Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

5.3. Историческая школа


Отдельные исследователи, "расправляясь" с представителями исторической школы, подчеркивают, что последние не могут претендовать на создание стройной, логично взаимосвязанной концепции. Сосредоточивая внимание не на обобщении экономических процессов и зависимостей, они тем самым размывают чисто экономическую сферу отношений, отходя от экономического анализа в другие смежные отрасли - в историю, социологию, политику.

По нашему мнению, подобная критика не может быть оправданной. Игнорируя идеи и положения одной школы, мы невольно возносим идеи и положения других школ и направлений. Подходы и концепции, выдвинутые в свое время "историками", не были забыты, а эволюционировали и трансформировались в концепции и методы их последователей, в том числе - институционалистов. Экономическая наука не может двигаться и обогащать себя в одном, заранее определенном, строго вычерченному направлении. Меняются проблемы, задачи, способы их решения. А будь-яка однобокость ведет к ошибок и перекосов. Так, захват универсальными схемами нередко сопровождалось игнорированием национальных особенностей, многогранности условий развития отдельных стран.

Национальная политическая экономия

Против подобной однобокости как раз и выступили представители немецкой исторической школы ее основателем считается Фридрих Лист (1789-1846), немецкий экономист, талантливый публицист, энергичный политик. Основной труд Ф. Листа "Национальная система политической экономии" (1841) - своего рода реакция на ортодоксальную "космополитическую" теорию А. Смита - Д. Рикардо. Ведущая идея произведения - призыв к экономического объединения страны, раздробленной в тот период на много мелких самостоятельных государств.

По мнению Листа, универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования. Деловая экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. Она призвана разъяснять истинно национальные интересы, а не забивать головы практиков различными доктринальными соображениями. Проповедь свободы торговли, которая содержится в трудах классиков, отвечает лишь интересам Англии. Английские купцы покупают сырье и продают предметы мануфактурного производства. При отсутствии запретительных пошлин это подрывает еще неокрепшую промышленность Германии. Парадокс заключается в том, что немецкие княжества в начале XIX в. были отделены таможенными границами, а по соседних государств никаких пошлин не существовало. А тем временем сами англичане отгородили свой внутренний рынок от немецкой сельскохозяйственной продукции за помощью так называемых хлебных законов.

Имея большой жизненный опыт и зная положение в других государствах, Лист прежде всего интересовался организацией и системой внешнеэкономических связей как средством поддержки и защиты молодой немецкой промышленности.

Основные положения, выдвинутые в Листу "Национальной системе...", можно свести к трем взаимосвязанных положений: теория производительных сил; концепция стадійного экономического развития; положение о активную экономическую роль государства. Его теорию производительных сил пронизывает идея, согласно которой создание общественного богатства достигается не лишь через разностороннюю индивидуальную деятельность людей, связанных только разделением труда и обмена. Это одна, но далеко не последнее условие. "Чтобы достичь совершенных результатов, необходимо, чтобы различные индивидуумы были объединены умственно и материально и взаимодействовали". Увеличение производительных сил "начинается с отдельной фабрики и затем распространяется в национальной ассоциации". Нация, что объединяет людей, представляет собой единое целое. Она является результатом предыдущего развития, открытий, усовершенствований, традиций, опыта, знаний. Каждая отдельная нация является продуктивной настолько, насколько она сумеет усвоить эту наследственность от предыдущих поколений и сделать ее собственным достоянием, насколько природные источники, пространство и географическое положение ее территории, численность населения и политическая мощь дают ей возможность гармонично развивать все отрасли труда и распространять свое нравственное, умственное, промышленный, торговый и политический влияние на другие нации и в целом на весь мир.

