Электронная онлайн библиотека

 
 Інвестознавство

12.5. Промышленно-финансовые группы, как организационная форма управления внутренними инвестициями


Наиболее распространенными формами организационных формирований объединения капитала в Украине выступают финансово-производственные группы, то есть объединение юридически самостоятельных компаний, которые формируются с помощью финансовых методов, и прежде всего - участия в акционерном капитале. Создание объединения предприятий является одним из важнейших направлений реструктуризации предприятий всех форм собственности. Такое объединение должно соответствовать действующему законодательству и обеспечивать защиту отечественных товаропроизводителей и доходность их деятельности.

Основными разновидностями финансово-производственных групп является концерны, корпорации, финансовые группы (в которых холдинговые функции выполняют банки), финансовые группировки (в организационном отношении - менее четко оформленные объединения), холдинговые объединения, промышленно-финансовые (в Украине) и финансово-промышленные группы (в России). Часто компания, имея формальный статус корпорации, холдинга, консорциума или концерна, действует по принципу промышленно-финансовой диверсификации и, по сути, выполняет функции промышленно-финансовой группы.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - это диверсифицированные многофункциональные структуры, созданные на основе объединения капиталов промышленных предприятий, кредитно-финансовых учреждений и других хозяйственных субъектов с целью максимизации прибыли, повышение эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, рост экономического потенциала как всей группы в целом, так и каждого из ее участников.

В современных условиях развитие таких групп становится одним из основных направлений развития мировой экономики.

В последнее время усиливается мотивация предприятий к вхождению в ФПГ. Такие намерения связаны с возможностью обеспечить контроль над предприятиями с целью налаживания выгодных технологических и хозяйственных связей. Многих хозяйственных субъектов привлекает перспектива совместной реализации приоритетных общенациональных программ, получения необходимой государственной поддержки, освоение долгосрочных и перспективных инвестиционных проектов. ФПГ, которые охватывают промышленные предприятия, исследовательские организации торговые фирмы, банки и другие структуры, основанные на внутренних договорных отношениях, стали своеобразным каркасом рыночной экономики многих стран.

Предприятия, входящие в состав ФПГ связаны между собой многочисленными связями по поводу финансовой, производственной, сбытовой и другой деятельности.

Существует много инструментов интеграции предприятий в ФПГ. До основных механизмов консолидации капитала можно отнести такие:

а) холдинговая форма управления акционерным капиталом группы;

б) доверительное управление головным предприятием акциями участников группы;

в) взаимное владение акциями участников ФПГ;

г) долгосрочные финансовые связи;

д) совместное открытие акционерной компании (головного предприятия; торгового дома и т.д.).

Холдинговый механизм групповой организации является доминирующим в создании и функционировании многих зарубежных ФПГ как на национальном, так и на транснациональном уровне. Довольно часто холдинг выступает как компания, которая владеет контрольным пакетом акций участников группы и определяет благодаря этому ее стратегию.

Система участия в капитале гарантирует головному предприятию осуществления контроля над дочерним предприятием, но этот контроль в основном имеет стратегический характер. Механизм согласования интересов участников группы определяют такие юридические документы:

• соглашение по финансовым вопросам, регулирующего инвестиционную и дивидендную политику предприятий на следующий финансовый год;

• договор о единое управление, где четко определено, какие функции делегируются руководству главного предприятия, то есть централізуються, а которые выполняются децентрализовано, каждым участником самостоятельно.

Объединение промышленного и финансового капиталов становится важным условием создания эффективно действующего механизма инвестирования и межотраслевого перелива капитала, установление рациональных технологических и кооперационных связей, ускорения НТП. Через создания ПФГ решаются проблемы обеспечения надежных поставок и сбыта продукции ослабление волны неплатежей, наладка взаиморасчетов между их участниками - то есть проблемы, которые являются существенными для нашей экономики. Кроме того, объединение в группы промышленных, финансовых, торговых, страховых и других организаций создает условия для реализации государственных программ, повышение конкурентоспособности, сужение сферы влияния теневой экономики, усиление управляемости экономики в целом. Предпринимательские группы являются целесообразными также в деле борьбы с зарубежными конкурентами и предотвращения захвата отечественных фирм иностранцами.

Итак, задача, которая решается в процессе создания ФПГ в Украине, заключается в том, чтобы максимально использовать положительные моменты деятельности подобных структур и ослабить негативные (и прежде всего - возможно повышение уровня монополизации экономики).

