Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 1. Общая характеристика процесса обучения


В сжатой описательной форме обучения можно охарактеризовать как путь образования, как передачу человеку знаний, умений, навыков. Обучение - это педагогический процесс, в ходе которого учащиеся овладевают не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и развивают свои умственные силы, проходят путь от незнания к знанию. Такое понимание процесса обучения само по себе важно, но для глубокого и полного определения обучения как дидактической категории нужны другие, более конструктивные подходы.

Авторы учебников и пособий с педагогики о процессе обучения. В учебниках и пособиях по педагогике приведены различные определения обучения. Однако^ не будем искать в каждом из них более или менее удачного, просто будем помнить, что разные авторы в центр внимания ставят различные аспекты обучения, разные его стороны, считая их определяющими. Этот факт свидетельствует о сложности определяемому понятие и о сложность в попытке отразить все его стороны одновременно, в равной мере подчеркивая важность каждой из них. Например, Ю.Бабанський определил обучения как целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, которая последовательно меняется, в ходе которой решаются задачи образования, воспитания и общего развития учащихся [3,124]. Итак, в центре внимания ученого мысль о том, что обучение - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, которая последовательно меняется.

І.Харламов в своем учебнике "Педагогика" под обучением понимает "целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-этических взглядов и убеждений"[17,49]. Автор акцентирует внимание на том, что обучение - это педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

В учебнике "Педагогика" под ред. М. Ярмаченка обучение рассматривается как специфическая форма познания объективной действительности [12,110] На наш взгляд, удачное определение обучение дал выдающийся украинский психолог г . костюк, охарактеризовав его как управление усвоением учащимися общественных ценностей, выработанных предыдущими поколениями людей [8,52], как сложную систему способов осуществляемого в семье, детских садах, школах и других учебных заведениях управления учебной деятельностью молодого поколения [там же, с.84]. Таким образом, смысловую нагрузку в его определении обучения приходится на утверждение, что это управление учебной деятельностью учащихся, управление усвоением учащимися общественных ценностей. Такой же акцент на управлении учебной деятельностью делает І.Підкасистий в своем учебнике по педагогике [13,89].

Следовательно, разные авторы в центр внимания ставят различные стороны обучения как процесса, однако все единодушны в том, что обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся. Деятельность учеников называют учінням, а деятельность учителя - преподаванием, хотя срок, который, по нашему мнению, точнее отражает суть деятельности учителя - это научування. Обучение - это не простая сумма двух деятельностей, учения и преподавания, это их органическое единство.

Мы считаем, что обучение - это процесс организации и управления усвоением учащимися системы знаний об обществе, природе, человеке и развитие на этой основе их познавательных сил, научного мировоззрения и положительных человеческих качеств.

Процесс обучения в истории педагогики. Из истории развития мировой педагогической мысли известно, что педагогов и психологов в процессе обучения в первую очередь интересовала деятельность ученика - учение, его структура, природа, механизмы осуществления. Поэтому психологическая и педагогическая науки имеют большое количество взглядов на обучение.

Я.Коменський рассматривал учение как приобретения знаний из различных наук и умений решать разнообразные задачи и выполнять действия с использованием знаний. Знания рассматривались частично как чувственные представления, а особенно как понятия и их системы. Главными компонентами учение, за Я.Коменським, есть понимание, заучивание наизусть, языковая и внешняя манипулятивно-ручная действие. Понимание он представлял, как познания, в котором выделялось две ступени: чувственный и рациональный. На чувственном степени используются ощущение, восприятие, представление. Рациональный степень основывается на мышлении. Структура понимание включает такие компоненты как восприятие предметов, представления, мышления, которое осуществляет сравнение, анализ, обобщение и оценку. Запоминание в большей степени зависит от понимания и упражнений.

Крупный отечественный педагог К. Ушинский (1823-1872) различал два вида учения: учение с получением знания от учителя и учения путем решения проблемы. В первом виде он выделял такие факторы учение: сознание, самостоятельность, наглядность, последовательность, систематичность, готовность, повторения и упражнения.

Немецкий философ и педагог Й.Гербарт различал учение как усвоение знаний и умений и развитие как совершенствование общих познавательных процессов (внимание, память, мышление). Процесс учения ним трактовался как активное взаимодействие психических элементов - представлений.

