Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

7.1. Маржиналізм как переосмысление ценностей классической политэкономии


На протяжении последних 30 лет XIX в. классическую политэкономию изменила маржинальная экономическая теория. Это изменение в значительной степени стало следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных областях, а также в экономике, в которой зявлялось все больше признаков монополистического типа хозяйствования.

Основная идея маржиналізму - исследование предельных экономических величин как взаємоповязаних явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также и всего народного хозяйства (макроэкономика). В данном контексте современный маржиналізм включает в себя и неоклассическую, и кейнсіанську экономические концепции, а экономическая наука впервые стала отраслью знания, которая изучает взаємозвязки между определенной целью и имеющимися ограниченными средствами, которые имеют альтернативные возможности использования.

Следует иметь в виду, что альтернативная возможность предполагает использование ресурсов и затрат времени исключительно для достижения конкретной цели. Исходя из этой идеи, которая лежит в основе маржиналізму, Л. Роббинс твердит: “Если мы выбираем нечто, то мы вынуждены отказаться от других вещей, от которых бы мы при других обстоятельствах не отказались. Редкость средств, которые предназначены для удовлетворения целей различной значимости, - это почти универсальное свойство среды, в которой осуществляется человеческая деятельность,... и услуги повара и услуги балетного танцовщика ограничены спросом на них и могут использоваться по-разному... Экономическая наука - это наука, которая изучает поведение людей с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь разное потребления".

"Революционная" особенность маржиналізму

Кардинальная переоценка ценностей классической школы, которые сформировались почти за двести лет, состоялась в последней трети XIX в. В экономической литературе ее характеризуют как "маржинальную революцию".

Объясняя суть этой "революции", отметим, что маржиналізм (от слова "margin", которое в англо-французском переводе означает - граница, предел) базируется на принципиально новых методах экономического анализа, что позволяет применять предельные величины для характеристики изменений в явлениях, которые происходят. В этом его отличие от классической политэкономии, авторы которой пользовались лишь характеристикой сущности экономических явлений (категорий), выраженных в средней или суммарной величине. Так, например, в классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, который связывает ее величину с затратами труда (по другой трактовке - с издержками производства). Согласно концепции маржиналістів, формирования цены (через теорию предельной полезности) повязується с потреблением продукта, то есть с учетом того, насколько изменится потребность в продукте, который оценивается, если мощность дополнительная единица этого блага.

Еще одна "революционная" особенность маржиналізму заключается в том, что классики разделяли экономические явления тенденциозно, считая в том числе сферу производства первичной относительно сферы обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа, а маржиналісти экономику рассматривают как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, которые распоряжаются хозяйственными благами, финансовыми и трудовыми ресурсами. Именно поэтому, благодаря маржинальной теории, проблема равновесия и стабильного развития экономики стала предметом анализа результатов ее взаимодействия с окружающей средой - как предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом.

Кроме того, по сравнению с классической, маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе и дифференциальное исчисление. Причем математика используется маржиналістами не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования понятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из ряда возможных гипотез. Так, Г. Фридмен о гипотезы писал, что их содержательность можно «объяснить» с помощью фактических данных и даже показать является гипотеза «правильной» или «ложной», будет ли «принята» как обоснованная, или «отвергнутая», поскольку «единственным конкретным тестом, который позволяет оценивать обоснование гипотезы, может быть сравнение ее с реальностью».

«Революционные» сдвиги маржиналізм обусловил и в области количественной теории денег. Классики, в противовес примитивном інфляціоналізму своих предшественников - меркантилистов, еще со времен Д. Юма, то есть более 100 лет назад, «доказывали» степень ненейтральності денег хотя бы в краткосрочном периоде. И выражая несогласие с Юмом, они не предполагали возможности позитивного действия «ползучей» инфляции на производство и занятость. Согласно их интерпретацией количественной теории денег, речь идет о «простую и понятную теорему пропорциональности». Так-вот, «маржинальная революция» дала новые доказательства в пользу постепенного изменения ортодоксальной версии количественной теории денег Рикардо - Милля. В результате «пора» неформального определения таких основных функций денег как средства обращения, меры стоимости, средства накопления. Причем отпала необходимость поиска среди разнообразных функций денег главной функции, и стало возможным признать: «Деньги - это то, что делают деньги. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги».

