Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

4.4. Основные задачи формирования инвестиционной стратегии


«Основная цель стратегии макроэкономической политики - обеспечение условий устойчивого долгосрочного роста, которое способствовало бы структурно-инновационной и социальной переориентации экономики, формирования благоприятной инвестиционной среды» отмечает Президент Украины в своем Послании к Верховной Рады Украины, Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 - 2011 годы». Исходя из этого, основой экономической и социальной стратегии страны является сегодня государственная инвестиционная политика, задачей которой является развитие инвестиционной деятельности направлен на создание привлекательного инвестиционного среды и существенное наращивание объемов инвестиций.
Основными принципами государственной инвестиционной стратегии являются:

  • ориентация на инновационный путь развития экономики Украины;
  • определение государственных приоритетов инвестиционного развития Украины;
  • формирование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности;
  • создание условий для сохранения, развития и использования научно-технического и инновационного потенциала;
  • обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в развитии инвестиционной деятельности;
  • эффективное использование рыночных механизмов для содействия инвестиционной деятельности, поддержка предприятия в научно-технической сфере;
  • осуществление мероприятий в поддержку международной научно-технической кооперации, трансфера технологий, защиты отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижения на внешний рынок;
  • финансовая поддержка, проведение благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инвестиционной деятельности;
  • содействие развитию инвестиционной инфраструктуры;
  • информационное обеспечение субъектов инвестиционной деятельности;
  • подготовка кадров в сфере инвестиционной деятельности.
  • Единую государственную стратегию в сфере инвестиционной деятельности определяет Верховная Рада Украины, которая:
  • создает законодательную базу для сферы инвестиционной деятельности;
  • утверждает приоритетные направления инвестиционной деятельности как отдельную общегосударственную программу в составе Программы деятельности Кабинета Министров Украины, общегосударственных программ экономического, научно - технического, социального развития, охраны окружающей среды;
  • в рамках Государственного бюджета Украины определяет объем ассигнования для финансовой поддержки инвестиционной деятельности.


Верховная Рада Автономной Республики Крым и областные советы в соответствии с их компетенцией утверждают региональные инвестиционные программы, которые кредитуются из бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов; определяют средства бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов для финансовой поддержки региональных инвестиционных программ.
Реализацию государственной политики в сфере инвестиционной деятельности обеспечивает Кабинет Министров Украины, а именно:

  • готовит и подает в Верховную Раду Украины предложения относительно приоритетных направлений инвестиционной деятельности как отдельную общегосударственную программу или в рамках Программы деятельности Кабинета Министров Украины, общегосударственных программно-культурного развития, охраны окружающей среды;
  • осуществляет меры по реализации приоритетных направлений инвестиционной деятельности;
  • способствует созданию эффективной инфраструктуры в сфере инвестиционной деятельности;
  • готовит и подает в Верховную Раду Украины как составную часть проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предложения относительно объемов бюджетных средств для финансовой поддержки выполнения инвестиционных проектов;
  • утверждает положение о порядке государственной регистрации инновационных проектов и ведения Государственного реестра инвестиционных проектов;
  • информирует Верховную Раду Украины о выполнении инвестиционных проектов, которые кредитовались за средства Государственного бюджета Украины, и о проведении в бюджет предоставленных ранее кредитов.


Центральные органы исполнительной власти: осуществляют подготовку предложений по реализации инвестиционной политики в соответствующей отрасли экономики, создают организационно-экономические механизмы поддержки ее реализации.
К сожалению, кризисные процессы привели сегодня к нарушению оптимальных соотношений между национальными сбережениями и инвестициями в народное хозяйство: ежегодно значительная часть сбережений осталась неконвертируемой в инвестиции. Как следствие, не полностью используются возможности наращивания инвестиционного потенциала национальной экономики. Особенно давались в знаки такие негативные факторы:

  • низкая дееспособность банківсько-кредитной системы, ее фактическая неспособность аккумулировать достаточно высокий инвестиционный потенциал населения, отсутствие развитой сети инвестиционных инвесторов (пенсионных фондов и страховых компаний);
  • неэффективное и бессистемное использование амортизационных фондов;
  • низкий уровень капитализации доходов предприятий и отсутствие экономических и (налоговых) стимулов;
  • направления инвестиционного потенциала приватизации преимущественно на цели бюджетного потребления;
  • распыление бюджетных инвестиционных средств;
  • отсутствие необходимой системы страхования инвестиционных рисков, неразвитость фондового рынка и ипотечных отношений, лизинга и других институтов финансирования;
  • теневого бизнеса как основного источника нелегального сбора и вывоза капитала.


