Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

22. Теоретические основы достижения благосостояния в Украине


Проанализировав эволюцию экономических теорий, следует рассмотреть, в какой мере рекомендации авторов разных школ могут быть использованы в условиях современной Украины.
Будущее нашей рыночной экономики, тип социально-экономического развития еще во многом неясны и поэтому рассмотренные нами теории различных экономических школ дают возможность только приблизиться к некоторому прогнозирования возможной экономической ситуации в Украине.
Переход к новому этапу экономической системы, которая основывается на взаимодействии различных социальных типов хозяйств, связанный с существованием противоречий между максимизацией благосостояния и условиями перехода к смешанной рыночной экономики. Переходный период всегда сопровождается ухудшением жизненного уровня народа, поскольку отсутствует отлаженный хозяйственный механизм, который обеспечивал бы рациональное использование производственных ресурсов. Поэтому задача переходного периода сводится, по нашему мнению, к решению вопроса: как из всех возможных ситуаций суметь выбрать лучшую, наименее болезненную для народа?
Мы считаем, что одной из основных задач, которые стоят перед Украиной в условиях кризиса, является создание с помощью рынке надежных источников доходов для большинства населения, а также адекватная оценка фактора трудовых ресурсов. С одной стороны, реальный переходный период углубляет противоречия между благосостоянием и методами создания рынка, с другой - оптимизирует выбор.
Известно, что экономическое развитие и высокий уровень использования ресурсов, органично связанные с частной инициативой. Рынок, субъективные стимулы гарантируют равновесие экономики. Условиями достижения равновесия является обеспечение полной занятости, отсутствие избыточного капитала, гибкое реагирование цен и заработков на изменения конъюнктуры и ожиданий экономических агентов.
Создание рыночных отношений в нашей стране, несомненно, должно способствовать преодолению экономического кризиса недопроизводства, массовой безработицы, а также установлению важнейших экономических пропорций, повышению уровня общественного благосостояния. Нормальная конкурентная среда, рыночное равновесие ликвидирует дефицит товаров и свободного времени, спекуляцию, другие негативные явления.
Для построения рыночной экономики необходимо уяснить суть рынка и экономических отношений, которые пронизывают социально-экономическую систему. Построение рыночной экономики предполагает необходимость не только теоретического познания законов, экономических методов, но и практического усвоения сути внутренних механизмов рыночных отношений, принципов и регуляторов рынка.
В период организации рынка на первый план выдвигается проблема создания детальных экономико-образовательных и научных предпосылок кардинального поворота, механизма рыночной конкуренции, инфраструктуры рынка.
Осмысление экономической ситуации, которая сложилась в Украине (инфляция в условиях резкого падения производства, угрожающее массовая безработица, претензии местных управленческих структур на политическую власть, социальная напряженность и т.д.), приводит к выводу о необходимости приватизации и налоговой политики, которые стимулировали бы предпринимательство в производстве, создание системы защиты малообеспеченных.
Перестройка отечественных структур, создание системы конкурентных товарных рынков со свободным ценообразованием, формирования в дальнейшем регулирующего рыночного механизма должны привести к глобального социального прогресса, зрелого этапа трансформации общества на пути гуманизма и демократизации. Ориентация рыночного механизма зависит от методов создания рынка. Демократические методы, которые основаны на науке и организационных действиях, когда старое заменяется истинно новым, а не просто устраняется - таков путь к прогрессу и общего благосостояния.
Ключевой проблемой при этом является преобразование социальной природы богатства, то есть отношение к собственности. Экономические агенты, которые добиваются максимальной пользы от своей работы, ответственные за использование ресурсов, должны быть владельцами этих ресурсов.
Современный рынок лучше всего функционирует при наличии различных форм собственности, когда каждая из них может доказать свою эффективность. Именно этот аспект закреплено в Конституции Украины. Однако при этом нельзя игнорировать специфику национального аспекта социальной сферы, что может иметь определенные последствия. Нарастание протирічь в отношениях собственности позволяет прогнозировать длительную социальную борьбу в украинском обществе. Поэтому актуальной является гибкая политика ликвидации социальной несправедливости, компенсации потерь собственности, доходов, накоплений, рабочих мест, социальных прав граждан.
Бесспорно, что проводимая в стране «ваучеризация» ускорила создание рыночных отношений.
