Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

9.5. Индикативное планирование инвестиционного процесса


В последние годы практика разработки планов экономического и социального развития все больше трансформируется на рыночных принципах. В условиях, когда предприятиям существенные свободы в использовании фондов, выборе номенклатуры выпускаемой продукции, поиска партнеров в сбыте продукции, поставках сырья и материалов, ценообразовании и в других аспектах хозяйственной деятельности (то есть отпало много рычагов именно директивного управления), план не может быть директивным.

С другой стороны, план не может быть сугубо индикативным (заказным), ведь в некоторых предприятий имущество является государственной собственностью, еще формируется необходимая для рыночных отношений инфраструктура, идет процесс реформирования экономики.

Экономическая практика также доказывает, что нельзя ограничиваться только прогнозом. Он дает лишь представление о предусмотренную в перспективе ситуацию и не содержит целенаправленных мероприятий и рычагов влияния на ее изменение.

Программа инвестирования является, по сути, планом достижения определенной цели.

Система прогнозирования, планирования и разработки программы состоит из прогнозов, индикативных планов и разработок, охватывающих все уровни исполнительной власти в разрезе краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективы.

Целенаправленное функционирование экономики обеспечивается системой государственного регулирования, которая предусматривает использование государственного влияния на деятельность субъектов экономики. Система прогнозирования, планирования и разработки программ предусматривает применение как экономических, так и директивных методов регулирования развития экономики. В числе директивных методов остаются общегосударственные нормы и нормативы, государственный контракт, государственные инвестиции, регулируемые цены на отдельные виды продукции и др.

Составной частью системы прогнозирования, планирования и разработки программ являются национальные, отраслевые и региональные программы. Они являются основным средством реализации государственной политики, приоритетных направлений экономического и национально-культурного развития Украины, концентрации финансовых, материально-технических и других ресурсов и координации деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в решении важнейших общегосударственных проблем.

Показатели системы прогнозирования, планирования и разработки программ на более отдаленную перспективу корректируются по мере разработки и принятия планов или программ на ближайшую перспективу. Порядок разработки прогнозов, планов и программ экономического и социального развития Украины определяется Правительством Украины.

Результаты прогнозов экономического и социального развития Украины и прогнозы конъюнктуры рынка используется при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области экономической политики и при разработке государственных программ и индикативных планов. Последние в условиях рыночных преобразований вызывают наибольший интерес с точки зрения использования при их разработке нетрадиционного метода планирования важнейших показателей и качественных характеристик развития отраслей экономики, регионов и т.д. В основу этого метода заложены важнейшие народнохозяйственные макроэкономические показатели (индикаторы), к достижению которых должно стремиться общество.

Отличительными признаками индикативного планирования являются:

• рекомендательный характер показателей (индикаторов) плана;

• индикаторы или ориентиры, которые предусматривает на будущее государство, достигаемых с помощью определенных мер управления - регуляторов.

На государственном уровне должны внедряться такие глобальные индикаторы, как: валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень инфляции; состояние финансов, денежного обращения, финансового товарного и валютного рынков; уровень пределы обеспеченности, минимальная зарплата и пенсии, средняя зарплата; объемы экспорта и импорта, сальдо внешнеэкономической деятельности; соотношение между фондами потребления и накопления, показатели объема и структуры инвестиций.

Достижение этих индикативных показателей должно быть обеспечено внедрением определенных экономических регуляторов, то есть норм и нормативов налоговых, таможенных ставок; акцизных сборов; амортизационных отчислений; текущих расходов; плановых накоплений в строительстве; учетных процентных ставок и норм обязательных резервов Национального банка.

Инвестиционный процесс характеризуется тремя группами показателей: общий объем инвестиций и их структура; объемы проектно-изыскательских работ; объемы строительно-монтажных работ.

