Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

6.3. Система стимулирования иностранного инвестирования


Рассматривая средства содействия привлечению капитала, в первую очередь обратим внимание на иностранные инвестиции.

У государства есть разные рычаги для того, чтобы способствовать привлечению иностранного капитала. Важнейшие из них представлены на рис. 6.1.

6.1  

Рис. 6.1. Механизм привлечения иностранного капитала 

 

К системе налоговых и таможенных льгот входят «налоговые каникулы», снижение ставок налогообложения в случае реинвестирования полученной прибыли или инвестирования в определенные регионы и отрасли, защита от двойного налогообложения, а также освобождение от таможенных пошлин на импорт новейших машин и оборудования, технологий, ноу-хау, экспорта продукции собственного производства для покрытия валютных расходов или уменьшение этих сборов. Специальные экономические зоны предусматривают еще розвиненішу систему налоговых и таможенных льгот, упрощение административных процедур (рис. 6.2).

6.2  

Рис. 6.2. Система гарантий по защите прав иностранных инвесторов в специальных экономических зонах 

 

Эта система льгот предусматривает укрепление позиций национальной валюты, ее конвертируемость; возможность для предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов, без труда конвертировать полученные доходы; пользование банковской системой страны; предоставление государственных кредитов для инвестиционных проектов в приоритетные сферы. Информационное обеспечение и центры помощи иностранным бизнесменам должны информировать инвесторов о различные проекты и условия их осуществления за рубежом, систему налогообложения, административно-правовые процедуры хозяйственной деятельности и др.

Предприниматели США считают, что инвестиции в страны с высоким уровнем политических, географических, валютных, финансовых, инвестиционных и инфляционных рисков должны иметь минимальную норму прибыли по меньшей мере 25%. А в Украине она, по нашим расчетам, почти вдвое ниже, еще и за большого срока окупаемости капитала. Согласно западным оценкам, норма прибыли на капитал, вложенный, например, в строительство завода, в Западной Европе составляет 38,6%, срок окупаемости - 6 лет, а в Украине эти показатели равны соответственно 21% и 11 годам.

Кроме того, существует ряд других негативных моментов: прежде всего это бюрократические принципы и легитимная неопределенность в процессе приватизации; отсутствие реальной приватизации и закона о приватизации земли; обращение на внутреннем рынке денежных единиц западных стран; отсутствие правового обеспечения кредитования, страхования, валютного обращения; ограниченность каналов репатриации прибыли (в основном через вывоз продукции добывающих и сырьевых отраслей, что имеет спрос на мировых рынках).

В Украине разработано законодательство об иностранных инвестициях, в который входят более 100 различных правовых и нормативных документов (законов, постановлений, указов, положений, инструкций и др.). К ним относится также принятый в апреле 1996 г. Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования».

В нем есть ряд положительных моментов, связанных с особенностями режима иностранного инвестирования, четким определением видов иностранных инвестиций и форм их осуществления, а также системы государственных гарантий защиты иностранного капитала.

Для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и иной деятельности. Отмечается, что для инвестиционных проектов с привлеченными иностранными инвестициями, которые реализуются в соответствии с государственных программ развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы и территорий, может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.

Однако стоит еще раз отметить, что вся законодательная база имеет по крайней мере два основных недостатка: во-первых, нестабильность и ненадежность; во-вторых, отсутствие комплексности и противоречия в самих законодательных актах. Нестабильность предопределяет невозможность спрогнозировать производственно-хозяйственную и финансовую деятельность объектов инвестирования. Обеспечение стабильности нормативной базы для иностранного инвестора важнее, чем льготы.

Как свидетельствует опыт других стран, к формированию системы регулирования международной совместной предпринимательской деятельности на национальном уровне применяются два подхода; первый - принятие единого акта, который регулирует допуск иностранного капитала в экономику страны; второй - регулирование различных аспектов иностранной инвестиционной и предпринимательской деятельности совокупностью правовых актов.

