Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 1. О сути законов, принципов и правил обучения


Понятие закона, принципа и правила обучения. В философии понятие "закон" определяется как философская категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, повторювальних, общих, стабильных связей явлений, предметов, процессов действительности. Практическая значимость закона определяется его прогностическими функциями. То есть, поскольку в законе отображается стабильность, повторяемость связей между явлениями, то он может служить основой для реализации одной из важнейших функций научной теории - научного предвидения хода явления, его результата.

"Принцип" - термин латинского происхождения (ргіпсіріит - основа, першоначало), он означает основоположення, руководящую идею, основное правило поведения, деятельности. Принцип - это общая руководящая норма действия, а правило - это норма действия, что имеет конкретное рабочее значение. Если принципы и правила - это нормы деятельности, установленные людьми, то законы - это объективно действующие связи.

Следовательно, по своему происхождению принцип и закон - это разные понятия, однако, как это видно из самого определения закона и принципа, они по своей сути - закономерности, только один из них (принцип) обнаруживает более нормативную действие, а другой (закон) - прогностическую, предвижу-вальну.

Таким образом, педагогический закон - это такой компонент логической структуры педагогической науки, который отражает объективные, внутренние, существенные и относительно устойчивые связи педагогических явлений, способствует научному управлению учебной и воспитательной деятельностью, предусмотрительности результатов управленческого решения, направленного на оптимизацию содержания форм и методов этой деятельности, а принципы - это общая руководящая норма
Действия [26; 27].

Системный подход к анализу природы и сути принципов обучения. С точки зрения системного подхода [3] принципы обучения рассматриваются как общие требования, которые ставит среда системы обучения (общество, природа, человек) к самой системы. Эти требования определяют пространство функционирования этой системы и будучи по своей сути ее внешними связями и ее среды, они определяют, а, точнее, указывают на направленность процесса обучения. Таким образом, отдельные положения создают основу для движения ученика, в ходе которого содержание обучения превращается в его индивидуальное достояние. Они отражают связи между факторами, которые создают условия функционирования системы обучения.

Все принципы обучения выражают закономерности процесса обучения и каждый из них является формой, в которой оказывается та или иная конкретная закономерность, хотя, возможно, может быть и так, что сама суть этой закономерности пока-что и неизвестна. Следовательно, принцип обучения - это форма выражения закономерности обучения, но это еще не закон.

По законам познания человек познает в первую очередь явление, форму и только потом раскрывает самую суть явления. Философы утверждают, что познание происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Если принять во внимание, что закон - это этап в познании явления, а движение, динамика, развитие познания происходит в направлении от изучения внешних характеристик явления до установления принципа, а далее - к закону, то принципы обучения - это этап в познании механизма и процесса функционирования системы обучения. Изменение статуса закономерности (переход принципа в закон) определяется мере углубления и раскрытие данного стороны функционирования системы обучения. Принципы не являются раз и навсегда установленными категориями. Выражая определенные закономерности, они постоянно углубляются и видоизменяются.

Переход от формы к сущности - исторический процесс. Раскрывая все глубже и полнее принципы обучения, мы все больше приближаемся к раскрытию сути закономерностей, формой которых они являются. Посколькуки познание происходит от явления (формы) к сути, то и не удивительно, что человек сначала зафиксировала форму связи между факторами процесса обучения в виде требований, практических правил до самого процесса обучения, его содержания, форм и методов.

Рассмотрим природу принципов и законов обучения под углом зрения системного подхода. Система обучения функционирует в среде, к которому принадлежат природа, общество и человек, которые создают внешние связи для данной системы. Эти связи могут быть настолько прочными, что способны даже разрушить систему. В нашем случае связки - это требования, которые выдвигает среду к учебной системы. Они очерчивают пространство ее действия.

Однако, исходя только из природы среды эти требования не могут быть определены. Они являются результатом взаимодействия системы обучения и ее этосреды. Но взаимодействие - система, следовательно имеет характерные для нее ее атрибутивные признаки. Одним из таких признаков является наличие системообразующего фактора, каким является соответствие всех внешних воздействий на ученика его психологической природе, собственно - это и есть принцип природосообразности как своеобразная аксиома педагогики, который гармонизирует взаимодействие учебной системы и среды. Указанный принцип является тем положением, которое порождает, корректирует, задает и направляет функционирования системы обучения. И как системотвірний фактор, он взаимодействует с каждым компонентом системы обучения, ее связями и системным свойством.

