Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.3. Литература об организации рабовладельческих латифундий в Древнем Риме


Экономическая мысль Древнего Мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Она стала оттиском высшего степени эволюции рабовладения, новых форм организации рабовладельческого и хозяйства, характерной для них более жесткой эксплуатации рабов, обострение противоречий и усиление борьбы в условиях разложения рабовладельческого общества. Важнейшей проблемой стародавньоримської литературы оставалась проблема рабства, его оправдание, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). В этих проблем обращались Катон Старший (234 - 149 гг. до н.э.), Варрон (116 - 27 гг. до н.э.), Колумелла (i в. н.э.).
Советы Катона относительно методов хозяйствования
Катон Старший (Катон Марк Порций) родился в г. Тускулі. Чрезвычайно образованный человек, государственный деятель, историк и писатель Древнего Рима. В 195 г. до н.э. - консул, позднее (с 184 г. до н.э) - цензор. Защитник привилегий аристократии, он требовал уничтожения Карфагена - торгового конкурента Рима. Обоснование староримських форм рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены Катоном Старшим, который сам был крупным землевладельцем, в трактате "О сельском хозяйстве" (рус. перев. - "Земледелие". - М.; Л., 1950). Трактат Катона отразил период подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, которое обеспечивало прежде всего свои потребности. Однако не исключалась и торговля, которая позволяла реализовать часть избыточной продукции и приобрести то, что не могло производиться собственными силами. Большое место в работе Катона занимают советы относительно содержания рабов, использование их труда, методов эксплуатации. Автор относил рабов орудий труда, советовал держать их в строгости, в зависимости от усердия, рационально эксплуатировать их труд. Катон считал целесообразным покупать рабов в юном возрасте, воспитывать их в повиновении, в духе, который необходим хозяину. Предвидя возможные недовольство и выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде враждебность, провоцировать конфликты, разногласия между ними, вовремя избавляться от старых и немощных. Рабы наказывались за малейшую провинность. Пища, одежда, жилье должны были соответствовать их положению орудия, которое разговаривает. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства.
Варрон о путях укрепления экономики
Разработку проблем латифундійського хозяйства в i в. до н.э. продолжил римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате "О сельском хозяйстве". В своих трудах Варрон воспроизвел, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, более высокую ступень развития крупных рабовладельческих экономик, с другой - новые явления социально-экономической обстановки, связанные с углублением противоречий, которые все больше пронизывали экономику рабовладельческой Римской государства. В своем трактате Варрон выражает серьезную обеспокоенность судьбой рабовладельческих хозяйств. Он ставит в вину рабовладельцам то, что они отошли от дел, живут в городах, переложив обязанности организации производства на латифундиях на управляющих. Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и животноводства, в применении агрономических наук, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и др. Его забота связана не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства. Варрон придавал большое значение общению с рабами, формам их эксплуатации. Рабов он относил к одному из трех видов сельскохозяйственных орудий - такого, что разговаривает. Два другие виды орудий, по его классификации, это немые (инвентарь) и те, которые воспроизводят нечленораздельные звуки (рабочие животные).
Реформаторские идеи Колумелли и братьев Гракхов.
Кризис рабовладения отразил в своем произведении «О сельском хозяйстве» Колумелла. В громоздком трактате, который состоял из 12 книг, детально рассматривалось состояние рабовладельческих латифундий. Колумелла писал о крайне низкую производительность рабовладельческой труда, о том, что рабы наносят полям значительных убытков, плохо относятся к труду, к содержанию животных, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т. д. Картина, отражена Колумеллою, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества уже находилась в состоянии кризиса, которая продолжала углубляться. По словам Колумелли, "латифундии потеряли Италию". В поисках выхода из кризиса римский ученый отдает предпочтение более продуктивному труду свободных производителей, ставит вопрос о необходимости підмовитися от труда рабов, об использовании колонов (в Древнем Риме - арендатор небольшого участка в крупного землевладельца). Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракхівським аграрным движением, который выражал интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундий. Его возглавляли братья Тиберий (163 - 132 гг. до н.э.) и Гай (153 - 121 pp. дон. есть.) Гракхи. Требуя ограничение крупного землевладения и наделение земной безземельных и малоземельных крестьян, они стремились осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его. В Древнем Риме большой размах приобрела борьба рабов за свое увольнения. их требования в обобщенном виде выдвигались во время появись. Самыми главными из них были: ликвидация рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства.


Назад