Подбор одного из этих подходов определяется позицией, которую та или иная страна занимает на мировом рынке капиталов. Если страна является активным экспортером капитала, то, как правило, используется второй подход формирования законодательной базы относительно участия иностранных инвесторов в национальном хозяйстве. Страны, которые в основном импортируют капитал, стремятся принять единый законодательный акт о международной предпринимательской деятельности.

Ныне Украина, безусловно, является государством, которое привлекает иностранный капитал на свою территорию и исходя из тенденций, которые сложились, можно прийти к выводу, что она останется такой еще достаточно длительное время. Поэтому недостатком Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» есть пересечение двух названных подходов к формированию правовой базы.

Большинство статей этого Закона содержат формулировки «согласно действующему законодательству» без конкретных ссылок.

В указанном Законе отсутствуют какие-либо конкретные положения относительно важнейших объектов регулирования, приоритетных отраслей экономики, социальной сферы и территорий, что запутывает решения проблем льготного режима инвестирования, а также положение о квалификационный минимум иностранной инвестиции, которые, на наш взгляд, были бы необходимы для системы иностранного инвестирования. В статье 1 раздела 1 Закона определяется только доля иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями (минимум 10%).

Порядок перевода (трансферта) прибылей, доходов и других средств, полученных в результате осуществления иностранных инвестиций, определяется только Национальным банком Украины, а соответствующего законодательного акта, который принят Верховной Радой Украины, не существует. Это еще один недостаток существующей в Украине законодательной базы иностранного инвестирования.

Законодательная база процесса иностранного инвестирования должна охватывать все стороны этой многогранной деятельности. На современном этапе в Украине законодательно не определены процессы иностранного кредитования, создание кредитных сообществ, концессий, предоставления прав собственности на землю; не обработано также механизмы государственного страхования иностранных инвестиций, создание страховых фондов. И хотя сейчас осуществляются определенные меры по созданию автоматизированной информационной системы оперативного поиска иностранных инвесторов, все это находится в зачаточном состоянии.

Выходом из этого положения, на наш взгляд, является обоснование рациональной инвестиционной политики, в которой главное место займут система государственного регулирования и реформирования структуры собственности на основе приватизации и концепция технического переоборудования промышленного производства с привлечением средств иностранных инвесторов. Такая концепция обеспечит повышение инвестиционной активности, но при наличии ряда последующих экономических предпосылок (рис. 6.3):

• привлечение иностранных инвестиций с учетом целей и задач структурной трансформации промышленного комплекса, целевых программ межотраслевого развития, конверсии;

• увеличение объемов инвестиционных ресурсов, которые формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе;

• эффективного использования инвестиций;

• обоснование отбора приоритетных секторов материального производства, которые определяют конкурентные позиции страны на мировых рынках;

• создание динамического экспортного потенциала, который может быстро адаптироваться к конъюнктуры внешней рыночной среды;

• развития внутренней и внешней продукции производственно-технического назначения.

 6.3

Рис. 6.3. Комплексный механизм привлечения иностранных инвестиций 

 

Реальное наличие указанных экономических предпосылок повышения инвестиционной активности должно стать достаточным основанием для обоснованного определения целей привлечения иностранных инвестиций в различные сферы отечественной экономики (прежде всего в индустрию).

Основными целями должны быть такие:

• структурная перестройка промышленного комплекса;

• содействие достижению современного технического уровня развития на основе новых технологий;

• развитие наукоемких и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий;

• увеличение объемов экспортного потенциала Украины;

• преодоление зависимости экономики страны от импорта;

• создание производств с использованием местных природных ресурсов;

• содействие развитию частного сектора.

Достичь указанных целей можно при условии разработки и реализации отечественной стратегии привлечения иностранного капитала. Особенно актуальным и взвешенным должно быть решение проблемы привлечения иностранных инвестиций в период тяжелого экономического кризиса в Украине. При этом очень важно заинтересовать зарубежных партнеров, найти баланс наших и их интересов, реализовать проекты, которые экономически выгодные отечественным и иностранным партнерам.

