Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

6.2. Методы привлечения инвестиций в экономику Украины


Вопрос привлечения инвестиций стало в последнее время наиболее актуальным для экономики Украины. Государство не в состоянии обеспечить сейчас поступления объема средств, необходимого для роста валового внутреннего продукта. Инвестиционный потенциал отечественного частного сектора еще очень низкий для осуществления крупных инвестиционных проектов. Это касается как украинских банков, так и других финансовых организаций. На сегодня, большинство из них согласна финансировать краткосрочные проекты, стоимость которых относительно низкая. Реально же, большинство украинских предприятий нуждаются в коренной реконструкции и переоборудования. Стоимость таких инвестиционных проектов будет достигать десятков и сотен миллионов долларов.

Многие наши руководители говорят, что развитие их предприятий сдерживает лишь нехватка оборотных средств. Однако, нужно понимать, что такой недостаток, в большинстве случаев, является результатом плохо организованного производственного процесса и несовершенной системы реализации. Это не свидетельствует о неспособности директорского корпуса управлять собственным производством. Искусство руководства в рыночных условиях не может возникнуть само по себе. Нужен достаточно долгий период обучения, получения ноу-хау управленческой деятельности. Такие знания можно получить, сотрудничая с учреждениями, которые имеют богатый опыт работы на рынке.

Инвестиционный процесс зависит от стабильности во многих измерениях: политической стабильности, стабильности законодательства, экономической стабильности, стабильности инвестиционной политики государства.

Процесс политической трансформации общества нашел свое логическое развитие в принятии новой Конституции Украины, которая законодательно закрепила новые ориентиры развития Украины. Принят ряд законов, регламентирующих основные аспекты общественной жизни. Было введено национальную валюту - гривну. Значительные шаги предприняты Правительством в направлении обуздания инфляции, либерализации цен, внедрение режима свободной торговли. Принят Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования», которым четко определились гарантии государства, порядок осуществления и регистрации инвестиций. Создана система независимых регистраторов, которая обеспечит уверенность инвестора в цивилизованных подходах к регистрации прав собственности. Начато формирование инфраструктуры обслуживания инвесторов.

Однако сегодня еще окончательно не решено, какой будет налоговая политика государства, на что могут рассчитывать инвесторы, которые желают войти к украинскому рынку. Они должны иметь уверенность, что новые подходы не ухудшат экономического состояния объекта инвестиций. Поэтому, сейчас важно предоставить им соответствующие гарантии. Не обязательно новые законы ввести в действие уже сегодня, однако, ключевые позиции уже должны быть официально декларируемые. Нужно заметить, что процесс внесения инвестиций должен иметь определенный льготный режим. Нередки случаи, когда денежные средства, которые перечисляются инвесторами на развитие предприятий, облагаются налогом по обычной ставке налога на прибыль. Деньги, которые поступают по целевому назначению не должны рассматриваться, как «дар», это деньги нацелены на развитие украинской экономики в целом. Известно, что каждый доллар инвестиций может увеличивать национальный продукт на несколько долларов. Поэтому, нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца государстве.

Иностранные инвесторы чувствуют некоторую неуверенность и по причине постоянных изменений подхода государства к процессу привлечения инвестиций. Принятие Верховной Радой Украины решения относительно отмены льгот для совместных предприятий, которые могли пользоваться ими еще по меньшей мере несколько лет, такой уверенности не прибавило. Понятно, что желательно привлечь в государственный бюджет дополнительные средства от налогообложения таких предприятий, что такие льготы ставят в несколько неравные условия хозяйствования отечественных и иностранных предпринимателей. Однако об этом нужно размышлять во время создания законодательных актов, а не после их введения в действие. Фирмы, которые приняли решение о входе в Украину, основываясь на расчетах, которые были сделаны на основе действующего законодательства, надеются, что уже ничего не будет мешать развитию их бизнеса. К тому же они получили и государственные гарантии. Сейчас, принятие законов, которые существенно ухудшают состояние инвесторов, подтверждает печальную репутацию Украины как страны с одним из самых высоких уровней риска для инвесторов.

Поэтому, придется приложить еще много усилий для кардинального изменения ситуации к лучшему, в том числе и постоянно совершенствуя приватизационные процессы, как один из важнейших направлений привлечения инвестиций.

Привлечение инвестиций может осуществляться различными способами, в зависимости от отношений между инвестором и объектом приватизации, общим экономическим средой. Главные способы - это создание совместных предприятий, дополнительная эмиссия акций, привлечения средств международных финансовых организаций и проведения конкурсов, которые бы предусматривали обязательства по развитию предприятий.

Способ привлечения иностранного инвестора посредством создания совместных предприятий, наиболее распространенный в начале экономических реформ, не потерял своей актуальности. Он дает возможность, налаживать работу предприятий, как после приватизации, так и до нее. Это не означает, что такое предприятие будет изъято из процесса приватизации. Будет приватизирована доля, принадлежащая государству в имуществе совместного предприятия. Учитывая, что такое предприятие благодаря участию иностранного инвестора уже пройдет предварительную реструктуризацию, выгода государства может быть даже большим, чем при традиционном продажи.

Достаточно привлекательной является перспектива привлечения дополнительных средств посредством вторичной эмиссии акций. Правда, это может касаться только стабильно работающих производств. Такие предприятия могут эмитировать свои ценные бумаги для пополнения объема собственных оборотных средств. Такой способ привлечения инвестиций еще не достаточно распространен в Украине. Проблема дополнительных эмиссий заключается в том, чтобы четко определить объем эмиссии, необходимый для развития предприятия и, в то же время, достаточное для того, чтобы не потерять контроль над предприятием. Опыт такой работы отсутствует в украинских предприятий. Однако уже существует много финансовых учреждений и консалтинговых фирм, которые консолидировали ведущих специалистов в этой области и могут оказать необходимую помощь.

Активно начали работать на украинском рынке международные финансовые учреждения. Программы предоставления кредитов украинским предприятиям осуществляют Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЄБРР), Международная Финансовая Корпорация (МФК), Фонд №18 Enterprise - фонд содействия развитию предпринимательства в новых независимых государствах и некоторые другие. Они постоянно расширяют сферу своей деятельности. Например, в конце лета 2004 года в Одессе был открыт новый инвестиционный фонд, созданный ЄБРР с участием испанских партнеров. Такие финансовые учреждения предоставляют кредиты на условиях, более выгодных, чем в украинских банках.



Назад