Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

16.1. Современный монетаризм



Монетаризм представляет собой одну из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, которая принадлежит к неоклассического направления. Он рассматривает влияние хозяйственной жизни на процесс, который происходит в области денежного обращения, и последствия последнего для экономики. Термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннер в 1968 г. В основном он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно чикагской), представители которой утверждают, что совокупный денежный доход оказывает наибольшее влияние на изменение денежной массы.
Монетаризм как новое направление экономической мысли конечно противопоставляли кейнсіанству. Тогда как концепция Кейнса сформировалась на фоне критики неоклассической экономической теории, современный монетаризм возник как оппозиция в первую очередь кейнсіанству, на основе которого оказалось невозможным делать анализ распространенных в мире процессов инфляции. Интересно отметить, что наиболее известный представитель современного монетаризма, основатель Чикагской школы Г. Фридмен* выступил со своими новыми идеями в тот период, когда господствующее положение в теоретической экономике занимали кейнсе-анке. После окончания второй мировой войны они прогнозировали глубокий спад или даже депрессию в производстве. Однако такой спад не пришло, зато усилились инфляционные процессы, которые, по мнению монетаристов, связанные прежде всего с неумеренное быстрым ростом денежной массы.

  Монетарная система М. Фридмена
В противовес последователям Кейнса, Фридмен показал, что правильная монетаристська политика играет важную роль не только в период инфляции, но и депрессии. На конкретном историческом материале он доказал, что именно неумелая политика Федеральной резервной системы в области предложения денег усугубил негативные явления в период Великой депрессии. Еще большее значение монетаристська политика должна в странах, где усиливаются инфляционные процессы, это происходило в всех странах с начала 70-х годов. В связи с этим популярность монетаризма значительно возросла, а труда Фридмена в 1976 г. были отмечены Нобелевской премией с экономики.
М. Фридмен сделал попытку исследовать значение денег, денежной массы и денежного движения в экономических процессах. Если для кейнсианцев и нео-кейнсианцев основными рычагами регулирования экономики были такие тех-нико-экономические показатели, как совокупный спрос, накопление и потребление, инвестиции и т.п., то для М. Фридмена и его последователей основным средством регулирования экономики является монетарная система. «Не через бюджетное, а через денежное регулирование следует решать экономические проблемы страны», - считал Фридмен. Но соотечественник и оппонент М. Фридмена экономист Дж. Тобин не согласился с идеей монетаристов о том, что «деньги имеют значение». Он подчеркивал, что «только деньги имеют значение». Не оставив этого замечание без внимания, Г. Фридмен в труде «Теоретические основы денежного анализа"(1970) написал: «я рассматриваю выражение, который характеризует нашу позицию, что «деньги - единственное, что имеет значение для изменения номинального дохода», как некоторое преувеличение, которое, однако, верно характеризует направление наших выводов. Утверждение, что «деньги - это единственное, что имеет значение», я считаю извращением наших выводов».
Инфляция и новые явления послевоенной экономики США (значительные структурные изменения в экономике, когда занятость в сфере обслуживания превысила 50%) не вписывались в упрощенные схемы кейнсианского мультипликатора. Ранее экономисты считали деньги абсолютно пассивной величине, которая, будучи реальной относительно других хозяйственных факторов, не имеет самостоятельной веса, а потому может не учитываться. В противовес таким представлениям о роли денег, Г. Фридмен считал, что количество денег играет важную, более того, решающую роль в экономическом развитии, поскольку «деньги везде присутствуют и, если нарушить денежный оборот, нарушится нормальное функционирование всего хозяйственного механизма». По мнению Фридмана, именно изменения, которые произошли в денежной сфере, всегда предшествовали или оживлению, или падению в других сферах экономики. Однако, если изменения в номинальном доходе - это лишь следствие изменений в денежной сфере, тогда причиной изменений в экономике является денежная сфера, а доход представляет собой только следствие, делает вывод Фридмен. Вот почему в экономической политике государства денежном обращении принадлежит первое место, а бюджет - второе. Монетарная политика центральных банков, по мнению Фридмана, должно основываться не на величине процента на кредитный капитал, а на количестве денег, что банки выпускают в обращение. Фридмен отличал кредитную политику от монетарной. По мнению монетаристов, ни налоговая, ни бюджетная политика не влияют на размер совокупного номинального спроса, поскольку они означают только перекачки дохода с одного сектора в другой на основе так называемой политики вытеснения.
Государственные расходы, по мнению Фридмана, меняют только структуру спроса, не меняя общей его величины. Номинальный спрос растет или уменьшается не вследствие государственных расходов, а лишь в результатіьзбільшення или уменьшение количества денег в обращении. Экономические циклы, по утверждению Фридмена, зависят от циклических движений количества денег в обращении.
