Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 7. Формирование мотивов учения


Психологическая суть мотивов учебной деятельности. Педагогическая наука и школьная практика подтверждают, что наиболее успешно обучение учащихся осуществляется при условии их позитивного отношения к учебной деятельности. Тогда они прилагают много усилий для усвоения знаний, овладение умениями и навыками, внимательны на уроках, стараются как можно лучше выполнить учебные и трудовые задания. В психологии под мотивом понимают то, что побуждает человека к деятельности и придает этой деятельности осмысления. Способность личности успешно выполнять ту или иную деятельность не существует вне связи с тем, что побуждает ее к этому. От силы побуждений в значительной мере зависит энергия и производительность любой работы человека. Коренными побуждениями есть разнообразные потребности человека, на основе которых в ходе деятельности возникают интересы, чувства и другие мотивы.

Мотивы характеризуют тенденции, направленность деятельности человека, его отношение к той или иной дела, жизненную значимость дела для нее. Особый интерес представляют мотивы учебной деятельности. От них зависит, чем является для школьника учебная деятельность, что он усваивает, что берет с нее.

В учебной деятельности, которая занимает значительное место в жизни школьника, успешно формируются умственные, моральные и другие качества. Если ученики решают познавательные и практические задачи, то они переживают эмоции сомнения, радости преодоления трудностей, успеха в познании нового. Эти эмоции закрепляются, обогащаются. Из них формируется стойкое познавательно-эмоциональное отношение к действительности, к учебной деятельности, в частности интеллектуальные чувства, потребности, интересы (жажда знаний, желание учиться, читательские увлечение, страсть к исследованиям и т.п.).

Обучение никогда не бывает делом чистого интеллекта, оно всегда включает эмоциональные и волевые процессы, которые, породжуючись обучением, влияют на его образовательный и воспитательный результаты. Решающая роль в формировании положительного отношения к учебе принадлежит учебному процессу, его содержанию, методам, всей организации как индивидуальной, так и коллективной учебной деятельности учащихся.

Различают два вида мотивов:

- познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и
процессом ее выполнения;

- социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

В группе познавательных мотивов выделяют такие, которые заключаются в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Это может быть интерес к новым интересных фактов, явлений, интерес к существенных свойств явлений, объектов, интерес к первых дедуктивных выводов, интерес к закономерностей в учебном материале, к теоретических принципов, основных, фундаментальных идей и т.д.

К этой группе принадлежат учебно-познавательные мотивы, которые заключаются в ориентации школьников на усвоение способов получения знаний, интерес к ним.

Стоит еще выделить группу собственно творческих мотивов. Ученики старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий являются членами Малой Академии Наук, работают с преподавателями высших учебных заведений, занимаются научно-исследовательской работой, имеют свои собственные научно-исследовательские темы, получения успеха в этом направлении для них значит очень много и этим они очень дорожат.

Чрезвычайно важным для школьника есть мотив понимание. Успех понимание зависит от побудительных мотивов. Основными побуждениями есть потребности людей, их интересы, любопытство, жажда знаний. В мыслительной деятельности школьников очень важную роль играют такие мотивы, как потребность понять, любознательность, интерес к науке, любовь к знанию, к книжки, осознание необходимости основательно усвоить знания по различным предметам, чувство ответственности за их усвоения. Среди них выделяем мотивы широкого социального характера (обязанности перед семьей, школой, осознание важности образования для себя и для общества, государства и т.д.) и мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью (интересы в различных школьных предметов, стремление к знаниям, потребности в них, желание учиться и т.д.).

Социальные мотивы заключаются в желании получить знания, чтобы быть полезным обществу, в желании выполнить свой долг перед родителями, друзьями, в понимании необходимости учиться, чтобы получить профессию и выжить в условиях рыночной экономики и т.д. Сюда же относятся и мотивы, которые заключаются в желании занять определенное место в отношениях с другими людьми, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Особенности мотивации, отвечающие возрастном развитии школьников. С целью организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю важно знать общие тенденции возрастного развития школьников; знать, с какими мотивами ребенок приходит в школу, какая мотивация может и должна сложиться в ученика к окончанию начальной школы и т.д

Отметим своеобразие учебной деятельности в различные школьные периоды (7 - 10, 11 лет - младший школьный возраст; 10, 11 - 15 лет - средний школьный возраст; 15 - 17 лет - старший школьный возраст).

Ведущей деятельностью для всех школьных периодов является умение, однако специфика каждого периода определяется тем, усвоение которых сторон действительности осуществляется ребенком в ходе обучения. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Для среднего школьного возраста ведущей деятельностью является взаимодействие и общение школьника. Познавательные мотивы изменяются таким образом: младшие школьники от интереса относительно отдельных фактов переходят к интереса относительно закономерностей, принципов. В середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам получения знаний. Возникают и мотивы самооценки, которые выражаются в форме интереса к дидактических источников знаний, к эпизодического чтение дополнительных книг. Благоприятные условия для возникновения положительных эмоций появляются тогда, когда ученики активно учатся, испытывают удовлетворение от умственного напряжения, успехов в работе. Накапливаясь и узагальнюючись, эти эмоции перерастают в такие устойчивые чувства, как любовь к знаниям, любознательность. Тем самым обогащаются внутренние побуждения к учебной деятельности или ее мотивов.

