Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 4. Опосередкованість процесса обучения уровнями усвоения знаний


Ступенчатый характер процесса усвоения знаний. Обучение - процесс, детерминируется рядом факторов. С одной стороны, его ход зависит от тех функций, которые выполняет ученик в учебной ситуации. Обучение может происходить на основе пассивного восприятия и усвоения той информации, которую презентует учитель. Но учение может происходить и на основе деятельности ученика. А с другой стороны, учение не является произвольной конструкции. Этот процесс детерминируется уровнем усвоения знаний, то есть существует определенная зависимость между набором и структурой компонентов учение и уровнем усвоения знаний. Рассмотрим процесс учения как такой, что детерминируется пассивной позицией ученика. В этих случаях его рассматриваем как объект формирующего влияния педагога в виде сообщения ученику готовых знаний и требований к учебных действий. В этом ракурсе учение состоит из таких действий как подражания, дословное или смысловое восприятие, повторения, тренировки, упражнения по готовыми образцами и правилами.

Однако процесс усвоения знаний имеет ступенчатый характер, другими словами, он происходит как движение от одного уровня усвоения до другого, от низшего к высшему. По способам использования усвоенной информации психология выделяет два генетически связаны между собой виды деятельности: репродуктивную и продуктивную.

Продуктивная деятельность будто вырастает из репродуктивной, следовательно, репродуктивная предшествует продуктивной. При репродуктивной деятельности усвоенная информация только воспроизводится в различных сочетаниях и комбинациях от буквальной копии в любое реконструктивного ее воспроизведения и применения в типичных ситуациях, однозначно детермінуються обучением. В процессе продуктивной деятельности создается новая информация. Всякая деятельность выполняется на основе ранее усвоенной информации. Это может быть как информация о объекты познания, их свойства, так и о алгоритмы действий с ними. По характеру трудоемкость алгоритма действий к объектам изучения оценивают степень самостоятельности выполнения той или иной деятельности и на этой основе выделяются различные уровни усвоения знаний как степени индивидуального овладение опытом человечества [4,60].

Влияние уровней усвоения знаний на характер учения. Педагогическая и психологическая науки выделяют следующие четыре уровня знаний:опознавательный, рэпродуктивний, производительный и творческий [4, 60]. Первый и самый низкий уровень знаний (распознавание) характеризуется тем, что репродуктивная деятельность с освоенными понятиями, учебным материалом выполняется с опорой на подсказку. То есть это такая репродуктивная деятельность, когда внешняя подсказка выполняет роль опоры для ее выполнения. Например, изучая подлежащее в предложении, ученики усваивают информацию о том, что подлежащее - это член предложения, который дает ответ на вопрос "кто?" или "что?" выполняет действие. Приводится пример: "Пронзительный, жгучий ветер дул со всех сторон". В этом предложении его частью, которая дает ответ на сформулированные выше вопросы есть слово "ветер", то есть слово "ветер" является подлежащим уданому предложении. Ученикам предлагаем такое предложение: Вдруг в толпе он увидел до боли знакомое лицо. В этом предложении ученику нужно определить подлежащее. Если бы это задание было дано через длительный промежуток времени после изучения данной темы, то оно бы не соответствовало уровню распознавания. А поскольку в нашем случае первое предложение является своеобразной подсказкой, опорой для действий ученика, то эта репродуктивная деятельность отождествляется с ранее засвоєною.

Когда ученик воспроизводит материал самостоятельно, без опоры на любую подсказку, а также применяет его в типичной, обычной, то есть подобной учебной ситуации, то это означает, что данный материал ученик усвоил на репродуктивном уровне. Заметим, что типичной ситуацией называют такую, которая непосредственно вытекает из содержания изучаемого материала. Если использовать предыдущий пример с нахождением подлежащего в предложении, то можно уверенно утверждать, если ученик скажет, какой член предложения называют подлежащим и в предложенном предложении найдет подлежащее, то это означает, что понятие "подлежащее" ученик усвоил на репродуктивном уровне. То есть, репродуктивный уровень усвоения характерен тем, что ученик самостоятельно воспроизводит материал и умеет прикладывать усвоенный способ действий в ситуации, аналогичной типовой.

Следующий уровень усвоения - производительный. Он предусматривает выполнение продуктивной деятельности, то есть деятельности, связанной с преобразованием знаний, усвоенных на репродуктивном уровне. В процессе продуктивной деятельности ученик создает новую информацию, новый продукт путем трансформации, преобразования ранее усвоенной с использованием уже усвоенных ранее способов деятельности в ситуации, близкой к типовой. Покажем это на примере из физики. Изучается закон Ома для полной цепи. Ученик должен ответить на вопрос: "Как зависит спад напряжения на внешнем сопротивлении от величины этого сопротивления?". Конечно, чтобы дать ответ на этот вопрос, он должен осуществить преобразования формулы, которая выражает закон Ома для полной цепи. Только после Этого ученик сможет дать обоснованный ответ, а не просто вспомнить формулу данного закона, написать ее. Как видим, преобразования усвоенных знаний на репродуктивном уровне, является обязательным элементом продуктивного уровня усвоения знаний.