Изменение количества денег в обращении, а следовательно, и изменение номинального спроса влияет и на динамику цен. Таким образом, реальный спрос не может быть ни лишним, ни недовольным. Он всегда соответствует объему производства. По Кейнсу, если норма накопления при полной занятости превышает величину инвестиций, то следствием этого будет недостаточный общий спрос, а следовательно - рост безработицы. Если общество ставит целью накапливать слишком много, считает М. Фридмен, снижаются цены, растет покупательная способность денег, а реальный спрос остается на прежнем уровне. Это позволяет М. Фридману сделать важный вывод: такие величины, как производство, занятость, реальная заработная плата, реальный процента на заемный капитал и соотношения между ними, остаются постоянными, а величина их будет зависеть прежде всего от количества денег в обращении. Постоянство денег имеет исключительное значение для нормального функционирования экономики.

В своей интерпретации количественной теории Фридмен исходил из того, что спрос каждого ограничен размерами богатства, стараясь не упустить выгоду от приобретения альтернативных активов. В случае избытка денег их пытаются использовать для покупки ценных бумаг и получения дополнительных выгод.

В отличие от предложения денег спрос на деньги относительно стабилен. На денежный спрос, кроме доходов, уровень цен влияют: (изменение покупательной способности денег), размеры процентных ставок (рис. 21).
Предложение денег представляет собой количество денег в обращении. Она определяется размерами денежной эмиссии, кредитам коммерческих банков, куплей - продажей ценных бумаг. Соответствие между спросом на денежную массу и предложением денег обеспечивает механизм рыночного саморегулирования (точка 1 на рис. 21).
Если, как показано на рис. 21, уменьшается предложение денег (S1-S2>), то условия кредита становятся жестче, процентная ставка (r) повышается. В результате спрос на деньги (L) несколько снизится; часть денег будет использоваться на приобретение более выгодных активов. Равновесие спроса на деньги и предложение денег нарушается, ставка здесь выше, а денег в обращении меньше. В этих условиях центральный банк, очевидно, скориговує свою политику - предложение денег возрастет, процентная ставка снизится. Процесс пойдет в обратном направлении (что обозначено на рис. 21 штрихпунктирною стрелке).
Отсюда Фридмен делает такие выводы:
1. Не следует мешать рыночной экономике воспроизводить равновесие между спросом на деньги и денежным предложением.
2. Если темпы роста денежной массы превышают темпы роста товарной массы или, наоборот, денежная масса отстает от темпов роста товарооборота, то возникает нежелательные колебания, нарушается стабильность экономического развития.
3. Рост денежной массы должно происходить темпом, который обеспечивает устойчивость цен, соответствовать динамике валового национального продукта (ВНП).
Согласно монетаристською теорией основная причина инфляции связана с избытком денежной массы: «много денег - мало товаров». Этот избыток, как правило, образуется при проведении политико-денежного стимулирования совокупного спроса. В результате деньги перестают играть роль инструмента рыночного регулирования.
Чтобы перекрыть каналы, которые порождают инфляцию, монетаристы предлагают:
- строго контролировать рост денежного обращения;
- проводить жесткую денежно-кредитную политику, применяя правило равномерного прироста денежной массы;
- проводить стабильную фискальную политику;
- обеспечивать бюджетную равновесие. Ликвидировать дефицит государственного бюджета, потому что он является источником инфляции и неоправданного вмешательство государства в рыночный механизм;
- использовать в некоторых случаях метод неожиданного влияния на экономическую ситуацию (например, метод «шоковой терапии»).
Главный принцип монетаристской политики - достижение стабильных темпов прироста денежной массы, что на основе рыночного саморегулирования призвано обеспечить рост производства и высокую занятость. Сторонники монетаризма исходят из того, что единственным источником инфляции служит рост денежной массы, а нулевая инфляция является безусловной и определяющей целью экономической политики.
Основное требование монетаристов в области экономической политики - максимально сократить расходы государства, потому что их увеличение ведет к образованию избытка денег, а следовательно - к инфляции. Монетаризм, будучи одной из школ неоклассического направления, исходит из того, что рыночная экономика по своей сутью является сбалансированным хозяйством, способным к автоматического саморегулирования; и единственное, что может разрушить эту способность, - это диспропорция между темпами роста продукции i темпами роста денежной массы в обращении.
Монетарная концепция, неолиберальная по своей сути, была опробована республиканским правительством США при президенте Г. Никсоне в 1969 - 1970 гг. (Фридмен на то время был советником президента). Но наибольший успех монетарные экономические подходы имели при следующем республиканском правительстве США в ходе так называемой рейганомики, которая позволила снизить инфляцию при реальном укреплении доллара. Подобная политика, но без успеха, имеет место и в Украине на современном этапе развития ее экономики.