На внедрение в экономическую практику такой формы хозяйствования направлено Закон Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине», введенный в действие с 21 мая 1996 г.

Принципиально важным является то, насколько принятый документ о ПФГ в Украине соответствует своей сути, играет ли он стимулирующую роль в процессах интеграции и перегруппировки промышленного, банковского и торгового капиталов.

Рыночную ценность определенной настоящим законом структуры нельзя назвать достаточно высокой, поскольку за своими организационными целями она набирает формы консорциума, хотя, в принципе, по системе взаимоотношений между участниками это должно быть холдинг. Последний как одна из форм объединения предприятий реализует право на управление на высшем уровне, чем право на собственность, и является более динамичной структурой, чем ПФГ-консорциум. Кроме того, установление (согласно закону) сроков существования ПФГ заранее фактически означает обреченность этой структуры на ликвидацию после окончания срока реализации утвержденной производственной программы. Таким образом, ПФГ не могут составить реальной конкуренции на мировом рынке.

Для этого, по-первое, необходимым является механизм согласования экспортной направленности ПФГ и государственных программ при изменении рыночной конъюнктуры, а он сегодня отсутствует. Выходом из ситуации могло бы стать установление своеобразной шкалой государственных приоритетов тех или иных сфер экономической деятельности.

По-второе, при этих условиях вообще кажется нецелесообразным принятие отдельного закона об ПФГ. Добровольное объединение легальных предприятий не требует специального закона. В законодательствах большинства стран такой закон отсутствует, а вместо этого существуют жесткие антимонопольные законы, ограничивающие монополию на рынке основной продукции. В юридических законах должны отображаться те явления и процессы, которые вытекают из действия объективных экономических законов, а не субъективных факторов. ПФГ - это, в первую очередь, признак экономической интеграции субъектов предпринимательской деятельности, а не их особого юридического статуса. Интеграционные процессы получают свое выражение в форме холдингов, концернов и ФПГ, деятельность которых может регулироваться иными нормативными документами, положениями и учредительными договорами, а в случае транснациональных ПФГ - и межгосударственными соглашениями. Учитывая это, целесообразно внести изменения в законы «О предприятии» и «О предпринимательстве», «О банках и банковской деятельности», «О хозяйственное общество» - с тем, чтобы создать для всех организационно-правовых структур равные условия экономической интеграции.

По-третьеслишком зарегламентованим является, по нашему мнению, предусмотренный законом механизм государственно-монополистического регулирования процессов создания ПФГ. Зарегистрировать ее разрешается только при условии существования государственной программы, утвержденной Верховной Радой Украины. Решение о создании ПФГ принимает Кабинет Министров Украины, который утверждает генеральное соглашение о совместной деятельности ее субъектов по производству конечной продукции, исчерпывающий перечень ее наименований, срок функционирования группы и др. В случае окончания срока действия государственной программы, в рамках которой функционировала ПФГ, Кабинет Министров Украины должен своим решением ликвидировать ее.

По-четвертоекак показывает практика, мощными и эффективными становятся преимущественно те проекты крупных реорганизаций, инициатором которых выступает банк, а не группа промышленных предприятий, пусть даже и очень мощных.

Участие банка в делах промышленного предприятия автоматически повышает рейтинг последнего. Как правило, иностранный капитал ориентируется именно на такие предприятия. А поэтому факт участия в их работе отечественного банка является условием привлечения иностранных инвестиций. В высокоразвитых странах для инвестирования в крупные проекты создаются даже объединения банков. Именно такое понимание взаимодействия банковского и промышленного капиталов заложено и к законодательства Российской Федерации о формировании ФПГ.

Украинский же закон по этому поводу предусматривает сохранение действующих технологических связей в промышленности и принижает роль банковского капитала. С него даже не происходит сама необходимость привлечения банковского капитала в промышленности, а наличие банка в составе участников группы предполагается лишь как возможна. Перестановки слов в названии «ПФГ» вместо «ФПГ» имеет существенное значение: это действительно приведения формы в соответствие с содержанием.