Индикативное планирование инвестиций осуществляется в соответствии с главных индикаторов развития национальной экономики и определенных приоритетов, их объем определяется в соответствии с приращение производственных мощностей и основных фондов всех производственных отраслей и социальной сферы. Согласно этому индикатор ввода в действие производственных мощностей в периоде, что планируется (М), может быть определен по формуле:

      f9.13       (9.13)

где Моп - величина производственной мощности на начало периода, что планируется;

н6 - увеличение мощности за счет нового строительства;

рп - прирост мощности на действующих предприятиях за счет реконструкции, технического перевооружения и расширения производства;

Мв - уменьшение мощности в результате выбытия устаревших нерентабельных производств.

Ввод в действие объектов социальной сферы определяется соответственно к повышению жизненного уровня населения. Так, планируемый объем нового жилья определяется, исходя из потребности одного жителя и прироста населения в определенном регионе с учетом выбытия жилой площади. Таким же образом определяются индикаторы развития образования, культуры, науки, здравоохранения и т.д.

Индикаторы введения в действие основных производственных и непроизводственных фондов определяются в стоимостном выражении, их балансовая стоимость несколько ниже суммы инвестиционных затрат (примерно на 7% относительно производственных фондов и 5% - непроизводственных). Разница образуется через том, что в сметах предусматриваются расходы, которые не увеличивают стоимость основных фондов. Это могут быть вложения: во временные здания и сооружения; подготовку эксплуатационных кадров; отчуждение или аренду участка под застройку: экспертиза, технический надзор и мониторинг инвестиционных проектов. В отдельных случаях за счет инвестиций формируются также начальные оборотные фонды и фонды обращения.

На макроуровне определяются также индикаторы незавершенного строительства, то есть объем неосвоенных инвестиций и не введенных в действие основных фондов. Эти показатели определяют будущие затраты финансовых и материально-технических ресурсов, которые должны быть предусмотрены в следующем плановом периоде. В стоимостном выражении незавершенное строительство - это задел, который нужно продолжить или закончить в следующем году. С одной стороны - это инвестиции, которые будут освоены в следующем году, и основные фонды, что перейдут на баланс инвестора, а с другой - это объемы подрядных работ, которые должен выполнить подрядчик в следующем году. Строительный задел возникает, бесспорно, при строительстве объектов с длительными сроками выполнения работ. В свою очередь, строительная фирма должна его предусматривать, чтобы обеспечить себе в будущем необходимый фронт работ и ритмичность производства.

Строительный задел - это объективная экономическая категория, отражающая объем незавершенного строительства, что ожидается. Его индикативное планирование необходимо в связи с тем, что сроки строительства отдельных объектов выходят за пределы периода, что планируется. Объемы строительного задела должны предусматриваться инвесторами всех форм собственности, потому что этот показатель должен сбалансировать инвестиции и их ресурсное обеспечение, предусмотреть фронт работ для ритмичной работы строительно-монтажных организаций.

Таким образом, индикативные планы (прогнозы) предусматривают объемы необходимых и желаемых инвестиций как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики, и рассчитаны в них показатели имеют приблизительный характер. Например, потребность в инвестициях определяется как процент в национальном доходе, а возможные объемы их от различных источников финансирования на ближайшую перспективу можно определить по проектам, которые уже реализуются (переходными), и теми, которые предусматриваются в плане и, главное, имеют открытое финансирования.

Первое, что нужно предусмотреть в індикативному плане, - это реальные источники финансирования и определить их структуру. Эти индикаторы необходимые для:

• формирование государственного бюджета всех уровней, определение его доходных и расходных частей, а также для того, чтобы зафиксировать уровень его дефицита;

• определение долевого участия государственных и негосударственных инвесторов в финансировании проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по проектам, которые будут реализовываться;

• определение объемов и стоимости подрядных проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ и объемов производства и материально-технической базы строительства;

• определение объемов инвестиционной деятельности финансово-кредитных учреждений.