Новизна концепции государственного вмешательства в экономику, по мнению Фридмана, заключается в том, что она, в отличие от кейнсианской концепции, ограничивается жесткой денежной политикой. Последняя тесно связана с фрідмешвською "естественной нормой безработицы", которая достигается посредством постоянного i стабильного темпа роста количества денег в размере 3 - 5% в год, независимо от состояния конъюнктуры (учитывая средние темпы роста валового национального продукта США за несколько лет, по которым устанавливается максимально возможный уровень национальной экономики). Попытка с помощью государственного регулирования, в том числе и инфляционных процессов, снизить уровень безработицы, по мнению М. Фридмена, ничего, кроме роста экономического хаоса, не дает. Фридмен считал: пока количество денег в обращении является стабильной, уровень заработной платы меняться не может.
Концепция М. Фридмена "о естественную норму безработицы"(ПНБ) основывается как нашститущйних, так и на законодательные детермінантах (понимая под первыми, в частности, профсоюзы, а под вторыми - возможность, например, принятие закона о минимальный уровень заработной платы). Она позволяет обосновывать минимальный уровень безработицы, при котором в течение определенного промежутка времени инфляция будет невозможной. По мнению М. Блауга, ПНБ, к которой постоянно возвращается экономика - это современная монетарная версия старой классической доктрины строго пропорционального соотношение между количеством денег и ценам в долгосрочной перспективе, "якорь", который удерживает процентную ставку в устойчивом состоянии.
Таким образом, Г. Фридмен среди всех средств влияния на экономику демократического общества предпочитал денежно-кредитной политике, поскольку она не приводит к чрезмерному диктата правительства и не ограничивает индивидуальную свободу. В монетаризме М. Фридмена можно выделить следующие основные моменты.
По первое - это теория экономического цикла, согласно с которой происходят серьезные колебания хозяйственной конъюнктуры, проявляющиеся как рост или снижение номинальной величины ВНП и способствуют по передними изменениями денежной массы.
По второе - монетаристський подход отрицает вмешательства государства в функционирование почти всех элементов и сфер экономической системы, даже таких, как образование, государственный жилищный фонд, государственное медицинское обслуживание. Рыночная экономика функционирует лучше всего тогда, когда ее оставляют в
покое, потому что правительственные меры экономического регулирования является причиной диспропорции между изменением денежных показателей и реальных факторов производства.
За М. Фрідменом, государственное регулирование денежно-кредитной сферы будет успешным лишь тогда, когда государство способно влиять через центральный банк на масштабы и характер действия предпринимательских и коммерческих структур, в частности коммерческих банков. Речь идет о контроле над банковской системой с целью укрепить ликвидность финансово-кредитных институтов, то есть их способность своевременно удовлетворять требования вкладчиков. При этом применяются различные методы: установка учетной (дисконтной) ставки процента, которую берут банки, обліковуючі векселя; проведение операций на открытом рынке; установление норм обязательных резервов коммерческих банков.
По третье, Г. Фридмен поддерживает принцип постепенности в проведении денежно-кредитной политики, в соответствии с которым меры должны осуществляться медленно, рассчитываться на годы и не реагировать на изменения конъюнктуры. Стабильность движения массы денег М. Фридмен рассматривал как одну из важнейших условий стабильности экономики в целом. Он предлагал отказаться от попыток использовать денежно-кредитные меры для влияния на реальные изменения (объем производства, уровень безработицы) в краткосрочном периоде и основной целью этой политики считал обеспечения контроля за ценами. Достичь этой цели, по мнению Фридмана, можно, следуя «денежного правила», которое предусматривает стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3 - 5% в год, независимо от состояния хозяйства, фазы цикла и т.д.
В целом неолиберальные идеи государственного регулирования экономики перевесили кейнсианские, начиная примерно с 70-х годов, когда для многих стран постоянными стали растущие инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета, безработицы. Неолибералы поставили в вину кейнсіанцям (i неокейнсіанцям) рост масштабов государственного сектора экономики, ограничения условий для свободной конкуренции, сокращение инвестиций в важнейшие сферы экономики, вопреки обещаниям«», что их (инвестиций) эффект распространяется с мультипликационной силой и еще более усиливается акселератором. Наглядным проявлением предоставление преимущества неолиберализма над кейнсианством в 70 - 80-е годы является планомерная о многолетних программ денационализация многих отраслей хозяйства, которые ранее составляли сферу государственной экономики.