Нельзя признать нормальным явление, когда государство заявляет о своей поддержке курса рыночных преобразований и одновременно сдерживает развитие такого важного рыночного инструментария, как банки. Однако именно от налаживания действий государства и банков зависит их готовность переориентироваться с инфляционно-спекулятивного курса на курс промышленного инвестирования, на обслуживание отраслей, способных к расширению производства товаров и предоставления услуг. Ведь сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда при острой нехватке финансирования промышленных предприятий и катастрофическом сокращении инвестиций в экономику является огромное количество свободных средств, которые вывозятся за границу, вращаются в спекулятивных операциях и даже резервируются в банках. Проведение активной политики интеграции банковского и промышленного капиталов в форме создания ПФГ и стимулирования производственных инвестиций способно было бы преодолеть этот барьер.

Мировой опыт показывает также, что преодоление инвестиционного кризиса возможно лишь при условии концентрации капитала - как путем слияния банков, так и создание объединений банков и промышленных предприятий. По своей мощности украинский банковский капитал значительно уступает не только перед Западом и Россией, но и перед рядом других стран СНГ. Только 2 украинских банка входят в сотни крупных банков СНГ. Но маломощные банки, при ограничении их количества в составе ПФГ будут неспособны реализовать серьезные инвестиционные проекты. А отсутствие условий для полноценного вхождения банков в состав этих групп приведет к формированию их вокруг индустриальных структур и появления обычных промышленных объединений.

По-пятое, самые острые дискуссии в процессе обсуждения этого законопроекта в парламенте касались статей о предоставлении субъектам ПФГ льгот (по мнению значительного количества депутатов, экономически необоснованных). Действительно, в международной практике льготы относительно налогообложения, уменьшение ставки обязательных резервов для коммерческих банков участников ПФГ, а также предоставление льготных кредитов и права, головной компании как единого налогоплательщика при финансировании аналогичных субъектов хозяйственной деятельности не применяются. В рыночных условиях главное - это опора на собственные силы, поиск внутренних резервов (и в том числе - финансовых).

Но в Украине формирование и деятельность ПФГ предусматриваются за специфических условий и в особом режиме функционирования. Такие группы будут создаваться государством и исключительно для выполнения государственных программ. Поскольку в этом случае в состав ПФГ будут входить не только государственные предприятия, но и предпринимательские структуры, то взаимоотношения между ними и государством должны были бы регламентироваться договорам и что важно, на взаимовыгодных рыночных условиях.

С целью соответствующего стимулирования создания ПФГ (т.е. стимулирование реализации государственных программ) в законе целесообразно было бы предусмотреть отдельные льготы для них в рамках действующего законодательства и общей стратегии экономической реформы. Определение общегосударственных приоритетов позволило бы создать для отдельных таких групп специальные условия - в соответствии с потребностями государства.

Для обеспечения инвестиционной привлекательности проектов ПФГ стоило бы ввести:

• государственное страхование таких проектов от некоммерческих рисков;

• предоставление налоговых льгот на прибыль, которая реинвестируется в этих проектах;

• освобождение участников ПФГ от налога на ценные бумаги, которые будут выпускаться под реализацию их проектов, если последние отвечают приоритетам государственной промышленной политики;

• применение ускоренной амортизации основных фондов участников ПФГ в случае направления амортизационных средств на инвестиции.

Оценивая Закон Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» в целом, можно утверждать: надежды, возлагавшиеся на него как на нормативный акт, способный открыть путь интеграционным процессам в экономике Украины, не оправдались, его окончательный вариант значительно сузил круг потенциальных субъектов ПФГ и предсказал жесткие «правила экономической игры». Закон позволяет привлечь лишь узкий круг интересов и возможностей, присущих природе финансово-промышленных объединений. Вообще, с точки зрения хозяйственных структур, зарегламентированность организационной процедуры создания ПФГ, ограниченность сфер их деятельности и объема продукции, отсутствие соответствующих льгот делают их создания, т.е. регистрацию, нецелесообразной.

Не исключено ситуацию, при которой развитие реальных финансово-промышленных объединений пойдет вне принятым законом нормами и правилами и без использования термина «ПФГ».

В отличие от российского варианта, когда как формальные, так и неформальные финансово-промышленные структуры набирают большого размаха, в Украине ориентация на создание аналогичных структур выражена пока слабо.

В то время как в средствах массовой информации, так и в деловых кругах, широкую огласку приобретают процессы официального создания транснациональных финансово-промышленных объединений, преимущественно - российско-украинских.

Государственные структуры Украины рассматривают создание совместных производственно-технологических комплексов как форму восстановления взаимоотношений между хозяйственными субъектами на новой правовой основе, которая бы отвечала потребностям взаимовыгодного сотрудничества в рыночных условиях. Активное участие Украины в экономическом сотрудничестве с Россией и другими странами СНГ становится одним из главных внешнеэкономических приоритетов нашего государства.

