Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 4. Дидактические исследования


Какие исследования называют дидактическими? Дидактика, как и всякая наука, имеет свои объект и предмет исследования, следовательно в добывании знаний о учебный процесс и его закономерности она использует специфичные для нее методы исследования. Однако, выясним, какие научно-педагогические исследования можно назвать дидактическими, а уже затем - какими методами оперирует дидактика.

Как известно из предыдущего, в дидактической системе существенными являются не только ее компоненты, но и связи между ними. Поскольку законы, закономерности - суть связи, существенные, необходимые, стабильные, то понятно, что поиск дидактических законов и закономерностей происходит на тех линиях связей, которые функционируют в организме самой дидактической системы. Скажем, существует определенная зависимость выбора методов обучения от целей обучения, содержания обучения - от целей, обусловленность выбора средств обучения методами обучения и т.д. Однако, взаимодействие "учитель-ученик" - процесс, где действующими лицами учитель и ученик - и поэтому результативность этого процесса зависит от того, какие знания, умения и навыки получает ученик, как меняется уровень его умственного развития.

Это, в конце концов, означает, что существование самой зависимости, связей между элементами дидактической системы оценивается по результативности воздействия этих связей на личность ученика. Следовательно, критерием действенности и эффективности связей между различными элементами дидактической системы является результативность влияния этих связей на знания, умения, навыки ученика и уровень его умственного развития. Поэтому и дидактическими назовем те исследования, которые изучают эффективность процесса обучения в зависимости от влияния различных факторов.

Какие методы называют методами дидактического исследования? Метод дидактического исследования - это взаимосвязанная совокупность действий, направленных на установление и изучение дидактических фактов, явлений, процессов и их закономерностей. Без фактов не может быть научных знаний. По выражению И.павлова, факты - это воздух ученого, это необходимое условие самого научного исследования. Но наука заключается не в том, чтобы накапливать факты, автому, чтобы их описывать, анализировать, объяснять, обобщать, предвидеть, прогнозировать.

Дидактика опирается на ряд очень важных в педагогическом отношении фактов. Например, таковым является факт зависимости эффективности обучения от выбора методов обучения (он в народной педагогике известный в такой формулировке: "Наставления намучить, пример научить"; "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" и др.).

Что такое дидактическое явление? Например, урок - очень сложное педагогическое явление. Для возникновения того или иного явления необходимо создать надлежащие условия, потому что только при таких оно возникает во всей своей полноте и целостности. Скажем, обучение по методике. Шаталова, которое приводит к обязательного усвоения учебного материала, по крайней мере на репродуктивном уровне, требует определенной построения процесса обучения и своеобразных средств выражения информации, которая предлагается для усвоения. Кроме того, явлением является и то, что материал, который изучается, ученик обязательно запоминает после семикратного подкрепление, то есть его семикратного повторения.

Процесс - это развертывание явления во времени. Например, процесс овладения любого практического умения и навыки, процесс усвоения учебного материала за программированного обучения, или за проблемного обучения и т.д.

Изучение того или иного факта, явления, процесса, закономерностей, которые действуют, в любом случае направлено на то, чтобы предоставить нового качества знаниям, умениям, навыкам учеников, преподнести их умственное развитие.

Уровни познания. Процесс исследования осуществляется двумя путями. Один - это восхождение (движение) от частичного, конкретного, данного в восприятиях и представлениях, к абстрактному, общего; второй - движение от абстрактного к конкретному.

Движение познания в случае первого пути связан с выделением отдельных элементов об'єктадослідження, связей его сторон. Каждый из них изучается изолированно друг от друга, и на этой основе формулируются понятие и зависимости. После этого оказывается их внутреннее единство, объект изучения воспроизводится как единство всех его сторон, как целостность, раскрываются законы его функционирования и развития. Все это дает основание для выделения элементарной структурной единицы, от которой осуществляется восхождение к более развитых и разнообразных форм исследуемого объекта или процесса. Таким образом, познание происходит как движение от чувственно воспринимаемого, конкретного, от явления, эмпирических фактов к абстрактному, общего, понятий, моделей, теорий, принципов и дальше от абстрактных категорий - снова к конкретному, но уже "освещал" научным анализом и к научно организованной практики.

Выделяют два уровня познания - эмпирический и теоретический. Как один, так и второй, дают научные знания, но знания, полученные на каждом из них имеют существенные различия.

Знания, полученные на эмпирическом уровне - эмпирические знания. Характерным признаком эмпирического объекта исследования является его доступность для чувственного восприятия. Как эмпирический объект выступают такие свойства, связи и отношения предметов и явлений, которые выявляются в ходе наблюдений, эксперимента, в ходе практической деятельности.

Результаты эмпирического исследования выражаются как в форме установления фактов, так и в виде эмпирических обобщений, эмпирических зависимостей. Такими зависимостями является зависимость прочности запоминания от числа повторений, зависимость успеха в обучении - больше от трудоспособности, чем от способностей школьника. Эмпирические зависимости фиксируют общее, то, что повторяется в доступных чувственному восприятию явлениях.

Ограниченность эмпирического познания в том, что с его помощью нельзя раскрыть причинно-следственную связь, проникнуть в глубинную суть факта, явления или процесса, выявить движущие силы и т.д.

Теоретический уровень познания дает теоретическое знание, которое дает возможность исследователю проникать в суть объекта изучения, раскрывает его внутреннюю структуру, механизм функционирования и развития. Теоретические знания имеют большую объяснительную силу, то есть с их помощью можно объяснить ход явления или процесса, законы и закономерности, предвидеть и прогнозировать новые факты и зависимости.

Логическая структура исследования. Первым шагом исследователя является выбор им области исследования. Этот выбор определяется актуальностью, новизной, перспективностью этой отрасли, а также субъективными факторами: интересами, склонностями, образованием, характером профессиональной деятельности исследователя. Следующий шаг - определение проблемы и формулировка темы исследования. Далее определяются объект и предмет исследования. Объект исследования - это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от исследователя, но им отображается. Словом, объект - это то, что объективно существует и на что направлено внимание исследователя. Предмет исследования - это определенный сторону об'єктадослідження, то есть, это те элементы, отношения, связи объекта, которые подлежат изучению В данной работе. Из предмета изучения непосредственно вытекают задачи исследования. Следующий этап - разработка теоретической концепции данного исследования, а затем и формулировка рабочей гипотезы. Гипотеза - это форма прогнозирования, форма ожидаемого результата при выполнении определенных условий. То есть, в формулировке гипотезы указываются условия, при выполнении которых можно ожидать того или иного результата. Следующий шаг - разработка программы уточнения и проверки гипотезы. Далее разрабатывается методика, методы проведения исследования и, наконец, проводится именно исследования. Его результаты дают возможность сформулировать практические и теоретические выводы. Последний шаг - внедрение в практику разработанных идей и методов.

Итог. Критерием действенности и эффективности связей между различными компонентами системы обучения является результативность влияния этих связей на знания, умения, навыки и уровень умственного развития учащихся. Поэтому дидактическими называют такие исследования, которые изучают эффективность процесса обучения в зависимости от влияния различных факторов. Познание происходит как движение от чувственно воспринимаемого, эмпирического до общего, абстрактного, теоретического, и наоборот.

Значит, так и выделяют два уровня познания дидактических явлений, процессов, фактов: эмпирический и теоретический. Эмпирическое знание фиксирует общее, то, что повторяется в доступном чувственном восприятии явления, с помощью теоретического знания исследователь проникает в суть объекта изучения.



Назад