Организационной формой обеспечения процесса реализации технологически передовых инвестиционных проектов, на наш взгляд, должно стать создание финансово-промышленных групп, акционерных обществ. Ряд стран имеет интегрированные объединения (союзы), цель которых является, с одной стороны, стимулировать увеличение объемов производства национальных товаропроизводителей, развитие внутренней торговли, экспорта, а с другой - проводить протекционистскую политику в отношении других стран.

Государственная стратегия привлечения иностранных инвестиций должна опираться на классификацию отраслей промышленности в зависимости от наличия потенциальных источников финансирования. Таких групп отраслей (производств) можно выделить несколько:

• отрасли, развитие которых обеспечивается централизованными государственными капиталовложениями;

• производственные объекты преимущественно частного капитала;

• отрасли (производства), которые на данном этапе нуждаются в кредитных субсидий;

• приоритетные отрасли для привлечения и использования иностранных инвестиций;

• производства, участие иностранных инвесторов в финансировании которых имеет определенные ограничения;

• отрасли (производства), которые являются закрытыми для иностранного инвестирования через мотивы национальной безопасности, сохранение национального богатства.

Украине, по нашему мнению, подходит классическая схема современного индустриального развития страны, которая состоит из трех этапов:

первый - создание импортозамещающих производств;

второй - формирование конкурентоспособного экспортного потенциала;

третий - развитие наукоемких отраслей.

Такая схема дальнейшего развития индустрии требует органического сочетания иностранного капитала с национальными ресурсами, обоснование и селекции сфер инвестирования, экспертной оценки ежегодной потребности в иностранных инвестициях, определение потенциальной емкости украинского рынка для иностранных инвесторов.

Практика показала, что за прошедший период, когда использовались традиционные подходы к инвестированию, иностранный капитал не оказывал существенного влияния на эффективность функционирования промышленного комплекса, его структурную перестройку, внедрение прогрессивных технологий и техническое обновление производства. Очевидно, нам необходимо найти экономический механизм, который дал бы возможность сбалансировать норму прибыли, уровень риска, стимулы и гарантии для привлечения иностранных инвестиций в процесс приватизации и развития экспортного потенциала, обеспечил бы желаемый конечный результат инвестирования, то есть заметный вклад в развитие экономики, повышение эффективности ее функционирования, внедрения современных технологий и методов управления.

Учитывая изложенное очень важно подобрать приоритеты в инвестиционном процессе, которые бы обеспечили высокий уровень его эффективности. Это объективно обусловливает необходимость осуществления следующих мероприятий:

• сужение направлений инвестирования и внедрения проектов с учетом существующего инновационного потенциала;

• включение в инвестиционный процесс как государственных, так и частных ресурсов;

• привлечение иностранных партнеров к внедрению инвестиционных проектов, связанных с использованием инновационного и промышленного потенциала;

• создание новых организационных форм интеграции финансового и промышленного капитала;

• разработки и внедрения региональных программ инвестирования.

При этом иностранные кредиты под государственные гарантии необходимо направлять в первую очередь в приоритетные сферы на финансирование инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие экспортного потенциала, и отрасли, в которых сроки окупаемости производственных инвестиций сравнительно малы.

Научно обоснованный нами и рекомендован для практического использования комплексный механизм привлечения иностранных инвестиций направлен на создание благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной активности. Стержнем такого механизма является экономико-организационный блок, который базируется на обоснованной концептуальной основе и стратегии привлечения иностранных инвестиций, системе льгот в налогообложении, определении приоритетных направлений использования иностранных инвестиций, расширении возможностей участия иностранных инвесторов в процессе приватизации и создании совместных предприятий (см. рис. 6.3).



Назад