Первыми авторами названных открытий были И. Фишер и А. Пигу. Так, развивая традиции «американской школы» маржиналізму, И. Фишер (1867 - 1947) вывел так называемое уравнение обмена:

MV = PT,

где М - количество денег, V - скорость их обращения, Г - середньоврівнова-денный уровень цен, Т - количество всех товаров. Исходя из этого только в том случае, когда не повязується стоимость денег со стоимостью денежного материала, а скорость их обращения и количество товарной массы в краткосрочном периоде считается постоянной, был бы возможным ортодоксальный вариант количественной теории денег: в результате столкновения товаров и денег изменение цен на товары зависела исключительно от количества денег.

А. Пигу внес свои коррективы в методологию исследования денег Фише-ра, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на микроуровне, ввиду их «склонность к ликвидности» - стремление откладывать часть денег как запас в виде банковских вкладов или ценных бумаг. Отсюда, как считал Пигу, в той мере, в которой будет иметь место ликвидность денег, будет происходить и адекватное корректировки цен.

И, наконец, «революционной» еще можно признать ту особенность, что методологический инструментарий маржиналізму позволил снять такое важное для классиков вопрос, как первичность и вторичность экономических категорий. Это произошло прежде всего благодаря преимуществу функционального подхода, который стал важнейшим средством анализа и преобразования экономической теории в точную науку.

Следует подчеркнуть, что факт начала «маржинальной революции» был мало кем замеченный. О том, что она уже состоялась, в 1889 г. провозгласил Л. Вальрас, который выходил из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и претендовал на первенство в этой «революции». Но поскольку в 1871 - 1874рр. труда по этой проблеме были опубликованы также В. Джевонсом, К. Менгером, то между этими тремя экономистами встал вопрос об научный приоритет. Однако в 1878 г. его неожиданно розвязав английский профессор Адамсон, который случайно нашел в Британском музее книгу тогда никому не известного Г. Госсена, выданную гораздо раньше (в 1854 г.), В которой было изложено содержание принципов маржинального анализа экономики.

Характерные особенности первого этапа

В "маржинальной революции" принято выделять два этапа. Первый этап охватывает 70 - 80-е годы XIX в., когда происходило обобщение идеи маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также в уже упомянутых англичанина Джевонса и француза Валь-раса. На этом этапе среди представителей маржинальной теории наибольшее признание получил К. Менгер, который возглавил австрийскую школу маржи-стресса. Его школа, в которой активно сотрудничали также Ф. Візер, О. Бем-Баверк и другие ученые, выступала против исторического и социологического подходов в экономической теории, отстаивая, как и классическая школа, "чистую экономическую науку". При этом теория предельной полезности товара, что стала на данном этапе самым главным, называлась "школой" основным условием определения его стоимости, а сама оценка полезности признавалась психологической характеристикой с позиций конкретного человека. Поэтому первый этап маржиналізму принято повязувати с "субєктивним направлению" политэкономии.