Однако следует иметь в виду, что «ваучеризация» не решила много проблем: не создан массовый класс мелких и средних собственников, народное хозяйство не получает надлежащих финансовых ресурсов от этого процесса и др. Кроме того, усиливается социальная дифференциация в обществе, значительная часть населения отделяется от государственной собственности, сотни миллионов гривен не попадают на отечественный рынок, инвестиции концентрируются в спекулятивно-финансовом обороте.
Наиболее значимым, масштабным, сложным экономическим методом управления является ценообразования, поскольку деформации в соотношении цен нарушают социальную справедливость распределения, эквивалентность обмена. Цена несет не только экономическое, но и социальное нагрузки, обеспечивая распределение созданного продукта. Поэтому все составляющие системы цен должны сочетать интересы производителей и потребителей. Это возможно лишь в состоянии социально-экономического оптимума.
Наряду с качеством товаров, численностью покупателей и условиям реализации, основным фактором, который влияет на интенсивность спроса, является цена. Сравнительная оценка товара дает преимущество потребителям, которые связаны с оценкой прироста качества товара. Если последнее соответствует прироста цены, то цена приемлемая для покупателей. В свою очередь, издержки производства могут быть признаны основным ценообразующим фактором, если они признаются потребителем. Оценка качества выбора, как соответствующего цене, возможна при наличии конкуренции на рынке и информированности потребителей. Кроме того, качество товара формируется на рынке с учетом потребности в данном товаре, что предотвращает создание новых диспропорций в системе «производитель - потребитель».
Цены, особенно розничные, активно влияют на спрос и предложение. Запоздалая ликвидация разрыва между доходами населения и товарным обеспечением, которое возникает при неперевищенні спроса над предложением, ведет к дестабилизации финансов и разбалансированности экономики. По нашему мнению, налоговое регулирование при плавающих рыночных ценах является лучшим вариантом индикативного регулирования цен. Бажана коррекция действия механизма рыночной самонастройки (что возможно в условиях развитого рынка) может быть достигнута путем манипуляции налогами.
Негативным следствием нынешнего деформирования ценообразования является не только разбалансированность учетных операций и возникновения диспропорций в экономике, но и деформация экономических отношений всех фаз воспроизведения в течение всего жизненного цикла движения товара.
Ценовой механизм и конкуренция не только насыщают рынок, но и вызывают определенную борьбу за потребителя, ответственность перед ним. Условия и требования к продукту диктует потребитель, а производитель перепрофилирует производство, повышает качество, чтобы остаться на рынке, не допустить снижения дохода. Однако все это характерно для развитой экономики с насыщенным рынком. В процессе перехода к рынку при сохранении дефицита производитель сохраняет монопольное положение, повышает цены и получает дополнительный доход без увеличения выпуска и повышения качества товара. Поэтому необходимо применение государственного контроля над ценами.
Первичной формой регулирования цен является наблюдение за ценами со стороны правительственных органов, которым занимаются статистические управления, научно-исследовательские центры профсоюзов (которые еще должны быть созданы в Украине), специальные независимые фирмы, университеты. Цель наблюдений - определение индекса ежегодного номинального роста доходов, влияние роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государственное вмешательство в ценообразование предусматривает санкционированное правительством завышения расходов производства (за счет завышения амортизационных отчислений). Прямое влияние на цены оказывают государственные субсидии, снижение издержек производителей.
При развитии рыночного ценообразования следует, во-первых, учитывать социальный разряд рынке, наличие различных хозяйственных структур в результате образования различных форм собственности. В зависимости от этого определяется соотношение на рынке государственных твердых, регулируемых договорных или свободно установленных цен. Отсутствие надлежащего соотношения нарушает равновесие. Обоснованность цен определяется в конечном итоге степенью пропорциональности народного хозяйства. Поэтому достичь сбалансированности невозможно без оптимизации рыночной структуры, которая должна учитывать тенденции развития мирового рынка.
Во-вторых, цена должна проходить проверку рынком на основе учета спроса, а на стадии производства следует определять только лимитные уровне. В-третьих, для достижения рыночного равновесия (что следует учитывать в ценообразовании) необходимо балансировка товарных рынков с ресурсными. По-четвертых, структура оптовых и розничных цен должна быть приведена в нормальное состояние. Использование в период перехода к рынку межотраслевых моделей сбалансированной системы оптовых цен в качестве первого приближения к будущей системе рыночных цен, по рекомендации В. Леонтьева, позволило бы предотвратить различным экономическим потрясениям при переходе к нормального рынка. Хотя рынок конкурентных производителей может привести экономику к социально-экономического равновесия, этот процесс будет затянутым и слишком затратным через неправильное использование ресурсов.
