Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

1. Предмет, задачи и методология курса


В современном украинском обществе трудности решения экономических задач как никогда ранее подняли значение обоснованности и достоверности экономической теории, которая должна служить основой хозяйственной политики, которая принята в стране как руководство к действию. Те научные споры и дискуссии, которые ведутся в течение последних лет, затрагивающих проблематику объективных закономерностей развития мировой и в том числе отечественной экономики, вопросы приемлемости экономических идей и концепций, которые представлены как в теориях именитых экономистов, так и в теоретических достижениях школ, течений и направлений экономической мысли на разных этапах ее развития.
В экономической науке нет простых правил для того, чтобы отличить верную теорию от неверной, адекватную от неадекватной. Критерий опровержение может поделить все экономические высказывания на положительные и нормативные, и таким образом подсказать нам, в какой отрасли следует сосредоточить наши эмпирические исследования. При этом можно показать, что даже нормативные тезисы часто имеют скрытую позитивную основу, что оставляет нам надежду когда-нибудь проверить их на практике. Однако некоторые основные нормативные теоремы никогда не сможем подвергнуть эмпирической проверке.
Кроме того, существует набор тезисов и теорем, которые, на первый взгляд, относятся к экономического поведения, но позволяют ее прогнозировать. То есть значительная часть существующей экономической доктрины - это чистая метафизика. В этом нет ничего плохого, если, конечно, не принимать эту метафизику за науку. К сожалению, история экономической науки свидетельствует, что экономисты часто принимают половую за зерно и думают, что владеют истиной, хотя в действительности - это лишь сложный цепь определений или ценностных размышлений, замаскированных под научные выводы. Отыскать эту тенденцию можно только изучая историю экономической науки.
Предмет и содержание науки
Предметом истории экономических учений является изучение возникновения и развития экономических идей, течений и школ, формирование и развитие экономической науки как особой системы знаний. Изучая историю экономических учений, мы должны иметь в виду преемственность экономических идей, течений и школ и их отличие, детерминизм полноты и глубины выводов из исторических фактов и обстоятельств. Ведь и в современной экономической теории можно в достаточном количестве найти бессодержательные концепции, которые выдаются за научные прогнозы и рекомендации для экономической политики, содержащие ценные размышления. Однако методологические ловушки, в которые попадают современные теории, столь сложные и расположены настолько глубоко, что доказать предыдущий тезис слишком трудно.
Одна из причин, в силу которой мы должны изучать историю экономической науки, заключается как раз в том, что она является своего рода лабораторией, в которой на большом материале мы учимся рассматривать достижения экономистов-теоретиков с необходимой методологической застережливістю. Каждый экономист - осознает он это или нет - всегда носит эту лабораторию с собой. Он инстинктивно остановится, если когда-нибудь будет пытаться объяснить уровень заработной платы, не вспоминая о предельную производительность, измерить капитал в физических единицах или доказать превосходство "невидимой руки" с помощью чисто объективных критериев. Но эта инстинктивная реакция объясняется лишь тем, что в его памяти блуждают некоторые воспоминания об истории его науки. Это хорошо. Потому что лучше знать интеллектуальное достояние, оставленное нам предшественниками, чем догадываться, что оно хранится в неизвестном нам месте и написанное на неизвестном нам языке. Мы знаем больше потому, что мы изучаем это достояние.
Проблемой, которая дала первичный импульс экономической науке, той "тайны", что пленила Адама Смита так же, как и любого современного экономиста, является проблема рыночного обмена: в экономическом вселенной присутствует ощущение порядка, и этот порядок не навязанный кем сверху, а неким образом является результатом обменных операций между отдельными лицами, причем каждая из сторон пытается максимально увеличить свою собственную выгоду.
Таким образом, содержанием истории экономической мысли есть не что иное, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Но хотя общепринятое учение всегда было связано с анализом рыночных систем, структура этих систем со временем значительно менялась, и чтобы пролить свет на эти изменения, каждое поколение использовало различные концепции и методы анализа. Невозможно использовать выводы, полученные одним методом анализа, который соответствует определенной экономической обстоятельстве, для вынесения соображений по результатам другого метода, что соответствует другим обстоятельствам, - одну модель можно использовать для оценки иной модели.
Нам довольно часто говорили, что наука представляет собой бесконечный процесс попыток опровержения гипотез. В этом смысле объем принятых экономических знаний в любой момент охватывает все теории, которые еще не опровергнуты. Но как опровергаются экономические теории? Большая трудность проверки экономической теории - что старой, что современной - заключается не столько в невозможности проведения контрольных экспериментов и тем самым установление истинности теорий раз и навсегда, а сколько в том, что при отсутствии надлежащих лабораторных условий, экономисты (и все исследователи в общественных науках) не могут прийти к единому мнению относительно определенных экономических критериев для опровержения гипотез. Хуже того, их мнения часто расходятся относительно фундаментальных характеристик теорий. Например, была ли неоклассическая теория совершенной конкуренции выдвинута как гипотеза о том, как на самом деле действуют фирмы и частные хозяйства, или ее назначением было обеспечение идеальных критериев оценок того, действовали ли они так, как им положено? Если правильным толкованием будет первый вариант, то сравнение с наблюдениями рыночного поведения действительно является проверкой надежности теории, но если правильным является второй вариант, то тот факт, что ни одна из существующих рыночных структур не соответствует заложенным в теории условиям, является вызовом экономической политике. Конечно, теория совершенной конкуренции может быть как "позитивной", так и "нормативной", в зависимости от цели, ради которой она применяется. Позитивные теории о общественный строй по сути своей не могут быть отвергнуты окончательно только одним неблагоприятным исходом. Элемент оценки неизбежно становится частью их анализа, и именно по этой причине релятивісти и абсолютисти могут продолжать спор о правильности теории сравнительных издержек или уместности трудовой теории стоимости. С другой стороны, нормативные теории, как правило, не могут быть оценены эмпирически.