Таким образом, наиболее настойчиво и последовательно субєктивні взгляды на все категории экономической науки защищала австрийская школа, идеи которой ясно и популярно изложил В. Бем-Баверк в своей работе "Основы теории ценности хозяйственных благ", хотя сам он признает, что основы новой теории были заложены К. Менгером. Ведущую роль в построении этой теории имеют такие фундаментальные понятия, как полезность и ценность. В отличие от меновой стоимости товара или материальных благ вообще, полезность не является его обєктивною физическим качеством, поскольку в решающей степени зависит от отношения к нему субъекта. Действительно, одному человеку то или иное благо может показаться более полезным, чем другой. Эта польза зависит прежде всего от тех целей, задач, потребностей и интересов, о которых заботится субект. Поэтому при принятии решений в хозяйственной деятельности полезность тех или иных материальных благ или товаров определяют с учетом соответствующих потребностей и целей. Исходным в маржинальном анализе есть понимание полезности, которую определяют, конечно, как способность материального блага или услуги удовлетворять какую-либо потребность субъекта. Поскольку эти потребности неодинаковы у разных людей, то и полезности не могут рассматриваться с объективному, безличностной точки зрения. Полагаясь на понимание полезности, можно вывести понимание ценности, которое характеризует не просто полезность товара или услуги, но указывает кроме того на их ограниченность и редкость. С этой точки зрения полезности можно рассматривать как низшую форму ценности.

Характеризуя этот этап, Г. Блауг указал на ряд ошибок, которые допустили все три создатели теории предельной полезности: К. Менгер, В. Джевонс, Л. Вальрас. Среди них он назвал следующие: а) полезность товара рассматривается как функция количества этого товара, которая не зависит от количества других товаров, которые потребляются; б) "объяснение" поведения потребителя сталкивается с двойной оппозицией (одна из них утверждает, что теория полезности происходит с сомнительной и даже неправильной психологии, а вторая - что психологические аспекты поведения потребителя не причастны к обєктивного развития экономического процесса, который от субєктивних ощущений не зависит); в) «благосостояние» сводится к сумме количественных полезностей всех индивиду мел, которые подлежат измерению, а оптимальным считается такое распределение ресурсов, который максимизирует «благосостояние» именно в этом смысле.

Основоположники неоклассической теории

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е годы XIX в. С этого времени маржиналізм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналістів на этом этапе - отказ от субєктивізму и психологизма 70-х годов с тем, чтобы подтвердить, что целью «чистой экономики» всегда оставалось объяснения регулярного хода экономического жизни при определенных условиях. Именно поэтому представители новых мар-жинальних идей стали рассматриваться как правопреемники классической политэкономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название «неоклассической». На втором этапе «маржинальной революции» - этапе формирования неоклассической политэкономии - наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж. -Б. Кларк и итальянец В. Парето.

В отношении той мысли, что теория предельной полезности является «буржуазной ответом на марксизм», то здесь уместно вспомнить такие два контраргументы. Это, во-первых, довольно поздний перевод на английский язык первого тома «Капитала» Маркса, поскольку на то время первые труда В. Джевонса уже были выданы, а во-вторых, А. Маршалл уже выдал в 1867 г. (год нем. издание 1-й том «Капитала») свою основную работу - «Принципы экономикс», полностью владея теорией предельной полезности, о чем, кроме того, свидетельствует написанная им в 1872 г. рецензия на книгу Джевонса. Сказанное относится и К. Менгера и Л. Вальраса, которые писали свои труды, не зная о «Капитал» Маркса. Поэтому гораздо позже в ответ на распространение на европейском континенте «революционных» идей учения Маркса в работах тех, кто стал учениками основоположников маржиналізму, появились «атаки на марксистскую экономическую науку» с применением маржинальной теории. Это касается В. Бем-Баверка, Ф. Візера, В. Парето, П. Уікстіда и других. Но поскольку новая экономическая наука все еще не могла значительно продвинуться вперед по меньшей мере в течение жизни поколения, историческая проблема заключалась в том, чтобы объяснить не тот отрезок времени, когда предельную концепцию впервые повязали с полезностью, а скорее запоздалую победу экономической теории на основе предельной полезности.

Эволюцию маржинальных идей на двух указанных выше этапах «маржинальной революции» можно охарактеризовать так:

1. Сначала маржиналізм в своем субєктивному понимании акцентировал внимание на значении экономического анализа, ограничившись проблематикой, связанной с потреблением (спросом), а классика, как известно, исходили из приоритета проблем производства (предложения). Но впоследствии неоклассики (на втором этапе маржиналізму) обосновали необходимость изучения обеих сфер, не відкидаючижодної из них и не противопоставляя их.