Однако восстановление технологических связей между хозяйственными структурами, которые исторически сложились на территории бывшего СССР, приобретает характер определенной кампании. Видимо, на уровне не только предприятий, но и государственных органов, недостаточно осознаются как сложность, так и непредсказуемость последствий этих процессов. Ведь восстановление кооперационных связей между предприятиями не означает восстановления хозяйственной ситуации и обеспечения благополучия их трудовым коллективам.

По-первое, восстановление (так сказать, сплошное) всех связей противоречит курсовые структурной политики нашего государства, цель которой заключается в постепенной переориентации экономики с частью народнохозяйственного комплекса бывшего СССР на высокоразвитый самостоятельный комплекс, который бы соответствовал современному состоянию рыночной среды, требованиям эффективного использования ресурсов, социальной переориентации экономики и формирования эффективной экспортной базы.

По-второе, налаживания сотрудничества между хозяйственными структурами будет происходить за других социально-экономических, политических, идеологических и юридических условий и не в рамках одного государства, а на межгосударственном уровне. Общественная собственность на средства производства, общественный характер производства, распределение по труду, плановый характер социалистической экономики формировали соответствующие интересы, среди которых ведущая роль принадлежала общегосударственным государства (СССР), и соответствующее поведение носителей этих интересов - субъектов государственного управления (органов государственного управления, должностных лиц, трудовых коллективов).

Изменение условий, появление новых государств, сдвиги в формах собственности вызвали поляризацию интересов, соответствующее поведение субъектов хозяйствования и управления, усложнив процесс согласования их интересов.

Процесс согласования интересов (а именно он является ключевым в создании жизнеспособных структур) предусматривает выход на три возможные ситуации: полная гармонизация интересов (достичь чего практически трудно) и подчинения (полное или частичное) интересов одного субъекта интересам других в случае, когда одна из сторон пытается использовать трудности второй. Это типовіша ситуация. Именно ее надо принимать во внимание, вступая в партнерские отношения. А поскольку носителями интересов всегда выступают люди и их социальные объединения, то процесс согласования интересов и контроль за их реализацией должны осуществляться представителями всех заинтересованных структур и уровней управления. Особенно актуальным это является для уровня государственного управления. Создавая совместные российско-украинские ФПГ, надо подумать, стоит ли это делать только ради того, чтобы сохранить рабочие места и «запустить» производства. Прежде всего, необходимо определить степень удовлетворения интересов всех уровней управления, каждого участника группы; выяснить, в какой сфере деятельности целесообразно поступиться своими интересами, а в какой - выиграть; сравнить возможные варианты комбинации групп хозяйственных субъектов.

При формировании совместных с Россией ПФГ необходимо также иметь в виду ту особую роль, которую она отводит таким группам. В их создании Россия видит рост влияния на экономику других стран. «Замкнув» предприятия бывших республик СССР на свои главные предприятия, она сможет не только контролировать их деятельность, но и, используя несовершенное законодательство, «перекачивать» на себя доходы от их деятельности.

Таким образом, возвращаясь к вопросу об отношении властных структур нашего государства к развитию банковского дела в Украине, можно констатировать: сдерживание интеграции банковского и промышленного капиталов создает условия, которые ведут к превращению Украины в регион дешевой рабочей силы, к потере рынков сбыта и усиление ее экономической зависимости.

Для того, чтобы ФПГ стали катализатором реформ, местом формирования высокотехнологичного и конкурентоспособного комплекса, способного обеспечить экономическую независимость и национальную безопасность Украины, нужна целенаправленная государственная политика. Особенно необходимым является квалифицированное обоснования со стороны государства создание транснациональных ПФГ.

Общие масштабы и динамику всего процесса, связанного с развитием ФПГ, прямыми иностранными инвестициями и интернационализацией производства, можно судить на основании того, что ТНК сегодня - это примерно 45 тыс. материнских компаний и 280 тыс. их зарубежных филиалов, которые все больше влияют на всю систему международных экономических отношений и мировую экономику в целом. Так, в 2001 г. объем продаж зарубежных филиалов ТНК преобладал весь мировой экспорт и составил 6,4 трлн. долл. Общий объем активов зарубежных отделений ТНК оценивается примерно в 9,0 трлн. долл.

