Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

5.2. Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности


Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в Украине обусловлен законом Украины «Об инвестиционной деятельности».

Государственное регулирование инвестиционной деятельности определяют: показатели экономического и социального развития Украины; национальные и региональные программы развития национального производства; государственные и местные бюджеты, предусмотренные в них объемы государственного финансирования инвестиционной деятельности.

Руководят государственными инвестициями общегосударственные и местные органы государственной власти. На макроуровне проблемы регулирования инвестиционной деятельности и развития промышленного комплекса решают Министерство экономики Украины и Государственный комитет делам строительства, архитектуры и жилищной политики, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. В составе Минэкономики есть отдел строительного комплекса и промышленности строительных материалов, в названном комитете функционирует управления по реализации инвестиционных программ и государственного заказа.

Управление государственными инвестициями планирует выполнение конкретных действий относительно инвестирования бюджетных и внебюджетных средств. Основой для принятия решения об инвестировании общегосударственных бюджетных средств являются:

• прогнозы экономического и социального развития Украины;

• схемы развития и размещения производительных сил;

• целевые научно-технические и комплексные программы;

• технико-экономические обоснования целесообразности таких инвестиций.

Принятие решения об инвестиции из средств бюджетных ассигнований требует системного подхода к определению приоритетов. Сегодня выбор приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Украине связан с первоочередными задачами стабилизации экономики, долгосрочными задачами, направленными на ее перестройку, и повышение уровня жизни населения.

Приоритетность зависит от соответствующих целевых комплексных, отраслевых (межотраслевых) и территориальных программ, по которым Минэкономики Украины определяет самые неотложные задачи.

Объемы государственных инвестиций средств государственного бюджета по представлению Правительства утверждает Верховная рада Украины в Государственной программе экономического и социального развития.

Общий объем бюджетных ассигнований направляют не только на выполнение целевых комплексных программ, но и на развитие социальной инфраструктуры общегосударственного значения с формированием перечня этих объектов.

Для приоритетных объектов инвестирования в социальной сфере предусмотрены две формы инвестирования - из средств бюджетных ассигнований и из средств государственного кредита.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на возвратной основе для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из оборота изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств с денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежей по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что негативно скажется на формировании финансов государства.

Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, образовательного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.

Денежные средства, поступающие от выпуска местных облигаций, конечно зачисляются в внебюджетных фондов. Для реализации, например, какого-нибудь проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного бюджета, взять банковский кредит (что не всегда выгодно) или использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных облигаций.

Такие облигации считаются надежными и ликвидными ценными бумагами, их надежность обеспечивается двумя способами: с помощью общей налоговой мощности, а также доходами существующих объектов или недвижимостью, что строится. Учитывая это процентные ставки по местным облигациям являются близкими к процентных ставок государственных облигаций.

Инвесторы, которые покупают местные облигации, поставляют муниципальным органам необходимые для реализации проектов заемные средства. Если бы не эти поступления, то муниципальные органы были бы вынуждены использовать часть средств местных бюджетов, а такие средства могут быть получены в результате повышения местных налогов. Таким образом, выпуск местных облигаций позволяет решать одновременно несколько задач; муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта заемные денежные средства; им нет необходимости использовать средства местного бюджета, а значит и увеличивать местные налоги; инвесторы получают в собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, которые приносят определенный доход, местное население получает важный для его существования объект и пользуется его товарами, работами или услугами.

Учитывая изложенное выше, в большинстве случаев доходы от местных облигаций не облагаются налогом или налогом по льготной ставке. Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для крупных институциональных инвесторов, несмотря на их низкую доходность.

Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, принося дополнительный доход. Большая и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и др.

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:

• составом заемщиков и кредиторов;

• конкретными причинами появления потребности государства в мобилизации средств;

• месту получения кредита;

• формой его оформления;

• методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;

• сроками погашения государством своих обязательств;

• степенью риска кредитора и заемщика.

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае как заемщик выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займа проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и нематериальными активами, находящимися в коммунальной собственности.