2. Маржиналісти первой волны (субєктивний направление экономической мысли), используя, как и классики, причинно-следственную анализ, словно повторили своих предшественников. Имеется в виду то, что соблюдение каузального подхода привело и первых, и вторых к признанию стоимости (ценности) товарных благ как исходной категории экономического исследования. Правда, с одной существенной разницей: "классическая школа" считала первичной сферу производства, а источником формирования стоимости - издержки производства, "субъективное школа" же первичной считала сферу потребления и цены, обусловленные полезности товаров и услуг.

В свою очередь маржиналісти второго этапа, которые стали основоположниками неоклассического направления экономической теории, благодаря замене каузального подхода функциональным, исключили из "поля зрения" экономической науки дилемму о первичности и вторичности сфер производства и потребления, а соответственно - и спор о том, что лежит в основе стоимости. Неоклассики, образно говоря, объединили сферы производства и потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику некоторых предельных экономических величин на сферы обмена и распределения. В результате произошло как бы естественное слияние обеих теорий стоимости в одну, которая основывается на одновременном измерении и предельных издержек и предельной полезности. Это позволило представителям "новой экономики" - неокласикам - исключить специальный анализ стоимости (ценности) каждого фактора производства. То, что авторы классической школы разработали специальную теорию распределения доходов, является предметом критики со стороны современных экономистов.

3. В отличие от первого этапа "маржинальной революции", на втором этапе наряду с функциональным методом экономического анализа утвердился метод математического моделирования экономических явлений, как средство реализации экономического равновесия на уровне микроэкономики, то есть отдельно хозяйствующих субъектов, через что у неоклассиков с предмета экономической науки включительно до 30-х годов XX в. несправедливо "выпала" проблема факторов роста экономики и макроисследований. Но при этом маржиналісти последней трети XIX ст., а зтодом и их последователи первой трети XX в., как и ранее, думали, что экономическое развитие поддерживается автоматически благодаря "свободной" конкуренции, и продолжали разделять "закон рынков". -Б. Сэя с его основной идеей саморегулирования и рівноважності экономики.

Признавая специфичность маржинальной экономической науки, все же напомним, что нельзя быть хорошим физиком или экономистом, имея определенные знания в области математики, и поэтому не будет лишним напомнить: для экономиста, как и для физика, основной задачей является не использование математики ради нее самой, а ее применения как средства исследования конкретной реальности. Проще говоря, задача состоит в том, чтобы никогда не отрывать теорию от сферы ее применения.

Предшественники маржиналізму

Как упоминалось выше, предшественниками маржиналізму, первооткрывателями категории «предельная полезность», которая использовалась для анализа поведения потребителей, и пионерами применения математического анализа функциональных зависимостей для выявления равновесия в хозяйственной системе было несколько ученых, в частности, кроме Г. Госсена, - немец. - Г. фон Тюнен, французские исследователи Же. Дюпюи и А. Курно и некоторые др. Они «столкнулись» с законом убывающей предельной полезности в одно и то же время, но как реакцией на абсолютно разные интеллектуальные влияния, и не обладая унаследованным возведением близких экономических идей.

Курно принадлежит заслуга открытия закона спроса, который утверждает, что спрос является функцией цены: D = f (p) (где D - спрос, р - цена). Изменение величины спроса происходит под влиянием изменения цен при условии, что все другие детерминанты остаются постоянными. Экономический анализ Курно основывался на эмпирических наблюдениях и фактах, в результате обобщения которых он пришел к выводу и графически показал, что кривая спроса связывает во временном отрезке объем продажи и ценой, по которой товар был реализован.