Анализируя основные мотивы создания транснациональных ФПГ следует выделить такие:

1) развитие международной специализации и кооперирования производства;

2) возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности общие для всех крупных промышленных фирм, которые интегрируют в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия и связанные с эффектом масштаба и экономией на издержках;

3) продвижение товаров на рынки других стран;

4) использование научно-технического потенциала других стран;

5) увеличение доходности объединения и снижению расходов. Благодаря межгосударственному сотрудничеству снижение затрат достигается по мере расширения производства. В этом же направлении действуют такие факторы, как обмен ноу-хау, открытие приемлемых, с точки зрения затрат, сырьевых рынков и т.п.;

6) использование рабочей силы зарубежных стран;

7) обеспечение поставок сырья и энергоресурсов из-за рубежа;

8) выгодно использование капитала, что не нашел достаточно прибыльного применения внутри страны;

9) использование денежных рынков других стран.

Для ТНК иностранная деятельность имеет не менее, а все чаще более важное значение, чем внутренние операции. Это можно утверждать на основе определенных показателей, которые характеризуют 15 крупнейших ТНК (табл. 12.2).

 

Таблица 12.2. Основные показатели, которые характеризуют иностранную деятельность ведущих ТНК мира 

Компания

Отрасль

Иностранные активы,% до всех активов

Продажи за границу,% к общему объемахгу продаж

Количество занятых за рубежом,% к общему числу занятых

«Роял Датч-Шелл»

Энергетика

67,8

73,3

77,9

«Форд»

Автомобилестроение

29,0

30,6

29,8

«Дженералелектрік»

Электроника

30,4

24,4

32,4

«Экссон»

Энергетика

73,1

79,6

53,7

«Дженерал моторс»

Автомобилестроение

24,9

29,2

33,9

«Фольксваген»

Автомобилестроение

84,8

60,8

44,4

«Ай Би Эм»

Производство компьютеров

51,9

62,7

50,1

«Тойота»

Автомобилестроение

30,5

45,1

23,0

«Нестле»

Пищевая промышленность

86,9

98,2

97,0

«Байер»

Химическая промышленность

89,8

63,3

54,6

«АББ»

Электрооборудование

84,7

87,2

93,9

«Ниссан»

Автомобилестроение

42,7

44,2

43,5

«Елф Аквітеп»

Энергетика

54,5

65,4

47,5

«Мимо»

Энергетика

61,8

65,9

52,2

«Даймлер-Бенц»

Автомобилестроение

39,2

63,2

22,2

На сегодня экономика многих стран демонстрирует разнообразные формы организационно-хозяйственной взаимодействия между корпоративными объединениями и построения на их основе промышленно-финансовых групп. Среди большого разнообразия форм ФПГ есть как традиционные заботы во главе с мощной промышленной корпорацией, так и универсальные межотраслевые финансово-промышленные объединения, которые сформировались вокруг банков. Рассмотрим наиболее типичные модели ФПГ.

Американские финансово-промышленные конгломераты. В США они являются высшей формой организации ФПГ. Важная особенность таких структур - это наличие прочной системы кредитно-финансовых учреждений, которая включает не только банки, но и трастовые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, сберегательные ассоциации. Так, коммерческие банки «Морган Гаранте траст компани», «Лемен бразерс», «Банк оф Америка» приняли участие в 80% сделок, связанных с поглощением мелких фирм.

На сегодня в США распространены два основных типа ФПГ, различающихся между собой центром, вокруг которого объединяется вся группа. В первом случае консолидирующим ядром ФПГ является банковский холдинг, а во втором - производственно-технологический комплекс.

Наиболее известными ФПГ США, основу которых составляют мощные финансовые институты, группы «Чейза», «Моргана», «Мелона», «Лемена-Годдмена», «Сакса» и др. Среди крупных промышленных корпораций следует назвать «Дженерал моторс», «Дженерал электрик», «Форд моторс» и др. Показательно, что в группу «Дженерал моторс» входит более 200 заводов в США, 12 - в Канаде и 32 предприятия в других странах мира; что производят около 20% мирового выпуска автомобилей.

Японские ФПГ (сюдани) функционируют в форме комплекса независимых промышленных и банковских монополий, связанных между собой системой хозяйственных связей. Сюдани - это самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, включающие в организационную структуру финансовые учреждения (банки, страховые и трастовые компании), торговые фирмы, а также производственные предприятия различных отраслей народного хозяйства.

