Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

4.2. Принципы инвестиционной стратегии


Система бизнеса как система хозяйствования охватывает следующие элементы:

  • предпринимательский бизнес;
  • государственный бизнес;
  • потребительский бизнес.

Субъектами предпринимательского бизнеса предприниматели - юридические и физические лица, деловой интерес которых заключается в получении прибыли через производство и реализацию, выполнения работ и услуг.
Виды предпринимательской деятельности зависят от форм собственности и организационных форм.
Различают различные организационные формы предпринимательства: государственные; арендные; индивидуальные; частные; семейные; различные общества (ООО, АО), совместные предприятия. В зависимости от масштаба хозяйствования - крупное, среднее и мелкое предприятие. Они отличаются особенностями отношений собственности. В большом предприятии функции предпринимателя и владельца разделены, то есть капитал - функция отделяется от капитала-владельца. Для мелкого бизнеса характерно совпадение функции собственника и предпринимателя. Средний бизнес находится на грани крупного и мелкого предпринимательства и сочетает особенности первого и второго.

Комбинация таких типов предприятий и создает рыночную среду, в котором каждый предприниматель занимает свою нишу, находит свое место и решает проблемы хозяйствования в соответствии с критериями эффективности производства; собственного интереса и коммерческого успеха.
Мелкое предпринимательство практически доступно всему населению. Для укрепления предпринимательской среды мелкий бизнес должен поощряться государством. Развитие мелкого бизнеса создает в массовом порядке условия для занятости населения и является основным «поставщиком» рабочих мест государства.
Предпринимательский бизнес подразделяется также на производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство.

Производственное предприятие распространяется главным образом на производство, потребление товаров и услуг и представлено предприятиями, фирмами, учреждениями.
Коммерческое предприятие связано с обменом, распределением и потреблением товаров через торговые заведения и биржи.
Финансовое предпринимательство охватывает обращение и обмен стоимости через банки и фондовые биржи.

Государственный бизнес осуществляется государственными органами, то есть когда они выходят на рынок с деловыми предложениями. Деловой интерес государства заключается в осуществлении приоритетных общегосударственных научно-технических, научно-производственных и других проблем, которые удовлетворяют интересы всего народнохозяйственного комплекса. Государство поощряет участие фирм в этих программах, получая возможность их реализации. Основой государственного бизнеса есть общегосударственная собственность на средства производства, информацию, денежные ресурсы, ценные бумаги.

Потребительский бизнес осуществляется всеми гражданами с мнением получения товаров и услуг путем самостоятельного поиска производителей и продавцов на основе максимальной выгоды. Для потребителей товаров выгодой является товар (услуга), наилучшим образом удовлетворяющий потребности. Основой такого бизнеса является частная собственность на предметы потребления и услуги.
Стратегия бизнеса заключается в максимизации выгоды (дохода, прибыли) в ходе реализации различных соглашений. Реализуется эта стратегия в зависимости от конкретного случая с учетом условий осуществления, срока и предмета сделки.

Предпринимательская среда - это комплекс условий и сил внешнего характера, которые влияют на возможности и конечные результаты деятельности субъектов рыночных отношений. Оно охватывает внешняя и внутренняя среда.
Внешняя среда - это прежде всего законодательная и нормативная базы, конкуренция, рыночная инфраструктура, стимулы, особенности экономического развития государства, социально-политические условия и т.д.
Внутренняя среда - предусматривает наличие стартового капитала, системы ведения бизнеса (маркетинг, менеджмент).
Предпринимательская среда может быть благоприятным или неблагоприятным. Уровень благоприятности предпринимательской среды зависит от ряда факторов:

  • наличии у предпринимателя прав собственности на средства производства, его продукт и доходы;
  • наличие определенной совокупности прав и свобод, выбора вида хозяйственной деятельности;
  • наличие благоприятного психологического климата;
  • уровень развития рыночно - конкурентной режима;
  • надежность защиты прав предпринимателя;
  • уровень государственной поддержки.