Обучение может успешно идти вперед, поскольку оно воспитывает эти мотивы. Оно является процессом, успех которого зависит от того, насколько процесс себя "подкрепляет" собственными результатами и побуждается рядом взаимосвязанных мотивов.

Мотивы учебной деятельности определяют ее смысл для ученика, его отношение к учебе, а потому и энергию, старательность, с которой он учится, вникает в суть того, что изучается ним, и, в конечном итоге, результаты обучения. Полноценные мотивы обучения, органично связанные с его целями и содержанием, расширяют возможности усвоения знаний, овладение умениями, рациональными способами [8].

От мотивов зависят близкие и более отдаленные результаты развития. Следовательно, большое значение для успешной учебной деятельности: воспитание надлежащих мотивов, в частности интереса к знаниям, желание учиться, к методам самостоятельного получения знаний, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своей учебной работы.

К ней относятся и мотивы самообразования, которые заключаются в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов получения знаний и желании ученика добиться успеха в ходе будто постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться высших результатов.

Связь мотивации с возрастными периодами развития ребенка. Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет мотивы, а именно характер деятельности ребенка и его система взаимодействия с окружением в этом возрасте.

Младший школьный возраст. Известно, что к концу дошкольного периода у ребенка складывается довольно сильная мотивация к обучению в школе (Л.Божович, Л.Славіна и др.) Внутренняя позиция ребенка заключается в необходимости посещать школу, включаться в новую для ребенка деятельность учения, занять новый статус среди окружения. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства ребенок очень отчетливо видит разницу между ее объективным состоянием и внутренней позицией. Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Существует еще и объективная готовность к школе, к первых написанных букв, цифр, до первых оценок и только после этого к процесса, содержания учения, а еще позже - к способам получения знаний.

Как благоприятные черты мотивации выделяют положительное отношение ребенка к школе, широту его интересов, тяга к знаниям, поиск ответов на вопросы "почему"? Широта его интересов проявляется в том, что ребенка интересуют явления и объекты, которые не входят в школьную программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в безоговорочный авторитет учителя и готовность выполнить любое его задание являются благоприятными условиями для утверждения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимание необходимости учиться и т.д.

К отрицательным чертам мотивации младшего школьника относим недостаточную действенность (сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность), ситуативные (быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не восстанавливаться, учебный материал быстро надоедает, вызывает усталость); малоосмисленість, которая проявляется в том, что ученики не могут назвать, чем же им нравится данный предмет; ориентация на результат учения, а не на способы учебной деятельности, к окончанию начальной школы для многих не состоит интерес к преодолению трудностей.

Динамика мотивов учения учащихся от 1 до 3 класса проявляется в том, что сначала (первый класс) у школьников превалирует интерес к внешней стороны пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первых результатов учебной работы.

Средний школьный возраст. Благоприятными особенностями мотивации этого возраста являются: "потребность в взрослости" - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию, особое восприятие норм поведения взрослого, общая активность подростка, его готовность включиться в различные виды деятельности со взрослыми и сверстниками; потребность в самовыражении и самоутвердженні; тяга к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов, рост определенности и стабильности интересов, развитие специальных способностей подростка. К негативных особенностей мотивации этого периода относятся:

  • незрелость оценки подростком самого себя и другого человека, а отсюда
    - появление трудностей в отношениях с другими;
  • невосприимчивость к на веру мнения и оценки учителя, желание побыстрее стать взрослым, несогласие с мнением, что он еще ребенок, равнодушие к мнения и оценки учителя;
  • стремление, тяга к самостоятельности, что вызывает пренебрежение к методов работы, перенесенных с начальной школы, неумение организовать свою учебную работу, которое приводит к тому, что интерес к одному предмету препятствует появлению интереса к другому и др.

Динамика развития мотивации старшего школьного возраста характерна прежде всего тем, что у большинства учеников интерес к фактов сменяется интересом к закономерности. Этот период сензитивний для развития познавательных интересов, существенно закрепляются учебно-познавательные мотивы, для которых характерен интерес к способам получения знаний. Очень характерным является интерес к знаниям, которые выходят за пределы программы. Познавательный интерес имеет ненасыщенный характер, то есть возрастает по мере удовлетворения. Особенно существенные сдвиги происходят в социальным мотивам. Это связано с тем, что школьник становится гражданином.

Итог. Психологическая и педагогическая наука утверждают, что наиболее успешно обучение учащихся осуществляется при условии их положительного отношения к нему. Мотивы - это то, что побуждает человека к той или иной действия. Они характеризуют направленность деятельности, отношение человека к ней. В обучении большая роль принадлежит как социальным, так и познавательным мотивам. Мотивы связаны с возрастными периодами развития ребенка, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Каждый школьный возраст характеризуется преобладанием тех или иных мотивов..

В младшем школьном возрасте как положительные черты выделяют положительное отношение ребенка к школе, широту его интересов, тяга к знаниям и т.д. Отрицательные черты: недостаточная действенность, ситуативность, малоосмисленість, ориентация на результат, а не на процесс и др.

В среднем и старшем школьном возрасте до положительных качеств мотивов относят: общую активность подростка, готовность включиться в различные виды деятельности и т.д. К негативным относят следующие: незрелость оценки подростка самим собой, равнодушие к мысли учителя. Знание возрастной динамики мотивов облегчает правильную организацию процесса обучения.



Назад