А. Курно на основе своего метода разработал различные модели поведения фирмы, фундаментом которых была именно кривая спроса. Наиболее известными являются его монопольная и дуопольна модели. А. Курно анализировал монополию как чистый случай и определял кривую спроса D = f (p), функцию совокупного дохода К = pf (p) и функцию предельного дохода М = f (p) + pf (p), где f (p)<0, как обєктивно заданные для монополиста. Затем эти функции он сравнивал с функциями предельных и совокупных расходов, чтобы доказать, что доход окно, когда МС = МК, где МС - предельные издержки, аМК - предельный доход. Как утверждал Курно, любое вероятное расширение производства будет прекращено производителем, когда увеличение расходов превысит увеличение прибыли. Заложив основы теории чистой монополии. Курно также разработал концепцию дуополии, которая стала фундаментом таких важных в экономическом анализе идей, как модель несовершенной конкуренции и теории игр. Теория дуополии (два продавцы) выходит из конкуренции и заключается в том, что покупатели объявляют цены, а продавцы приспосабливают свой объем выпуска продукции до этих цен. Каждый дуополіст оценивает функцию спроса на продукцию и лишь затем устанавливает количество для продажи, допуская при этом, что объем выпуска продукции конкурента является неизменным. Жюль Дюпюи, как и Курно, пришел к выводу о обратную зависимость между ценами и количеством товаров, на которые есть спрос. Однако, в отличие от последнего, он рассматривал функцию спроса как функцию предельных полезностей: функция спроса наклонена негативно (нисходящая), поскольку дополнительная полезность, полученная от покупки дополнительных единиц того же товара, всегда снижается. Же. Дюпюи проанализировал проблему ценности общественных благ, придя к выводу, что она может быть выше, чем это отражает фактически уплаченная за них цена, поскольку подавляющее большинство людей готова заплатить за эти услуги больше, чем платят на самом деле.

Задолго до Маршалла (в 1838 г.) А. Курно в своей классической работе"Исследование математических принципов теории богатства" применил аппарат дифференциального исчисления, который обеспечивал исследования условий достижения максимума прибыли. Известные теоретические достижения по минимизации расходов фон Тюнена, который изучал понятие предельной производительности, и Госсена - законы Госсена.

Первый закон - закон Госсена насыщенности потребностей. В нем сказано: с удовлетворением потребностей в каких благах их ценность падает по мере увеличения количества товара его полезность убывает. Переход к насыщенности потребностей происходит обычно не сразу, а постепенно, будто по ступенькам.

На рис. 4 отражены нисходящие степени полезности. Полезность блага с каждой следующей единицей спадает. Спадіння предельной полезности выражает "ступеньку" уровней полезности. Если продолжить ниспадающее "ступеньку", можно предположить, что точка насыщенности полезности будет достигаться при потреблении десятого блага (на десятой "ступеньке").

Рис.4 Первый закон Госсена

Практическое значение первого закон Госсена заключается в том, что он отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса (снижением кривой спроса). Кривая спроса может быть выведена как производная от кривой предельной полезности.

Второй закон - закон Госсена выравнивание предельных полезностей. Согласно этому закону, каждый участник обмена стремится достичь максимума выгоды, распределяя свои средства между разными покупками. Он предполагает получить одинаковое удовольствие от каждой суммы денег, потраченной на каждый из товаров, который хочет приобрести.

Чтобы получить максимум полезности, потребитель так распределяет количество потребительских благ (например, молока и хлеба), чтобы их предельная полезность равна одной и той же величине (рис. 5).

Каждый участник обменной операции, распределяя свои средства между разными покупками, пытается достичь максимума выгоды.


Рис.5 Второй закон Госсена

Закон единства цены вытекает из закона замены потребительских благ. Для покупателя существует некая граница цены, выше которой он не станет покупать товар. Для продавца есть некая нижняя граница цены, которую он желает получить и ниже которой не хочет опуститься.

На пересечении интересов покупателей и продавцов в соответствии со вторым законом Госсена находится степень, который соответствует сочетанию полезностей сторон одинаковой интенсивности. Этот степень - цена, которая соответствует равной полезности остальных покупок.



Назад