Последний уровень усвоения - творческий. Он предусматривает воспроизведение знаний как с элементами преобразования, так и с элементами кодирования, то есть перевод информации из одной формы выражения в другую. Например, с вербальной в графическую, табличную, математическую, или наоборот, а также самостоятельная разработка способов решения незнакомого, то есть нетипичной ситуации, и применение этих способов к конкретным условиям.

Итак, мы описали особенности каждого из уровней усвоения, которые, по сути, являются уровнями знаний. Здесь, однако, следует сделать еще одно замечание. Кроме названных четырех уровней знаний (уровней усвоения), есть еще один уровень усвоения - понимание. Это не уровень знаний, но это - уровень усвоения, однако уровень особый, поскольку он не связан с воспроизведением. Его психологической основой является сравнения, установление связи неизвестного с известным, подведение неизвестного понятие под известно, ранее приобретенное.

Рассмотрим далее как выглядят компоненты умение на каждом из уровней усвоения.

Уровень усвоения-распознавания. Понятно, щоучіння должно происходить так, чтобы у ученика сформировался чувственный, а затем и познавательный образ объекта изучения, чтобы при повторном напоминании о нем ученик мог выделить данный объект изучения многих других, ему подобных, чтобы при подсказке ученику одной - двух признаков, принадлежащих этому объекту изучения, он смог назвать все другие признаки объекта. Из этого следует, что первым компонентом учение является восприятия, формированию чувственного образа, представление. При этом объект изучения демонстрируется, описывается словесно, выделяется его самая существенная черта, осуществляется сравнение с близким по духу и содержанию объектом.

Восприятие богаче от ощущений, поскольку в него входят данные не только непосредственных ощущений человека, но и данные ее собственного опыта. Подключая как можно больший спектр ощущений ученика при восприятии им объекта изучения, учитель помогает ученику создать полный чувственный образ этого объекта.

Введение учащихся в новый материал часто осуществляется путем словесного объяснения, что сопровождается демонстрацией средств наглядности. В ходе этой работы ученик выбирает то, что больше всего отличает данный объект от других, ему подобных. Этому помогает актуализация собственного опыта учеником, сравнение объекта изучения с другими, ему подобными, нахождения отличий и фиксация их невольной памятью. Ученик в начале изучения не ставит Работа над созданием чувственного образа включает и непроизвольную память. Такой процесс учения полностью обеспечивает усвоение материала на уровне распознавания.

Уровень репродуктивный. Поскольку задача состоит в том, чтобы запомнить содержание материала, то вполне очевидно, что должна быть концентрация внимания на осмысление, потому что материал, который человек понимает, запоминается лучше. Поэтому важные мысли повторяются несколько раз, объект будто возвращается разными боками, устанавливаются связи, прослеживаются различия, констатируется сходство. Но репродуктивный уровень предусматривает усвоение и воспроизведение определенного образа действий, определенного алгоритма действий. Поэтому понятно, что этот способ действий сначала демонстрируется ученикам предлагается через действие приложения его к ситуации, которая возникает из содержания изучаемого материала. И далее ученики сами прикладывают этот способ действий к ситуаций, аналогичных учебной. Выполняя элементарные преобразования в рамках типовой ситуации, концентрируя свое внимание на преобразования в пределах данной ситуации, ученики вместе с тем и запоминают учебный материал и способ действий с ним с использованием как невольной, так и произвольной памяти.

Продуктивный уровень усвоения. Прежде всего, для усвоения материала на данном уровне необходимо более глубокое осмысление содержания того, что изучается. Это диктует необходимость детальнишей аналітико-синтетической деятельности, в частности в структурной плоскости. Совместно с учителем ученики осуществляют расчленение объекта изучения на составные части, раскрывают между ними связи и отношения, решают задачи их объединение вокруг объединительной идеи, устанавливают связи, создают планы, пытаются увидеть новое качество, что образовалась в результате объединения частей целого вокруг идеи, возвращаются к деятельности с получения и применения знаний.

Решения задач, упражнений, заданий на применение полученных знаний в ситуации видоизмененной, но близкой к типовой, создает предпосылки перехода на более высокий теоретический уровень абстракций. При этом степень самостоятельности познавательной деятельности учащихся все время растет.

Творческий уровень усвоения. Осмысление материала на высшем уровне ведет к необходимости применения моделирования, создания моделей содержания, их анализа, выхода на новые теоретические обобщения, где значительное внимание уделяется кодированию, перехода на новую форму выражения содержания, перехода к заданий в новой, нетипичной ситуации, разработка способов их решения.

Итог. Процесс обучения имеет ступенчатый характер, то есть он происходит как движение мысли от уровня к уровню. Выделяют пять уровней усвоения (понимание, распознавания, репродуктивный, продуктивный, творческий) или четыре уровне знаний (опознавательный, репродуктивный, продуктивный, творческий). Каждый из этих уровней выдвигает свои требования к организации учебной деятельности учащихся.



Назад