Таким образом, после определения первой группы индикаторов, характеризующих ожидаемые объемы инвестиций и их структуру, можно предусмотреть соответствующие индикаторы двух других групп объемов проектно-изыскательских работ и объемов строительно-монтажных работ.

Индикаторами плана проектно-изыскательских работ могут быть:

• объемы и стоимость проектно-исследовательских работ, финансируемых из государственного бюджета (разработка отраслевых и региональных схем развития, схем районной планировки, типовых проектов и нормативных документов, необходимых для осуществления проектных и строительных работ в стране);

• желаемые показатели объема инвестиций в производство и социальные объекты в отраслевом и территориальном разрезах;

• объемы проектно-изыскательских работ, которые будут осуществляться за счет негосударственных источников финансирования.

Регулирования производственно-хозяйственной деятельности на предприятии обеспечивается путем разработки бизнес-планов его развития. Основой для планирования нового производства или его расширение является, с одной стороны, информация относительно конъюнктуры рынка и спроса на его продукцию, реальных возможностей материально-технического обеспечения производства, с другой - намерений Правительства относительно объемов государственного заказа и возможностей его получения.

Вообще в рыночной экономике не существует четких постулатов относительно планирования собственного бизнеса, поэтому все методики имеют рекомендательный (ориентировочный характер). На основе изучения мирового и отечественного опыта можно очертить основные положения инвестиционного бизнес-планирования.

Бизнес-план - это документ, который содержит все основные аспекты коммерческого предприятия, которое создается и развивается. В нем должны быть отражены вопросы изучения емкости и перспективы развития будущего рынка сбыта; оценены все расходы в соотношении с доходами от предполагаемого продажи продукции (работ, услуг) с целью определения доходности дела, что начинается. Разрабатывается бизнес-план на перспективу 3-5 лет с разделением показателей по годам, причем первый год распределяется по кварталам и месяцам. Бизнес-план пересматривается в случае необходимости, как правило, один раз в год. С увеличением информации и приобретением опыта процесс совершенствования плана улучшается, а его показатели становятся более обоснованными.

В рыночной экономике бизнес-план является распространенным инструментом менеджмента, основой политики предпринимательства, с помощью которого потенциальные бизнес-партнеры оценивают возможности будущего успеха дела, заключают соглашения и корректируют взаимодействия.

Бизнес-план, прежде всего, предназначен для трех категорий участников проекта:

1. Менеджеров, которые его создали. Разработка бизнес-плана дает им возможность предсказать результаты воплощения их идеи.

2. Владельцев, которые заинтересованы в перспективах развития предприятия и которые финансируют проект.

3. Кредиторов, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта и обосновывает () гарантирует возврат ссуд.

Основанием для разработки бизнес-плана или его составной частью является технико-экономическое обоснование проекта, которое потерпело экспертизы и утвержденное (проліцензоване) в соответствии с установленным порядком.

Бизнес-план должен освещать общую характеристику предприятия: активы и основной капитал, форма собственности, наличие сбытовых структур, дочерних предприятий и филиалов, уровень сертификации продукции, научно-технический потенциал предприятия, характеристику основного технологического оборудования и технологических процессов, характеристику вспомогательных производств (заготівельно-складского, транспортного и т.п.), организацию управления труда, профессионально-квалификационный состав, финансовое обеспечение, основные результаты финансовой деятельности предыдущих лет, оценку современного состояния, проектную модель финансового обеспечения, опыт внешнеэкономической деятельности, в т.ч. экспортные поставки, характеристику внешнего рынка сбыта, выводы относительно вероятности осуществимости и привлекательности проекта для других участников.

Сегодня в Украине уже нет проблем с разработкой бизнес-планов крупных предприятий. Обобщение опыта работы отечественных и иностранных бизнесменов дает возможность усовершенствовать и упростить методику формирования бизнес-плана, его основных разделов, сделать ее приемлемой для малых и средних предприятий.