Таким образом, принципы обучения является требованиями среды учебной системы к учителю, к ученикам, к дидактической системы, к связей между этими тремя компонентами системы.

Какие же требования предъявляет общество и природа к учителю как к компонента учебной системы? Очевидно, учитель должен быть не только носителем опыта, который передается младшему поколению, но и обладать опытом организации такой передачи, то есть, быть профессионалом. В этом опыте главным требованием является умение действовать согласно с природой ученика и его интересами. Это требование раскрывает характер природовідповідного и личностно-ориентированного обучения, она и составляет суть принцыпу учета индивидуальных особенностей учащихся, их возрастных особенностей и закономерностей развития.

Каждый ученик имеет только ему присущие особенности памяти, мышления, воображения, имеет свой характер, темперамент, свои способности, задатки, способности, свои закономерности умственного развития. И неучет их в выборе всех характеристик учебного процесса будет способствовать созданию некомфортных психологических условий для данного конкретного ученика, а это означает, что надеяться на высокую эффективность в усвоении им учебного материала не приходится.

Каждый возрастной период в развитии ребенка характеризуется такими психическими новообразованиями, которые отличают его от других периодов. Если, например, в младшем школьном возрасте наивысшего развития приобретает образная память, в среднем - логическая, а старший школьный возраст тяготеет к системного мышления, то неучет этих рис умственного развития при организации учебной деятельности ученика не будет способствовать возникновению гармонизированных психологических условий для обучения. А Это означает, что требование учета индивидуально-типологических качеств ученика, его особенностей возрастной группы следует из принципа природосообразности в обучении, следовательно, этим принципом она и объясняется и является практическим руководством в организации учебной деятельности учащихся.

Следующий принцип - принцип целенаправленности и целостности в обучении, который является результатом действия среды учебной системы на компонент дидактической системы "Цели обучения". Поскольку мы выделяем четыре группы целей: образовательную, воспитательную, развивающую и политехническую, то требование целеустремленности действует одновременно с требованием единства и целостности обучения. Если бы задача учителя заключалось в том, чтобы обеспечить только усвоение конкретного учебного материала с того или иного школьного предмета, то это не составило бы для него особых проблем, убедительно доказала школьная практика. Задача же заключается в том, чтобы используя возможности того или иного учебного предмета, того или другого содержания обучения получить максимально возможное развитие умственных и эмоционально-чувственных сил ученика. А это возможно только тогда, когда обучение, развитие и воспитание будут происходить как целостный, единый процесс.

Требования общества, природы, человека к содержанию обучения сводятся к тому, что содержание обучения должно быть научным, соответствовать современному уровню развития науки и возрастным возможностям личности, он должен быть организован в систему, в соответствии проструктурований. В содержании обучения должна быть отражена и требование связи обучения с жизнью, практикой, производством. Поэтому это требование находит свое отражение в принципах научности, доступности и системности и связи обучения с жизнью. Поскольку история внедрение названных принципов в теорию и практику обучения составляет важную и интересную страницу истории педагогики как науки, то они будут рассмотрены ниже.

Действие среды системы обучения на элемент дидактической системы "Методы обучения" ведет к появлению таких требований: методы обучения должны соответствовать природе ученика, его возрастным особенностям и возможностям, дополнять друг друга, действовать в комплексе, обеспечивая высочайшую степень достижения конкретной цели обучения. Это - принцип учет возрастных особенностей учеников в выборе методов обучения и их оптимального сочетания.

Следующий компонент дидактической системы - средства обучения. Требования, которые формулирует среду учебной системы до него, сводятся к следующему: оптимальное с точки зрения достижения конкретной цели обучения сочетание различных средств обучения. Поэтому этот принцип обучения определяется как принцип оптимального выбора средств обучения. Взаимодействие среды с организационными формами обучения ведет к появлению требования оптимального сочетания индивидуальной и групповой форм организации обучения. Этот принцип мы называем принцыпом оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм организации обучение.

