Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

5.5. Мониторинг инвестиционного процесса


В период освоения инвестиций, особенно, если этот длительный период, рыночная конъюнктура претерпит значительных колебаний: меняются цены на инвестиционные товары, а иногда и сами субъекты инвестиционного процесса. В этот период все субъекты инвестиционной деятельности, что выполняют свои функциональные обязанности по проекту, должны осуществлять постоянный контроль и надзор за процессом реализации проекта, оценивать текущие результаты и вносить коррективы в бизнес-план, проект организации строительства, проект производства работ, план финансирования, календарный план или сетевой график и другие документы, с помощью которых можно наблюдать и регулировать освоения инвестиций.

Механизм проведения такого постоянного надзора и контроля за процессом освоения инвестиций называется мониторингом инвестиционных проектов. Общий мониторинг проекта осуществляет инвестор или от их имени дирекция предприятия, которое реализует инвестиционный проект. Такой мониторинг по договору с инвестором могут осуществлять фирма-девелопер или генеральный подрядчик согласно договора консорциума.

В зависимости от функций других участников инвестиционной деятельности можно конкретизировать мониторинг по видам и соответственно рекомендовать порядок его проведения:

Маркетинговый мониторинг проводится с целью обеспечения своевременных поставок материально-технических ресурсов. Его осуществляют те участники, на которых возложены обязанности по контрактам с материально-технического обеспечения проектов.

Финансовый мониторинг осуществляется инвестором, заказчиком, компанией-девелопером по поручению заказчика, а также другими участниками проекта, на первом этапе освоения инвестиций по таким показателям, как: общий объем инвестиций по проекту; расходы на земельный участок; расходы на проектно-изыскательские работы; стоимость строительно-монтажных работ; контрактная стоимость оборудования, инструментов и инвентаря; источники финансирования проекта: собственный капитал акционерный капитал и прочие привлеченные средства, заимствованные средства, кредиты банка и другие долговые обязательства, лизинг и другие заимствованные средства; мобилизация внутренних ресурсов.

В рыночных условиях оценка выполнения годовой программы может проводиться по местам возникновения затрат согласно принятому порядку расчетов за выполненные работы. Под постоянное наблюдение подпадают поэлементно произведенные расходы на отчуждение земли под здание, расходы на проектно-исследовательские работы, оплата строительно - монтажных работ по договорным ценам, расчеты за поставленный и неустановленное оборудование, прочие расходы. Мониторинг осуществляется в разрезе использования источников финансирования: собственных, заемных или привлеченных средств. В процессе мониторинга выявляются отклонения от программы реализации проекта, принимаются решения о мобилизации внутренних финансовых ресурсов, дополнительное привлечение средств. Технический мониторинг, кроме инвестора и его представителей, осуществляют конечно генпроектировщик, другие проектировщики. Технический мониторинг проводится с целью обеспечения соответствия обсяжно-планировочных и конструктивных решений, принятых в строительной и технологической части проекта, технических условий.

Конечно экспертиза и утверждение проектно-сметной документации проводится до 1 сентября года, предшествующего начальном в реализации проекта. Вместе с тем в период освоения инвестиций и выполнения работ инвестор заинтересован в совершенствовании проектных решений, внедрении новейших научно-технических достижений, экономном использовании всех ресурсов по инвестиционному проекту.

В большинстве случаев значительное повышение цен на материальные ресурсы при стабильной экономике случается через коренные изменения мощности предприятия или расширения номенклатуры продукции. Такие изменения приводят к разработке практически нового проекта, определения новой цены, согласования и переутверждение проектно-сметной документации. Между тем, в ряде случаев увеличение сметной стоимости в значительной мере вызвано не изменениями в проекте, а отсутствием действенного контроля инвестора и других участников проекта за соблюдением сметной стоимости инвестиционного проекта в процессе его осуществления, низким уровнем проработки проектировщиками смет.

Часто имеют место факты разработки рабочей документации с отступлением от утвержденных главных решений проекта по сводным сметой, особенно когда проектирование и выполнение работ осуществляются одновременно.

Дирекция предприятия, которое принимает инвестиции, как представитель инвестора выполняет контрольные обмеры объемов выполнения работ, сверяет с данным локальных, объектных и сводных смет, проверяет платежные документы, сверяет их данные с действительными сметными ценами и нормами. В частности при анализе уплаченных и предоставленных до уплаты документов оказываются расходы и суммы, необоснованно оплачены другим организациям и предприятиям. Это могут быть:

• средства, уплаченные за счет главной деятельности предприятий (стоимость сырья и материалов, стоимость наладочных работ и т.д.);

• частичное участие в сооружении общих и ведомственных объектов, не относящихся к этой строения;

• текущие расходы, заготівельно-складские расходы сверх установленных лимитов;

• расходы на научно-исследовательские работы, которые не имеют отношения к конкретному объекту инвестирования.

Денежные и натуральные потери от задержки сверх предусмотренных в договорах и календарных планах сроки выполнения работ является упущенной выгодой от эксплуатации и выпуска предприятием продукции в периоде, в течение которого были заморожены инвестиции, а также приняты дополнительные расходы, связанные с увеличением стоимости и продолжительности строительства.

После ввода в эксплуатацию объекта или его очереди инвестор продолжает финансовый мониторинг. На этом этапе предприятие начинает производить продукцию, от реализации которой создается денежный поток в виде средств, которые возвращаются к инвестора, и которые он начинает использовать на возмещение инвестиционных затрат, погашения задолженности кредиторам, а также на уплату дивидендов по привлеченному капиталу. На этом этапе мониторинг инвестиционного проекта проводится по следующим показателям: общий объем инвестиций по проекту, источники финансирования, введено в эксплуатацию производственных фондов, денежные потоки, мобилизация внутренних ресурсов, обоснование других источников финансирования, внутренняя норма эффективности инвестиций, срок окупаемости введенных в эксплуатацию фондов по норме эффективности инвестиций.

Постоянному надзору подлежит годовая программа завершения инвестиционного процесса, отслеживаются месячные плановые и фактические объемы инвестиций, строительно-монтажных работ, расходы на оборудование. Анализируется уровень использования собственного капитала, привлеченных и заемных средств, выявляются отклонения, обосновывается необходимость мобилизации внутренних ресурсов и использования других источников финансирования. На этом этапе в процессе финансового мониторинга уже можно делать оценку текущих показателей эффективности инвестиций, рассчитать динамическую норму эффективности и сравнивать ее с внутренней, определять возможный ожидаемый срок окупаемости инвестиций по условиям срока эксплуатации предприятия, который подлежит финансовому мониторингу. Последнему также способствует введение в действие, начиная с отчета за 1997г., новых форм статистической отчетности, в том числе 2-Кб «Отчет о вводе в действие объектов, основных фондов и освоение капитальных вложений».

На сегодня вопрос финансирования и государственного кредитования регулируются нормативно-правовыми актами органов центральной исполнительной власти. В частности, это Положение о финансировании и государственное финансирование капитального строительства, осуществляемого на территории Украины, утвержденным приказом Минфина, Минэкономики и Госстроя от 23.09.1996, и учрежден с целью систематизации комплекса вопросов, связанных с финансированием и кредитованием капитального строительства, эффективного использования государственных средств, и Положения о государственном кредитования строек и объектов производственного назначения, утвержденное совместным приказом Минфина и Минэкономики от 31.03.98, которое определяет порядок предоставления бюджетных кредитов непосредственно министерствами, другими центральными органами исполнительной власти для финансирования предприятиями всех форм собственности и пусковых объектов, а также ранее начатых важных новостроек производственного назначения, технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий.



Назад