Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.2 Экономические учения Древней Греции


Рассмотренные нами памятники культуры человечества - настоящая энциклопедия жизни и мировоззрения людей, которые около трех тысяч лет назад заселяли берега Земли и Ионического морей, территорию Древнего Китая и Индии. Но прежде всего мы рассматриваем эти произведения как источника сведений о хозяйственный быт древних народов. Лишь во вторую очередь можно говорить о них как о памятники экономической мысли, которая основывается на некоторых обобщениях практики, выводов абстракции. Именно в них была сделана первая в истории экономической мысли попытка осознать экономический строй греческого общества. Мнения, выводы древнегреческих мыслителей стали исходными пунктами теории современной науки.
Весомый вклад в развитие и накопление сведений о производственную деятельность сделали мыслители античного (классического) рабства. Самыми известными представителями этого периода является греческие философы Ксенофонт, Платон и Аристотель. Именно благодаря им стали употреблять термин "экономика" (или "ойкономія"), что в буквальном переводе означает "наука о ведении домашнего хозяйства". Упомянутые мыслители ориентировались в своих взглядах на "преимущества" натурального хозяйства и "естественный" характер рабовладельческого устройство государства
 Ксенофонт о разделении труда, стоимость и деньги
Ксенофонт (430 - 354 до н. э.) - автор трактата «Домострой» - один из самых известных в истории экономической мысли обратился к всестороннему изучению проблем разделения труда в обществе. Не отрицая "старое" положение о разделении труда на умственную и физическую (в зависимости от "естественного" разделения людей на свободных и рабов) и о "большую значимость" для социально-экономического развития общества земледелия (по своей значимости его ставили на одну ступень с военным ремеслом), по сравнению с ремеслом, торговлей, он глубоко аргументировал достаточно новую для того времени тезис о том, что "наиболее простая работа" может выполняться более продуктивно, что степень разделения труда обусловлен, как правило, размерами рынка. То есть Ксенофонт первым указал на взаимосвязь между разделением труда и рынком.
Одним из первых был Ксенофонт и в осмыслении двух сторон любого товара, выраженных в его полезных качествах (потребляемая стоимость) и способности к обмена (меновая стоимость). Будучи, несомненно, сторонником натурально - хозяйственной концепции (осуждая обращение денег как торгового и ростовщического капитала), он все-таки признавал необходимость существования и полезность денег, указывая на присущие им функции обращения и средства накопления. Он предлагал накапливать деньги как сокровище, страховой фонд на случай войны, для расширения натурального хозяйства.
Проекты общественного устройства Платона
Во многом сходны с мыслями Ксенофонта мысли другого античного мыслителя - Платона (настоящее имя Аристокл, 428 - 347 гг. до н.э.), во всяком случае, на первый взгляд. Родом он из Афин. Семья была небогатой, хоть и родовитой. Получил обычную для афинян его знатности образование. В 407 г. до н.э. познакомился с Сократом и до смерти последнего был в числе его ближайших учеников. В Сицилии, которую он посетил в 387 г. до н.э., произошла коллизия между ним и Дионом - родственником сиракузского тирана Дионисия, которая закончилась рабством для Платона. Піфагорієць Архит выкупил его. Когда друзья Платона, собрав деньги, решили отдать ему долг, то підмовився. Тогда Платон купил на эти деньги сад, который носил имя афинского героя Академа, и открыл там свою философскую школу. Именно здесь были высказанные им мысли относительно экономического развития общества, которые воплотились в двух его проектах государственного строения идеального типа. Они были направлены на укрепление основ натурально-хозяйственной политики.
Содержание одного из таких проектов изложил Платон в своем известном труде "Государство". В ней высоко оценена роль аристократии в обеспечении общественных интересов, поскольку именно это состояние включает в себя философов и составляет вместе с воинами (армией) аппарат управления государством. Автор подчеркивает, что так и должно быть "пока государственная сила и философия не сольются в одно..., до тех пор ни для государства, ни, даже, думаю, для человеческого рода нет конца зла". В его проекте "идеального государства" ни философы, ни (армия, которые составляли самую высокую часть общества, даже думать не могли о занятия, связанные с физическим трудом. Они также должны были быть не обремененными никакой собственностью, поскольку именно она, по мнению Платона, является источником противоречий и разногласий в государстве - их материальное обеспечение по принципу "каждому поровну" должно взять на себя государство. Все хозяйственные заботы, в том числе и те, что связаны с владением и распоряжением личной собственностью, по условиям проекта, должны были полагаться на так называемую чернь - третий состояние общества (ремесленники, земледельцы, мелкие торговцы, свободные). Рабы же - собственность свободных граждан или живое орудие труда, а потому не отнесены автором "Государства" к никакого состояния общества.