Полемизируя с "системой"меновой Смита, Лист утверждал, что настоящее богатство и благосостояние нации предопределяется не количеством мінових стоимостей, а степенью развития производительных сил. Важную роль при этом играет политическая мощь. Задача политики - объединить, цивилизовать нации, обеспечить их существование и устойчивость. Экономическое воспитание нации (срок Листа. - Авт.) важнее непосредственное производство материальных ценностей. Мануфактура и индустрия - не только результат труда и сбережений. Не можно ждать, пока ветер насадит семена, а пустынные равнины превратятся в густые леса. Нужны усилия, чтобы за несколько десятков лет достичь цели за помощью питомников. Необходимо поддерживать мануфактуру, пока она не окрепнет и не перестанет бояться иностранной конкуренции (что особенно актуально для экономики Украины в настоящее время. - Авт.). На сельское хозяйство, по мнению Листа, протекционизм распространять не следует: немецкие крестьяне нуждаются не в покровительстве, а в рынках.

С теорией производительных сил связано положения Листа о стадии экономического развития. Стадии, предложенные им, достаточно условные. Сначала нации проходят этап дикости, потом преобладает пастушеский быт. Далее в своем развитии они проходят земледельческий, землеробсько-дедов мануфактурный, он говорил этапы. И, наконец, последний этап, на котором пропорционально развитые сельское хозяйство, промышленность и торговля ("землеробсько-дедов мануфактурный, он говорил и коммерческий этапы"). Экономическая политика должна учитывать специфику каждой отрасли.

Чтобы достичь положения развитой в экономическом отношении нации, не-обходная система поощрений и покровительства; она призвана уберечь молодую перерабатывающую промышленность. Для Германии и ряда других стран необходимо протекционизм. В перспективе свободная торговля станет общим правилом, и может возникнуть общемировой союз промышленно развитых наций.

Особое внимание в работе Листа обращено на роль государства. Он писал, что мы не можем понять народное хозяйство как органично целое, если исключим из него самое большое хозяйство, которое непрерывно и неопровержимо влияет на остальные хозяйств. Лист выделяет государственной экономии, понимая под этим государственные средства правительства, потребление этих средств и управления ими. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, когда государство или федерация охватывает целую нацию, что имеет самостоятельность и способность приобрести политического значение.

Отмечая заслуги Листа, следует прежде всего заметить его исторический метод. Он обосновал и конкретизировал ряд новых, принципиально важных положений. Общие принципы классической школы Лист перевел на язык национальной политической экономии. Он показал влияние политического и государственного единства управление на экономическое развитие, прогресс национального производства и приумножения национального богатства. Внешнеторговая политика должна соответствовать общей экономической политике. Государственная власть согласовывает и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.

Многие из этих положений ныне звучат слишком элементарно. В свое время они отвечали стремлением людей, производили незаурядный влияние на политику, но из трудов Листа стало очевидным, что перевести теорию политической экономии на рельсы хозяйственной практики можно только при условии "воспроизведение как опосредованной звена целого ряда соображений об место, время и среда", от которых "чистая теория" не может уклониться, разве только при формировании исходных категорий как инструмента анализа.

Экономические исследования новой исторической школы

Историческая школа в Германии получила свой развитие в трудах Вильгельма Рошер (1817-1894), Бруно Гільдебрандта (1812-1878) и Карла Кніса (1821-1898), которые считаются основателями старой исторической школы. Следуя традиции Ф. Листа, они обосновали необходимость отражение в экономической теории особенностей национальных хозяйств, отстаивали идею исторического подхода к экономике, учета конкретных исторических и социокультурных факторов при анализе экономических систем. Значительным был их вклад в истории народного хозяйства и истории экономической мысли.

Представителями новой исторической школы в Германии является Густав Шмоллер (1838-1917), Адольф Вагнер (1835-1917) и Карл Бюхер (1847 - 1930). Экономисты этой школы не пошли по пути отрицания "природных" экономических законов. Они исходили из того, что законы экономики не могут быть открытые путем логического обоснования. В центре внимания новой школы - практические проблемы, а не теоретические обобщения.

В экономических исследованиях большое значение предоставляется этике, моральном начала. Подробно изучаются правовые нормы, их влияние на экономические отношения, хозяйственный механизм. Правовой порядок - "основа исторического развития, цели которого не данные с самого начала"; он "возникает постепенно из отрывков, которые предлагаются практиками". Правильность правовой строения вытекает из "бессознательно действующей практики", твердил Т. Кнапп, автор трудов по теории денег и истории хозяйства.

