Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 5. Методы эмпирического и теоретического исследования в дидактике


Изучение литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы и документальных материалов продолжается в ходе всего исследования, однако на разных этапах исследования указанный метод выполняет различные функции. Например, в начале исследования он помогает ознакомиться с современным состоянием проблемы, сформулировать основную педагогическую концепцию, выявить неясности и "белые пятна" в исследуемой проблеме, отделить известное от неизвестного.

На следующих этапах исследования использования этого метода помогает исследователю уточнить и скорректировать гипотезу исследования, его задачи и логику всего исследования.

Источником фактического материала разнообразная текущая документация школ и других учебных заведений и учреждений образования: письменные работы, контрольные и проверочные работы, рисунки, другие ученические работы. Изучение результатов деятельности учащихся дает материал для определения уровня достижения целей обучения и воспитания, а, следовательно, оценки эффективности работы учителя, выделение элементов знаний, которые лучше или хуже всего усвоены.

Наблюдение состоит в непосредственном восприятии явлений, фактов, процессов с помощью органов чувств. Иногда имеет место и опосредованное восприятия явлений через описание другими людьми, которые сами непосредственно их наблюдали.

Суть наблюдения, как считают ученые-педагоги и психологи, заключается в том, что в сознании исследователя отражаются и фиксируются изменения объекта, что изучается, а именно его количественно-качественные, структурные и векторные изменения.

Наблюдение как метод исследования качественно отличается от обычного наблюдения в первую очередь тем, что оно целенаправленное и осуществляется на основе определенного плана.

Объектом наблюдения в дидактике, как правило, является деятельность учителя или деятельность ученика, или то и другое вместе. Наблюдатель, когда ведет наблюдение, уже перед его началом имеет свое представление о структуру, содержание, назначение, то есть он создал свою модель объекта и предмета, изучаемого. Поэтому в процессе наблюдения он пытается найти и подтверждение своей модели, и разногласия с ней. Именно они анализируются, а их изучение дает возможность многое увидеть или услышать об данный объект или явление.

При всех своих положительных качествах метод наблюдения имеет и некоторые отрицательные черты, он, например, не дает возможности активно вмешиваться в процесс, что изучается, менять ситуацию.

Опроса. Как метод научного исследования опрос выступает вдвоем формах: интервью и анкетирование. Опрос отражает субъективные мнения и оценки. Иногда те, что опрашиваются, догадываются о том, что от них требуется, поэтому информация, которую получает исследователь от опрашиваемых, не всегда объективна. Ученые считают, что метод опроса следует рассматривать как средство сбора первичного материала, подлежащего переперевірці другими методами.

Методика проведения опроса имеет некоторые особенности. Например, вопрос необходимо ставить корректно и не всегда (прямо "в лоб"), они не должны быть с подсказкой. Большую и надежную информацию дают косвенные вопросы, поэтому тема беседы не всегда совпадает с исследовательской темой.

Во время опроса, как мы уже отмечали, отражается субъективное мнение. Поэтому важно выявить в этих ответах объективное содержание и объективные тенденции в развитии исследуемой проблемы.

Одним из высоко экономичных и эффективных методов исследования является метод компетентных судей. Суть этого метода в следующем. Отбирают весьма авторитетных специалистов в той или иной педагогической отрасли и путем опроса выясняется мнение каждого из них относительно предмета исследования. Затем результаты письменного опроса (это может быть анкетирование) анализируются, подвергаются статистическому и содержательном разделке. Большое значение приобретает выбор точной и удобной системы оценок и оценочных шкал, весовых коэффициентов до всех вопросов анкеты или опросника у.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод помогает решению таких задач: выявление элементов нового, рационального, что рождается в ежедневном творческом поиске передовых педагогов; изучение доступности и эффективности научно-методических рекомендаций; выявлению уровня функционирования педагогического процесса.

Во время изучения передового педагогического опыта оказываются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики зерна нового, найденные в массовой педагогической практике: оригинальные подходы, способы, интересные методические системы и т.д. Известный дидакт М.Скаткін выделил два вида передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство заключается в умелом педагогически грамотном сочетании рекомендаций науки, которое наиболее полно соответствует психологическим особенностям конкретного учителя, его предметным и профессиональным знаниям, его педагогическом кредо.

