Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

9.8. Организация проектирования и лицензирования


С введением в действие Закона Украины «О предприятиях в Украине» и в результате разгосударствления существенно увеличилось количество малых предприятий, персональных творческих мастерских, хозрасчетных групп, занимающихся проектированием.

Много таких предприятий не имеют стабильной структуры и постоянного технического руководства, а их производственный персонал в основном работает по совместительству. Качество проектной документации таких предприятий находится на очень низком уровне.

Нередко такие предприятия, мастерские, ГШ, ГАП разрабатывают проекты на свое усмотрение без обоснованных технических решений и технико-экономических показателей, не соблюдая государственных норм относительно согласования и утверждения проектной документации. Часто не выполняются инженерно-технические исследования, в проектах отсутствуют меры для защиты подземных частей зданий и сооружений от подтопления, свайные фундаменты проектируются без предпроектного предварительного испытания свай.

Именно поэтому соответствующими законами Украины предусмотрено лицензирование отдельных видов строительной деятельности.

Однако следует подчеркнуть, что лицензирование в строительстве имеет сугубо квалификационный характер - лицензию могут получить только предприятия или физические лица, которые технически и профессионально способны выполнять заявленные виды работ. Выполнить такую же оценку на основании документов, которые заявитель согласно новому положению должен подать в орган лицензирования, просто невозможно. К тому же фактически ее некому проводить: один-два специалисты это в лучшем случае то, на что могут рассчитывать местные органы при условии удержания их на государственном или местном бюджете.

В течение 1996-1998 годов Госстрой Украины совместно с Госстандартом Украины создали Систему сертификации продукции строительного комплекса (УкрСЕПРО), в которой аккредитованы около 20 органов по сертификации и более 100 испытательных лабораторий.

Практика работы по сертификации показала, что она дает возможность постоянно осуществлять шаги в направлении улучшения качества и технического уровня продукции, защиты отечественного производителя за счет некоторого ограничения импорта товаров, для производства которых Украина имеет собственный потенциал.

Учитывая изложенное Госстрой Украины поддержал инициативу Госстандарта Украины относительно необходимости детального разъяснения п. 12 известного Указа Президента Украины по дерегулированию предпринимательской деятельности, который устанавливает, что «товары (продукция), кроме продуктов питания, качество и соответствие которых подтверждена сертификатами, выданные за пределами Украины в соответствии с международными стандартами ISO и другими международными стандартами, не нуждаются в повторной сертификации в Украине».

Такая редакция п. 12 Указа Президента Украины ограничивает возможности отечественного производителя, не учитывает требования законодательства Украины относительно безопасности конкретной продукции, делает неконтролируемыми пути поступления в Украину некачественной или даже опасной (по нашим требованиям) продукции.

Все сказанное касается развития структуры строительства, предпринимательской деятельности, которая не может осуществляться без капитальных вложений. Для этого необходимы бюджетные средства и иностранные инвестиции. Понятно, что проблема поиска такого дополнительного двойного импульс развитию экономики через строительные инвестиции заслуживает решения. Аналитический принцип строительных инвестиций можно сформулировать так: первичное увеличение дохода, что вызвано их ростом, приводит к возвышению квоты потребления, что способствует следующем прирощенню дохода и очередном повторном росту благосостояния. Множниковий эффект влияет не только на рост дохода, но и на наращивание дополнительных инвестиций строительных организаций с целью удовлетворения растущего потребительского спроса. Посредством реализации инвестиций и предпринимательства на развитой инфраструктуре Украина будет возводить собственную экономику.

В экономически развитых странах более три четверти капитальных вложений составляют строительные инвестиции в новые сооружения, реконструкцию и расширение производственных мощностей. Благодаря их реализации самоінвестується специфическая строительная отрасль. Одноразовый характер строительных инвестиций способствует повышению рыночной конъюнктуры и стабилизации экономического цикла.



Назад