Методы исследования
Конечно, экономисты не имеют монополии на истину относительно важных вопросов прошлого и современности. Действительно, многие явления до сих пор недостаточно изучены и дискуссионные. Однако экономисты и специалисты других отраслей знаний развили методы исследования, которые иногда называются научным подходом, которые дают возможность проникать в суть сложных явлений и сил, влияющих на экономический рост, цены и заработную плату, распределение дохода и внешнюю торговлю. Обобщая опыт теоретической деятельности экономистов различных школ и направлений, можно выделить такие методы.
Одним из основных источников экономического знания является наблюдение экономических явлений, особенно анализ данных экономической истории. Как пример, рассмотрим инфляцию, которая как понятие означает рост общего уровня цен. Граждан, банкиров и политических деятелей часто беспокоит инфляция, и поэтому принимаются болезненные меры - сокращение объема производства и рост безработицы, чтобы предупредить грозящей инфляцию или замедлить ее темп. Как можно изучать потери, что вызывает инфляция?
Одним из средств изучения является анализ исторических случаев инфляции. Дж. Кейнс, наблюдая, как инфляция развеяла богатство среднего класса и привела к социального беспокойства (безработица), обосновал свою теорию государственного вмешательства в экономику. Исследование потерь от таких острых форм инфляции, которая охватила почти весь мир в конце 20-х и начале 30-х гг., позволяет лучше понять нынешнюю инфляцию, в том числе и в нашей экономике
История и факты являются основой для такой эмпирической науки, как экономическая, и факты не могут рассказать собственную историю. К истории следует отнести экономический анализ, потому что только через развитие и проверку экономических теорий можно упорядочить и организовать беспорядочную смесь данных и фактов в четкий взгляд на действительность. Что понимают под экономическим анализом? Это подход, который начинается с набора допущений, на основе которых в дальнейшем выводятся определенные логические предсказания относительно поведения людей, фирм или экономики в целом.
Целостное понимание экономической деятельности предусматривает использование экономических данных и статистического анализа. Правительства и фирмы печатают тома данных, дающих экономистам количественные характеристики экономического поведения. Практическое исследование такого поведения требует развитого аппарата теории вероятностей и эконометрики, тогда как понимание результатов исследования предусматривает лишь внимательное чтение и здравый смысл. Экономическая жизнь общества удивительно сложное - с миллионами и миллиардами цен. Чтобы сдерживать экономический рост, экономисты обращались к лабораторного и других контролируемых экспериментов для изучения экономических явлений.
Что такое контролируемый эксперимент? Исследователь ставит этот эксперимент путем деления населения на две или более групп, каждая из которых исследуется в один и тот же способ за исключением одного фактора. Исследователь измеряет влияние фактора, что исследуется, при прочих неизменных факторов. В экономике ставить эксперименты значительно сложнее по сравнению с другими науками.
Во-первых, экономисты не могут измерять экономические изменения с точностью, с которой физики измеряют массу, скорость и расстояние. Во-вторых, трудно воспроизвести реальную экономику в лабораторных условиях.
Несмотря на эти трудности, экономисты полагаются все больше на эксперименты, чтобы объяснить экономическое поведение. Например, в одной группе контролируемого эксперимента в течение последних двух десятилетий экономисты определяли реакцию разных людей на различные виды правительственных программ, которые повышают доходы бедных. Эти эксперименты были очень полезны, потому что показали, как изменения в правительственных программах могут влиять на трудовые навыки и поведение в отношении сбережений. Другие эксперименты сегодня посвященные поведении рынков за малого количества производителей. Эти четыре метода - наблюдение, анализ, статистический анализ и эксперимент - составляют подход, с помощью которого обеспечивается прогресс экономической науки. Каждый день возникает новая экономическая загадка. В ответ экономисты выдвигают новые идеи и отвергают старые, и история экономических знаний пополняется и развивается.
Под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции экономистов? Однозначного ответа быть не может. С одной стороны, нельзя признать правомерным проведения прямой и непосредственной связи между изменениями социально-экономических условий и отражением этих условий и соответствующих интересов в экономических теориях и концепциях. Эта связь существует, но он не имеет прямого, "жесткого" характера. С другой стороны, при рассмотрении объективных условий формирования той или иной концепции не следует абсолютизировать значение некоего одного фактора. Взаимосвязь экономической реальности с теоретическими обобщениями слишком многогранен, противоречащий, переменный. И все же можно выделить наиболее существенные факторы, под влиянием которых формируются и развиваются экономические взгляды и концепции:
- объективные условия, потребности и интересы живой экономической практики (монетаризм обязан обостренной инфляции. - Авт.)
- труда и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;
- взаимовлияние национальных школ;
- развитие смежных разделов экономической науки - статистики, математики, демографии, социологии и др.;
- совершенствование методов научного исследования;
- расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической науки;
- взаимосвязь и согласования отдельных разделов экономической теории, наличие или, наоборот, отсутствие внутренней логичности, сочетание экономических законов и категорий.
Эволюция экономических взглядов и концепций происходит под влиянием практических нужд, в процессе сравнения и согласования различных подходов, позиций, методов, при определенной консервативности и бесспорной преемственности знаний и выводов.


Назад