Если педагогическое мастерство направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса, то педагогическое новаторство затрагивает фундаментальные основы обучения и воспитания, то есть в корне меняет сам учебно-воспитательный процесс.

Изучение передового педагогического опыта предусматривает осуществление определенной последовательности этапов, а именно:

  • обнаружение этого опыта;
  • его изучения;
  • описание этого опыта;
  • обобщение;
  • внедрение в широкую педагогическую практику.

Исследовательская педагогическая работа. Как отмечают философы, в XX в. практика шла впереди и вела за собой науку, а сейчас она идет сзади и толкает науку перед собой. Указанная тенденция проявляется и в сфере соотношение педагогической науки и практики обучения и воспитания. Наука должна опережать практику, предлагать ей свои разработки, идеи, технологии, подходы.

Понятно, что новое возникает в недрах и на базе старого, проверенного. Основываясь на силе воображения, предвидения, прогнозирования, исследователь строит модель нового, еще не существующего в практике и проверяет эту модель непосредственно на практике. Метод внесения запланированных, специально разработанных изменений в учебно-воспитательный процесс, который предусматривает получение нового качества обучения и воспитания с последующей проверкой и оценкой, и есть опыт педагогов.

Педагогический (дидактический) эксперимент. В переводе с латинского языка термин "эксперимент" означает проба, опыт. В науке под экспериментом понимают научно поставленный опыт, наблюдения исследуемого явления в точно учтенных условиях, которые дают возможность следить за ходом явления и воспроизводить его при повторении этих условий. Характерная черта эксперимента - запланировано вмешательства человека в явление, изучается возможность его многократного воспроизведения измененных условиях. Имея возможность изменять условия, при которых явление будет воссоздан, экспериментатор получает возможность прослеживать развитие отдельных сторон и связей этого явления.

Эксперимент применяют для проверки гипотезы исследования, проверки и уточнения выводов, обоснования (доведение) фактов.

Для проведения дидактического эксперимента отбирают экспериментальные и контрольные классы, группы, школы. Но собственно эксперимент проводится только в экспериментальных классах. Сложность проведения эксперимента заключается в том, что необходимо соблюдать многих одинаковых условиях как в экспериментальных, так и в контрольных классах (группах, школах), потому что только при этих обстоятельствах разница в конечных результатах обучения может быть обусловлена действием фактора, влияние которого исследуется. Имеется в виду, что состав учеников за своими познавательными, умственными способностями как в экспериментальных, так и в контрольных классах (группах) не должен существенно отличаться. Учитель, работая в обеих группах классов, имеет одинаково ответственно и требовательно относиться к организации обучения. Условия обучения (расписание, помещения, другие факторы) должны быть максимально одинаковые.

Сложность дидактического эксперимента заключается еще и в том, что для получения объективных выводов в эксперименте должно участвовать большое количество учеников. Объем выборки исследуемых должен быть достаточным для применения методов статистической обработки результатов эксперимента, а это, как правило, реализовать не очень просто. Хотя бы потому, что увеличение количества участников эксперимента (как учителей, так и учеников) приводит к тому, что выравнивания внешних условий для обеих групп классов становится практически трудно выполнимой.

Поскольку дидактический эксперимент проводится в естественных условиях обучения и воспитания, то действует еще одно требование, а именно: то, что предлагается для эксперимента, не должно навредить учебному процессу вообще и каждому ученику в частности. Поэтому эксперименту подвергаются продуманные, обоснованные во всех отношениях идеи, способы, методы и т.д. В научно-исследовательской практике широкое применение получил так называемый абсолютный эксперимент. Он применяется тогда, когда необходимо найти оптимальный вариант условий, средств и методов обучения и воспитания.

Особым видом эксперимента является создание экспериментальных ситуаций. Выделяют также констатирующий эксперимент (он дает представление о состоянии исследуемой проблемы) и формирующий, когда осуществляется экспериментальная проверка новых систем обучения.