Второй проект, предложенный Платоном в глубокой старости, труд "Законы". В отличие от предыдущего произведения, здесь Платон противопоставляет идеальном типа "негативный" тип общественного устройства. Главным двигателе им поведения людей в нем выступают материальные заботы и стимулы. Афинский мыслитель будто развивает предыдущие "параметры" материальной обеспеченности граждан высших состояний, то есть тех, кто должен находиться на государственном содержании. Фактически характеризуются отдельные элементы социально-экономического устройства общества на коммунистических началах. Так, например, по Платону, все граждане смогут в идеальной государству получать (по жребию) дом и земельный надел. Причем последний имел наділятись с предоставлением права владения и пользования (т.е. с неполным правом собственности), хоть и с возможностью передачи по наследству одному из детей на тех же условиях. Ценность общего имущества граждан не должна отличаться более чем в четыре раза. Оба проекта Платона, как видим, совпадают в том, что аппарат управления государством (в первом) и граждане (во втором) не должны иметь золота и серебра, а также не заниматься ростовщичеством.
Как и Ксенофонт, который отмечал, что "земледелие - мать и кормилица всех искусств", главной отраслью экономики Платон считал земледелие, относя ремесленничество и торговлю в менее престижных занятий в обществе.
Экономические концепции Аристотеля.
Аристотель (з84 - 322 гг. до н.э.) - самая величественная фигура среди представителей экономической мысли античного мира. Родина его - греческий город-полис Стагіра во Фракии. Будучи сыном лейб-медика македонского царя Амины II, Аристотель в детстве игрался с Филиппом, будущим царем Македонии. Учился в Академии философа Платона. Эпикур считал Аристотеля "мотором, который пропил родительское добро и пошел найматись и морочить людей". Из 343 г. до н. есть. Аристотель был наставником Александра Македонского, за что последний, став царем, поставил своему учителю и наставнику памятник с надписью: "Александр поставил этот памятник сыну Нікомаха, мудрому и божественном Аристотелю". В 336 г. до н. есть. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу. Им написано 28 книг общим объемом 445270 строк. Жизнь его закончилась трагически. Вынужден спасаться от приговора антимакедонської партии - "смерть Аристотелю за оскорбление богов", - он бежал из Афин, поселился на острове Эвбеи, где вскоре умер. Аристотель был сыном своего времени. Считая рабство природным явлением, которое должно составлять основу производства, и будучи твердо убежденным идеологом натурально-хозяйственных отношений, Аристотель смог значительно глубже от своих современников проникнуть в конкретные экономические проблемы. Им впервые подвергнуты анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества. Поэтому его по праву можно считать первым экономистом общества.
В своих произведениях, особенно в "Нікомаховій этике"(названной так потемками по имени сына философа), "Политике" (трактате об устройстве государства) и других ему удалось разработать самый оригинальный на то время проект идеального государства. При сравнении его с проектами предшественников - Ксенофонта, Платона можно увидеть много похожего. Во-первых, Аристотель поддерживает идею о необходимости разделения общества на свободных и рабов, а соответственно, этот труд - на умственную и физическую, исходя из "закона природы". Во-вторых, разделяет взгляды относительно негативного отношения к изделию и его малой значимости для общества. За Аристотелем, ремесленник, что занимается мелким промыслом, находится в состоянии неопределенного ограниченного рабства. Оригинальность построения проекта Аристотеля в том, что все виды хозяйственной деятельности людей, - то ли свободные граждане, выполняющие керувально-контролирующие функции, или земледельцы, ремесленники, торговцы, - рассматриваются ним с точки зрения эксплуатации нижнего состояния и относятся либо к естественной сферы - экономики, или к неестественной - хрематистики. Он первый в истории экономической мысли пытается проникнуть в сущность экономических явлений.
