Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

4.6. Теория народонаселения и экономические идеи Т. Мальтуса


Т. Мальтус - выдающийся представитель классической политической экономии Англии. Он один из первых проанализировал связь между населением и экономикой. Творчество этого ученого формировалась в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных поисков ценные и для современной экономической теории.

Т. Мальтус оказался создателем теории народонаселения, из которой вытекают определенные аналитические выводы, что превратили ее на неотъемлемая часть наследия классической экономической мысли. Эта теория стала некоторым стандартом в суждениях классиков о экономическую политику, когда причины бедности сводятся к простому соотношение темпов прироста населения и прироста жизненных благ, которые определяют прожиточный минимум. За Мальтусом, будь-яка сознательная попытка усовершенствования человеческого общества посредством социального законодательства будет сметена непреодолимой человеческой массой, и поэтому каждому человеку следует беспокоиться о себе самой и полностью отвечать за свою непредусмотрительность. Но все эти доказательства автора "Опыта" были только идеологическими ловушками, и через это некоторые авторы, в частности Джон Стюарт Милль, посмотрели на проблему несколько иначе и, признав, что контроль за рождаемостью приемлемый с моральной точки зрения, смогли использовать мальтузіанську доктрину как флаг для программы социальных реформ.

Мальтузіанська доктрина

Опыт" Мальтуса не восприняли главным образом представители марксистской теории. Критикуя это произведение, они традиционно усматривали в нем "глупости" и "апологетику", в надежде доказать ничтожность его автора как ученого. Особым нападкам подлежала центральная идея книги - о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества. И хотя идея в принципе правильная и актуальная, следует признать, что действительно расчеты Т. Мальтуса, которые имели бы достоверно подтвердить прогнозы, вытекающие из теории, оказались нереальными. Хотя автор пытался возвести в ранг закона положения о то, что при благоприятных условиях (если будут искоренены войны, болезни, бедность) населения, увеличиваясь по принципу геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20-25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, увеличиваясь в арифметической прогрессии, не сможет приумножаться такими темпами. Он доказывал, что поскольку размер Земли не меняется, а такой фактор, как труд, увеличивается, то количество продуктов потребления может расти только в арифметической, а в геометрической прогрессии (сравните 1, 2, 3, 4, ... с 1,2, 4,8,...): "через два века народонаселения относилось бы к средствам существование как 256 до 9; через три века - как 4096 до 13, а после двух тысяч лет это соотношение было бы безгранично и вычислить его было бы невозможно". И тогда через перенаселения бедность может стать неизбежной судьбой всего человечества. Мальтус сделал такой вывод: если численность будет повышаться снова и снова, то Земля словно бы сплющуватиметься раз в своем размере, пока не станет настолько малой, что предложение предметов потребление будет ниже уровня, необходимого для жизни населения.

Когда закон спадіння отдачи применяется к фиксированной предложения такого фактора, как земля, то производство пищи не может удовлетворять потребности експотенційно растущего населения. Мальтус был неплохим психологом и чувствовал силу таких простых и убедительных иллюстраций. Читатель мог не осознавать, что это только тенденция. Автор немного успокаивает его представления будущего мира, где людям уже нет места где стоять, не то что жить и работать. Он говорит, что в действительности это невозможно, потому что природа сама регулирует эту тенденцию, чтобы она не стала реальністью. И делает она это с помощью войн, болезней, бедности и пороков.

На самом деле, биологическую способность человека к продолжение рода Т. Мальтус характеризует ее природными инстинктами, такими же как и у животного. Причем эта способность, считает он, несмотря на постоянно действующие принудительные и предвзятые ограничения, превышает способность человека наращивать продовольственные ресурсы. Такие простые идеи, которые не нуждаются в дополнительных аргументов и фактов, стали причиной многочисленных отзывов на теорию Т. Мальтуса. А. Маршалл, например, отмечал: "автор "Опыта" утверждает, что в то время, когда он писал свою книгу, ни одна страна не в состоянии была обеспечить себя достаточным количеством средств существования после того, как ее территория стала слишком густо заселенной... и что рост населения, если он не будет ограничен добровольно, будет сдерживаться бедностью и другими причинами".

Поэтому Т. Мальтус предлагает другой путь решения этой проблемы. Он призывает людей прибегать к добровольному самоограничению, хранить моральную чистоту в своем образе жизни, воздерживаться от очень ранних браков. Но, отмечает А. Маршалл, автор не учел того, что бурное развитие транспорта на суше и на море позволяет нынешнему поколению любой страны завозить продукты из богатейших земель планеты по относительно низким ценам. И, как свидетельствует мировая практика, эта тенденция не только не является абсолютной, но на некоторой стадии развития общества уступает место прямо противоположной тенденции: увеличение количества средств существования и повышения жизненного уровня способствует снижению рождаемости и темпов роста населения. В современных богатых странах мира естественный прирост населения в несколько раз ниже, чем в бедных странах Азии, Африки, Латинской Америки. Жизнь доказывает, что физиологическая плодовитость человека как биологического вида вовсе не определяет реальные темпы роста населения.