Экономику Японии практически полностью контролируют шесть крупных ФПГ: «Мицубиси», «Мицуи», «Суміто», «Фуйо», «Санва», «Дайті Канге». Они объединяют 157 промышленных и 24 финансовые компании. Кроме того, эти ФПГ косвенно, через акции, контролируют около 6 тыс. фирм, которые не входят в их состав. Так, «Санва» контролирует 1034 фирмы за пределами своей ФПГ.

Промышленные объединения ФПГ построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции («кэйрэцу»). Под эгидой главного фирмы - множество подчиненных ей дочерних (вместе они создают своего рода верхний ярус вертикальной интеграции). Всего таких ярусов насчитывается до четырех, поскольку большинство дочерних по отношению к главной фирмы имеют под своим контролем другие. Варианты процентного соотношения акционерного капитала могут быть разными - от 10 до 50%. Так, главная фирма кэйрэцу - «Тойота», что входит в состав ФПГ «Мицуи», объединяет под своим контролем 15 компаний, которые занимаются производством компонентов, автомобилей, фундаментальными исследованиями, экспортом и импортом сырьевых продуктов.

Южнокорейские ФПГ (чеболи) сосредоточивают внимание на изготовлении наукоемкой продукции. В составе этих объединений формируются научно-исследовательские и проектно-технологические институты, потому ФПГ Южной Кореи являются финансовыми научно-промышленными группами. Сейчас на мировом рынке корейские ФПГ вытесняют транснациональные компании американского, японского и западноевропейского происхождения.

Южнокорейские ФПГ характеризуются также высоким уровнем диверсификации. В каждой из них представлены ведущие отрасли промышленности. Например, ФПГ «Самсунг» работает более чем в двадцати отраслях промышленности (проектирование и строительство объектов в различных сферах; производство удобрений, синтетических волокон, каучука и других химических товаров; приборостроение и электроника; машиностроение; нефтепереработка; авиастроение и др.).

ФПГ в Германии формируются, как правило, на основе мощных банков, которым принадлежит ведущая роль в процессе интеграции промышленного и банковского капитала. Примерами являются финансовая группа Немецкого банка (Deutshe Bank AG) с концернами «Сименс», «Ганіель», «Байер», «Хеш», «Хенкель», «Хортен»; финансовая группа Дрезденского банка с концернами «Фольксвагенверк», «Круглые», «Шикеданц», «Грундіг», «Откер». Одновременно с промышленностью ФПГ создаются в торговле, сельском хозяйстве, сфере услуг.

Процессы транснационализации являются характерными и для банковской системы. Транснациональные банки (ТНБ) выполняют все основные функции, необходимые для обеспечения деятельности финансово-промышленных групп. Это мощные банковские учреждения, достигшие такого уровня международной концентрации и централизации капитала, который благодаря сращению с промышленными монополиями предусматривает их реальное участие в экономическом распределении мирового рынка ссудных капиталов и валютно-кредитных ресурсов. ТНБ осуществляют международные операции через сложную сеть тесно интегрированных иностранных отделений, филиалов и агентств, находящихся в основных финансовых центрах мира, а также на национальных рынках ведущих стран.

Крупнейшие банки образуют мировые финансовые центры, через которые осуществляется движение международных финансовых потоков. На сегодня сложились три основных регионы, где сконцентрированы международные банки: КТА, Западная Европа и Юго-Восточная Азия. Так, в 1999 г. активы «Индастриал банк оф Джепен/Гаи-Ічі Канейо банк» (Япония) составляли 1241 млрд. долл., немецкий «Дойче банк/Банкерс траст» - 732,5, а банка «Сити групп» (США) - 668,6 млрд. долл.

Наиболее распространенными формами организационных формирований объединения капитала в Украине могут быть финансово-избирательные группы, то есть объединение юридически самостоятельных компаний, сформированные с помощью финансовых методов (прежде всего участия в акционерном капитале). Создание объединения предприятий является одним из важнейших направлений реструктуризации предприятий всех форм собственности. Такое объединение должно в пределах действующего законодательства обеспечивать защиту отечественных товаропроизводителей и доходность их деятельности.

