Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 5. Преподавание (научування) - деятельность учителя


Виды деятельности учителя. Преподавание (научування) как деятельность учителя является совокупностью многих специфических действий. В структуре преподавания можно выделить следующие деятельности: проектировочную, организационную, информационную, коррекционную, аналитическую.

Проектувальна деятельность есть умственной построением учебного процесса, его проектированием, моделированием, планированием. Конечно, эта деятельность осуществляется на основе знания психологических и дидактических закономерностей и законов, дидактических принципов, а также на базе индивидуального учительского педагогического опыта. Чем больший опыт имеет учитель, тем больше различных вариантов осуществления учебного процесса он может проанализировать и успешнее выбрать тот, который наиболее соответствует данному учебному заданию.

Организационная деятельность как органическая, неотъемлемая составляющая преподавания имеет ли не самую большую долю. Задача непосредственной организации работы каждого ученика, в частности с усвоения учебного материала - это задача налаживания коммуникации всех линий взаимодействия учитель - ученик, учитель - класс, учитель - группа, ученик - ученик, ученик - группа, ученик - класс, класс - группа, группа - группа. Без учителя этой функции выполнить не может никто.

В условиях работы в классе возникает необходимость еще и осуществить кооперирования усилий всех учащихся для решения той или иной задачи. Воспользовавшись аналогии, отметим, что учитель является дирижером своеобразного оркестра, которым является ученический класс. Как известно, закон активности в обучении требует построить его так, чтобы каждый ученик был включен в деятельность по добыванию знаний и их применения, чтобы каждый ученик работал в своих возможностей и выходил за зону актуальных действий.

Информационная деятельность тоже разная. Учитель должен обеспечить учащихся различными видами информации и не только учебной, но и эмоционально-оценочной, без чего обучения - не обучение.

Корещійна деятельность имеет два аспекта. Один из них - получение информации о степени достижения целей обучения каждым конкретным учеником. А второй - компоновка дополнительных действий, направленных на то, чтобы уменьшить разницу между запланированным уровнем достижения целей обучения и фактическим уровнем.

Аналитическая составляющая деятельности преподавания основывается на установлении связи между зпроектованим и реальным учебным процессом, между его отдельными этапами и процессом обучения в его целостности.

Каждая из выделенных деятельностей не реализуется в автономной обособленной форме. Даже если взять временную ось процесса, то на ней нельзя показать тот или иной вид деятельности обособленно от других. Преподавание - это совокупность взаимосвязанных действий, следовательно это - своеобразная система.

Руководящая роль учителя в обучениии. Главная характеристика деятельности учителя - его руководящая роль в процессе обучения. Эта роль обусловлена необходимостью формировать у студентов научное мировоззрение, научные взгляды и убеждения. Это - в интересах общества, государства, также и в интересах каждого ученика. Эта роль учителя обусловлена социальной функцией обучения в школе. Как представитель старшего поколения, он обеспечивает связь между старшим и младшим поколениями, преемственность и непрерывность прогресса в обществе. Педагогические процессы - это направлены процессы развития личности, и обеспечить планомерный организован и направлен развитие личности сможет человек, который хорошо знает закономерности этого процесса.

Психологическое обоснование руководящей роли учителя заключается в том что, во-первых, формирование личности осуществляется в деятельности. Процесс обучения происходит при совместной деятельности тех, кто учится, и тех, кто учит. Во-вторых, дети имеют большую потребность в идеале, в помощи, в ориентации оценки успеваемости и поведении.

Ученые выделяют три аспекта руководящей роли учителя в процессе обучения - учитель руководит процессом обучения в его общем взаимосвязи, руководство в процессе обучения - руководство отдельными его фазами и этапами, руководство через обучение - имеют в виду формирование личности ученика и руководство этим процессом через посредничество обучения и преподавания - деятельность учителя.

Результат. Деятельность учителя (научування) - многоаспектная. Она имеет сложную структуру, которая охватывает такие функции учителя: проектировочную, организационную, информационную, коррекционную, аналитическую.



Назад