружающего мира, своим собственным жизненным и учебным опытом, с только ему присущим организацией памяти, мышления, воображения. Неучет всего этого в обучении означало бы, что мы пытаемся научить кого-кого, или что угодно, только не живого человека. Научно обоснованное конструирование процесса обучения без учета психологических закономерностей усвоения материала невозможно. В наше время внимание к психологическому аспекту дидактики чрезвычайно велика в связи с тем, что широкое распространение получают розвивальне, а также личностно-ориентированное обучение не только в англии, но и в средних и старших классах. А оно, как известно, основывается на прямом использовании закономерностей умственного развития в организации обучения. Однако, не следует считать, что дидактика или даже вся педагогика - это прикладная психология. И та, и другая имеют свой предмет исследования, атома это разные науки. Связь дидактики с психологией - это органический, глубокий и существенный связь.

Социальный аспект. Обучение в школе всегда происходит в условиях общения с учителем, с учениками, в условиях ученического коллектива. И хотя усвоения того или другого содержания - процесс сугубо индивидуальный, он, однако, происходит при участии других участников процесса обучения. Педагогическая наука и школьная практика разрабатывают именно такие системы и формы организации обучения, которые предполагают наличие среды, своеобразного фона, на котором конкретный ученик осуществляет усвоения материала, видит свои успехи или-то неудачи в учебе. Взаимодействия типа "ученик - ученик", "ученик - учитель", "ученик - группа", "ученик - класс" и т.п., а также учета закономерностей этих взаимодействий является необходимым условием успешного обучения.

Математический аспект. Тенденция в развитии мировой науки такова, что чем больше каждая научная отрасль использует математические знания, математические методы исследования, другими словами, чем лучше обеспечена ее математизація, тем больше эта наука является наукообразной. Но математика пользуется абстрактными моделями. Очевидно, что для внедрения математики в педагогику нужно создать такие математические модели педагогического процесса, которые могут быть использованы в педагогике. Развитие педагогики в последнее время свидетельствует, что математический аспект педагогики и дидактики, очень важный, и здесь все зависит от создания хороших математических моделей обучения и воспитания.

Суть кибернетического аспекта дидактики раскрывается положением о том, что процесс обучения - это процесс взаимодействия учителя и учащихся, во время которого учитель руководит деятельностью учащихся, то есть осуществляет управление процессом усвоения ими знаний. А основу управления составляет цикл управления. Поэтому разработка этого цикла и его практическая реализация имеют важное значение для теории и практики обучения. Цикл управления происходит в такой последовательности: определение целей деятельности - разработка и реализация способов деятельности, направленных на достижение этих целей - получение информации о степени достижения целей деятельности - корректирующее влияние на способы деятельности с целью уменьшения разницы между запланированным и реальным степенью достижения целей деятельности. Поскольку цикл управления является одним из основных понятий кибернетики, то данный аспект называют кибернетическим.

Педагогический аспект. В процессе обучения ученик не только усваивает знания, производит определенные умения и навыки. Параллельно, а точнее одновременно с обучением идет процесс воспитания и процесс развития его умственных способностей. Построение учебного процесса таким образом, чтобы на его выходе мы получили не только высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но и высокий уровень умственного развития, высокую степень воспитанности учащихся - непростое дело. Построение не просто процесса обучения, а учебно-воспитательного процесса требует глубокого учета закономерностей и обучения, развития и воспитания.

Итог. Итак, дидактика, как и вся педагогика, имеет много аспектов. Это - философский, психологический, социальный, гуманитарный, математический, кибернетический аспекты. Каждый из них на разных ступенях развития проявляется и развивается по-разному. Например, сначала педагогика, а в том числе и дидактика, начала развиваться в плоскости социального аспекта. К.Ушинський, А.Макаренко, В.сухомлинский своими трудами и представили этот аспект педагогики. Развитие дидактики в наше время характеризуется интенсивным разработкой других аспектов, в частности таких, как психологический, математический, кибернетический. Объединение всех аспектов дидактики в единое целое дает возможность получить целостные, всесторонние и глубокие знания об объект и предмет изучения дидактики.



Назад