Выдающимся задачей государственной политики в инвестиционной деятельности является создание равных условий для ведения бизнеса и инвестирования экономики Украины субъектами хозяйствования различной формы собственности, осуществления процесса инвестирования на прозрачных и цивилизованных основах, улучшение структуры инвестиционных источников. В связи с этим политика государства должна быть сконцентрирована на:

  • ускорении темпов экономического роста на собственной відтво-рювальній (инвестиционной) базе и на достаточном рыночной основе;
  • введение открытых консультаций органов исполнительной власти с представителями субъектов хозяйствования, распространение информации о реальной экономической ситуации, внутренние и внешние рынки, конъюнктурные процессы, нормативную базу;
  • значительном снижении уровня тонизации отечественной экономики;
  • создание равных условий для деятельности субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и происхождения капитала;
  • формирование эффективной конкурентной среды;
  • укрепление фондового рынка, развития институтов инвестирования, страхового и пенсионного фондов, рынка корпоративных ценных бумаг, его интеграции в международные рынки капитала;
  • создание дополнительных экономических стимулов для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики;
  • создание эффективной системы интеллектуальной собственности.

С целью создания привлекательного инвестиционного климата и развития инфраструктуры инвестиционной деятельности для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения Кабинет Министров Украины принял Постановление «Об утверждении Программы развития инвестиционной деятельности на 2002 - 2010 годы» от 28 декабря 2001г. № 1801.
Основной задачей программы является:
1. В сфере создания привлекательного инвестиционного среды для частного капитала:

  • дерегулированию предпринимательской деятельности и либерализации деловой активности;
  • завершение формирования стабильной нормативно-правовой базы, которая бы основывалась на принципах равенства всех инвесторов;
  • обеспечение прозрачности процедур принятия решений центральными и местными органами исполнительной власти;
  • усовершенствование механизмов управления корпоративными правами, в том числе теми, которые принадлежат государству, усиление защиты прав мелких акционеров;
  • повышение эффективности процедур банкротства;
  • обеспечение дальнейшего реформирования налоговой системы, в том числе путем снижения налоговой нагрузки, оптимизации и повышения прозрачности процедуры администрирования налогов, безусловного соблюдения прав налогоплательщиков;
  • повышение инвестиционной привлекательности объектов приватизации;
  • дальнейшее проведение административной реформы с целью совершенствования и повышения эффективности государственного управления, устранение проявлений бюрократизма и коррупции;
  • укрепление банковской системы Украины, содействие концентрации банковского капитала, практическое внедрения ипотечных механизмов;
  • оживление инвестиционной деятельности в специальных экономических зонах;
  • содействие судебной реформе и безусловному исполнению судебных решений;
  • создание дополнительных стимулов для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли украинской экономики;

2. В сфере развития инвестиционной деятельности государства:

  • устранение структурных деформаций в экономике Украины путем опережающего роста темпов развития потребляющих отраслей и сферы услуг;
  • расширение и модернизация транспортной инфраструктуры, в частности, газотранспортной системы, создания условий для роста объемов транзитных перевозок, создание национальной сети международных транспортных коридоров на основе привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства, с использованием механизмов концессии и лизинга;
  • содействие увеличению объема инвестиций в отрасли связи и телекоммуникационных услуг;
  • стимулирование привлечения инвестиций в науку, научно-техническую и инновационную деятельность.

Программа развития инвестиции деятельности в Украине будет выполняться в два этапа:

На первом этапе (2002 - 2004 годы) основное внимание уделялось либерализации предпринимательской деятельности, создание оптимальной правовой среды, гармонизации национального законодательства с европейским и мировым законодательством, обеспечению политической стабильности консолидированных действий всех ветвей власти, расширению внутреннего купівельно-потребительского спроса, активизации инвестиционно-инновационного влияния на отечественное производство, ослаблению налогового давления, переориентации с чисто фискальных целей на стимулирование экономического роста, увеличению притока иностранного частного капитала, информированию деловых кругов Украины и иностранных государств о конкретных привлечения инвестиций и наиболее привлекательные возможности их вложения.
На втором этапе (2005 - 2010 годы) предполагается продолжить выполнение задач по оптимизации структуры экономики и промышленного производства, эффективного использования энергетических и материальных ресурсов; оздоровление экологической среды; развития экспорта наукоемкой, высокотехнологичной с высокой степенью переработки продукции; обеспечение укрепления фондового рынка; развития институтов инвестирования, страховых, пенсионных фондов, рынка корпоративных ценных бумаг, его интеграции в международные рынки капиталов; реализации конкурентных преимуществ отраслей национальной экономики; презентации инвестиционных проектов, отечественных товаров и услуг на международных выставках и ярмарках.

Выполнению Программы развития инвестиционной деятельности обеспечит создание благоприятного инвестиционного климата в Украине, улучшит ее для иностранных инвесторов. Кроме того, увеличение привлекательности инвестиционных ресурсов предполагается достичь путем эффективного использования государственных инвестиций, увеличение объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики, иностранных инвестиций.

