Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

5.3. Формирование государственной инвестиционной политики


Инвестиции являются доминирующим фактором экономического роста любого государства. В большинстве развитых стран традиционным средством удовлетворения инвестиционных потребностей властей есть региональные облигационные займы. Значимость и перспективность становления рынка муниципальных ценных бумаг определяется еще и тем, что на текущий момент удельный вес заемных ресурсов в Украине не превышает 0,1% от совокупных доходов местных бюджетов, тогда как в развитых европейских странах удельный вес инвестиционных кредитов ежегодно достигает от 6 до 19% доходов муниципалитетов.

Привлечение средств для решения экономических проблем региональных группировок путем местных займов не практиковалось в Украине с 1914 года. Конечно, возрождение института муниципального заимствования как неотъемлемой части финансового механизма сталкивается с кругом проблем, большинство из которых носят макроэкономический характер. К таким проблемам следует отнести отсутствие прозрачной государственной региональной политики, высокая степень централизации бюджетной системы, нехватка опытных специалистов в области местных финансов.

Основная проблема органов государственной власти при реализации проектов как государственных, так и региональных инвестиционных займов - создание привлекательного для потенциальных инвесторов механизма размещения, обращения и погашения долговых обязательств. Необходимым условием для этого является формирование инвестиционно-заемной системы государства.

Финансовая идеология создания инвестиционно-заемной системы заключается в достижении и поддержании постоянного объема заемных средств, направляемых на инвестиционные нужды территории путем создания организационно-технологического комплекса, способного выпускать несколько видов облигационных займов в то же время обеспечивать привлечение с помощью внутренних и внешних финансовых рынков необходимых объемов средств, финансировать из привлеченных средств инвестиционные проекты, которые соответствуют приоритетным целям государственного инвестиционного развития.

Организационной структурой, которая призвана обеспечить весь комплекс работ по привлечению и размещению инвестиций, должен стать Государственный инвестиционный фонд и его региональные отделения. По организационно-правовой форме это должна быть некоммерческая структура, основанная исполнительным органом власти, что должно обеспечивать организацию работы по привлечению средств для финансирования инвестиционных программ; разработку проектов правовых актов, распорядительных документов по вопросам регулирования и развития инвестиционного и фондового рынков; осуществление по поручению исполнительного органа власти подготовки эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, в том числе организации их размещения; разрабатывать и проводить ценовую политику, обеспечивать мониторинг относительно размещения муниципальных ценных бумаг; осуществлять контроль по общему объему выпущенных и оборотных ценных бумаг, за ходом размещения муниципальных ценных бумаг, за своевременным и полным поступлением заемных инвестиционных ресурсов, их целевым использованием и погашением, представлению отчетов исполнительному органу власти о результатах размещения государственных и муниципальных ценных бумаг; разрабатывать предложения по составлению государственных инвестиционных программ; осуществлять контроль за соблюдением утвержденных стандартов, приоритетов, порядке организации и учета всеми участниками инвестиционного процесса; реализовывать меры по возврат средств владельцам ценных бумаг при эмиссиях, что не состоялись, и недействительных выпусках эмиссионных ценных бумаг; проводить отбор среди профессиональных участников рынка ценных бумаг права получения полномочий на проведение расчетно-клиринговых и депозитарных операций и т.д.

Для осуществления системного подхода и выполнение комплекса работ по обеспечению функционирования системы реализации займов в структуре инвестиционного фонда предусматриваются несколько подразделений:

1. Управление долговыми обязательствами.

2. Управление учетом и обслуживанием долга, которое осуществляет размещение и контроль за обращением ценных бумаг.

3. Управление инвестиционной деятельностью.

4. Управление погашением ценных бумаг и реструктуризацией государственного долга, возникшего в результате займа.

Такая структура инвестиционного фонда позволит, по нашему мнению, соединить в одну технологическую цепочку весь кругооборот средств от стадии их заимствования к вложений в инвестиционные проекты и расчета с инвесторами.

Следует отметить, что сегодня ни законодательная база, ни существующая практика не дают возможности говорить о объединение всех функций инвестиционно-заемной системы в одну организационно-правовую форму. Поэтому единственным средством достижения управляемости инвестиционно-заемной системы и рациональной организации процесса ее функционирования является оформление всех взаимоотношений участников системы в плоскости договорных отношений под общим руководством и контролем Государственного инвестиционного фонда.

Для упрощения рассмотрения модели инвестиционно-заемной системы условно представим ее структуру в виде двух основных блоков - ссудного и инвестиционного.

Главным звеном заемного блока может быть эмитент в лице органа исполнительной власти, которая регистрирует проспект эмиссии и основные условия займов, определяет форму выпуска облигаций и условия обращению на биржевом и внебиржевом рынках.