Далее приводится схема формирования бизнес-схемы проработки плана, также приведена схема обработки формуляра «Общая характеристика инвестиционного проекта» (табл. 9.11):

Таблица 9.11. Общая характеристика инвестиционного проекта

Наименование, цель, вид проекта

Детальное описание проекта, продукции (работ, услуг). Особенности и отличия проекта

Участники проекта

Характеристика каждого участника согласно контракту (протоколом о намерениях). Его роль, форма и срок участия

Источники финансирования

Приняты решения относительно структуры источников финансирования, размер пая, удельный вес кредитов, субсидий, других источников

Показатели эффективности

Показатели бюджета инвестиционного проекта. Ожидаемая прибыль, доход

Организационно-правовая форма

Согласована со всеми участниками форма: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью и т.д.

Стоимость капитала

Рассчитана и согласована с инвесторами и кредиторами средневзвешенная стоимость капитала

Кредит

Максимально возможная процентная ставка за кредит. Сроки и предоставления транша кредита. График погашения долга

Дивиденды

Ожидаемые размеры дохода по ценным бумагам

Гарантии

Описание полученных (или тех, которые предусматриваются) гарантий

Проектные риски

Перечень, меры по снижению, распределение ответственности

Если преимущества предложенного проекта в сравнении с конкурентами выше всего на 30%, то проект не стоит внедрять. При преимуществах в пределах 30-50% положение фирмы на рынке может быть достаточно устойчивым, а при 70% преимущества вообще можно полностью контролировать рынок.

Бизнес-план инвестиционного проекта обязательно должен включать «План производства продукции, работ или оказания услуг», в котором предусматривается: мера освоение предлагаемой к производству продукции (научно-технические разработки, наличие опытных или лабораторных образцов, рабочее проектирование, проведенное экспериментальное освоения или мелкосерийное производство), наличие документации о правовое обеспечение проекта.

Если на действующем производстве планируется освоение новой продукции, то плана производства предшествует, план технического перевооружения или реконструкции, основой которого является отдельный инвестиционный проект.

План производства состоит в зависимости от вида инвестиционного проекта. Проработки этого формуляра имеет отличия для нового строительства и для увеличения мощности предприятия за счет его расширения, реконструкции или технического перевооружения. Поэтому этот план должен иметь два подразделения:

1) планирование производства строительно-монтажных работ;

2) планирование производства продукции.

В проектах бизнес-планов часто завышенные объемы реализации продукции в перспективе и выручка. Кроме того, мало кто может точно определить и правильно описать свой сегмент рынка.

Также существенными недостатками является то, что слабо анализируются рыночные риски, допускаются ошибки при выборе методики расчетов показателей и не учитываются международные стандарты оценки инвестиционных проектов.

Успешная деятельность предприятия чаще всего зависит от правильного инвестиционного планирования. В международной практике оно нацелено на создание эффективных бизнес-структур предприятий и включает в себя анализ сильных и слабых сторон предприятия, разработку стратегии его развития. В результате реализации проекта предприятие должно быстро реагировать на масштабные изменения спроса на его продукцию и стать еще более привлекательным для кредиторов.

Сегодня информационные системы позволяют эффективно планировать инвестиционную деятельность предприятий. Как пример, порядок и технологии разработки инвестиционных проектов, утвержденные коллегией Министерства экономики Украины еще в 1994 году, которые сегодня уже подтверждены специальными модулями компьютерной технологии Project Expert. Этот метод является достаточно эффективным, хотя и несколько трудоемким, когда проект большой. Именно он дает возможность точно определить движение денежных средств и отражает возможность предприятия финансировать свою деятельность во все периоды реализации проекта.

Размер собственного и привлеченного (заемного) капитала можно считать только тогда достаточным, когда величина платежного баланса во все периоды жизненного цикла предприятия будет положительной, то есть проект будет способен наращивать деньги во времени.



Назад