Практика свидетельствует, что консервативные правительства США i европейских стран, применив монетаризм, тем самым предоставили новых импульсов для подъема рыночной экономики. Основные итоги применения монетарист-ских меры сводятся к следующему:
- удалось сбить инфляцию, доведя ее показатели до 2 - 3% в год;
- постепенно понижен бюджетный дефицит;
- после длительного периода застоя (стагфляции) начался постепенный подъем экономики;
- улучшились показатели эффективности (производительности труда, фондовому -, энерго - и материалоемкости);
- дерегулирования в производственной и банковской сферах, повышение гибкости экономической системы облегчили перелив капитала, что стал основой структурной перестройки экономики;
- усилились процессы глобализации, в частности начался новый этап европейской интеграции.
Однако решение одних проблем сопровождалось углублением или усилением других. Так, в 1991-1993рр. имела место мировая экономическая кризис. Среднегодовые темпы развития в период 1994-1997гг оказались более низкими, чем в 1986-1988рр. Уровень безработицы резко вырос в 80-е годы и, за исключением Англии, продолжал увеличиваться в 90-е годы. Обострились проблемы социальной неровности. Дерегулирование финансовой сферы внесло новый элемент внешней неопределенности и риска для экономики отдельных стран, остро проявилось во время азиатского финансового кризиса.
За более чем три десятилетия существования, монетаризм расширил свое влияние и потерпел отдельных изменений. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в хозяйственной жизни и т. др. Монетаризм широко пропагандируется его представителями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы.

  Ключевые положения современного монетарізму В основе современного монетаризма лежит ряд теоретических и методологических составляющих: количественная теория денег, теория относительных цен. Маршалла, теория рыночного равновесия Л. Вальраса, краткосрочный вариант концепции кривых Филлипса, кейнсианская модель ІЗПГ (инвестиции - сбережения - работа - деньги), неопозитивизм как основа методологии исследования экономических процессов.
Выше уже говорилось о том, как реформировал М. Фридмен количественную теорию денег. По мнению Фридмана, «деньги имеют значение для динамики цен», и, что важно, «именно количество денег, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредитов».
Монетаристський вариант количественной теории можно свести к следующим положениям: 1) количественная теория является прежде всего теории спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного дохода или уровня цен; 2) для экономических агентов - обладателей собственности деньги являются одним из видов активов, формой владение богатством; 3) анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичный анализа спроса на потребительские услуги. Такая трактовка свидетельствует о то, что монетаристы не видят разницы между деньгами как капиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокупность денежных активов.
В монетаристском варианте количественной теории денег важное место отводится ожидаемым изменениям цен как фактора, который действует на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов, которые находятся в распоряжении экономических агентов.
Опираясь на цифровой вариант количественной теории, монетаристы связывают ее с производством. Поскольку динамика денежной массы имеет в них первостепенное значение для объяснения колебаний процессов производства, то делается вывод о том, что кредитно-денежная политика - это наиболее действенный инструмент регулирования экономики.
Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого современные его представители строят свое объяснение экономического цикла, заключается в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реальных доходов, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста денег и темпом роста номинального дохода, что при быстром росте денежной массы быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы осуществляет воздействие на уровень цен, так и на объем производства (в пределах определенного периода). Отсюда следует, что монетаристський вариант количественной теории выполняет функции управления денежным спросом, а через него - и хозяйственными процессами. Опираясь на положение о чрезвычайную роль денег и утверждая, что капиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную за счет саморегулирования достичь состояния равновесия, монетаристы выставляют свою модель экономического цикла, в которой определяющую роль играет изменение денежной массы. Основными элементами монетаристской теории экономического цикла е: модернизированный вариант количественной теории денег, концепция номинального дохода, передаточный механизм, разработанный с целью иллюстрации влияния денег на хозяйственные процессы.
Как отмечают Т. Майер и К. Бруннер, в модели передаточного механизма среди всех «импульсов, которые влияют на экономические процессы», преобладающую роль играют «монетарные силы». Такими «монетарными силами» они считают деньги и цены. Монетаристська схема функционирует следующим образом. Величина спроса на деньги является результатом оптимизации различных альтернативных взносов в капитал и зависит от существующих или ожидаемых относительных цен различных активов. Когда величины предельных доходов на все возможные объекты вклада капитала становятся одинаковыми, тогда достигается оптимум. В том случае, когда величина предельных доходов неодинакова, экономические агенты меняют структуру своих активов путем увеличения доли активов, способных принести больший доход, или за счет сокращения менее прибыльных объектов вклада. Таким образом, колебания экономической конъюнктуры приводит к изменений относительных цен, то есть цен на товары, которые рассматриваются в отношении цен на прочие товары и выгодности вложений капитала в различные активы.
Важнейшей детерминантой спроса на деньги в этой схеме считается величина номинального дохода, которая в свою очередь зависит от спроса и предложения денег. Для того, чтобы схема на этом не замкнулась, предполагается, что величина предложения денег определяется за рамками модели (экзогенно). Основываясь на одном из важнейших положений монетарной теории номинального дохода про "полное и мгновенное приспособления предлагаемой количества денег к тому, которое требуется", а также используя неоклассическую модель равновесия Л. Вальраса, монетарис-ты делают вывод о том, что величина номинальных доходов зависит от скорости оборота денег, который обусловлен изменениями спроса на деньги, и от определенной экзогенно предложения денег. На основе этого делается еще один вывод: изменением денежной массы можно достичь желаемой изменения номинального дохода.