Для обеспечения учета и движения денежных средств от размещения до погашения займов и направление их на соответствующие инвестиционные проекты, а также для обеспечения гарантий погашения и ликвидности вторичного рынка Государственный инвестиционный фонд должен определить уполномоченный банк, который будет заключать соответствующий договор с расчетно-кассовым центром и уполномоченным депозитарием; открывать специальный счет фонда для обслуживания выпусков облигаций; осуществлять погашение облигаций по поручению фонда в день погашения, денежные расчеты при проведении аукционов по размещению облигаций; открывать специальные счета для проведения денежных зачетов с участниками торгов в торгово-клиринговой системе; передавать по требованию фонда в соответствии с договором между ними информацию о движении средств в процессе размещения, обращения и погашения выпусков облигаций и наконец полностью будет отвечать перед фондом за поступления на специальный счет денежных средств от размещения облигаций, их хранения и расходования в соответствии с инвестиционной программой государства и региона.

Для обеспечения учета и контроля за движением выпусков облигаций на рынке инвестиционный фонд должен организовать систему депозитарного учета путем создания своего или заключения договора с работающим на рынке ценных бумаг депозитарием. Система депозитарного учета обеспечивать возможность постоянного контроля со стороны инвестиционного фонда за процессом размещения и рационального распределения выпусков облигаций между профессиональными участниками и инвесторами.

При организации биржевого рынка облигаций инвестиционный фонд должен организовать торговый (один или несколько) площадка, на котором он будет полностью контролировать процесс проведения торгов на первичном и вторичном рынках. На торговой площадке все расчеты должны происходить через расчетно-клиринговый центр, который будет осуществлять операции по определению зачет взаимных требований и обязательств участников по итогам торгов.

Торгово-клиринговая система будет обеспечивать равноправное участие в процессе торгов всех участников путем соблюдения процедуры допуска, а также гласности и открытости.

На начальном этапе формирования кредитной системы наиболее приемлемой формой первичного размещения, по нашему мнению, должны быть аукционы. Во время проведения аукционов важно обеспечить одинаковые, или при определенном раскладе заявок приоритетные права для прямых инвесторов, ограничивая при этом доступ спекулянтам.

Реализация инвестиционного блока модели, которая формируется, предусматривает, что Государственный инвестиционный фонд на основе утвержденной исполнительным органом власти программы инвестиций будет разрабатывать графики финансирования и этапы выполнения работ.

Исходя из задач инвестирования, определенных государственной программой, фонд будет определять параметры заимствования средств под конкретный инвестиционный комплекс, проводимых отдельными траншами.

Средства от размещения облигаций будут накапливаться на специальном счете в уполномоченном банке.

Для создания объектов, предусмотренных инвестиционной программой, инвестиционный фонд будет заключать договор подряда, при этом возможны два варианта: непосредственно с подрядными организациями или через соответствующие отраслевые организации. Выбор конкретного варианта будет зависеть от системы организации исполнительных органов власти на месте, но необходимо, чтобы перечень подрядных организаций утверждался исполнительным органом власти на основе конкурсного отбора. Это исключит как возможные злоупотребления, так и подозрения в злоупотреблении.

Инвестиционный фонд будет осуществлять контроль за выполнением графиков работ подрядными организациями и оплачивать эти работы в соответствии с заключенным договором. После того, как объекты будут приняты комиссией исполнительного органа власти, фонд будет делать окончательные расчеты с подрядными организациями.

Заметим, что с момента основания и до момента отчуждения новому владельцу фактическим владельцем объектов инвестирования будет считаться Государственный инвестиционный фонд.

Самым сложным моментом в нашей модели является учет интересов участников займа. Особенность заключается в том, что инвестор должен при наступлении срока погашения облигации получать по желанию или деньги, или право собственности на продукт инвестирования. Сложность заключается в том, что количество объектов инвестирования, предложенных в качестве обеспечения по каждой облигационной займом, ограничено. Поэтому сама структура займа и организация размещения и погашения должны удовлетворить в полной мере интересы всех участников инвестиционного процесса.

С другой стороны, ограниченность инвестиционного ресурса даст определенные преимущества менеджерам займа при первоначальном размещении облигаций, поскольку на аукционе можно за счет этого получить дополнительный доход и в короткие сроки осуществить размещение займа.

Поскольку вполне очевидно, что наличие 100-процентного пакета облигаций в одних руках практически исключена, то необходимо сразу в условиях погашения займа провозгласить правила, по которым будет осуществляться конвертация облигаций в акции предприятий. От выбора варианта и схемы конвертации и погашения облигаций в основном зависит успех всего дела.

