Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

8.4. Структура инвестиционного бизнес-плана


Одним из основных документов, которые нужны для работы, является бизнес-план. Его могут составлять отдельные предприниматели или управленческий персонал фирмы или группы фирм, которые планируют осуществлять инвестиционную деятельность, а также специализированные консультационные фирмы. Последние могут выполнять весь объем работ по созданию указанного документа или предоставлять специалистам предприятий конкретную помощь в формировании структуры бизнес-плана, расчета отдельных показателей и т.д.

В странах с развитой рыночной экономикой бизнес-план составляется по определенным стандартам и правилам и считается типичным документом. Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая в большинстве стран имеет унифицированный характер. В зарубежной и отечественной литературе, в нормативных документах рекомендуется общепринятая структура бизнес-плана, которое показано на рис. 8.7.

8.7  

Рис. 8.7. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта 

Вместе с тем общая схема и порядок изложения бизнес-планов могут различаться в зависимости от характера инвестиционного проекта. Так, для крупных инвестиционных проектов, требующих больших капитальных затрат, а также назначены на долгое время, связанные с выпуском и внедрением на рынок новых видов продукции, товаров, услуг, должен быть разработан полный вариант бизнес-плана. Он предусматривает учет и детализацию всех сторон будущей деятельности, анализ возможных рисков и путей их предотвращения. Отдельные выводы, предложения подтверждаются необходимыми расчетами, графиками, таблицами.

Для небольших инвестиционных проектов (например, для обоснования получения займов) допускается составление сокращенного варианта бизнес-плана, который ставит только общие цели и пути их достижения.

Кроме того, порядок заполнения бизнес-планов зависит также от многих других факторов, вопросов, особенностей.

Разработка бизнес-плана связана с использованием большого количества информации, ее полнота и качество существенно влияют на возможность достижения тех целей, которые стоят при составлении бизнес-плана. Недостаточное освещение отдельных его разделов через ограниченность информации может вызвать у инвесторов сомнения относительно целесообразности выделения средств. Поэтому важно знать, какие данные нужны для составления бизнес-плана и где их можно найти.

Характер и источники информации, а также подразделения, отвечающие за ее подготовку, приведены в табл. 8.4.

Определенная часть информации содержится в опубликованных научных источниках. Для ее поиска используют энциклопедические словари, сборники, реферативные журналы, мониторинги. Обрабатывают необходимые данные с помощью современных средств механизированной обработки информации. В развитых странах рыночной экономики есть ряд фирм, специализирующихся на сборе и аккумулировании информации относительно состояния и перспектив развития рынка. Использование информации во время разработки бизнес-плана дает возможность повысить уровень обоснованности тех разделов, которые касаются оценки рынка, маркетинговой деятельности и конкурентов.

В Украине изучением рынка инвестиций, определением его приоритетов занимается ряд государственных и частных фирм. Среди них выделяется Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания, которая анализирует инвестиционную ситуацию в Украине в ежеквартальном сборнике-обзоре «Мониторинг инвестиционной деятельности в Украине».

 

Таблица 8.4. Источники исходной информации для составления бизнес-плана 

n/n

Название раздела бизнес-плана

Источники исходной информации

Подразделения, отвечающие за подготовку информации

1

Характеристика объекта инвестирования

Устав предприятия, учредительный договор

Юридический отдел

2

Оценивание отрасли

Ежегодные сведения (справочники) технико-экономических показателей предприятий отрасли (подотрасли); статистические справочники, подготовленные органами статистики

Планово-экономический отдел

3

Характеристика продукции

Паспорт изделия

Отдел главного технолога

4

Анализ рынка

Данные исследований рынка, включая информацию, полученную во время проведения анкетирования

Отдел маркетинга

5

Анализ конкурентов

Ежегодные сведения (справочники) технико-экономических показателей предприятий тех отраслей (подотраслей), в которые входят конкуренты; статистические справочники, подготовленные органами статистики; газеты, журналы (отраслевые)

Планово-экономический отдел, отдел маркетинга

6

Маркетинг

Данные маркетинговых исследований

Отдел маркетинга

1

План и структура производства

Схемы производственных потоков; балансы производственных мощностей; сведения о технологическое оборудование; заключены договоры о поставках материально-технических ресурсов; смета расходов на производство

Отделы главного технолога, материально-технического снабжения, технического контроля, планово-экономический отдел, бухгалтерия

8

Организационный план и управления

Организационная схема управления предприятием; план по труду и заработной платы; план расстановки кадров; листки по учету кадров

Отдел труда и заработной платы; отдел кадров

9

Юридический план

Устав предприятия; учредительный договор

Юридический отдел

10

Оценка рисков

Различные документы, в которых зафиксированы потери (отчеты, объяснительные записки, докладные записки, акты, протоколы совещаний и др.)

Подразделения предприятия, имеющие отношение к управлению данным видом риска

11

Финансовый план и стратегия финансирования инвестиционного проекта

Расчет объема денежных потоков; баланс предприятия; смета затрат на производство; расчет себестоимости; расчет прибыли и ее распределения

Бухгалтерия; финансовый и планово-экономический отделы

Третий этап разработки бизнес-плана предусматривает обобщение в целом по предприятию материалов, полученных от различных служб и исполнителей, уточнения и установление связи между ними, оформление окончательного варианта, подписание и утверждение бизнес-плана.

Заключительный этап - презентация бизнес-плана, т.е. доведение основных его положений до заинтересованных лиц.

Когда бизнес-план разрабатывает посторонний консультационная фирма, этапность как по форме, так и по содержанию несколько отличается от той, которая существует в случае составления бизнес-плана работниками предприятия. Предприятие в первую очередь должно заключить соглашение с консультационной фирмой, где следует определить задачи, условия и сроки выполнения работы по созданию бизнес-плана.

В процессе выполнения работ предприятие передает исполнителю необходимые материалы, документацию, расчеты, а также обеспечивает необходимые условия труда для специалистов.

После завершения работ основатель оценивает их качество, вносит дополнительные коррективы в предварительно поставленной задачи, принимает и оплачивает выполненные работы. Разработан сторонней организацией бизнес-план подписывает руководитель консультационной фирмы и утверждает руководитель предприятия-заказчика.

Регулирование экономических процессов на уровне предприятия обеспечивается путем разработки бизнес-планов его развития. Основой для формирования плана предприятия является, с одной стороны, данные относительно конъюнктуры рынка и спроса на его продукцию, реальных возможностей материально-технического обеспечения производства, с другой - намерения правительства относительно объемов государственного контракта (обязательного как для государственных, так и негосударственных предприятий).



Назад