Изменение номинального количества денег, которая устанавливается Федеральной резервной системой, считает Фридмен, оказывает значительный эффект на объем производства и занятость в краткосрочный период, а на цены - в долгосрочный. В книге "Монетарная история Соединенных Штатов, 1867 - 1960 годов" М. Фридмен и А. Шварц отмечают высокую стабильность соотношение между изменением денежной массы и циклическими колебаниями экономической активности.
Монетаристскую схему действия "передаточного механизма", элементами которой являются деньги и цены, достаточно широко описал английский экономист П. Браунинг. Исходя из предположения, что заработная плата определяется спросом и предложением рабочей силы на рынке, экономические агенты с целью влияния на объем производства приспосабливают свой спрос на деньги к их предложения. Величина дохода также ставится в зависимость от спроса и предложения денег. Занятость определяется уровнем реальной заработной платы, а абсолютный уровень цен не зависит от денежной массы. Полная занятость в этой схеме, отмечает П. Браунинг, может быть достигнута только за счет снижения заработной платы. Таким образом, все экономические процессы в мо-нетаристів связанные с колебаниями денежной массы. Любое отклонение объемов производства от равновесия в этой схеме устраняется корректировкой спроса на деньги и их предложением, поэтому очевидным является приверженность моне-таристів к денежного регулирования.
Исследователи монетаристской теории выделяют в ней четыре основные группы: ортодоксальную, сторонников концепции рациональных ожиданий, градулістів и прагматистів. Главное, что позволяет проводить разницу между ними, состоит из трех пунктов: степени эластичности цен; сути функционирования передаточного механизма; природы рациональных ожиданий.
К ортодоксальной группы следует отнести М. Фридмена и Г. Селдена, к сторонников рациональных отношений (правых монетаристов), которые являются противниками макроэкономического регулирования и обращают на ошибки в экономической политике все проблемы функционирования капиталистической экономики, - Т. Саржента, Г. Бэкона, В. Елтіса и др.
Прагматисти, или левые монетаристы, во главе с Д. Лейдером, занимают промежуточное положение между ортодоксальными экономистами монетаристской течения и кейнсіанцями. Исходя из требований «денежной конституции», они допускают использование государственных займов для дефицитного финансирования бюджета. Монетаристський свод правил государственного регулирования похож на систему законодательных актов, которые разрешают или запрещают те или иные формы экономической политики; отсюда и его название - «денежная конституция».
В соответствии с монетаристской денежной конституции, сумма ежемесячных изменений денежной массы должно равняться ранее определенном годовом темпа роста предложения денег - около 5% ежегодно. По мнению монетаристов, изменения, обусловленные другими целями государства или выходящими за условные границы, абсолютно недопустимы, поскольку неизбежно ведут к росту инфляции и безработицы.

  Теория инфляции и безработицы В основу монетаристских принципов регулирования экономики наряду с концепцией экономических циклов положена разработанная монетаристами теория инфляции и безработицы. Трактуя инфляцию как исключительно денежное явление, монетаристы считают, что в основе ее развития лежат изменения в соотношении между денежной массой, которая находится в обращении, и реальной потребностью населения в денежных средствах, то есть между предложением денег и спросом на них.
Монетаристська теория инфляции и безработицы и связанные с ней рекомендации по регулированию экономики формировались как соответствующая реакция на кейнсіанську аналогию. Монетаристы подвергли критическому анализу концепцию кривых Филлипса, в которой обосновываются краткосрочные и долгосрочные изменения уровня безработицы и темпа инфляции, необходимость краткосрочного регулирования. Они выступают против этой концепции, признавая только краткосрочный связь уровня безработицы и темпа «непредсказуемой» инфляции, которая является результатом ошибочной экономической политики. Необходимость краткосрочного регулирования категорически отрицается.
Монетаристське трактовка «кривой Филлипса», где учитываются инфляционные ожидания экономических агентов, можно продемонстировать с помощью графика (рис. 22), где вертикальная кривая Y Un отражает длительную равновесную кривую Филлипса. Эта кривая проходит через точку Un, которая отражает естественный уровень безработицы; кривые FE и F'Y - краткосрочные кривые Филлипса, соответствующие различным инфляционным ожиданиям экономических субъектов.
Предположим, что начальное положение экономики которое понимается как уровень производства и занятости, находится в точке Е, которая образуется пересечением кривой, характеризующей естественный уровень безработицы Un, и кривой информационных ожиданий А:
A = (1/p) (dp/dt).