Структура инвестиционного займа по источникам дохода формируется за счет средств прямых инвесторов и спекулянтов. Если мы прямым инвесторам установим определенную минимальную величину пакета для конвертации облигаций в акции, то благодаря этому для спекулянтов будут созданы благоприятные условия в получении дополнительного дохода за счет прямых инвесторов. С другой стороны, если не будут установлены параметры пакета облигаций, что даст право для конвертации, то могут возникнуть трудности у эмитента при погашении облигаций.

По нашему мнению, следует предусмотреть концентрацию большинства облигаций в одного из претендентов (прямых инвесторов) при условии оплаты доли, которая останется, деньгами. Такой подход обеспечит эффективное использование производственных мощностей объекта инвестирования, а также сделает условия займа более привлекательными для прямых инвесторов и будет минимизировать негативные последствия спекулятивных операций профессионалов рынка для прямых инвесторов.

Таким образом, инвестиционно-заемная система государства должна реализовывать непрерывный процесс движения денежных средств от инвесторов к объектам инвестирования, обеспечивающих расширенный процесс функционирования.

Особенностью предлагаемой нами системы организации инвестиционной деятельности в Украине является ее антикризисный характер.

Используя в полном объеме преимущества государственного регулирования, эта система в своем развитии должно пройти несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Задачей первого этапа является создание необходимых организационных и экономических условий для развития малого предпринимательства в государстве. При этом ставка делается на привлечение сбережений населения как источника инвестиций, учитывая, что экономически активная часть населения желает получить в собственность объекты инвестиционной деятельности. Поскольку сбережения населения является результатом многолетних накоплений и в условиях Украины практически не могут быть обновлены, то этот ресурс может быть исчерпан в течение 1-3 лет. Ограниченные объемы инвестиционных ресурсов на этом этапе дадут возможность делать инвестиции только в объекты малого бизнеса.

На втором этапе за счет быстрой окупаемости инвестиционных объектов и получение коммерческого дохода от временной эксплуатации предназначенных к реализации объектов инвестирования, регионы имеют возможность продолжить инвестиционную деятельность уже с помощью, в основном, накопленных средств инвестиционного фонда. Объектами инвестиций могут быть более крупные предприятия. На этом этапе важно обеспечить эффективную инвестиционную политику, которая объединяет использование как заемных, так и собственных средств инвестиционного фонда. Основная задача второго этапа - сформировать благоприятный инвестиционный климат в регионах.

На третьем этапе после проведения в течение 5-6 лет активной инвестиционной деятельности заработают организационные структуры позиково-инвестиционного комплекса государства. Это позволит властям проводить полномасштабную инвестиционную деятельность с использованием разнообразных источников. На этом этапе вполне возможно выйти на такой уровень развития, когда инвестиционный спрос и инвестиционные предложения будут уравновешены.

Следовательно, для того, чтобы долговые обязательства в Украине стали неотъемлемой частью эффективно функционирующего инвестиционного механизма, который способен поддерживать стабильность в государстве и инициировать экономический рост, необходимо:

1. Детально разработать и законодательно закрепить четкий механизм эмиссии местных займов, который бы определял условия и порядок выпуска, обращения и погашения территориальных долговых обязательств.

2. Законодательно регламентировать и организовать фактически Государственный инвестиционный фонд и его региональные представительства как основу инвестиционно-заемной системы Украины.

3. Для усиления заинтересованности потенциальных инвесторов в приобретении облигаций территориальной займа следует развивать вторичный рынок ценных бумаг, который дал бы возможность увеличить ликвидность облигаций.

4. По мере развития инфраструктуры фондового рынка в Украине, целесообразным считается переход к дилерской формы размещения займов. При этом эмитент сразу продает весь выпуск одному или нескольким дилерам, которые после этого реализуют ценные бумаги непосредственным инвесторам.

5. Информация о ходе реализации займов должна быть доступной.

6. Логическим завершением наших рассуждений могла бы стать разработка государственной программы создания инвестиционно-заемной системы в Украине, в котором должны быть зафиксированы организационные принципы, механизмы, цели, направления реализации рассматриваемой модели на всех уровнях государственной власти.

В основных направлениях государственной политики Украины в сфере окружающей природной среды еще в конце 1995 г., говорилось: экономика страны означает как общую систему природопользования со всеми ее атрибутами, так финансово-экономический механизм защиты окружающей природной среды. В результате заделки базовых принципов независимости и государственности Украины, утверждению ее как полноправного субъекта мирового сообщества, формирование отношений с соседними государствами возможности угрозы нашей государственности смещаются сейчас в плоскость не только экономической безопасности.

