Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

8.3. Основные требования и практические рекомендации по подготовке и оформлению бизнес-планов


Регулирование экономических процессов на уровне предприятия обеспечивается путем разработки бизнес-планов его развития. Основой для формирования плана предприятия является, с одной стороны, данные относительно конъюнктуры рынка и спроса на его продукцию, реальных возможностей материально-технического обеспечения производства, с другой - намерения правительства относительно объемов государственного контракта (обязательного как для государственных, так и негосударственных предприятий).

Бизнес-план - это документ, который содержит все основные аспекты коммерческого предприятия, которое будет образовано. В нем должны быть отражены вопросы емкости и перспективы будущего рынка сбыта; оценены все расходы, которые соотносятся с доходами от запланированного продажи продукции с целью определения потенциальной доходности дела, что зарождается. Разрабатывается бизнес-план на перспективу (3-5 лет) с распределением по годам, причем первый год дробится на кварталы и месяцы.

Обобщение опыта работы отечественных и иностранных бизнесменов позволяет представить методику формирования бизнес-плана, его основные разделы и структуру. Наиболее важным звеном в инвестиционном процессе является проектирование, т.е. создание комплекса технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование, схемы, технологические, конструктивные расчеты, необходимые при образовании нового предприятия или реконструкции техническом переоснащении существующего.

Бизнес-план инвестиционного проекта может иметь следующий вид. Первый раздел «Общие цели проекта» должен содержать следующую информацию:

• наименование и суть проекта. В этом пункте указывается мощность по выпуску новой продукции или объемы предоставления услуг, сервисного обслуживания, внедрение разработок;

• инвестиции, необходимые для осуществления проекта. Также наряду со стоимостью всего проекта необходимы собственные средства и дополнительные вложения;

• прибыль, что ожидается от реализации проекта и срок окупаемости вложений в проект. Здесь необходимо отметить также срок жизненного цикла инвестиций, окупаемость каждого его периода;

• организационно-правовая форма реализации проекта. Нужно определить будет ли это увеличение объемов производства на действующем предприятии, или подразумевается создание акционерного общества, коллективного предприятия, общества с ограниченной ответственностью, консорциума и т.п.;

• форма участия инвестора в проекте: по определению максимальной части инвестора в акционерном капитале, предоставление кредита, компенсационная сделка, создание совместного предприятия и др.;

• финансовые гарантии проекта. В этом пункте указывается срок и график погашения кредита, а также гарантийные условия: залог имущества, государственные гарантии, гарантии местных администраций, банков и т.п.

Второй раздел «Описание проекта» содержит следующую информацию:

• краткая характеристика товара или услуги, их качественные характеристики и сфера использования. В этом пункте указывается, какие потребности удовлетворяет продукт или услуга, которая предлагается, ее главные особенности, почему можно отдать преимущество перед продукцией конкурента. Нужно охарактеризовать также дизайн, специфику упаковки, организацию сервиса товара;

• определяются особенности проекта, которые должны обеспечить его коммерческий успех. Это могут быть новейшие технические решения, относительно низкие затраты на производство продукции, наличие дешевой рабочей силы, высокие экологические оценки, обеспечения экспортного потенциала, энергосбережение и т.д.;

• техническая характеристика проекта. Стоит указать преимущество товара перед аналогами, а также в сравнении с лучшими отечественными и мировыми образцами. Необходимо также определить, какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности данного проекта, что является «ноу-хау», лицензии, публикации и т.п.

Третий раздел «Оценка рынка сбыта» содержит:

• сведения о географии и емкость рынка. Потенциальная емкость рынка - это общая стоимость товаров, которые покупатели, которые находятся в определенном регионе, могут приобрести за определенный период времени (месяц или год). Она зависит от многих факторов: социальных, климатических, национальных особенностей жителей региона, а главное экономических, т.е. уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции и т.п.;

• оценка конкурентов. В этом пункте необходимо указать характеристику конкурирующих товаров и фирм. Она должна содержать показатели уровня качества, дизайн, мнение покупателей, уровень цен. Стоит указать проблемы в стратегии конкурирующих фирм в качественных характеристиках других товаров для того, чтобы определить, где открывается реальный шанс добиться успеха. Нужно привести объективную оценку не только отечественных конкурентов, но и иностранных;

• объем продаж, что планируется. Необходимо определить возможных конкурентов и сопоставить преимущества и слабые места своих соперников и относительно таких запросов потребителей: качество продукта, низкие цены, ассортимент, надежность, местонахождение, условия доставки, гарантии, консультирование, доступность и др. Если преимущества проекта, что предлагается, по сравнению с конкурентами выше всего на 30%, то это достаточно низкая конкурентоспособность. При преимуществах в 30-50% - устойчивое положение фирмы, при 70% - можно полностью контролировать рынок. Необходимо иметь на руках контракты или хотя бы протоколы о намерениях на поставку продукции. Объем продаж продукции, которая начисляется, указывается для внутреннего и внешнего рынка с распределением по годам в натуральных показателях и в денежном выражении в ценах на фиксированную дату;

• стратегия маркетинга. К элементам плана маркетинга относят: схема распределения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж и т.д. Необходимо кратко изложить, как будет продаваться товар - через собственную торговую сеть фирменных магазинов, другие торговые точки, через оптовую сеть торговли. Указывается желаемый уровень рентабельности вложенных средств; средства, направляемые на рекламу продукции; пути увеличения объема продаж. Если предприятию предоставлено право экспорта своей продукции, то в данной ситуации стратегия маркетинга состоит в определении рыночного потенциала товара на внешнем рынке по ценам, которые обеспечивают необходимый уровень рентабельности.