Универсальная, совершенная модель рыночного механизма, в том числе ценообразование, пока не изобретена. Но для выхода на мировой рынок нужно решить проблему совершенства системы цен, расчета рыночных цен равновесия, эластичности, нахождение оптимального сочетания фиксированных цен, регулируемых и свободных, рычагов косвенного влияния государства націни.
Нынешнее положение большинства населения Украины, в частности низкий уровень дохода и высокая смертность, вызывают очень серьезную тревогу. Преодоление такого положения возможно только путем создания развитого продовольственного рынка страны, прежде всего за счет отечественных товаров, что связано с необходимостью повышения эффективности сельскохозяйственного производства, внедрение новых форм хозяйств, в том числе и фермерских. Известно, что фермерские хозяйства наиболее приспособлены к росту отраслевой производительности труда, вырабатывают механизм удешевления продукта, росту жизненного уровня потребителя.
От обеспеченности продовольственными товарами зависит политическая стабильность в обществе. В условиях социальной и политической напряженности переходного периода государство должно способствовать сохранению стабильных цен на продовольственные товары, субсидируя их. На это указывал Дж. Гэлбрейт, отмечая, что государственная поддержка сельского хозяйства и получения роста цен на продовольственные товары являются важнейшим антиинфляционным и антикри-зовим средством. Спрос на продукты питания не эластичный относительно цен, и поэтому в результате либерализации цены на сельскохозяйственную продукцию могут быть очень высокими. Рост цен на продукты питания при большой доле расходов на них в доходах населения Украины ведет к росту номинальных доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссии. Гиперинфляция наступает тогда, когда в условиях спада производства допускается свободный рост цен на продовольственные товары.
Оптимальный путь решения продовольственной проблемы видится в качественно новом хозяйствовании, расширении инвестиций в сельское хозяйство, повышении урожайности сельскохозяйственных культур из уже освоенных земель, а также в совершенствовании системы распределения.
Отраслевая структура сельского хозяйства изменяется под влиянием индивидуализации спроса, развития потребностей и предпочтений индивидууму. Фермерский сектор испытывает сильный ценовой и организационно-экономическое давление конкуренции. Усиление качественных аспектов конкуренции в сфере переработки и сбыта способствует снижению соотношения расходов на продовольственные товары к дохода, повышению качества продуктов питания, удешевлению производства. Эта приспособленность фермерства на Западе является результатом конкуренции в фермерском секторе массового производства в отношении однородных продуктов. В результате основные функции относительно снижения совокупных затрат в сельском хозяйстве выполняют именно фермерские хозяйства. Учета условий, которые сложились в развитии фермерства в нашей стране, является необходимым в период перехода к рыночной экономике.
Проблема динамики спроса тесно переплетается с эффективностью сельского хозяйства в условиях рыночных отношений. Спрос доминирует над міжсекторним обменом, регулирует цены на продовольственные товары, что демонстрирует анализ динамических моделей общего рыночного равновесия. Рынок должен ликвидировать отсутствие права распоряжаться своим товаром, слабую координацию промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики, их экономическую обособленность от потребителя, практическое отсутствие механизмов, которые бы связывали производство и потребление.
При переходе к рынку так же, как и в рамках функционирования развитого рыночного механизма, неизбежно безработицы. Причины безработицы, как было показано ранее, представители различных экономических теории объясняют по-разному. С точки зрения экономического либерализма оно связано с расхождением распределения факторов производства между отраслями и распределения спроса на продукцию этих отраслей, что вызвано искривлением системы соотношение цен и заработков. Высокий и стабильный уровень занятости достигается созданием рынка, установлением соответствия спроса и предложения в каждом секторе экономики.
Особенность ситуации по занятости в нашей стране заключается в разнообразии форм собственности, которая, однако, не привела к высокой эффективности использования ресурсов. Задача состоит в том, чтобы найти такие формы связи индивида с частью общественного богатства, при которых он влиял бы на эффективность использования ресурсов, Для смягчения влияния спонтанных рыночных сил необходима монетарная и фискальная политика. Первая должна регулировать спрос на рынке капиталов, обеспечить стабильность стоимости денег. Цель второй заключается в ликвидации бюджетного дефицита.