Проблемам взаимосвязи права и экономики посвящены труды А. Вагнера. Как отмечает один из историков экономической мысли, "было обращено внимание на то, что экономическое положение личности не столько зависит от естественных прав или способностей, сколько от современной юридической организации, которая сама является продуктом исторического развития". Под влиянием исторической школы появляется много трудов по экономической истории, изучается механизм формирования хозяйственных систем в разные эпохи - в период рабовладения, средние века, эпоху становления буржуазного строя. Историки и экономисты считали, что подобные исследование помогло понять сущность текущих социальных проблем.

Экономисты исторической школы не только критикуют классиков за излишнее теоретизирование, но и выражают убеждение, что универсальные схемы не могут принести пользы. Народное хозяйство каждой страны имеет свои особенности, свои нормы и формы отношений. Задача политической экономии - изучать народное хозяйство в его конкретных реалиях, историческом развитии. Содержание исторического подхода не в описании, а в разъяснении и раскрытии экономических связей и зависимостей.

"Историки" исходили из того, что условия развития в различных стран неодинаковы. Экономическая реальность и противоречивая неоднозначная. Поэтому экономические рекомендации и экономическая политика должны быть произведенные применительно к конкретным условиям.

Народное хозяйство - одна из сторон общественной жизни. Нужно полнее учитывать всю многогранность и всю сложность конкретных отношений в обществе - традиции, этнические особенности, обычаи, национальные интересы, геополитическое положение. Люди в своих действиях руководствуются не только стремлением к выгоды и богатства. За этим общим стремлением на самом деле может скрываться широкая палитра замыслов и желаний, разных по сути и меняющихся в зависимости от положения, возраста, дохода. И самое главное, кроме желания экономической выгоды человек руководствуется такими мотивами, как чувство общности, семейного благополучия, общественных интересов.

Экономическую науку не случайно называют политической экономией. Это предполагает необходимость проведения анализа экономических процессов в тесной взаимосвязи с правилами государственного управления, правового порядком, как одним из важнейших факторов экономического жизни.

В результате изучения взглядов представителей исторической школы И. А. Шумпетер выделил шесть пунктов, в которых отражены наиболее существенные ее идеи (подходы).

1. Релятивистский подход. Детализированные исторические исследования учат тому, насколько бессильна идея существования общезначимых практических правил в области экономической политики. Более того, возможность существования общих законов опровергается положением о историческую причинность социальных событий.

2. Положение о единстве социальной жизни и неразрывную связь между его элементами. Тенденция к выходу за пределы простых социальных доктрин.

3. Антираціоналістичний подход. Множественность мотивов и небольшое значение чисто логических побудительных причин человеческих действий. Это положение утверждалось в форме этических аргументов и в стремлении к психологическому анализу поведения индивидов и масс.

4. Эволюционный подход. Эволюционные теории призваны использовать исторический материал.

5. Положение о роли интересов во взаимодействии индивидов. Важно то, как развиваются конкретные события и формируются конкретные условия, а также их конкретные причины, а не общие причины всех социальных событий.

6. Органический подход. Аналогия между социальными и физическими организмами. Первоначальная органическая концепция, согласно которой национальная экономика существует вне различными индивидуумами и над ними, позже заменяются концепцией, согласно которой индивидуальные экономики, которые составляют национальную, находятся в тесной зависимости друг от друга.

Экономисты исторической школы не могут претендовать на углубленную теоретическую разработку концептуальных положений, выдвинутых классиками. Но они расширили и конкретизировали тематику политической экономии. Эти ученые положили начало рождению экономической социологии, обосновав единство социальных и экономических отношений, тесную связь между ними. Труда "историков" выявили необходимость развития системы экономических знаний; показали значение статистических факторов, истории экономической жизни; подробно обосновали роль экономической организации, значение правовых нормативов.



Назад