Неблагоприятную среду состоит при отсутствии вышеуказанных условий. Частично благоприятную среду возникает в случае неустойчивости экономики и состояния общества. Предпринимательская среда постоянно меняется под воздействием различных циклических и нециклический воздействий. Циклические факторы разделяются на эволюционные и волновые, а нециклические - постоянно действующие и не постоянно действующие.
Эволюционные факторы это не глядели факторы, которые при отсутствии других воздействий действуют в определенном одном и том же направлении (например, тенденция роста населения, рост общего объема производства).
Волновые факторы изменяют предпринимательская среда в разные промежутки времени с одинаковым или похожим стечению обстоятельств (например, производительность труда, цены, проценты на капитал, процент безработных).
Постоянно действующие нециклические факторы занимают изменение уровня экономического развития, научно-технический прогресс, монополизацию, государственное регулирование, милитаризацию экономики, конкуренции. А действующие - сезонные колебания, социальные конфликты, политические кризисы, стихийные катаклизмы.
Движущей силой развития бизнеса есть потребности и личный экономический интерес, который лежит в основе потребностей.
Развитие бизнеса невозможно без обеспечения соответствующих условий его функционирования. Они обеспечивают законодательную и нормативную базу, конкурентная среда, рыночную инфраструктуру и стимулы предпринимательской деятельности.

Методологической основой предпринимательства является теория рыночного хозяйствования.
Рынок - это форма функционирования экономики, а рыночный механизм является важным регулятором хозяйственного развития.
Функционирование рыночного механизма предусматривает некоторые условия, которые позволяют сделать важные выводы относительно характера, типа и уровня организации рынка:

  • самостоятельность и свобода действия субъектов хозяйствования;
  • возможность самостоятельно размещать заказ;
  • свободно распоряжаться собственными доходами;
  • ответственность за использование ресурсов, возможные убытки и неэффективные решения;
  • возможность взаимного выбора партнеров на рынке;
  • конкуренция, как следствие достаточного количества производителей и потребителей товаров.

Формирование предпринимательской среды и эффективного рыночного механизма требует принятия комплекса мер, связанных с:

  1. разгосударствлением и приватизацией;
  2. реформированием финансовой, кредитно - денежной системы и ценообразования;
  3. демонополизацией экономики;
  4. созданием эффективной системы защиты населения.

Формирование рыночной среды предусматривает также поощрения такой деятельности налоговыми льготами, прямыми государственными дотациями, финансированием важных инновационных проектов.
Конкретизация инвестиционной стратегии по периодам ее реализации предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. В процессе этой конкретизации обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации инвестиционной стратегии с общей стратегией экономического развития корпоративной структуры, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов.

На последнем этапе производится оценка разработанной инвестиционной стратегии сущностью которой является проверка ее на соответствие принципам формирования инвестиционной стратегии.
Совокупность основных принципов, обеспечивающих реализацию этапа оценки разработанной инвестиционной стратегии в условиях рыночной экономики, представлена на рис. 4.2.

pic
Рис. 4.2. Основные принципы разработки инвестиционной стратегии

Выполнение операций в следующей последовательности и в соответствии с принципами (рис. 4.2) обеспечивает разработку эффективных управленческих решений, направленных на реализацию выбранной инвестиционной стратегии.
Основу процесса выбора стратегических направлений инвестиционной деятельности составляют цели этой деятельности. В процессе выбора должны учитываться следующие задачи:

  1. определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах рассматриваемого периода;
  2. определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности;
  3. определение региональной направленности инвестиционной деятельности.

Соотношение различных форм инвестирования на отдельных этапах связано прежде всего с направлениями деятельности корпоративной структуры.
Так, институциональные инвесторы осуществляют свою инвестиционную деятельность преимущественно на фондовом рынке. Следовательно, основной формой их долгосрочной инвестиционной деятельности должно быть инвестирования в акции, облигации, сберегательные сертификаты и другие фондовые инструменты. Удельный вес реального инвестирования в таких структурах может колебаться только в пределах, разрешенных законодательством для каждой из этих групп инвесторов.

В корпоративных структурах, осуществляющих производственную деятельность, основной формой инвестирования будут реальные вложения. Именно эта форма инвестирования позволяет таким структурам развиваться наиболее высокими темпами, осваивать новые виды продукции, проникать на новые товарные и региональные рынки. Финансовые инвестиции таких структур связаны, как правило, с краткосрочными вложениями временно свободных средств и осуществляются с целью установления контроля (влияния) за деятельностью отдельных компаний (предприятия - партнеров; предприятия - конкурентов и т.п.).