По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется на внутренние и внешние займы. В Украине казначейские обязательства являются краткосрочными, если они выпущены со сроком погашения до 1 года, среднесрочные - от 1 до 5 лет, долгосрочные - от 5 до 10 лет. В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблігаційні займа. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета (если это разрешено законом; в ряде стран, например в Дании, закон вообще запрещает государству принимать какие-либо кредиты в национальном банке) - это примеры безоблігаційних займов.

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, что ее выпустил, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

В основном выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентным и беспроцентным (целевым), выигрышными, свободно обращаются или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещения среди юридических и физических лиц, а также обязательную покупку их юридическими лицами.

Казначейские обязательства государства - вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц.

Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке бумаги, не поступают на вторичный рынок. На вторичный рынок могут поступать: казначейские обязательства (векселя), облигации. Не обращаются на вторичном рынке облигации (или другой вид ценных бумаг), что оформляют внешний долг; а также привычно, облигации местных органов власти.

Продажа ценных бумаг Кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.

При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет доход от него, который зависит от вида ценной бумаги, его номинальной величины, срока, условий выпуска, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль.

Для кредитора (юридических и физических лиц) при приобретении ценных бумаг правительств есть и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный.

Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государства, вытекает из особенностей должника или эмитента, по характеру экономических объектов, на которых находятся обязательства, из способности взимать налоги и получать займы.

Рыночный риск возникает в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике в результате которых привлекательность правительственных ценных бумаг как объект вложений (инвестиций) может быть частично утрачена, так что их продажа станет возможным лишь со скидкой или в определенной степени в принудительном порядке.

Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебаний рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует придерживаться правила диверсификации вложений, то есть снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством различных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроки погашения по долговым обязательствам,

Украина как суверенное государство также использует займы, как краткосрочные, так и среднесрочные (облигационные займы).

Выпуск облигаций государственного внутреннего займа (ОГВЗ) осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита государственного бюджета.

Кроме финансирования бюджетных потребностей, другой важной целью выпуска государственных облигаций является увеличение притока иностранной валюты. Это способствует укреплению национальной денежной единицы, когда скоро мобилизованную таким образом инвалюту можно использовать в экспортно-импортных расчетах. Необходимо отметить, что государство не всегда должна выпускать в этих целях облигации внешнего займа или облигации в иностранной валюте. В развитых странах оно влияет на приток валюты путем установления определенного процента на свои облигации, деноминированные в национальной валюте. Если процентная ставка государственных облигаций выше ставки по аналогичным ценным бумагам других стран, то иностранные инвесторы могут предпочесть первым, поскольку доход от них выше. Для приобретения таких облигаций иностранные инвесторы вынуждены приобретать национальную валюту страны, в которой выпускаются привлекательные облигации, и расплачиваться ею за эти облигации. Увеличение продажи национальной валюты означает, что спрос на эту валюту вырос и, следовательно, повышается цена на нее. В этом случае говорят, что курс данной национальной валюты повышается.

Наконец, третьей важной целью выпуска государственных облигаций является предоставление сдерживающего влияния на инфляцию. В этом случае денежные средства, полученные от выпуска государственных облигаций временно изымаются из оборота», то есть, «придерживаются». Если в обороте находится очень большое количество денежных средств, то они повышают возможности покупателей по расходованию денег на приобретение товаров и услуг, то есть происходит увеличение спроса. Последнее вызывает повышение цен на товары и услуги, то есть увеличивается инфляция. Для того, чтобы не давать покупательской спроса расти быстрыми темпами, необходимо уменьшить количество денег, которые могут быть потрачены на приобретение товаров и услуг. Сделать это можно путем создания стимулов к тому, чтобы сохранения денег и получения доходов от него было более выгодным, чем расходование их на приобретение товаров. Именно это и достигается до определенной степени с помощью выпусков государственных облигаций.

Указанные выше цели могут быть достигнуты при условии, что государственные облигации способны удовлетворять ряду требований, в частности, требования надежности, определенности и ликвидности. Государственные облигации, как правило, удовлетворяют указанные выше требования. Они считаются самым надежным видом бумаг, поскольку предполагается, что государство гарантирует выполнение своих обязанностей по выпущенным им облигациям «всей своей мощью». В развитых странах вложения средств в государственные облигации рассматривается как относительно безризикове вложения. Указанным облигациям также присущ высокий степень определенности. То есть инвесторы знают, что они имеют дело с государством, что государственное управление является в большей мере стабильным и последовательным, и что возникновение неожиданностей, которые бы существенно ухудшили положение инвесторов, исключаются.