В то же время невозможность увеличивать производство продовольствия Т. Мальтус объяснил не только медленным техническим усовершенствованием в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего популярным на то время "закона убывающего плодородия почвы". Кроме того, американская статистика (наблюдение Бенджамина Франклина о том, что в американских колониях, богатых ресурсами, населения удваивалось каждые 25 лет или около того), использована им на пользу "геометрической прогрессии" роста численности населения, более чем сомнительна, потому что не отражает разницы между количеством эмигрантов в США и количеством тех, кто родился в этой стране.

Однако не следует забывать предостережение самого Мальтуса о том, что ознакомившись с его трудом, " всякий читатель имеет признать, что, несмотря на возможные ошибки, практическая цель, которую преследовал автор этого произведения, заключается в поиске путей счастливой судьбы низших классов общества".

Принимая во внимание все "за" и "против" книги Т. Мальтуса, следует отметить, что даже после столетней дискуссии теорию народонаселения, разработанную автором "Опыта", можно интерпретировать так, чтобы она совпадала с критерием опровержение и была опровергнута. Если мы соглашаемся с Мальтусом, что контроль за рождаемостью - дело безнравственное, тогда на его стороне история роста народонаселения в течение последних двух веков: численность населения не тормозилась ничем, кроме "бедности и пороков". Если же мы, наоборот, считаем контроль за рождаемостью морально оправданным, Мальтус опять-таки прав: "моральное загнуздання" в широком смысле слова - это одно из ограничений роста население свыше ресурсы продовольствия.

Теорию Мальтуса невозможно оспорить, поскольку она не применяется к каким вероятных или действительных демографических тенденций, и она не претендует на то, чтобы описывать реальный мир, но ее описание "справедливое", по определению ее собственной терминологии.

Мальтус - Рикардо

Талант Мальтуса как ученого-исследователя и учителя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805 г. ученый принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Продолжая научные исследования, в 1815 г. Т. Мальтус выдал еще одно произведение, первые слова названия которого повторяли заголовок знаменитого "Богатства народов" А. Смита " Исследование о природу и увеличение земельной ренты". В этом произведении Т. Мальтус, исходя из натуральной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов при реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательные суждения о ренте и некоторые другие проблемы экономики он выразил позже, в 1820 г. В тот год Т. Мальтус выпустил свою основную экономическую труд "Принципы политической экономии, которые рассматриваются в расчете на их практическое применение", которая в теоретически-методологическом плане не имела существенных отличий от созданных тремя годами ранее знаменитых "Основ политической экономии". Рикардо, с которым Мальтус дружил. Обращает на себя внимание тот факт, что критиками творчества Мальтуса, как правило, умалчивается или упоминается мимоходом сам факт многолетних дружеских отношений между ним и Д. Рикардо. В лучшем случае их дружба и сотрудничество выкладывались как некое случайное явление, обусловленное идейными разногласиями различных по убеждениям коллег. На самом же деле Т. Мальтус и Д. Рикардо имели много общих взглядов на социально-экономические и общественные проблемы. Например, Рикардо разделял положение "железного закона заработной платы" Т. Мальтуса, который вытекает из его теории народонаселения и согласно которому зарплата в обществе якобы не может вырасти, неизменно оставаясь на низком уровне. Т. Мальтус считал, что процесс роста количества населения приведет экономику до такого состояния, при котором рабочие будут получать лишь минимум средств существования. Мальтус сделал вывод, что когда заработная плата превышает минимум средств потребления, то численность населения растет, а когда она ниже минимума - уменьшается. Только при заработной плате, что обеспечивает физически необходимый минимум, будет иметь место стабильное равновесие населения. Мальтус считал, что рабочие обречены на тяжелое и короткую жизнь. С этому поводу следует отметить, что теория прожиточного минимума заработной платы - это никакая не теория. А прожиточный минимум берется как определенная величина, обусловлено отношением трудового населения к продолжению рода, а также уровнем медицинских знаний. Это лишь один из примеров классической склонности упрощать анализ, уменьшая количество переменных, подлежащие определению. Теория прожиточного минимума явно не пригодна для определения заработной платы в определенной конкретной ситуации через свою неоднозначность: мы не можем знать, о какой промежуток времени идет речь. Это можно понять, ведь Мальтус стоял на рубеже двух эпох и не предполагал, что следующие два века продемонстрируют грандиозные научные и экономические достижения.

Почти идентичны по сути, были и теории стоимости Т. Мальтуса и Д. Рикардо, причем подобным не только затратный принцип, который лежит в их основе, но и сделаны до них личные комментарии. В частности, в очередном издании своих "Принципов" в разделе "О стоимость". Рикардо, сравнивая трудовую теорию с теорией мальтузіанською расходов, изложенной в "Принципах политической экономии", пишет: "Т. Мальтус, очевидно, считает, что в соответствии с моей теорией затраты на производство какой-нибудь вещи и стоимость ее тождественны, - это так, если он понимает под расходами "издержки производства, включая прибыль."