Начальный этап перехода к рыночным отношениям определяет формирование новых не всегда положительных тенденций мобильности рынка труда, в частности снижение интенсивности перераспределения рабочей силы на постоянную и временную работу. Вследствие кризисных явлений, спада производства и сокращения рабочих мест повышается вероятность устойчивого безработицы. Усиление несбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, ухудшение условий реализации права на труд и доходы связано с дальнейшим ростом социального неравенства и снижением уровня экономического благосостояния. В связи с этим возникает проблема создания такой модели управления занятостью, которая сочетает эффективное использование трудовых ресурсов с механизмом социальной защищенности населения. Это предусматривает макрорегу-регулирование структуры рабочих мест, максимальную свободу в выборе партнеров вида труда и места проживания.
Современное состояние экономики, массовой безработицы выдвигает на первый план проблему сокращение предложения рабочей силы, пересмотр границ совокупного фонда рабочего времени, сокращение продолжительности рабочей недели, неполную занятость, гибкий режим рабочего времени (в развитых странах Запада численность работающих неполное рабочее время составляет 25 - 50%) при современном повышении уровня почасовой оплаты.
В условиях перехода к смешанной рыночной экономики, где имеет место недостаточный совокупный спрос, следует стимулировать инвестиционную деятельность предприятий. Суть инвестиций заключается не в полной гарантии занятости, а в создании возможностей для ее реализации. Мировой опыт показывает, что для того, чтобы в условиях рынка предприятия функционировали в соответствии с мотива прибыли, должны быть обеспечены долговременные ежегодные темпы роста дохода от капитала на уровне 3 - 6%. Капитал при этом целесообразнее потратить: 1) на выплату социальных дивидендов всем членам общества; 2) на финансирование инвестиций, которые не под силу отдельным предприятиям. Прежде всего это касается развития инфраструктуры, связанной с производством общественных благ.
В условиях спада производства и необходимости стабилизации экономики обостряется проблема экономического роста. Экономический рост зависит от совокупных индивидуальных расходов - основного элемента конечного общественного спроса, от точности оценки потребительского спроса. Поэтому в основу анализа общеэкономической ситуации закладывают микроэкономические показатели индивидуального потребления. Кроме того, необходимо установить связь микроэкономических показателей потребительского спроса с секторами производства. Экономический рост является функцией от потребностей, поэтому индивидуальное потребление стимулирует и регулирует производство.
Изменение уровня капитальных расходов является важнейшим инструментом поддержания инвестиционной активности, поскольку вызывает рост национального дохода и потребления, самую высокую загруженность мощностей. Интенсивность применения капитала положительно связана с продолжительностью занятости. Производство с высокой интенсивностью применения капитала в технологии имеет длительный жизненный цикл. Избыток капитала может служить инструментом политики доходов.
Политика доходов, которая обеспечивает превышение доли прибыли над инвестициями в национальном доходе, может служить условием эффективности функционирования системы. Это является следствием постоянной динамики бюджетов работающих.
Однако не следует упрощать проблему. Нестабильность может возникнуть в силу ряда причин, например: изменение темпов роста производительности труда при изменении пропорции «затраты - выпуск»; изменение результатов инвестирования в кратко - и среднесрочный период или в зависимости от типа технического прогресса - в долгосрочный период. Кроме того, темп роста производительности труда может измениться в связи с изменениями интенсивности технического прогресса, колебаний трудовых ресурсов. На производительность труда непосредственно влияют долгосрочность занятости, изменение возможностей утилизации промышленности, возраст производственных фондов, тренды в росте производительности труда, темпы юніонізації в промышленности. Занятость труда и капитала влияют на производительность положительно. Изменения в возрасте производственных фондов и вновь созданных фондов (в сторону увеличения) влияют негативно. Кроме того, эффект производительности снижается через существования максимально долгосрочной занятости, поскольку последняя не способствует росту интенсивности труда. Поэтому цель заключается в достижении не максимальной, а высокой и стабильной занятости на грани естественной нормы безработицы, что и обеспечивает функционирующий рынок с государственной политикой.
Занятости способствует система социального обеспечения. Для поддержки социальных программ, по мнению авторов, следует:
а) расширить социальное обеспечение по месту работы (по болезни, беременность, роды, уход в размерах, превышающих законодательное установлен государственный минимум). Предприятия, которые применяют собственно страхования, должны получать налоговые субсидии;
б) расходы на социальные нужды должны составлять примерно 30% государственных расходов; 2/3 социального бюджета следует направить на охрану здоровья, образование, пенсионное обеспечение;
в) обеспечение социальной справедливости должно быть возложено на профсоюза;
г) в структуре затрат на 1-ом месте должны находиться пенсии, на 2-ом - медицина, на 3-му - семейная помощь; на 4-му - помощь по безработице, далее - профобразование, обеспечения жильем, помощь при несчастных случаях и профзаболеваниях, жертвам войны;
д) проводить антиинфляционную индексацию социальных расходов.