Пусть правительство решит сократить безработицу до уровня Uа. Он проводит политику инфляционного стимулирования совокупного спроса, что связано с увеличением денежной массы в обращении. Начальным эффектом, как полагает Г. Фридмен, будет рост номинальной заработной платы и спроса на продукцию, которая производится. Наемными рабочими и предпринимателями с учетом прошлых (то есть более низких инфляционных) ожиданий это будет воспринято как рост реальной заработной платы и как рост реального спроса на товар. В результате хозяйствующие агенты увеличивают предложение труда и расширяют производство, что перемещает экономику в состояние F.

Рис. 22. Монетаристське трактовка «кривой Филлипса»

Однако с течением времени экономические агенты осознают, что их инфляционные ожидания были заниженными и реального роста заработной платы не произошло.

Несмотря на новый уровень инфляции, они начинают повышать свои требования к заработной платы. В краткосрочном
аспекте, полагает Г. Фридмен, можно поддерживать уровень безработицы U и удовлетворять все более возрастающие требования рабочих цене опережающего, «акселераційної» инфляции.
Однако долгое время такое положение сохраняться не может. В долгосрочной перспективе и предприниматели, и рабочие начинают учитывать новый уровень инфляции в своих решениях. В результате экономика снова возвращается до естественного уровня безработицы, но уже при более высоком уровне инфляции (точка Y).
Кривые Филлипса, монетаристы считают, не отражают стабильного соотношения и количественной зависимости между изменениями безработицы и цен в течение длительного периода или в условиях высокого уровня инфляции. Таким образом, эта концепция не может быть использована государством как действенный инструмент прогнозирования и регулирования темпов инфляционного роста цен.
Монетаристы в своей концепции инфляции проводят различие между ожидаемой и непредсказуемой инфляцией. Первая предусматривает долгосрочный темп роста цен, который отвечает рациональным ожиданиям агентов хозяйственной системы применительно к изменениям цен. Под рациональным ожиданиям понимают индивидуальные долгосрочные прогнозы динамики цен, которые используются для принятия рыночных решений относительно величины факторов производства. В данном случае рационализм инфляционных ожиданий заключается в их адекватности установкам рационального поведения хозяйствующего индивидуума на рынке.
В результате действия фактора ожидаемой инфляции, по мнению монетаристов, инфляционный процесс всегда будет значительно превышать те темпы, которые бы прогнозировались по концепции Филлипса. Таким образом, каждый раз, как только правительство постарается повысить уровень занятости, уровень безработицы окажется ниже от «естественной» нормы, состоится наложения ожидаемой инфляции на реальные темпы роста цен, в результате чего инфляция резко усилится.
Монетаристы исходят из того, что занятость связана только с краткосрочной непредсказуемой инфляцией, поскольку она отклоняет уровень безработицы от естественного. Непредсказуемую инфляцию они считают следствием ошибочной деятельности правительственных органов. Суть монетаристской концепции естественного уровня безработица заключается в том, что в условиях равновесия сохраняется стабильный и оптимальный для экономики естественный уровень безработицы. По мнению широко известных монетаристов М. Фрідме-на, Т. Саржента и Г. Лукаса-младшего, естественное безработицы не зависит от макроэкономических факторов и определяется только мікроекономічни-мы. Они считают, что снизить естественный уровень безработицы за помощью государственного регулирования можно лишь при условии сокращения расходов на социальные программы и жесткой финансово-бюджетной политики. Нынешние государственные меры по регулированию занятости - установление минимальных окладов заработной платы - неизбежно способствуют росту инфляции.
Монетаристська теория безработицы отрицает регулирующий влияние на занятость макроэкономических факторов, ими же и опровергается. Продукт капиталистического накопления - безработица становится рычагом этого нагромождения, условием развития рыночной экономики.
Монетаристське обоснование причин инфляции исключительно денежными факторами и государственным регулированием занятости слабо согласуется с действительностью. На самом деле порождает инфляцию совокупность причин. Среди них скрыта форма переливание капитала, рост правительственных расходов и создания в связи с этим хронических дефицитов государственных бюджетов, рост государственного долга и инфляционные по сути методы его покрытия, чрезмерная кредитная экспансия коммерческих банков, внешнеэкономическая политика. Весь этот достаточно сложный функционирующий механизм современного капитализма порождает и усиливает инфляцию.
На основе теории инфляции и безработицы монетаристы предлагают государству целый комплекс регулирующих мер: сокращение государственных расходов за счет сокращения социальных программ, расходов на выплату различного рода помощи; поддержание минимальных окладов заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; проведение кредитно-денежной политики на основе денежной конституции; приспособления налоговой системы в антиінфля-ционной политики (снижение налогов); обеспечение Федеральной резервной системой стабильного роста денежной массы; сокращение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счет уменьшения затрат на оборону.