Решение этой задачи в перспективе существенно колеблется в зависимости от этапов жизненного цикла корпоративной структуры (рис. 4.3).

pic
Рис. 4.3. Характер стадий жизненного цикла корпорации

Так, на этапах «рождения» и «роста» подавляющая доля инвестиций имеет реальный вид, на стадии «расширение» реальные инвестиции в основные и оборотные средства) также преобладают; и лишь на более поздних стадиях жизненного цикла («зрелость») корпоративные структуры могут позволить себе существенное расширение удельного веса финансовых инвестиций. Для того, чтобы избежать периода «спада» и пролонгировать период «зрелости», необходимо вовремя диверсифицировать деятельность корпорации, то есть отказаться от направлений деятельности, которые не приносят доход, и, наоборот, разработать новые направления деятельности, приносящих доход.

Так, многие корпоративных структур (холдинги, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации) кроме основных профилирующих направлений производственной и финансовой деятельности покупают издательские организации, теле - и радиокомпании, участвуют в шоу-бизнесе на правах спонсоров или прямых акционеров, организуют туристические фирмы и т.д.

Вовремя диверсифицированный бизнес позволяет избежать периода «спада» корпоративной структуры. Вместо него наступает очередной виток жизненного цикла корпорации но уже не с периода «рождения», а с периода «расширение».

Определенное влияние на соотношение различных форм инвестирования делают и размеры корпоративных структур. Инвестиционная деятельность небольших и средних по размерам структур в большей степени связана с реальными инвестициями, в то время как для крупных корпораций доля финансовых инвестиций обычно выше. При этом определенное влияние на соотношение реальных и финансовых инвестиций имеет общее состояние экономики, что определяет конъюнктуру отдельных элементов инвестиционного рынка. В условиях нестабильности экономики, высоких темпов инфляции, постоянного изменения налоговой политики эффективность реального инвестирования существенно снижается при одновременном росте инвестиционных рисков. В такие периоды более эффективными являются финансовые инвестиции, особенно краткосрочные (при условии, что доходность этих инвестиций превышает темпы инфляции).
С учетом этих условий оценки различных форм инвестирования дифференцируется по отдельным этапам инвестиционной деятельности корпоративной структуры.

Обобщение опыта инвестиционной деятельности корпоративных систем во второй половине 90-х гг. показывает, что отраслевая направленность является самой сложной задачей разработки инвестиционной стратегии. Его решение требует поэтапного подхода к прогнозированию инвестиций - ной деятельности в единстве с общей стратегией экономического развития корпоративной структуры. На первом этапе исследуется целесообразность двух основных стратегических направлений инвестиционной деятельности.

  1. Отраслевой концентрации.
  2. Диверсификации инвестиционной деятельности.

Как правило, начальные этапы деятельности корпоративной структуры связаны с концентрацией ее на одной отрасли, что является наиболее знакома инвесторам.
Обзор западной практики показывает, что многие из наиболее удачливых инвесторов достигли высокого уровня благосостояния, используя стратегию концентрации то есть не выходя за пределы многоотраслевой деятельности. Особенно яркие примеры дает нам производство отдельных видов научно емкой продукции (компьютерная техника, компьютерные программы и т.п.) или продукции, удовлетворяющей новые потребности большого круга потребителей. В то же время, среди инвесторов, которые используют эту стратегию, наблюдается наибольшее число банкротств. Это обусловлено тем, что концентрация связана с более высоким уровнем инвестиционных рисков, чем могут позволить себе много инвесторов.

Стратегия отраслевой концентрации (если она, несмотря на высокий уровень риска, все-таки избирается инвестором) может быть использована только на первых трех стадиях жизненного цикла корпоративной структуры, потому что при благоприятных обстоятельствах она, как правило, обеспечивает наиболее высокие темпы производственного развития увеличения капитала. На следующих стадиях жизненного цикла по мере удовлетворения потребности в продукции основного контингента потребителей ей на смену должна прийти стратегия отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности.

На втором этапе исследуется целесообразность различных форм отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей, например, отрасли сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, транспорта и т.п. Такая отраслевая диверсификация позволяет инвестору шире использовать накопленный опыт в сфере маркетинга, производственных технологий и т.п. и, следовательно, в большей степени определять эффективность инвестирования. Кроме того, использование отраслевой диверсификации даже в таких ограниченных рамках, позволяет существенно снизить уровень инвестиционных рисков.

