Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 2. Умение - деятельность ученика


Что значит овладеть знаниями? В обучении выделяют его внешней и внутренней стороны. Внешний - это то, что можно непосредственно наблюдать: изложение материала учителем, беседа с учащимися, разного рода указания к заданий самостоятельной работы, слушания учениками того, что рассказывает учитель, ответы на его вопросы, выполнения учеником задач и т.п. Внутренний сторону процесса, то есть его сущность - это овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, его развитие и воспитание. Обратимся снова к Г.Костюка. Он пишет: "Обучение, как управление усвоением учащимися общественных ценностей, выработанных предварительным человеческими поколениями, должно исходить из правильного понимания самого процесса усвоения" [8, с.52]. Следовательно, необходимо сначала выяснить, что понимают под понятием "усвоения". Вообще, когда речь идет об обучении, то как его конечный результат имеют в виду овладения знаниями. Но овладеть знаниями - это означает их усвоить и научиться их применять. В свою очередь - усвоить знания означает понять и запомнить. Далее, понимание - это восприятие вместе с осмыслением. Потому как конечный результат овладения знаниями выступают восприятие, осмысление, запоминание и применение.

Физиологическим механизмом знаний является система временных связей в образовании которой ведущее значение имеет аналітико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Психологическую основу знаний составляют процессы мышления и памяти. Истинные знания является результатом активного самостоятельного мышления, это знания, которые развиваются.

Рассмотрение учение на основе восприятия. В отечественной педагогической науке известны две концепции учения, которые нашли свое применение в школьной практике. Эти концепции отражают два теоретические направления, один из которых представляет С. Рубинштейн, второй - Л.Виготський. Суть и природу учение эти психологические теории объясняют по-разному.

Рассмотрим сначала точку зрения С. Рубинштейна, которая, на наш взгляд, правильнее всего объясняет процессы и механизм учение на основе восприятия, поэтому следующие наши рассуждения, если не будет указано отдельно, основываются именно на этой теории. [14]. С. Рубинштейн показывает разницу между процессами накопления опыта, знаний, умений и навыков и процессами достояние способностей. Процесс усвоения знаний, умений и навыков - это процесс учения, а процесс приобретения способностей - это развитие. В структуре учения он выделяет восприятия материала, его осмысление, закрепления и применения. Рассмотрим каждый из них.

Восприятия. Ощущение и восприятие всегда субъективны, то есть они принадлежат субъекту, зависят от его потребностей, предыдущего опыта субъекта избирательного отношения к тому или иному объекту. Вопрос о том, что ранее возникает у человека - ощущения или восприятия - не имеет однозначного решения. Все зависит от конкретной ситуации: в одних случаях познания нового объекта начинается с ощущения отдельных его свойств, в других - со восприятия целостного образа объекта, в котором далее выделяются отдельные его стороны. Однако, как пишет Г. Костюк: "Все согласны с тем, что нет восприятий без ощущений, из которых оно состоит, что ощущение действительно непосредственной связью сознания с внешним миром, источником новых знаний об этом мире и наша внутренняя среда" [8, 29].

Человек воспринимает временные и пространственные формы, величины и отношения предметов, протяженность предметов, их расположение среди других, размеры, расстояния. На основе взаимосвязи объективного и субъективного, с помощью аналітико-синтетической деятельности мозга формируется перцептивний образ объекта.

Осмысление - это умственная деятельность с более глубокого раскрытия смыслового содержания материала^а проникновения в него. Прежде всего потому, что здесь в значительно большей степени вовлечены процессы мышления.

Закрепление - работа по обеспечению запоминания знаний, то есть с фиксирования, хранения и последующего воспроизведения того, что стало достоянием человека, собственным опытом.

Но полноценное усвоение материала предполагает умение оперировать им во время решения разнообразных теоретических и практических задач. Для достижения этого есть определенные виды упражнений в решении задач по применением знаний, что ведет к формированию соответствующих умений и навыков, а также к более глубокому осмыслению знаний. Эта работа и направлена на овладение материалом.

Деятельностный характер учения. Вместе с тем С. Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности, по которым функционирует психика, оказывается, меняется и формируется в деятельности [14, 29]. Деятельность регулируется и направляется психикой, сознанием. Ученье - ведущая деятельность в освоении знаний и умений, это один из трех видов деятельности (игра, учение, труд), через который проходит каждый человек в своем индивидуальном развитии. Трудовая деятельность осуществляется для получения воллодіння и игровой и трудовой деятельностью. Таким образом, учебная деятельность осуществляется и для воспроизведения самой себя, и для получения специфического продукта, каким являются усвоенные знания о компоненты деятельности и умения и навыки их осуществления.

Учение является разновидностью познания в особых условиях обучения и управления познанием ученика, поэтому структура деятельности учение адекватная структуре познания, а именно: познание начинается с чувственного отражения явлений, продолжается как абстрактное мышление и заканчивается объяснением конкретного.

Рассмотрим второй теоретический направление. Это направление получило свое дальнейшее развитие в работах А. Леонтьева, П. Гальперина, Д. Эльконина, В. Давыдова. Его основу составляет культурно-историческая концепция Л. Выготского. В соответствии с ней развитие психики человека имеет социально-историческую обусловленность. По его мнению основой исследования психологии человека должно стать исторический подход, поэтому не внутри человека, а вне ее, в том социальной среде, к которому она принадлежит, нужно искать прямой источник эволюции поведения [5]. Итак, основными детерминантами познавательного развития человека он считал взаимодействие с объектами действительности и приобретения индивидом культурно-исторического опыта.

Язык является определяющим средством общения и коммуникации в работе, учебе и воспитании, с помощью которой передается и усваивается приобретенный культурный опыт знаний об объектах действительности и деятельности с ними, а основным процессом освоения человеком культурного опыта и развития ее высших психических функций является інтеріоризація (от лат. іпіегіог - внутренний).