Очевидно, оптимальное сочетание методов и средств обучения и индивидуальной и групповой форм организации обучения для высшего достижения конкретной цели обучения составляет суть отдельного принципа обучения - принципа оптимизации.

Заметим, что оптимальный - это не просто лучший, это наилучший при данных условиях и по данному критерию. Рассмотрим такой пример. Пусть нам нужно неким образом прибыть из Ровно до Киева. В Киев из Равного можно прибыть поездом, долететь самолетом, автобусом, доехать на велосипеде, мотоцикле, автомобилем, наконец, можно выбрать такой экстравагантный способ перемещения как пройти пешком или прокатиться на подводе (видимо, наши далекие предки некогда так и делали). Так какой же способ перемещения нам выбрать? Все будет зависеть от критерия, который мы положим в основу выбора. Если за такой критерий выбрать минимум времени, затрачиваемого на дорогу, то, наверное, стоит выбрать самолет, этот выбор будет оптимальным в условиях данной задачи по определенному критерию.

Если же нас интересует минимум средств, которые нужно будет использовать на дорогу, то наверное стоит выбрать пеший ход, если же нас будет интересовать получения максимальной информации о застройку и благоустройство сел и городов Ровенской, Житомирской и Киевской областей, то стоит выбрать автобус. Этот выбор в условиях данной задачи и по данному критерию является оптимальным.

Как гласит теория и практика обучения есть смысл выделить два критерии, на основе которых можно оценивать варианты выбора дидактической системы, это - степень достижения цели обучения и время, затрачиваемое на обеспечение достижения этой цели.

Принцип оптимизации в обучении предполагает, таким образом, такой выбор методов, средств и организационных форм обучения, который обеспечивает максимально возможное достижение конкретной цели обучения за минимально возможное время обучения.

Какие требования формулирует общество до каждого конкретного ученика?
Чтобы ученик хотел и был способен по своему уровню развития усваивать материал, чтобы имел определенный интерес к обучению. Этот принцип можно
разделить на два: принцип доступности и принцип формирования познавательного интереса учащихся. Принцип доступности будет предметом отдельного рассмотрения, а в отношении принципа формирования познавательного интереса у учащихся, то следует отметить следующее.

Задача научного познания вызванный потребностями развития общества, жизнью. Именно поэтому, понимая жизненную важность своих исследований, ученые работают творчески, с большим подъемом душевных сил. Чтобы ученическое познания имело место, ученик должен хотеть учиться. Известно, что основными мотивами любой деятельности есть потребности и интересы. Для того, чтобы у ученика возникло желание учиться, он должен испытывать потребность в знаниях и интерес к ним Интерес к обучению может быть связан с будущей профессией, с тем видом деятельности, к которой у ученика есть способности, задатки и способности, с осмыслением значимости знаний, с желанием найти самостоятельную ответ на поставленный вопрос, самостоятельно решить проблему. Поддержание и развитие познавательного интереса к учебе - необходимое условие высокой эффективности обучения.

Требования среды в связи "учитель-дидактическая система" сводятся к следующему: учитель разрабатывает и реализует только такую дидактический систему, которая в высшей степени соответствует возможностям, задаткам и способностям ученика, то есть его природе, развивает и воспитывает. Поэтому этот принцип можно было бы назвать принципом развивающего и виховального обучения. Он, как видим, ставит определенные требования не одного какого-либо компонента учебной системы, а к функционирования всей системы обучения, то есть до всех компонентов учебной системы и связей между этими компонентами. Однако закономерности развития и воспитания на основе осуществления конкретного учебного процесса достаточно хорошо изучены, поэтому этот принцип (а, точнее, два принципы) приобретают статус законов обучения: закон единства обучения и развития и закон единства обучения и воспитания.

Связь "дидактическая система - ученик" означает, что каждому ученику должен соответствовать своя дидактическая система, то есть, что среда требует индивидуализировать систему обучения. Это требование замеченная в принципе учета индивидуальных особенностей учащихся, их возрастных особенностей и закономерностей развития и в принципе систематичности и последовательности.