Такой эксперимент, когда уравнивают все последние условия, а разницу в результатах обучения относят на счет исследуемого фактора строится на принципе единой различия. Проводят еще эксперимент по принципу единой подобия. Он не требует выравнивания условий, а организуется в различных условиях. И если во всех случаях экспериментальная новинка дает положительный результат, то ее относят именно на счет внесенного усовершенствования.

Некоторые аспекты применения математических методов при обработке результатов дидактического эксперимента раскрыты в приложении 2.

Теоретический анализ и синтез. К методов теоретического исследования относят теоретический анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, идеализацию и конкретизацию теоретического знания.

Как известно, анализ заключается в разложении исследуемого объекта на элементы, позволяет раскрыть его внутреннюю структуру. Но в теоретическом исследовании весомая роль принадлежит синтеза, на основе которого объект воспроизводится в единстве всех его сторон, в целостности.

Анализ и синтез, как особый метод теоретического исследования, дает возможность осуществлять умственную реконструкцию объекта, выделять отдельные его стороны.

Этот метод дает возможность в явлениях и процессах педагогической действительности и в их самых сложных сочетаниях выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития. Сила метода - в возможности охвата мышлением, памятью и воображением большого количества фактов, а также умственного проникновения в их суть.

Приведем такой пример. В основном, когда речь идет о проблемное обучение, то в фокусе внимания находится проблема. Решение проблемы тем путем, которым идет наука, в обучении невозможно, поскольку сама проблема сформулирована учителем, а не учениками. Поэтому, для участия учащихся в решении обозначенной проблемы, нужно создать такие условия, чтобы эта проблема была "принята" учениками или ими же сформулирована. Только после этого она может быть пусковым моментом в дальнейших учебных действиях ученика. Итак, получается, необходимо подвести ученика под формулировку проблемы. Это можно сделать нечто таким, что бы заинтересовало его, или что показало бы необходимость в ее решении, то есть это должно быть такое, что пробудит интерес к данной проблеме. Таким шагом может стать ситуация, когда приведено в противоречие две противоположные информации.

Абстрагирование, конкретизация, идеализация. Абстрагирование - это процесс мысленного отсоединения какой-либо свойства или признаки предмета от самого предмета или от других его признаков и свойств. Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создается понятие о идеализированные объекты. Примерами таких идеализированных объектов в науке "материальная точка", "геометрическая точка", "абсолютно черное тело".

Чтобы проникнуть в суть педагогического явления, необходимо выделить предмет изучения в "чистом" виде, отмежеваться от всех побочных воздействий, абстрагироваться от тех многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть главное, самое существенное. Приведем такой пример. Рассматривая возможные взаимодействия учителя и учащихся на уроке, мы выделяем следующие: учитель - ученик, учитель - класс, учитель - группа, ученик - группа, группа-группа, группа-класс. В понятиях "группа", "класс" мы абстрагировались от количества, от того, что и в группе, и в классе разные ученики имеют различные уровни подготовки, разный темп усвоения и сформулировали вполне конкретный идеализированный объект.

Моделирования. В теоретических исследованиях широкого применения вступил специфический вид сравнения - аналогия. Именно аналогия дает возможность устанавливать сходство явлений и создает основу для выводов об эквивалентности в определенных отношениях одного объекта другому. Тогда проще структурой и доступный для изучения объект становится моделью более сложного, не всегда доступной для изучения.

Следовательно, модель выполняет функцию замещения. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели до прототипа.

Таким образом, исследование модели дает возможность установить определенные зависимости, связи и отношения, которые затем переносятся на главный, реальный объект. Модель выполняет функции средства познания реальной действительности. Понятно, что любая модель всегда беднее от прототипа, она отражает лишь его отдельные стороны и связи.

Итог. Педагогика как наука обладает широким спектром разнообразных методов получения научно-педагогических знаний. Каждый из них имеет свои особенности применения и раскрывает в большей степени любой одну сторону исследуемого явления. Нет одного, единого, лучшего метода исследования. Объективную, глубокую и всестороннюю информацию о изучаемое явление можно получить лишь при условии применения нескольких методов исследования, которые дополняют друг друга.



Назад