Диверсификация инвестиционной деятельности корпоративной структуры в рамках определенной группы отраслей связана с формированием так называемых «стратегических зон хозяйствования». Такое формирование осуществляется в процессе разработки общей стратегии экономического развития структуры и представляет собой самостоятельный хозяйственный сегмент, который осуществляет свою деятельность в ряде смежных отраслей, объединенных общностью потребительского спроса, используемого сырья или технологии. На стратегической зоне хозяйствования лежит полная ответственность за разработку ассортимента конкурентоспособной продукции, эффективной сбытовой стратегии, а также обеспечения их инвестиционной стратегии.

Вместе с тем, такая стратегия инвестиционной деятельности также не лишена некоторых недостатков. Основной из них заключается в том, что смежные отрасли в рамках определенной их группы имеют, как правило, аналогичный во времени отраслевой жизненный цикл. Это усиливает инвестиционный риск, особенно в традиционных отраслях экономики. Кроме того, продукция таких отраслей подвергается воздействию одинаковых во времени конъюнктурных циклов, что в еще большей степени усиливает инвестиционный риск в отдельные неблагоприятные пе-ріоди. Поэтому использование стратегии диверсификации инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей эффективно лишь при благоприятном прогнозе конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

На третьем этапе исследуется целесообразность резких форм диверсификации инвестиционной деятельности в разрезе различных, не связанных между собой групп отраслей. Необходимость использования такой стратегии определяется тем, что для многих крупных и средних компаний, осуществляющих свою деятельность в течение длительного периода, традиционно избранные отрасли (отдельные ли в рамках определенных групп) сдерживают темпы перспективного развития, получения высокой отдачи от инвестиций, а иногда вызывают стратегическую уязвимость в конкурентной борьбе. Условием осуществления такой диверсификации инвестиционной деятельности, как показывает анализ, является формирование «стратегических хозяйственных центров».
Стратегический хозяйственный центр представляет собой самостоятельную структурную единицу КС, включающий несколько стратегических зон хозяйствования (система таких стратегических хозяйственных центров впервые была реализована в американской фирме «Дженерал электрик», что позволило ей значительно повысить эффективность инвестиционной и хозяйственной деятельности). Стратегический хозяйственный центр вполне формирует свою инвестиционную стратегию, которая является самостоятельным составным элементом инвестиционной стратегии корпорации. За счет выбора отраслей с различными стадиями жизненного цикла и с различными во времени колебаниями конъюнктуры на их продукцию существенно снижается уровень инвестиционных рисков.
Диверсификация инвестиционной деятельности, осуществляемая в процессе второго и третьего этапов разработки отраслевой направленности инвестиционной стратегии, осуществляется с учетом прогнозных оценок развития отдельных отраслей (или их групп).

Определение региональной направленности инвестиционной деятельности при разработке соответствующей стратегии КС связано с двумя основными условиями:

  • размер корпоративной структуры;
  • продолжительность функционирования.

Большинство небольших фирм и значительная часть средних фирм осуществляют свою деятельность в пределах одного региона по месту жительства инвесторов. Для таких фирм возможности региональной диверсификации инвестиционной деятельности (особенно в части реальных инвестиций) ограничены через недостаточный объем инвестиционных ресурсов и существенное усложнение управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью. Принципиальная возможность региональной диверсификации возможна лишь при финансовых инвестициях, однако, их объем в таких фирм небольшой, поэтому инвестиционные решения могут приниматься не в рамках разрабатываемой стратегии а при формировании инвестиционного портфеля (то есть на стадии тактического управления инвестиционной деятельностью).

Вторым условием, что определяет необходимость такой разработки, является продолжительность функционирования корпоративных систем. На первых стадиях ее жизненного цикла хозяйственная и инвестиционная деятельность сосредоточена, как правило, в рамках одного региона, и лишь по мере дальнейшего развития КС возникает потребность в региональной диверсификации инвестиционной деятельности.

Основой разработки региональной направленности инвестиционной деятельности является оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов. В силу устойчивости многих региональных факторов развития результаты оценки инвестиционной привлекательности регионов конечно не подвержены резким изменениям и могут быть использованы при разработке инвестиционной стратегии.



Назад