Основными разновидностями финансово-производственных групп является концерны, корпорации, финансовые группы (в которых холдинговые функции выполняют банки), финансовые группировки (не так четко оформленные в организационном отношении объединения), холдинговые объединения, группы промышленно-финансовые (в Украине) и финансово-промышленные (в России). Часто компания, имея формальный статус корпорации, холдинга, консорциума или концерна, действует по принципу промышленно-финансовой диверсификации и, по сути, выполняет функции промышленно-финансовой группы (ПФГ).

В Законе Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» указано, что ПФГ является объединение, в которое могут входить промышленные и сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности, имеющие целью получить прибыль, которые создаются по решению Правительства Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, в том числе программы в соответствии с межгосударственными договорами, а также производства конечной продукции.

Приведем основные особенности деятельности ПФГ в Украине:

• главным предприятием ПФГ является то, что производит конечную продукцию, осуществляет ее сбыт, платит налоги Украине и официально представляет интересы ПФГ в Украине и за ее пределами;

• участником ПФГ может быть предприятие, банк, научная или проектная учреждение или иностранное юридическое лицо, которое производит промежуточную продукцию или предоставляет банковские услуги участникам и головному предприятию ПФГ, и предусматривает получение прибыли;

• на банки-участники ПФГ не распространяется ограничение относительно вложения коммерческих банков в уставные фонды других предприятий и организаций в части инвестирования средств в разработку, развитие и модернизацию производства; приобретенные банками корпоративные права собственности и другие имущественные права сохраняются за ними после реорганизации и ликвидации;

• годовой объем реализации конечной продукции ПФГ должен быть не меньше эквивалент 100 млн. долл. США начиная со второго года после создания ПФГ. Этот срок может быть продлен в случае производства новых видов конечной продукции и продукции с длительным циклом производства.

Приведены особенности стимулируют создания ПФГ в черной металлургии, угольной, энергетической и химической отраслях.

Согласно действующему законодательству Украины ПФГ имеют специфические признаки, по сравнению с другими видами финансово-производственных объединений (табл. 12.3).

Таблица 12.3. Характеристика объединений предприятий и организаций 

Показатель

Объединение предприятий и организаций

ПФГ

Холдинговая группа (компания)

Концерн

Корпорация

Признаки объединения:

 

 

 

 

- наличие юридического лица

-

+

+

+

- наличие учредительного договора (соглашения)

+

+

+

+

- наличие устава

-

+

+

+

- наличие основного (базового) предприятия

+

+

 

 

- наличие обособленного аппарата управления

-/+

 

+

+

- характер объединения

Договорное

Статутно-договорное

- государственная регистрация объединения

КМУ по согласию ВРУ

Местные органы

Учредители объединения:

 

 

 

 

- предприятия, организации

+

+

+

+

- банки, инвестиционные фонды, финансовые учреждения

+

 

 

_

- научные и проектные учреждения

+

+

+

+

Условия создания и льготы:

 

 

 

 

- минимальное количество объектов для объединения

2

2

2

2

- квота по объему продаж

Согласно антимонопольными ограничениями

- освобождение от уплаты ввозной и вывозной пошлины

+

 

 

 

- на промежуточную продукцию

+

-

-

-

- освобождение коммерческого банка от ограничения взносов в уставный фонд

+

 

 

 

Возможности, которые дает объединение предприятий Украины в промышленно-финансовые группы, показано на рис. 12.8.

12.8

Рис. 12.8. Объединение предприятию ПФГ 

 

Функционирование ПФГ в Украине обнаруживает комплекс проблем корпоративного управления, а именно:

• выбор типа промышленно-финансового объединения;

• разрешение конфликта интересов участников;

• выбор схемы управления реальными собственниками;

• лишение синдрома «маленького человека».

Особым поводом интеграции предприятий в единую корпоративную структуру и есть попытка воспользоваться потенциальными плодами интеграции без жестокой централизации контроля над ресурсами. Однако большинство директоров предприятий пытаются избежать концентрации акций в руках крупных внешних инвесторов (в том числе банков) во время размещения акций. Под влиянием экономических условий отношение к крупных внешних акционеров эволюционирует в направлении поиска партнеров для взаимовыгодного сотрудничества.

Внутригрупповые отношения является самым «узким местом» ПФГ, что может привести к негативным явлениям, в частности:

• неполной реализации интеграционного эффекта;

• увеличение «дистанции» между групповыми проектами и их практической реализацией;

• появления проблемы головного предприятия ПФГ, относительно реальных рычагов воздействия на предприятия-члены группы;

• отсутствие стратегии совместной деятельности;

• дефицита надежной и оперативной информации о работе предприятий.