Монетаристська программа государственного регулирования нашла широкий отклик среди правительств капиталистических стран, в частности, помимо уже названных выше США, в Великобритании и Германии.
Применение на практике рекомендаций монетаристов не всегда дает ощутимые результаты и вызывает серьезную критику со стороны экономистов. Так, Дж. Гэлбрейт в результате анализа экономической политики администрации США выразил серьезные сомнения по поводу ее конечного эффекта, поскольку, как он выразился, "и монетаристы, и теоретики концепции "предложения" предусматривают классический рынок, которого ныне не существует". Монетаристы сделали определенный шаг вперед в исследовании хозяйственного механизма современного капитализма, в изучении функциональных связей капиталистической экономики, факторов, влияют на динамику инфляции и безработицы. В определенной степени их концепция проявила положительное влияние на разработку антиинфляционных мер в США и Англии в 80-те годы. Заслуживает внимание монетаристська оценка негативных проявлений кейнсианской теории государственного регулирования, в частности дефицитного финансирования, чрезвычайного выпуска денег в обращение.
Вместе с тем, монетаристы - типичные представители меновой концепции. Первопричину экономических процессов они видят не в производстве, а в обращении. Поэтому монетаристы оставляют в стороне вопрос о внутреннюю суть источники, движущие силы развития рыночной экономики. Полагаясь на эмпиризм, они предлагают определять размеры денежной массы приближенно к темпов роста выпуска продукции. Вопрос о том, каким образом денежный фактор влияет на динамику и результаты производства, они обходят молчанием, поскольку авторы концепции не могут на него ответить. Ссылки на многолетний опыт, статистические данные из истории денежного обращения многими учеными воспринимаются скептически.

  Инструментарий государственного регулирования Основными направлениями и инструментами государственного, предложенными Дж. М. Кейнсом и неорегулювання кейнсіанцями 50 - 60-х годов (А. Хансеном, Ст. Чей-зом, П. Семюелсоном и др.), следующие.
1. Регулирование налоговых ставок и их дифференциация. В период спада и последующей депрессии государство существенно снижает подоходный налог и налог на прибыль корпораций. В результате чистая прибыль коммерческих фирм растет и становится стимулом к расширению производства. Наоборот, в конце фазы подъем, когда наступает "перегрев" экономики, производство выходит за пределы платежеспособного спроса, что грозит кризисом, государство повышает налоговые ставки с целью затормозить рост производства, не допустить (или же в крайнем случае ослабить силу) спада, упорядочить процесс восстановления равновесия между предложением и спросом на товарных рынках.
Наряду с общим регулированием налоговых ставок, которое имеет циклический характер, государство широко использует их дифференциацию. Так, сравнительно низкие налоги на предприятия (фирмы) новых, перспективных отраслей промышленности стимулируют их рост; наоборот, повышены налоги на предприятия устаревших отраслей ограничивают рост и стимулируют свертывания неэффективного производства.
2. Регулирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Снижение таких ставок в период спада и депрессии ведет к увеличение
предпринимательского дохода и в конечном итоге - чистой прибыли корпораций, а потому стимулирует рост производства. Наоборот, повышение процентных ставок по условий «перегрева» экономики уменьшает предпринимательский доход, а потому ограничивает, тормозит чрезмерного роста производства. Снижение процентных ставок достигается путем «умеренной инфляции» (срок Дж. М. Кейнса), т.е. путем выпуска в обращение излишней денежной массы. В результате предложение денег превышает спрос на денежный капитал, процент снижается, чистая прибыль растет. Поэтому появляется стимул к инвестиций и расширения производства. «Умеренная инфляция», однако, не превышает 6% в год.
3. Инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, государственные заказа (закупки). Имея значительные бюджетные средства, государство вкладывает деньги в строительство дорог, портов, аэродромов, продуктопроводов, линий связи, в том числе компьютерных сетей, что обеспечивает нормальные условия функционирования производственных отраслей и банковской системы. Строительство указанных объектов осуществляется, как правило, частными фирмами, которые, однако, финансируются государством. Вместе с тем, государство финансирует большую часть фундаментальных (бесприбыльных) научных исследований и научно-технических разработок, которые могут дать прибыль лишь в отдаленной перспективе. Государство также вкладывает значительные средства в финансирование венчурных (рисковых) предприятий.
Другим направлением государственных вложений являются инвестиции в социальную сферу. Важную роль в стимулировании экономического роста играют государственные закупки военной техники, подвижного состава железных дорог, остатков сельхозпродуктов.