Учитывая надежность и определенность, государственные облигации обладают также ликвидностью. Их легко можно продать и купить в случае необходимости, они без каких-либо ограничений принимаются как средство расчета или обеспечения обязательств.

Обладая такими характеристиками, государственные облигации, естественно, представляют наибольший интерес для крупных институциональных инвесторов - коммерческих и сберегательных банков, финансовых компаний, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний. Указанные инвесторы располагают крупными денежными средствами и поэтому заинтересованы вкладывать их в надежные, определены и ликвидные ценные бумаги.

Вместе с тем, несмотря на наличие опять-таки упомянутых выше характеристик, государственные облигации являются наименее прибыльными. Процентные ставки по государственным облигациям являются самыми низкими среди всех долговых ценных бумаг. Однако в определенном смысле и это обстоятельство имеет свое преимущество, когда все остальные долговых ценных бумаг владеет большей степени рискованности, в меньшей степени определенности и могут быть более-менее ликвидными, то установка процентов к ним осуществляется на основе сравнения различий по указанным выше критериям между институциональными долговыми ценными бумагами и государственными облигациями, выпускаемыми на этот же срок. Таким образом, процентная ставка по государственным облигациям исполняет кроме прочего, также функцию общерыночного показателя, на основе которого определяются процентные ставки других долговых ценных бумаг, кем бы они не выпускались в данной стране.

Процентные ставки по облигациям других эмитентов находятся в прямой зависимости от процентных ставок по государственным облигациям.

Облигации выпускаются по решению Кабинета Министров Украины, Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам регулярно со сроками их обращения от 1 до 12 месяцев.

Первичное размещение облигаций проводится путем их продажи на аукционе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по стоимости ниже номинальной) за предлагаемыми на аукционе ценам (цена отсечения), но не ниже цены, устанавливаемые Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается тем, что состоялся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества (например, не менее 10 процентов и т.д.). Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи.

Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, нереализованные при первичном размещении, в течение срока их обращения по ценам не ниже цены в день проведения аукциона. Правительство обязало погасить облигации по истечении срока их обращения.

Инвесторы получают доход в виде разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки облигаций.

В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Исчерпав свои расчетные функции после прохождения установленного числа передающих подписей, облигации поступят в свободное обращение на рынке ценных бумаг и могут получаться юридическими лицами Украины и других государств. Финансовый рынок позволяет осуществлять трансформацию государственных облигаций в денежные средства и другие финансовые активы.

Погашение облигаций производится Национальным банком по номинальной стоимостью облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов после окончания срока обращения облигаций выделяет необходимые средства Национальном банке.

Развитие рынка государственных ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно-кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытия дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг; дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг.

Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами проводятся также и для управления ликвидностью банковской системы.

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

Социальную сферу в городах и поселках городского типа предусмотрено развивать за счет местных бюджетов соответствующих Советов. Меры, для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, финансируют из отчислений предприятий и организаций.

Государственный заказ на выполнение работ в капитальном строительстве - одна из главных форм реализации общегосударственных инвестиций. Кабинет Министров Украины размещает заказ (контракт) на конкурсной основе с учетом экономической выгодности.

Государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, которые подлежат обязательной государственной экспертизе. В случае необходимости экспертизу отдельных инвестиционных проектов и программ могут проводить экспертные комиссии, которые создаются Верховной Радой Украины.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности обеспечивают не только государственное регулирование инвестиционной деятельности, обеспечивают не только государственное управление и государственное финансирование инвестиций, но и такие рычаги:

• система налогов, налоговых ставок;

• проведение кредитной и амортизационной политики;

• предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производства;

• определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;

• политика ценообразования;

• проведение экспертизы инвестиционных проектов и др.

Систему регулирования условий инвестиционной деятельности корректируют в зависимости от экономической политики государства в каждый конкретный период и в зависимости от степени инвестиционной активности субъектов хозяйствования и др.