Оказывается новая роль центральных компаний ПФГ как консультативных служб или «клубов директоров» с их последующей трансформацией в штабы стратегического планирования и координации финансовых потоков. Ориентиром является превращение компании на основное общество относительно других участников группы, одним из основных направлений действий которой должно стать аккумулирования капитала для дальнейшего инвестирования.

Возможны следующие способы формирования ПФГ в добровольном порядке или консолидацию пакета акций:

1) основания участниками группы акционерного общества открытого типа (рис. 12.9);

12.9

Рис. 12.9. Учреждение акционерного общества открытого типа 

2) передача этими участниками (предприятиями и финансово-кредитными учреждениями) пакетов акций, находящихся в их собственности, в доверительное управление одному из участников группы (рис. 12.10);

12.10

Рис. 12.10. Схема передачи пакетов акций в доверительное управление 

 

3) приобретение одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также других учреждений и организаций, которые становятся участниками группы (рис. 12.11).

12.11

Рис. 12.11. Схема приобретения одним участником группы пакетов акций других предприятий 

 

Самым популярным в России и странах СНГ (таких как Беларусь, Казахстан) является первый способ, наименее популярным - последний, через высокую затратность.

Существуют варианты одновременного использования нескольких механизмов консолидации капитала:

• совместно открываются акционерные компании (центральная компания группы, торговый дом и др.);

• часть активов участников группы передается в доверительное управление центральной компании;

• формируются специализированные централизованные фонды группы;

• концентрация ресурсов повышается с помощью кредитов;

• одни члены группы принимают участие в капитале других.

Для модернизации производственного процесса принципиального обновления его технологической базы потрібці большие инвестиции. В настоящее время в условиях относительно высокой концентрации производственных мощностей на отдельных предприятиях концентрация капитала в отечественной экономике еще не достигла уровня, который дал бы возможность финансировать масштабные инвестиционные проекты, в том числе программы НИОКР.

Обобщенный состав промышленно-финансовой группы представлена на рис. 12.12.

12.12

Рис. 12.12. Состав ПФГ 

 

Между тем, по экспертным оценкам, способность эффективно конкурировать на мировом рынке имеют только компании (или их группы) с оборотом в несколько десятков миллиардов долларов. Поэтому по возможностям концентрации капитала крупнейшие украинские компании значительно уступают ведущим зарубежным диверсифицированным ПФГ.

Важным источником ресурсного обеспечения инвестиций является интенсификация использования имеющегося экономического потенциала. Основными факторами повышения отдачи от имеющихся производственных фондов являются следующие:

• экономия на издержках за счет кооперации в постачальницько-сбытовой и маркетинговой деятельности, снижение потребности в оборотных средствах;

• повышение конкурентоспособности в связи с укреплением партнерских отношений между технологически-связанными предприятиями.

При этом существенным является улучшение ритмичности производства как фактора, который расширяет возможности сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Ориентация на использование дополнительных производственных мощностей и экономия материальных и финансовых ресурсов, возникающих вследствие внутренне групповой кооперации, играет особую роль в функционировании собственного финансового механизма ПФГ. Эта роль связана с реализацией таких действий:

• выявление эффекта кооперации;

• консолидации этого эффекта с учетом интересов участников ПФГ и его использование для финансирования инвестиционной активности группы;

• распределения отдачи от этих инвестиций;

• ослабление налогового давления на полученные дополнительные ресурсы. Для экономии оборотных средств и маневрирования налоговой нагрузкой большие возможности дает применение трансфертных цен.

Результаты усилий ПФГ по концентрации капитала для решения проблем стабилизации производства и его технологического обновления в основном зависят от того, в какой мере удастся привлечь к этому ресурсы самых самостоятельных, с финансовой точки зрения отраслей отечественной экономики.

Промышленно-финансовые группы, концерны, холдинги, конгломераты и консорциумы, а также другие структуры ассоциативного типа, которые базируются на внутренних договорных отношениях, является своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран и мирового хозяйства в целом. Создания ПФГ в Украине будет способствовать выявлению экономических приоритетов, укреплению хозяйственных связей, повышению прочности промышленности и развития финансовой сферы, повышению конкурентоспособности украинских предприятий и выхода их на мировой рынок, развития предприятий стратегической ориентации путем их инвестирования и реструктуризации.



Назад