Четвертый раздел «План проведения работ по проекту и выпуска продукции» является крупнейшим по объему и очень важным. Он содержит такие вопросы:

• степень освоения продукции, которая предлагается для производства, что отражает научно-технические разработки по данной продукции, наличие исследовательских или лабораторных образцов, проектирование;

• наличие документации по проекту и его правовое обеспечение. Это может быть технико-экономическое обоснование вложения средств, проектно-конструкторская, проектно-сметная документация, различные договоры с организациями, необходимые для нормального процесса инвестирования, акты отвода земель, разрешение на строительство, договоры на аренду и другие юридические документы;

• объемы средств и работы, которые уже были выполнены по данному проекту за счет собственных средств еще до составления бизнес-плана инвестиционного проекта, но которые являются его неотъемлемой частью;

• наличие производственных площадей, в т.ч. размеры земельного участка, что существуют и те, которые проектируются, здания и сооружения, вспомогательные сооружения и служебные помещения и др.;

• необходима закупка оборудования - технологического, вспомогательного и прочего, возможные места его приобретения;

• обеспечение будущего производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями и полуфабрикатами. При выборе поставщиков необходимо, прежде всего, исходить из надежности партнера, его престижности, опыта работы с ним, деловой репутации. Стоит также прогнозировать экономическую целесообразность такого партнерства, учитывая затраты на транспортные перевозки, потребность в транспортных средствах, заготівельно-складские расходы, которые необходимо свести к минимуму. Поставки полуфабрикатов и комплектующих должны быть согласованы с учетом возможности их изготовления собственными силами;

• обеспеченность трудовыми ресурсами. Здесь следует указать, какие специалисты необходимы для выполнения данного проекта, их квалификационная характеристика (должность, образование, опыт), оплата труда. Рассматривается организационная структура управления предприятием, взаимодействие между службами по вопросам производственной и коммерческой деятельности;

• производственная схема реализации проекта. В данном пункте указываются все координаты организаций-соисполнителей данного проекта и порядок взаимодействия и взаиморасчетов с ними, другие связи по кооперации для реализации проекта. Разрабатывается календарный график и важнейшие мероприятия для реализации проекта.

Пятый раздел «Финансовый план» является обобщающим разделом бизнес-плана инвестиционного проекта. В структуру этого раздела включены несколько документов:

• прогноз объемов реализации продукции, составляется с учетом географии и емкости рынка, оценки конкурентов. Объемы реализации разрабатываются в гривнах или свободно конвертируемой валюте, сроком на три года с распределением первого года по месяцам;

• баланс денежных расходов и поступлений. Цель баланса состоит в проверке синхронности поступления и расходования денежных средств во времени. Таблица доходов и расходов призвана показать формирование и динамику прибыли по годам освоения проекта;

• сводный баланс активов и пассивов, состоящий на начало и конец первого года реализации проекта. График доходности и расчеты к нему приводятся с учетом цен, указанных в плане маркетинга;

• оценка риска и страхование. В этом документе необходимо предусмотреть все типы рисков, с которыми может столкнуться предприятие, образующийся в своей хозяйственной деятельности. Риски могут быть разными - и от форс-мажорных обстоятельств в различных законодательных и экономических изменений. Необходимо разработать меры по сокращению рисков и минимизации убытков. Это могут быть альтернативные программы сбыта продукции, материально-техническое обеспечение, а также страхование от рисков в различных коммерческих страховых компаниях. Можно указать, какие типы страховых полисов и на какие суммы планируется приобрести.

Если бизнес-план разрабатывается для действующего предприятия, необходимо привести в нем характеристику этого предприятия и обосновать целесообразность этого развития. Эти данные приводятся в шестом разделе бизнес-плана «Характеристика предприятия и целесообразность его развития»:

• наименование предприятия, его организационно-правовая форма, уставный капитал;

• характеристика основных фондов, включая их балансовую и остаточную стоимость;

• производственная мощность предприятия, его технический уровень и характеристика основной продукции, которую производит предприятие, с указанием части, что отправляется на экспорт;

• количество работающих на предприятии, в т.ч. управленческий персонал, основные и вспомогательные работники;

• местонахождение предприятия с учетом производственной и социальной инфраструктур;

• финансовое состояние предприятия по материалам аудиторских заключений;

• фамилии руководителей, главного бухгалтера, адрес предприятия и банковские реквизиты;

• информация, которая не нашла отражения в разделах, а также материалы экспертных заключений поданном проекта, которые есть в наличии.



Назад