Особенно эффективным средством аккумулирования средств для инвестиций является выпуск ценных бумаг.

Политику государства относительно механизмов осуществления инвестиционной деятельности, а также приоритетных направлений инвестиций называют инвестиционной политикой, это важнейшая составляющая экономической политики государства.

Особенность инвестиционной политики государства в Украине определяется ситуацией, которая сложилась в инвестиционном комплексе и в инвестиционной деятельности. Ей присущи:

• чрезвычайно низкие темпы обновления производственного аппарата, 50-60%-не износа;

• снижение инвестиционной активности субъектов;

• деформированная структура экономики в сторону гипертрофии оборонной и добывающей промышленности, ее затратный характер;

• хронический дефицит оборотных средств предприятий в условиях инфляции, через что возникает необходимость использования кредитных ресурсов;

• напряженность государственного и местного бюджетов, в результате чего сокращаются возможности бюджетного финансирования инвестиций.

Инвестиционная политика Украины включает:

1. Увеличение доли инвестиций в техническое перевооружение и реконструкцию.

2. Переориентация инвестиций в приоритетные отрасли народного хозяйства с целью реализации структурной перестройки экономики. Приоритетными отраслями, в которые в первую очередь будут направляться централизованные инвестиции, являются:

• техническое перевооружение и модернизация предприятий отраслей АПК (пищевой, м'ясно-молочной, рыбной, мукомольной, комбикормовой промышленности), лесной и деревообрабатывающей, легкой, медицинской;

• структурная перестройка в машиностроительном и оборонном комплексе, их конверсия в направлении роста производства товаров народного потребления, сложно-бытовой техники, запасных частей для автомобилей, мотоциклов, механизмов для сельского хозяйства и садово-огородного инструмента;

• развитие топливно-энергетического комплекса Украины;

• поддержка охраны окружающей природной среды, строительство природоохранных объектов.

Приоритеты, конечно, будут уточняться по мере изменений, которые будут происходить в экономике Украины, но они будут иметь социальную ориентацию.

3. Привлечение иностранных инвестиций и кредитов. Для этого предполагается разрешить коммерческим банкам проводить все внешнеэкономические операции, создать льготные условия для инвестиционных компаний и фондов.

Инвестиционная политика государства осуществляется через механизм государственного регулирования.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управление государственными инвестициями, а также регулирование условий такой деятельности и контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и участниками.

Управление государственными инвестициями осуществляется общегосударственными и местными органами государственной власти.

Управление государственными инвестициями включает планирование, определение условий и выполнение конкретных действий относительно инвестирования бюджетных и внебюджетных средств. Основой для принятия решения об инвестировании общегосударственных бюджетных средств являются: прогнозы экономического и социального развития Украины; схемы развития и размещения производительных сил; целевые научно-технические и комплексные программы; технико-экономические обоснования целесообразности таких инвестиций.

Стратегия приоритетов определяется на основании соответствующих целевых комплексных, отраслевых (межотраслевых) и территориальных программ. Это делается в связи с тем, что в условиях сокращения бюджетных инвестиций государство не в состоянии обеспечить развитие всех приоритетных направлений.

Для приоритетных объектов инвестирования в социальной сфере предусматривается две формы инвестирования - в виде: а) бюджетных ассигнований; б) государственного кредита.

Все расчеты по инвестициям и распределение ассигнований по направлениям и министерствами, ведомствами осуществляют при формировании государственного плана социально-экономического развития Украины.

Система регулирования условий инвестиционной деятельности не является стабильной и корректируется в зависимости от экономической политики государства в каждый конкретный период, степени инвестиционной активности субъектов хозяйствования и др. Для активизации или сдерживания инвестиционного спроса государство может использовать традиционные, отработанные мировой практикой методы: фискальную политику, стимулирования инвестиций, вмешательство в рынок ценных бумаг.

По условиям рыночной экономики и становления механизма государственного регулирования в індикативному плане разрабатывают госзаказ на ввод в действие производственных мощностей, которые финансируются за счет госбюджета или вошли в состав приоритетных.

Показатели ввода в действие производственных мощностей и основных фондов и объектов характеризуют конечные результаты инвестиционной деятельности.



Назад