Процесс інтеріорізації заключается в формировании внутренних структур человеческой психики через усвоение структур внешней социальной деятельности. То есть, это - преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Отметим, что под деятельностью в психологии понимают активное взаимодействие субъекта познания с окружающей действительностью, в ходе которой у него возникает психический образ этой действительности.

В психологической структуре деятельности обнаружена взаимосвязь таких ее компонентов: цель деятельности (предвидение ее будущего результата), мотив (то, ради чего человек стремится к данной цели, предмет деятельности (объект, путем преобразования которого достигается цель), способы и средства достижения цели (действия и операции, умения и навыки).

Процесс обучения - единый, целостный процесс. В центре этого целого стоит личность ученика, его активная, познавательная деятельность, которая организуется и направляется деятельностью учителя. В ходе обучения у учащихся происходит перестройка ранее сформированного опыта, развитие познавательных сил, формирование и развитие личности в целом, обеспечивается единство образования, воспитания и развития.

Еще К.Ушинський обращал внимание на то, что соотношение труда учителя и труда учащихся в схоластической школе было таким, что школа возложила всю труд учение на плечи детей, давая в руки учителя только палку для того, чтобы подгонять ленивых. Для школы, которая пришла на смену схоластической, это соотношение было прямо противоположным, новая школа, по словам К.ушинского, положила весь труд на учителя, заставляя его развивать детей так, чтобы для них это развитие не создавал никаких усилий. Ученики просто "глотали" "розжований" материал. Понятно, что оба решения были односторонние. Поэтому К.Ушинський выдвинул такое требование к организации процесса обучения: нужно, чтобы дети, по возможности, работали самостоятельно, а учитель руководил самостоятельным трудом и давал для нее материал. Таким образом, учитель должен выступать в роли организатора деятельности учащихся, не подменять ее своей деятельностью. Такой подход актуален именно сейчас.

Обучение является определяющим фактором развития, оно опережает и ведет за собой развитие.

Развитием идей Л.Виготського концепция О.Леонтьєва. За ней, для того, чтобы овладеть знаниями и умениями, необходимо осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в этих знаниях и умениях как продуктах социальной человеческой деятельности. Такой деятельностью является прежде всего практическая деятельность с объектами действительности, знания о которых отражены в понятиях и усваиваются в учінні [10].

Будь-яка деятельность, по мнению О.Леонтьєва, включает объект воздействия, акты его преобразования, продукт, условия и средства преобразования, а также психическое отражение всех этих компонентов, что выполняет роль управления и контроля за осуществлением актов преобразования.

Как видим, знания в этой концепции рассматриваются как образование, производные от действий и их усвоение. Таким образом, на первое место в процессе усвоения знаний относится анализ усвоения действий, то есть действие является предметом усвоения.

Другими словами, имеем две деятельности, каждая из них имеет свои характеристики: предмет, продукт, операции и т.д. Для этих видов деятельности они не совпадают. Кроме того, деятельность человека - процесс двухуровневый, который включает преобразование объекта (это один уровень) и структурное образование, к которому належатьтакі компоненты: предмет преобразования, продукт, средства, процесс преобразования, а также отображения и знания о все перечисленные компоненты действия. В усвоении знаний главная роль принадлежит усвоению понятий.

Согласно взглядам самого В. Леонтьева, для усвоения понятия необходимо наличие как объекта, так и общение, а самое главное - деятельность ученика с объектом, которая направляется объектом и общением.

Исходной формой деятельности, в рамках которой происходит усвоение, есть внешняя практическая деятельность с объектами, или их знаковыми заменителями, а завершающей формой деятельности в процессе усвоения есть внутренняя, умственная деятельность, структура которой совпадает со структурой внешней деятельности. С этой деятельности и сформировалась в результате процесса усвоения внутренняя деятельность. В результате усвоения знаний и умений становится внутренним опытом ученика, а весь процесс трактуется как інтеріоризація, как переход от внешнего опыта к внутреннему. Рассматривая учение как деятельность, необходимо иметь в виду следующее: в умении происходят два процесса: первый - собственно учение, как деятельность и исполнение действия, что усваивается в учінні; второй - процесс преобразования опыта субъекта учения. Выполнение действия, что усваивается в учінні, связано с преобразованием некоторого объекта конкретной предметной области действительности, а процесс усвоения данного действия заключается в преобразовании субъекта учения, как такого, который этим действием не владел у субъекта, который ею владеет.

Другими словами, есть две деятельности, каждая из них имеет свои характеристики: предмет, продукт, операции и т.д. Для этих видов деятельности они не совпадают. Кроме того, деятельность человека - процесс двухуровневый, который включает преобразование объекта (это один уровень) и управления преобразованием объекта на основе психического отражения объекта, продукта, средств в акте преобразования (это второй уровень). Как утверждают исследователи, необходимым компонентом каждой деятельности является отображение предмета, продукта, средств, актов преобразования предмета на продукт (исполнительные действия), их состава, последовательности, что выступает в виде программы действий. Однако такой порядок усвоения понятия может быть нарушен тогда, когда имеющийся опыт ученика дает возможность начать формирование понятия в плане языка. Итак, по данной концепцией учение для усвоения понятия ученик должен осуществить восприятия объекта, некоторые действия с ним, определенную деятельность по выявлению свойств объекта, объяснения, предвидения, прогнозирования нового знания и проверку его.

Итог. Ученье - деятельность ученика. Как конечный продукт овладение знаниями выступают восприятие, понимание, осмысление, запоминание и применение. Учение является разновидностью познания, поэтому структура деятельности учение адекватная структуре познания.



Назад