4. Регулирование денежной массы, обеспечение ее согласно массы товаров и поддержания тем самым твердой покупательной способности бумажных денег является важным условием нормального функционирования рыночного механизма. В период, когда в народном хозяйстве чувствуется нехватка денег, что тормозит рост производства, центральный банк снижает резервную норму, уменьшает процентную ставку по кредитам, которые предоставляются коммерческим банкам (учетную ставку), в массовом масштабе покупает у них облигации государственных займов. Такая политика получила название политики «дешевых денег». В период обострения инфляции центральный банк повышает резервную норму, проценты по кредитам коммерческим банкам, продает им облигации государственных займов, сужая их возможности. Такая политика имеет название политики «дорогих денег».
5. Проблема регулирования цен. Государство устанавливает верхний предел цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, обеспечивая им нормальный (средний) прибыль и защищая конечных потребителей воды, электроэнергии, услуг, связи и городского транспорта от ограбления предприятиями-монополистами.
6. Государственное программирование экономики. Экономический программирование - это самая развитая синтетическая форма государственного регулирования экономики. Основными формами программирования: разработка и реализация национальных целевых комплексных программ.
7. Государственное регулирование интеграционных процессов. Экономическая интеграция означает объединения национальных хозяйств ряда стран i образования крупных интернациональных экономических комплексов. Макроекономіч-не государственное регулирование интеграционных процессов открывает пространство интеграционным процессам на макро - и микроуровнях.
Выше упоминалось о возникающие спады и подъемы производства во время деловых циклов, которые требуют проведения отдельной стабилизационной политики. Она в основном зависит от той теоретической концепции, которой придерживаются сторонники различных экономических взглядов.
Основным средством стабилизации экономики кейнсіанці считают фискальную политику, поскольку государственные расходы на товары и услуги служат составной совокупных расходов и тем самым непосредственно влияют на изменения общего уровня производства - чистый валовой продукт (ВВП). Налоговые поступления, которые составляют вторую часть фискальной политики, прямо влияют на доходы, идут на потребление и сбережения. Таким образом, опосредованно, особенно через потребления, они также оказывают влияние на объем ВВП. Кейнсіанці не отрицают влияния кредитно-денежной политики, но, по их мнению, она значительно меньше проявляется в период спада и депрессий.
Фискальная политика не может служить надежным средством стабилизации экономики - монетаристы считают. Свое мнение они пытаются обосновать так называемым эффектом замещения, согласно которому увеличение государственных расходов приводит к дефициту бюджета и обращение государства по займам в банки. В результате увеличивается спрос на деньги на финансовых рынках, в результате чего повышается процентная ставка. В силу этого уменьшается спрос на деньги для инвестиций, а уменьшение последних приводит к сокращению совокупных расходов и тем самым к уменьшению ВВП. Состоит ситуация, когда политика, начатая для стабилизации экономики, не достигает своей цели, поскольку государство, которое прибегает к займам на финансовом рынке, замещает, или, точнее, вытесняет на нем частный бизнес. По мнению Фридмана, «состояние бюджета сам по себе не оказывает существенного влияния на динамику номинального (денежного) дохода, инфляцию, дефляцию или циклические колебания».
Кейнсіанці признают, что некоторое вытеснения инвестиций благодаря известному повышению процентной ставки происходит, но оно будет незначительным по сравнению с влиянием бюджетных расходов на стабилизацию производства.
Которую стабилизационную политику монетаристы предлагают? Основываясь на своем фундаментальном тезисе, что денежное предложение играет решающую роль в экономической активности, они считают основным условием успешной стабилизации именно проведение правильной денежно-кредитной политики.
Однако проведение такой политики, по мнению кейнсіанщв, наталкивается на серьезные трудности.
Во первых, между изменениями денежного предложения и ее влиянием на номинальный ВВП проходит достаточно длительный период времени, или, как говорят экономисты, существует временной лаг, то есть запаздывание во времени. Такое опоздание может быть относительно коротким (от 6 до 9 месяцев) или длинным (до двух лет). Вероятность точного определения момента, когда денежное предложение начнет действовать на номинальный ЧВП, крайне невелика, да и к тому же часто трудно установить, которую стабилизационную политику следует проводить. Например, если некоторые признаки указывают на процесс спада в экономике, то прибегают к политике так называемых дешевых денег, то есть низких процентных ставок. Но через полгода оказывается, что экономика находится на грани инфляции, в результате чего осуществлена политика может не ослабить, а усилить дестабилизацию и вызвать рост инфляции.
По вторых, сложность связана с регулированием процентных пруд. иногда вместо повышения кредитные учреждения с целью стабилизации могут снизить эти ставки и тем самым вызвать дальнейший рост инфляции. Вот почему Г. Фридмен и его сторонники рекомендовали законодательное закрепить монетарное правило, согласно которому денежное предложение ежегодно расширяется в том же темпе, что и реальный валовой внутренний продукт (ВВП).



Назад