А.Дістервег различал процессы учения и процессы развития, которые происходят в учінні. Учение дает материальный эффект обучения - знания, умения, навыки. Развитие - за ним, это тренировки и совершенствования мышления, речи, произвольного внимания, способностей. "Усваивать и исследовать предмет с помощью разума" - это и есть, собственно развитие, по мнению А. Дістервега. Развитие дает формальный эффект обучения. В то время представление А. Дістервега о учение как процесс, который зависит от метода обучения, были чрезвычайно передовые. Они и сегодня имеют исключительно важное значение. Он выделял два методы обучения: сообщающий метод (научный) и элементарный (развивающий) метод. Во время обучения с помощью первого метода учитель излагает материал, ученики его воспринимают рецептивно, включаясь, придерживаясь мнения учителя. Как видим элемент пассивности в деятельности учеников очень большой.

Второй метод выглядел так. Ученики выходят из определенных положений, исследуя их, или то, что вытекает из них, и получают истину путем собственных размышлений, исследования, изучения. Построение новообразования является активным процессом, самодеятельностью и она проходит путем объединения ранее усвоенных элементов прошлого опыта в новые связи, которые соответствуют новым знаниям и умениям.

Определенный вклад в разработку теории учения сделали известные зарубежные педагоги, в частности, такие как американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859-1952), и немецкий педагог В. Лай (1862-1926). Дж. Дьюи рассматривал структуру учение, отождествляя его с компонентами процесса мышления (возникновения проблемы - наблюдения и рассмотрение фактов для выяснения проблемы - образование гипотезы - проверка гипотезы в наблюдениях и экспериментах). Он обращал внимание нате, щоу И. Гербарта отсутствует степень возникновения затруднения (противоречие, которое является одним из главных компонентов мышления, а не побочным условием в получении информации). Признавая такое учение, за которого отсутствует проблемная ситуация, вполне возможно, он, однако, считал его неэффективным, связанным со снижением активности учащихся. Итак, Дж. Дьюи считал, что учение - принципиально активный процесс. По его мнению, новообразования строятся аддитивно из элементов прошлого опыта.

В.Лай рассматривал учение как активный процесс построения новообразований из элементов чувственного и мислительного содержания при необходимом участия внешних движений.

Значительный интерес представляют взгляды известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Вучінні он выделял две фазы: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция - включение нового объекта в старые схемы, а также расширение сферы применения имеющихся отдельных схем в различных отношениях. Аккомодация - приспособление актуализированных исходных схем до новых объектов действий путем изменения структуры последних. Обучение состоит в повышении самостоятельности учащихся в этом процессе. Необходимым условием становления противоречий как движущей силы обучение является совместимость познавательных сил ученика по величине самой противоречия. Если противоречие такая, что потенциальные силы ученика дают возможность ее решить с некоторой незначительной помощью учителя, то она становится фактором развития познавательных сил ученика.

Методологическая основа процесса обучения и его движущие силы. Методологической основой дидактики является теория познания и теория отражения, диалектика, системный подход как метод познания действительности. Единство логического и исторического, законы диалектического мышления требуют всесторонне изучать педагогические процессы, явления, факты, вскрывать имеющиеся внешние и внутренние взаимосвязи, рассматривать педагогический процесс в движении, в динамике развития, видеть в нем переход количественных изменений в качественные, изучать внутренние противоречия этого процесса, устанавливать единство противоположностей и на этой основе устанавливать его движущие силы, руководствоваться законом отрицания отрицаний, анализировать в единстве теорию и практику, поскольку практика является не только источником познания, но и критерием истины.

Внутренней движущей силой процесса обучения являются противоречия между требованиями, которые предъявляются к знаний умений и навыков учащихся и реальными возможностями учащихся с их выполнения. Это противоречие становится источником развития процесса обучения, если выдвинутые требования соответствуют возможностям учащихся и, наоборот, она не служит положительном течения процесса, если требования оказываются очень тяжелыми или легкими, то есть не находятся в зоне ближайшего развития ученика. Вот почему для правильной организации процесса обучения необходимо очень глубоко изучать ученика, хорошо знать его познавательные возможности.

Итог. Таким образом, при всем разнообразии взглядов различных ученых на природу и структуру учение все они единодушны в одном: ученье - процесс активный, а обучение - это совместная деятельность учителя и учеников, это не просто сумма двух деятельностей, это их органическое единство. Методологической основой дидактики является теория познания и теория отражения, диалектика, системный подход как метод познания действительности. Внутренней движущей силой процесса обучения являются противоречия между требованиями, которые предъявляются к знаний, умений и навыков учащихся, и реальными возможностями учащихся с их выполнения.



Назад