Поступления прямых иностранных инвестиций за период до 2010 года ожидается в размере почти 10 млрд. долларов США. Реализация механизма концессии будет способствовать привлечению инвесторов к модернизации объектов инфраструктуры, а использование в научно-технической и инновационной сфере - созданию новых рабочих мест

Обеспечение комплексного подхода к формированию благоприятного инвестиционного климата в Украине, активизация инвестиционной деятельности позволят достичь в 2005 году прогнозируемого объема инвестиций в основной капитал (капитальные вложения) за счет всех источников финансирования в сумме 55,8 млрд. гривен (15% ВВП) по сравнению с 23,6 млрд. гривен, фактически вложенных в экономику в 2000 году (13,7%). К 2010 году объем инвестиций возрастет до 122,1 млрд. гривен (18,8% ВВП).

Развитие небанковских финансовых учреждений, системы страхования вкладов, внедрение механизмов ипотечного кредитования направлена на увеличение объемов привлечения средств населения в инвестиции в основной капитал в 7 раз по сравнению с 2001 годом.
В результате реализации стратегии долгосрочного экономического развития государства прогнозируется увеличение расходов государственного и местных бюджетов на инвестиции в производственную и социальную сферу, объем которых будет определяться бюджетами соответствующего уровня.

Контроль за выполнением Программы развития инвестиционной деятельности в Украине осуществляется Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции, которое каждого полугодия информирует Кабинет Министров Украины о состоянии дел с внесением, при необходимости, предложений по ее корректировке.

Результаты фундаментальных исследований украинских и зарубежных ученых однозначно свидетельствуют о том, что процессы экономического восстановления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит.

Без инвестиций невозможно современное создания капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках. Процессы структурного и качественного восстановления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивнее оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.

В настоящее время, как никогда, много стран мира поставленные перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.
Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не возможно быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубеже экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, что выступает мощным катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.

В стратегии инвестиционной деятельности важную роль играет обоснованный выбор направлений инвестирования - насколько оно будет соответствовать будущим национальным интересам определенного государства. Реализация долгосрочных инвестиционных проектов, как известно, формирует перспективную макроэкономическую структуру страны, изменения во внутреннем (региональном и отраслевом) и внешнем разделении труда, определение соответствующей ниши страны в мировой рыночной структуре.

Будущее экономическое развитие стран мира следует рассматривать в контексте тенденций развития мировой экономики. Эпоха вступления народов в новое столетие характеризуется тектоническими сдвигами в социально-экономической и технологической структуре с соответствующим трансформацией институциональных основ всей современной экономики. Локальные экономики отдельных стран постепенно теряют позиции саморазвития, интегрируя в совместно планетарный экономический организм с универсальной системой регулирования.

Уже теперь решающую роль в мировом развитии играют транснациональные корпорации (ТНК) и другие мощные хозяйственные структуры. По свидетельству иностранных исследователей, совокупность 37 тысяч ТНК с 200 тысячами их филиалов охватила почти всю планету. Это своеобразная экономически стабильная и динамическая хозяйственная система планетарного типа, что сосредоточивает в себе треть всех производственных фондов планеты, производит около 40% загальнопланетарного продукта, осуществляет более половины внешнеторгового оборота, более 80% торговли новейшими технологиями и контролирует более 90% вывоза капитала.

Если добавить к этому национальные формы крупного бизнеса каждой экономически развитой страны, то становится вполне понятным, на чем держится и что движет быстрыми темпами современную мировую экономику. Это - не малый и даже не средний бизнес, который занимает свои рыночные ниши, но не является ни весомыми инвесторами, ни наблюдателями крупного капитала.
Следует также отметить, что теперь активно формируются глобальные мировые рынки замкнутого типа, охватывающих группы стран огромных регионов мира. Среди них - единый рынок ЕС, рынки стран Американского континента во главе с США и стран Тихоокеанского бассейна во главе с Японией и Китаем.

При этом определяющим фактором прогресса является технологическое лидерство. По данным оценочных критериях страны можно разделить на группы:

а) быстро прогрессирующие, производительность труда в которых наивысшая;

б) страны со средним уровнем технологического развития и производительности труда;

в) технологически отсталые страны с низким научно-техническим развитием и производительностью труда. Они в большинстве случаев и выступают сырьевыми придатками экономически развитых стран, выпадая из перспектив лидерства, а иногда и из региональных мировых рынков конечных продуктов потребления вследствие не конкурентоспособности.

Таким образом капиталы в основном концентрируются в экономически развитых странах с высокой производительностью труда. Именно сюда поступает и значительная часть финансового капитала экономически отсталых стран, их природных ресурсов и талантов.



Назад