Одной из ключевых задач обеспечения экономической безопасности должно стать: решения наиболее острых текущих проблем на национальном, региональном и объектном уровнях и определения долгосрочных приоритетов экологической безопасности и охраны окружающей природной среды, развитие и совершенствование соответствующей законодательно-правовой базы, применения экономических инструментов (поэтапное введение платного природопользования) для воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

В связи с этим в Послании Президента перед правительством Украины относятся следующие задачи:

• обеспечение экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и сведение к минимуму влияния последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

• улучшение экологического состояния бассейна р. Днепра и качества питьевой воды;

• стабилизация и улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах Донецко-Приднепровского региона;

• строительство новых и реконструкция действующих мощностей коммунальных очистных канализационных сооружений;

• предотвращение загрязнения Черного и Азовского морей и улучшение их экологического состояния;

• формирование сбалансированной системы природопользования и экологизации технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте;

• сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, развития природно-заповедного дела.

Определены приоритеты государственной политики в отношении охраны окружающей среды объясняются тем, что экологическое состояние в регионах неудовлетворительное. Так, в 1999 г. в стране произошло 127 случаев аварийных загрязнений окружающей среды, что почти на уровне 1998 года. Более половины всех случаев приходится на аварийное загрязнение водных ресурсов, четверть - земельных, 11% - атмосферного воздуха. Кроме того, зафиксировано 13 случаев загрязнения или массовой гибели растений, животных и рыбы, 3 радиационные аварии.

Аварийными загрязнениями, чрезвычайными экологическими ситуациями и радиационными авариями в 1999 г. причинен вред окружающей среде на общую сумму 7,7 млн. грн. Наибольшие убытки причиненные аварийными проливаннями нефтепродуктов и сбросами вредных веществ в акватории Черного моря (7 млн. грн.).

По предварительным данным, в 1999 г. от стационарных источников загрязнения, в атмосферный воздух в результате выбросов вредных веществ составило 4,1 млн. т., что почти такое же, как в 1998 году.

Органы Гідрометкому в 1999 г. зафиксировали 82 случая экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды, из них 60 случаев - это загрязнение атмосферного воздуха, 12 - поверхностных вод, 9 - морских вод, 1 - грунтов.

Наибольшая общая загрязненность воздуха наблюдалась в Донецке, Горловке, Дзержинске, Мариуполе, Макеевке, Єнакієвому, Славянске (Донецкая область), Одессе, Днепропетровске, Харькове, Запорожье, Луцке, Луганске, Черкассах. На состояние атмосферы в этих городах негативно влияли выбросы бензапірену, фенолов, формальдегида, диоксида азота, фтористого водорода, пыли, концентрация которых превышало предельно допустимые уровни.

Водные объекты страны забруднювались преимущественно соединениями шестивалентного хрома, марганца, цинка и несколько меньше - соединениями азота, нефтепродуктами, сульфатами.

Проблема защиты окружающей среды и природных ресурсов настолько важна, что практически в мире нет государства, которое бы так или иначе не пыталась ее решить. Существует совокупность концепций и методов анализа воздействия экономической деятельности на природную среду и его обратного влияния на экономическую деятельность, а также оценки ущерба от загрязнения окружающей среды и эффективности природоохранных мероприятий.

Потребления и загрязнения энергетических, растительных и других сырьевых ресурсов в мире достигает сегодня пределы возможного самовоспроизводству и самоочищение природы, из недр земли в среднем ежегодно добывается до 100 млрд. т. руды, топлива, в том числе природного газа и нефти до 5 млрд. т., и различных строительных материалов. Ежегодно в атмосферу выбрасывается более 200 млн. т. оксида углерода. В Мировой океан попадает до 10 млн. т. нефти. Площадь грунта, пригодна к земледелию, уменьшается до 6-7 млн. га ежегодно.

Нарушение естественных экологических балансов и перегрузки экосистемы наделали много необратимых процессов в природной среде. Очевидно, что такие радикальные изменения представляют реальную угрозу для существования человечества. Прежде всего ухудшается «качество жизни», что связано преимущественно с ухудшением здоровья населения, условий труда и отдыха. Потери рабочего времени в результате повышения заболеваемости населения через загрязнения окружающей среды обусловливают снижение эффективности использования трудовых ресурсов. И дело не только в последствиях Чернобыльской катастрофы. Они известны каждому: это почти 10% радиационной загрязненной территории, 3 млн. людей, которые пострадали, из них почти 1 млн. детей, 300 тыс. тех, кто вынуждены были уехать из «зоны отчуждения», которая окружает атомную станцию. Преодоление этих страшных последствий ежегодно требует чрезвычайно больших финансовых ресурсов, а их у государства нет.



Назад