Связь "ученик - учитель" предусматривает постоянное получение учителем объективной информации о учебные достижения ученика и реализацию коррекционных мероприятий на основе сравнения реального степени достижения целей обучения с запланированным. Управление учебным процессом на основе оценки степени достижения цели обучения является необходимым атрибутом учебного процесса как с точки зрения учителя, так и с точки зрения и в интересах ученика. Этот принцип называется принципом контроля и коррекции знаний учащихся.

Емерджентною (системной) свойством системы взаимодействия "среда - обучающая система" есть такая обучающая система, которая построена на принципах гармоничности действий учителя и ученика в интересах максимально возможной степени достижения целей обучения. Требования среды до такого взаимодействия предусматривают активность обоих субъектов взаимодействия на основе конкретной дидактической системы. Этот принцип следовало бы назвать принципом активности и сочетание образования и самообразования учащихся, развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания. Это фактически две разные принципы. Относительно принципа активности, то стоит отметить, что закономерности реализации активного начала в обучении науке хорошо известны, поэтому можно утверждать закон активности в обучении. Его суть будет раскрыта ниже.

Несмотря на то, что требования относительно норм деятельности в процессе обучения в некоторых принципах повторяются, выделим, обобщим и упорядочим их в определенную систему, которая будет выглядеть так:

- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся, их возрастных особенностей и закономерностей развития;

- принцип целенаправленности и целостности обучения;

- принципы научности;

- принцип связи обучения с жизнью;

- принцип доступности;

- принцип системности;

- принцип оптимизации;

- принцип формирования у учащихся познавательного интереса;

- принцип контроля и коррекции знаний учащихся;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сочетания образования и самообразования, развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания.

Эти принципы составляют систему принципов обучения, ведь все они описывают целостное, системное педагогическое явление, каким является процесс обучения. Компонентами этой системы являются перечисленные выше принципы.

В каждой системе, как известно, есть два и более системообразующих факторов: внешний и внутренний. Как видно из построения данной системы внешним системотвірним фактором является принцип природосообразности в обучении (общество, природа, человек задают именно такое требование к обучению), внутренним - идея доповненості. Попытки учителя иметь как можно меньшее количество различных требований, правил, которые нужно учесть, чтобы построить целостный учебный процесс на научной, объективной основе приводит к необходимости учесть идею доповненості: один принцип так дополняет все другие, чтобы все они вместе полно очертили то пространство, в котором целенаправленно и эффективно функционировать система обучения.

Относительно структуры этой системы, то она, как видно, выглядит так: базовым и таким, который является своеобразным источником для всех последних принципов и имеет объяснительную силу, является принцип природосообразности, его уточняют принципы научности, доступности и системности, а расширяют все другие принципы.

Емерджентна свойство данной системы заключается в том, что одновременное соблюдение и учета всех принципов обеспечивает такое целое рямоване функционирования учебной системы, которая в максимально возможной степени обеспечивает достижение конкретных целей обучения за минимально возможное время обучения.

Итог. Принцип означает основоположення, руководящую идею. Это - общая руководящая норма действия, она устанавливается людьми. Правило - это норма действия, что имеет конкретное рабочее значение. Закон - это компонент логической структуры педагогической науки, который выражает существенные объективно действующие связи. Поскольку в законе отражаются стабильные повторительные, существенные связи, то он выполняет прогностической, прогностическую функцию.

Принципы не являются раз и навсегда принятыми категориями, выражая определенные закономерности, они постоянно углубляются и видоизменяются. С точки зрения системного подхода принципы - это требования, которые создает среду системы обучения к самой системы. ее системотвірним фактором является принцип природосообразности. Элементами системы являются следующие: принципы целеустремленности и целостности обучения, научности, доступности, системности, оптимизации, формирование у учащихся познавательного интереса, контроля и коррекции знаний учащихся, систематичности и последовательности, сочетание образования и самообразования, развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания. Ниже некоторые из названных принципов рассмотрим подробнее.



Назад