Противопоставление Аристотелем экономики и хрематистики было одной из первых попыток анализа капитала в истории науки. Термин "хрематистика" не утвердился в новых языках, в отличие от термина "экономика". Аристотель выводит его от слова "хрема" - имущество, владения. Для Аристотеля экономика - это естественная хозяйственная деятельность земледельцев, ремесленников и мелких торговцев, связанная с производством жизненно необходимых продуктов, имеющих потребляемую стоимость. Она включается в обмен, но только в пределах, необходимых для удовлетворения собственных потребностей, и границы этой деятельности тоже естественные - это разумное личное потребление человеком. Именно поэтому эта деятельность должна быть объектом заботы государства.
Хрематистику мыслитель сравнивает с "искусством наживать богатство" с помощью крупных торговых соглашений для перепродажи и ростовщических соглашений. ее цель безгранична, потому что главное в этой сфере - "владение деньгами". В искусстве наживать положение, - отмечает Аристотель, - поскольку оно випиляється в торговой деятельности, никогда не бывает границ в достижении мсти, потому что ею является достижение неограниченного богатства и владения деньгами.... Все, кто причастен к денежного обращения, пытается увеличить свои капиталы до бесконечности". Другими словами, хрематистика - это "искусство" вложения и накопления капитала.
Идеалом хозяйствования для Аристотеля было небольшое земледельческое хозяйство (в котором, разумеется, работают рабы). Это хозяйство должно обеспечивать себя почти всем необходимым, а то немногочисленное, чего не хватает, можно получить путем "справедливого обмена" с соседом. Идеализируя в рамках этой концепции модель рабовладельческой государственной структуры, Аристотель искусно упрощает важнейшие элементы хозяйственного жизни. Например, за Аристотелем, "в действительности такие вещи pi нет и, что не могут стать спільномірними". А отсюда вывод: "5 лат =1 дома", потому что их спільномірність достигается якобы только благодаря деньгам. Сами же деньги как самый "удобный в обиходе" товар возникли, по мнению философа, не стихийно, а как результат согласования между людьми, и есть в нашей власти", чтобы деньги стали "неспоживчими". "Следовательно, нужно, чтобы все измерялось нечто одним..., - отмечает Аристотель. - Этим одним и есть потребность, которая является звязуючою звеном для всего. А как замена потребности по согласию людей возникла монета...»
Обосновывая общую основу уравнивания в обмене товаров, Аристотель выражает тезис, что напоминает примитивный вариант "трудовой теории стоимости". "Действительно, - пишет он, - не из двух врачей создается общество, но из врача и земледельца, и вообще из людей неодинаковых и не равных. Но таких-то людей и нужно приравнять. Поэтому все, что поддается обмена, должно соответствовать с чем другом. Следовательно, расчет будет иметь место тогда, когда будет найдено сравнения; каким образом продукция, произведенная сапожником, относится к продукции, произведенной земледельцем". О "незавершенность" арістотелевої концепции о экономику и хрематистику свидетельствует также двоякая характеристика обмена. Речь идет о том, что в одном случае обмен расценивается им как акт удовлетворения потребностей и позволяет трактовать потребляемую стоимость товара как категорию сферы экономики, а в другом случае - наоборот: обмен символизирует акт наживы, дает основание считать меновую стоимость категорией сферы хрематистики.
И, наконец, с позиции этой же концепции, Аристотель демонстрирует свое неприятие большой торговли и заемных операций, тенденциозно анализируя этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен через деньги, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала, то есть, когда товарообмен осуществляется с прирощуванням первичного авансирование на эти цели денег, - к сферы хрематистики. Аналогично трактует Аристотель формы денежного обращения, относя функции денег относительно отражения меры стоимости и средства обращения к сферы экономики, а их применение в качестве средства накопления, как ростовщического капитала - до сферы хрематистики. По словам Аристотеля, "ростовщичество вызывает целую ненависть", потому что "оно делает сами денежные знаки предметами собственности, которые таким образом теряют свое назначение, для чего они были созданы, ведь они возникли ради меновой торговли, взыскания же процентов ведет именно к росту денег". Таким образом, общей чертой экономической мысли Древнего Мира является стремление сохранить приоритеты натурального хозяйства, осудить с позиции обычаев, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие эквивалентность и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не отвечают открытом умом "естественном порядке", который охраняется общественными законами. Выразителями подобного мировоззрения были, как правило, и великие мыслители (философы), и отдельные правители рабовладельческих государств.


Назад