Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

5.1. Общая характеристика гетеродоксії


В любой период развития экономической науки имеет место плюрализм (множественность) ее школ, направлений и методов исследования. К того же развитие науки в каждой из стран Европейского континента, Англии и США отмечался неповторимостью и осуществлялся в отношении независимых условиях. Между различными направлениями экономической мысли идет достаточно жесткая и долговременная борьба за лидерство в структуре науки, особенно за господствующие позиции в нормативной части экономической теории. Наряду с представителями господствующей ортодоксального течения, которое определяет в каждый конкретный период магистральный путь развития науки, всегда существуют свои еретики-инакомыслящие и радикалы. Они и формируют гетеродоксію в экономической теории, т.е. совокупность разнородных по своему составу и происхождению школ, направлений, которые отличаются прежде всего критическим отношением к господствующей ортодоксального течения.

В классический период, с одной стороны, заметны различия во взглядах самих классиков политической экономии по национальной признаком (французских, английских, итальянских, украинских и т.д.) и на ряд проблем экономической теории (например, источники стоимости, продуктивную и непродуктивную труд, распределение доходов, реализации совокупного общественного продукта и т.п.). В этом легко убедиться, сравнив трудовую теорию стоимости. Смита - Д. Рикардо и теорию трех факторов Же. -Б. Мера - Н. В. Сеніора, теорию реализации Т. Г. Мальтуса и Ж. -Б. Сэя и т. п. Как отмечает современный американский экономист А. Еппелбаум, в определенном смысле слова все представители классической политэкономии были "радикалами" относительно своих предшественников, а также часто и друг к другу. Д. Рикардо, выдвинув идею технологического безработицы, "радикально" отошел от закона Сэя, а тем самым и от концепции laissez f aire как символа веры. Мальтус был своего рода "радикалом", поставив под сомнение достаточность эффективного спроса в условиях laissez f aire и проповедуя необходимость субсидирования лендлордов, чтобы те могли увеличивать свои расходы и дать работу беднякам.

С другой стороны, с 40-х годов XIX в. в пределах классического периода относительно обособленными парадигмами были историческая школа, социалистический утопизм, марксизм. Так, историческая школа постепенно стала ведущей интеллектуальной силой в немецких университетах и пользовалась большим уважением как в Европе, так и в Америке. Значительным был ее влияние во второй половине XIX в. в Российской империи. Московский университет даже считался оплотом исторической школы. ее представители целый ряд проблем трактовали в историческом, статистическом и частично в аналитическом аспектах.

Значительного распространения и влияния, особенно в второй половине XIX ст., приобрел также марксизм. Со времен своего формирования (40-ые pp.) он в дальнейшем всегда выступал альтернативой как господствующей гетеродоксії, да и всем другим экономическим теориям в пределах самой гетеродоксії. Но вместе с тем нельзя не признать стимулирующего влияния экономической теории марксизма на развитие других школ и направлений экономической науки.

Относительно Украины и России, то марксизм здесь также имел распространение и влияние. Достаточно вспомнить, что первым иностранным языком, на котором переведено "Капитал" К. Маркса, была русская. Во второй половине XIX в. школа марксизма была, фактически, господствующей в Петербургском университете.

Особое место в истории экономической мысли занимают взгляды французских экономистов С. Сісмонді, П. Же. Прудона, немецких ученых и политических деятелей К. Родбертуса, Ф. Лассаля и их сторонников. Эти взгляды находятся в лоне гетеродоксії. их отмечает критическая направленность против канонов классической политической экономии и пороков и противоречий капиталистической рыночной экономики, обоснование необходимости перестройки капиталистической экономики и общества на началах справедливости путем реформирование отношений собственности, распределения и т. д. с помощью государства.

В истории экономической мысли находим свидетельство тому, что развитие па-нуючої ортодоксии происходил не только сам по себе, в желании совершенствоваться, улучшать технику экономического анализа, но и как непосредственная реакция на гетеродоксію. Так, французский ученый Е. Жамс в работе "История экономической мысли XX ст." (1955, русский перевод 1959) пишет: "Ф. Бастіа, Г. Ч. Кэри и другие классики небезспірно доказывали, что свободная инициатива, открывая возможность для очень быстрого технического прогресса, имеет своим результатом все более и более "бесплатное" (т.е. "легкое") овладения природными богатствами. Это они делали том, что необходимо было чем ответить первым коммунистам, которые провозгласили формулу "каждому по его потребностям", и Дэвиду Рикардо, который своей теорией ренты подорвал веру в гармонию интересов общества, основанного на свободной конкуренции". Несколько позже ученики Ф. Бастіа утверждали, что свобода и процветания, обеспечивая изобилие капиталов, приведут к последовательному снижение нормы процента. Это им надо было, чтобы бороться против тезисов П. Же. Прудона об организации бесплатного кредита. Историческая школа помогла появиться и развиться реформизма в противовес утверждению о том, что свобода экономического развития - это необходимое и единственно "естественная" условие. Эта школа гетеродоксії навеяла самом Дж. С. Молью, вопреки его индивидуализма и верности рікардіанскій теории, мнение о том, что некоторые реформы в распределении доходов необходимы и могут иметь успех.

Таким образом, экономические учения представителей исторической школы, социалистов-утопистов, марксистов тесно связаны с формированием и развитием гетеродоксії, как совокупности прежде всего критических концепций относительно господствующей ортодоксии. Заметим, что гетеродоксія отмечается известной преемственностью: она перерастает рамки классического периода в XIX в. и продолжает существовать в XX в. в виде институционализма, неоінституціоналізму, радикальной политической экономии.



Назад