Названные выше изменения имеют сложный, комплексный характер. Поэтому основная задача в условиях перехода к смешанной рыночной экономики - добиться сочетания мікроефективності с макростабільністю.
Частное предприятие (индивидуальное или коллективное), составляя основную единицу производственного сектора в смешанной рыночной экономике, не должно исключать эффективного макроэкономического вмешательства государства.
Государству необходимо всячески расширять и стимулировать предпринимательство, которое пока носит характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения. Известно, что накопление средств инфляционными методами не может длиться долго. Коммерческий капитал имеет или приобрести активной формы инвестиций в производстве дефицитной продукции, или наступает гиперинфляция и товарный дефицит становится абсолютным.
В условиях смешанной экономики с ее широким негосударственным сектором, частными и кооперативными предприятиями нужно решать вопросы рыночного корректировки деятельности государственных предприятий, создавать рациональные варианты в структуре собственности. Однако, следует иметь в виду, что для достижения эффективной и стабильной занятости государственные органы должны влиять на производство непосредственно (лицензирование инвестиций, контроль за ценами, политика доходов). Косвенных методов, которые используют как основной инструмент капитальные затраты, здесь, очевидно, недостаточно. Важной функцией государства должна быть координация стратегических экономических решений, а основной задачей - перераспределение благосостояния.
Государство должно обеспечивать соответствие между динамикой благосостояния и ресурсами; факторами производства; доходами и расходами населения, с одной стороны, и структурой производства - с другой; потреблением и движением общественного богатства и т.п. Рынок - это саморегулирующаяся система, а государство - система сознательного управления, но они не исключают друг друга. Проблема разграничений функций этих систем не решается без учета реальной структуры экономики, что показали Дж. Кейнс, О. Ланге, Дж. Гэлбрейт таин.
Для достижения сбалансированности экономики планирование должно выступать как индикативный регулятор рынка. Директивное планирование в отношении эффективно только при централизации НТП, развитой информационной базе, низком производственном динамизме, ограниченных потребностях, еще противоречит современному развитию, который диктует требования высокого уровня экономического благосостояния, качества жизни, сочетание поліцентризму с международной интеграцией, роста динамизма производства.
Рост уровня экономического благосостояния зависит от эффективности мер по активизации человеческого фактора, обогащение содержания труда, что обусловлено наличием специальных широких знаний, которые приобретаются в процессе развития системы образования. Необходима высокая экономическая культура, умение участвовать в ценовой конкуренции, ориентироваться на максимизацию полезности. Расширение системы образования является средством уменьшения разрыва между спросом и конкуренцией различных видов труда. Рост образовательного уровня является одним из факторов роста доходов.
Необходимо в условиях перехода к рынку закрепить за индивидуумом права собственности на знания, технологию (друки, патенты, авторские свидетельства). Покупать интеллектуальную продукцию на рынке и регулировать рынок через налоговую систему призвана государство. Привлечение в систему образования государственных инвестиций (вклады, безналоговые и беспроцентные кредиты) обусловлено развитием рынков капиталов.
Основным для профессионального образования в нашей стране является рынок труда. Увеличение расходов на образование наряду с недопущением высокого уровня безработицы всегда считалось и считается в западной теории и практике ключевым моментом в кризисных ситуациях. С целью роста профессиональной подготовки необходимо создать специальные государственные фонды на основе льготного налогообложения. Обучение основам информатики, иностранных языков, социальной психологии, экологии, работы на компьютерах, приобретения второй специальности будет облегчать трудоустройства, создаст условия перехода к непрерывному образованию.
Поскольку самую высокую полезность для потребителя товар приобретает лишь участвуя в мировой конкуренции, проблему подъема экономики следует решать путем активной внешнеэкономической деятельности как отдельных фирм, так и государства. Анализ западных моделей показал, что результатом открытой торговли является уравнивание отечественного монополиста с внешними производителями, снижение цен, рост качества. В международных условиях торговли особенно важными являются конкуренция, экспортные и производственные возможности, энергетическая антимонопольная политика государства.



Назад