К сказанному добавим также, что Т. Мальтус фактически повторил Д. Рикардо в освещении теории о прибыли. Последний оба авторы представляли себе как составную часть цены. Причем, по определению Т. Мальтуса, для его установки из стоимости (цены) товара следует вычесть расходы в процессе производства на труд и капитал.

Проблемы реализации совокупного общественного продукта

Особый вклад Т. Мальтуса в разработку классической политической экономии и концепции рыночных экономических отношений не ограничивается лишь выявлением взаимосвязи экономических процессов с природой и его полемикой с Д. Рикардо, результатом которой стали сделанные обоими учеными коррективы относительно своих теоретических и методологических позиций. Существует также важный аспект, в исследовании которого Т. Мальтус пошел дальше Д. Рикардо и других экономистов той поры и тем самым завоевал себе большой авторитет в истории экономической мысли, - это разработка ним проблемы реализации совокупного общественного продукта. Суть в том, что согласно достигнутому в начале XIX ст. "классической школой" уровня экономической теории (особенно благодаря трудам А. Смита и Д. Рикардо) основной проблемой в экономике считалось накопления, что обеспечивало инвестирования дальнейшего развития производства. Возможны трудности в потреблении, то есть реализации произведенной товарной массы, к внимание не брались и оценивались как случайное явление. Такая трактовка существовало, несмотря на завершен к тому времени в развитых странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными неурядицами, как разорения вследствие конкурентной борьбы мелких собственников - предпринимателей и безработицы.

Учитывая определенную тенденциозность своих предшественников и современных ему экономистов по вопросу продуктивного и непроизводительного характера труда различных классов общества, Т. Мальтус в "Принципах" выдвинул неожиданное то время положения о недоступность достаточного спроса и полной реализации произведенного общественного продукта без посильной и такой же необходимой участия в этом как "производственных, так и непроизводственных классов". Тем самым Т. Мальтус бросил смелый вызов тем, кто допускал нелепую мысль о паразитизм огромных масс населения, которые принадлежали к "непроизводственных классов" через их деятельность, скажем, в вооруженных силах (армии), религиозных или административных учреждениях и т.д. По мнению Т. Мальтуса, чиновничество и другие непроизводственные слои общества представляют собой совокупность "третьих лиц", способствующих возникновению и реализации общественного продукта. За Мальтусом, "заинтересованность землевладельцев совсем не противоречит интересам остального общества, а наоборот - экономическое процветание будет зависеть от процветания класса лендлордов".

А впрочем, в своей переписке Т. Мальтус и Д. Рикардо не обошли и проблем теории реализации. Они были солидарны по возможности облегчения бремени безработицы через реализацию общественных программ, как, например, строительство дорог. Но Т. Мальтус, судя по его высказываниям в "Принципах", был убежден в том, что "одна лишь покупательная способность трудящихся классов не обеспечит стимулы для полного использования капитала", и что капиталисты "обрекли себя на бережливость, чтобы, лишив себя привычных удобств и развлечений, хранить часть своей прибыли и накапливать предметы роскоши".

Исходя из ложности тезиса о "самоуничтожение сбережений", Т. Мальтус, как и Д. Рикардо, считает, что не существует границ для расширения производства. О масштабах перепроизводства он говорит так: "Вопрос о перепроизводство заключается исключительно в том, может ли оно быть общим, или только скажется на отдельные отрасли экономики, а не в том ли может оно быть перманентным, а также временным". Итак, за Мальтусом, на отличие от Рикардо, возможны не только отраслевые, но и общие кризиса. Но при этом оба ученые единодушны в том, что любые кризисы - явление временное, а поэтому доказательства их отступничество от постулатов "закон Сэя" - необоснованные.

Несмотря на то, что с высоты современной экономической теории концепция Т. Мальтуса о возможности полной реализации произведенного продукта с помощью предъявленного спроса "третьих лиц" в действительности нереальная, ее значение велико. Как признал почти 100 лет назад Дж. М. Кейнс, именно Т. Мальтус "вооружил" его антикризисными идеями о факторы "эффективного спроса", об место в процессе потребления произведенного продукта промежуточных слоев общества и другое.

Следует сказать и о слабые места пророчества Мальтуса. Несмотря на его тщательные статистические исследования, нынешние демографы считают, что взгляды Мальтуса слишком упрощены. В анализе убывание дохода Мальтус не мог предусмотреть технического чуда - промышленной революции. Он также не предполагал, что после 1870 г. рост населения в большинстве западных стран начнет уменьшаться, а жизненный уровень и заработная плата - расти.

За века после Мальтуса технический прогресс сместил вправо кривую производственных возможностей стран Европы и Северной Америки. Быстрые технические изменения обеспечили более высокие темпы роста национального производства по сравнению с ростом населения, что способствовало резкому увеличению реальной заработной платы.

Несмотря на это, зачатки истины в доктрине Мальтуса все еще важны для понимания демографического поведения населения в Индии, Эфиопии, Китае и многих других странах, где соблюдение соотношения между численностью населения и количеством продуктов потребления является важной жизненной условием.



Назад