Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

6.4. Система стимулирования иностранных инвесторов


Важно ввести систему льготного налогообложения в зависимости от объема и срока действия иностранной инвестиции, поскольку действующая система учитывает это в недостаточной мере. Предлагаем разработать и внедрить систему стимулирования иностранных инвесторов в промышленной сфере в зависимости от приоритетности объекта инвестирования, объема инвестиции и срока ее действия. Суть предложенной системы изложены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Система стимулирования иностранных инвесторов 

 


Показатель

Иностранные инвестиции для предприятий

Объем иностранных инвестиций, долл. США

До 10 тыс.

10-50 тыс.

50-100 тыс.

100-500 тыс.

500 тыс. - 10млн.

Свыше 10 млн.

Срок льготных «налоговых каникул»

Начало по действующему законо-давством

Один год

Три года

Пять лет

Дополнительно пять лет 50% ставок действующего законо-дательства

Десять лет

Налог на добавленную стоимость,% к ставок действующего законодательства

100

90

80

70

60

50

Приоритетные отрасли (от величины налога на добавленную стоимость),%

85

80

75

70

65

60

При условии досрочного отчуждения инвестиций против установленных законодательством сроков предприятия с иностранными инвестициями, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства Украины, должны платить налог на прибыль за весь период инвестирования в размере 50 процентов установленных законодательством, а в других отраслях - в полном объеме.

Должны быть приняты организационные меры в направлении создания единой целостной системы государственного управления инвестиционными процессами, которая включала бы в соответствующие структуры для работы с иностранными инвестициями, механизмы реализации государственной политики привлечения капитала, координации деятельности с международными организациями, проведение экспертиз важнейших проектов и их конкурсный отбор. Такой структурой может быть специализированная государственная компания Украины по иностранным инвестициям. В Постановлении Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» ставится вопрос о создании национального агентства содействия иностранным инвестициям в Украине. В структуре такой системы целесообразно создать информационно-аналитический банк данных по вопросам иностранного инвестирования, который содержит информацию о предприятиях и проекты, требующие инвестиций, о инвесторов, спонсоров, исполнителей проектов и проведения международных тендеров. Необходимо разработать систему страхования и создать Национальную акционерную страховую компанию, содействовать деятельности инвестиционных компаний и фондов, трастовых и холдинговых компаний, аудиторских и консалтинговых фирм, фондовых бирж, лизинговых компаний по организации лизинга современного оборудования и других объектов рациональной инфраструктуры. Это позволит сформировать в Украине рынок инвестиционных проектов.

Функционирование экономико-организационного блока механизма привлечения инвестиций возможно только в совокупности с эффективным механизмом государственных гарантий и системой законодательного, нормативного, информационного обеспечения иностранных инвестиций, организации системы страхования и перестрахования иностранных инвестиций, содействие развитию банківсько-кредитной системы.

Создание эффективной системы привлечения иностранных инвестиций требует прежде всего формирование качественной законодательной базы. Наличие противоречий и неопределенности ряда важных вопросов законодательства предопределяет необходимость внесения изменений в Закон Украины «О собственности» и «Земельного кодекса Украины» относительно определения имущественных прав иностранных инвесторов. Нужны уточнения на государственно-правовом уровне ряда вопросов о концессии (определение возможностей получения прибыли иностранными инвесторами от разведки, разработки, добычи и эксплуатации природных ресурсов). Требует более тщательного обоснования система валютного регулирования.

Особое внимание следует уделить информационному обеспечению привлечения иностранных инвестиций как самому слабому звену в действующем механизме регулирования этого процесса. Необходимо издавать информационные бюллетени и рекламную литературу по проблемам иностранного инвестирования, создать компьютерную сеть для обмена информацией, систему статистической информации.

Целесообразно поддерживать инвестиционные проекты, направленные на развитие частного сектора (прежде всего малых и средних предприятий, которые должны получить доступ к инвестиционных кредитов и страхования). Можно организовывать выставки инвестиционных проектов, создавать контракту биржи.

Одним из важных путей привлечения инвестиций в Украине являются отечественные и международные инвестиционные фонды. В Европе действует более двадцати международных инвестиционных фондов с капиталом свыше 2 млрд. долл. США, которые созданы с целью осуществления инвестиционной деятельности в основном в постсоциалистических странах. Взаимодействие отечественных и зарубежных инвестиционных фондов открывает реальные возможности для накопления инвестиционного потенциала, который нужен для реформирования экономики Украины. В Украине уже начали свою деятельность Фонд поддержки предприятий в новых независимых странах, инвестиционный капитал котором предоставил Конгресс США через Агентство США по международному развитию, и фонд «Нью Сенчурі Кэпитэл Партіерс», который поддерживается Корпорацией частных инвестиций за рубежом.

Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации имущества государственных предприятий, если это согласовано с Фондом государственного имущества. Иностранный капитал в процессе приватизации необходим прежде всего в таких сферах экономики, активизация наращивания производственного потенциала которых позволит вывести страну из кризиса, снять социальное напряжение в обществе и преодолеть зависимость Украины от импорта.



Назад