Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 2. Принцип природосообразности - аксиома педагогики


Классики научной педагогики о природосоответствие. Еще на заре научной педагогики четко вырисовалась проблема выбора такой основы, на которой можно было бы построить крепкое сооружение педагогической науки. По аналогии с математикой это должна была бы быть аксиома, которая стала бы пояснительным началом, пояснительным основой всех педагогических явлений, процессов, фактов. Таким основой был избран принцип природосообразности. О природосоответствие в педагогике, по нашему мнению, очень хорошо сказал А. Дістервег, поэтому суть этого принципа мы выложим, воспользовавшись его логикой и его словам [16].

По мнению А. Дістервега, это должен быть высший главный принцип, который не может быть выведен и который не требует доказательства. Ибо если бы он был доказуваним, то его можно было бы вывести из других положений, следовательно тогда он сам не был бы выше, а, следовательно - главным, то есть аксиомой. Если бы он потребовал доказательства, то по его выражению, он бы имел "отпечаток неопределенности", то есть, имел бы характер предполагаемого. А это означало бы, что на основе такого положения нельзя было бы построить сооружение педагогики.

Этот принцип должен быть общим. То есть, с него должны быть выведены все другие положения, благодаря ему они должны получить свое обоснование. Все то, что с ним согласовывается, должен быть правильным, что не согласуется - неправильным. Он должен быть господствующим уданій науке, ему должны подчиняться все другие заявления. Он должен быть единственным, должен быть одним. Ибо в таком случае они были бы в логической зависимости, то есть в логическом отношении зависимыми, следовательно один из них был бы первичным, основным.

Он должен быть формальным положением. Известно, что то положение, которое имеет вполне конкретный реальный смысл, есть менее общим. Поэтому он должен быть лишен любого конкретного содержания.

В поисках такого принципа ученые обратили внимание на то, что любая вещь, способ действий, мнение отбрасываются том, что они не соответствуют природе вещей, к которым они принадлежат, противоречат их природе, то есть являются неестественными или даже противоестественными.

И наоборот, считают, что любое желание, мысль, образ действий имеют четкое обоснование и оправдание, если о них можно сказать, Что они совершенно естественные, созвучные с природой, полностью ей соответствуют. Как принцип такой оценки предлагается природосоответствие или принцип природосообразности.

Введение в педагогику природосообразности предстоит Я. Коменському [18]. Однако, он выделил, подчеркнул внешние признаки природосообразности, соответствия природе в форме природонаслідування, то есть следование внешним природным формам.

Существенный шаг в понимании природосообразности И сделал. Песталоцци, акцентируя внимание на внутренней природе человека, понимая природосоответствие как соответствие природе ребенка [24].

Когда употребляют выражение "природа явления", то имеют в виду не внешнюю природу, то есть не все то, что нас окружает, а собственно внутреннюю природу. Явление возникает при определенных условиях, действует определенный механизм его течения, функционируют определенные связи в его структуре, особенно причинно-следствия, явление протекает по определенным законом. Поэтому, когда утверждают, что некоторые действия природовідповідні этому явлению, то понимают, что эти действия находятся в гармонии со всеми факторами, обуславливающими данное явление, способствуют ему.

Как аксиома педагогической науки был избран принцип природосообразности обучения и воспитания природе ребенка. Принцип природосообразности и является определяющим принципом образования, обучения и воспитания.

Педагогический смысл природосообразности. Все, что нас оточуює и мы сами являются продуктом природы. Существа могут стать только тем, к чему имеют задатки. Растение никогда не станет животным, а животное - растением. Никакое искусство не может с дуба сделать березу или с воды - розу, или тюльпан. Из желудя при благоприятных условий вырастет дуб, а не ель, а с картошкой - фри, а не нечто другое.

Аналогичное дело и с человеком. Она может стать и должна стать тем, к чему у него есть природные задатки. Если в живого существа нет человеческих задатков, то из нее человека никогда не выйдет. Какие бы условия не создали для волка, собаки или какой иной животные, человек из нее не выйдет. Науке известны факты, когда шимпанзе виучувала более ста слов и могла составлять простые предложения, высказывать свое мнение, однако она была и осталась шимпанзе, а не человеком.

Человек может стать человеком только потому, что у нее от природы заложены задатки человека и только человека, если будут созданы условия для того, чтобы эти задатки могли развиваться. Примеры с детьми, которые попали в волчью стаю, а потом снова к людям - яркое тому подтверждение.

Требование принципа "Воспитывай природовідповідно" означает, что этот принцип исходит непосредственно из сути человека, он признает ценность и абсолютную целеустремленность ее естественной организации и не требует ничего искусственного.

Поскольку Природа заложила в конкретного человека те или другие задатки, то это, очевидно, желание Природы. Тогда тот, кто способствует развитию этих задатков и их укреплению, действует в интересах самой Природы.

Будучи формальным по характеру, этот принцип безукоризненный до времени, места, условий, средств и т.п., он не имеет любого объективного конкретного реального содержания.

На основе его мы доказываем, обосновываем все. К нему сводится все обучение и воспитание. Если на него указывают как на основу учебной и воспитательной деятельности, то уже не может возникать вопрос "почему?". Он является самым глубоким и последней основой.

Принцип природосообразности включает в себя два требования: одна - "Избегай в воспитании противоестественного!", вторая - "Действий природовідповідно!".

Вообще-то, если следовать первому требованию, то вторая сама по себе отпадает. Человека в ее становлении и смерти необходимо рассматривать как продукт природы, а все, чем она становится и чего достигает, все, что воспитание дает или не дает, должно расцениваться согласно природных условий. Человек, как всякое органическое существо, носит в себе зародыш и закон своего развития.

Поэтому учитель должен открыть этот закон развития для каждого ребенка, познать природу и ход развития, индивидуальные закономерности развития и как учитель, воспитатель, действовать в соответствии с этим законом. Как врач не лечит человека, так и учитель не воспитывает ее, если слова "лечит" и "воспитывает" понимать в истинном значении. Врач только помогает природе лечить человека, делать ее здоровой, так же, как истинный учитель создает условия для того, чтобы те задатки, которые в человеке заложены природой, развивались как можно лучше, чтобы закон развития их проявил себя во всей полноте, глубине и широте.

Заканчивая раскрытия данного вопроса, мы ставим акцент на таком мнении. Употребляя выражение "природосоответствие воспитания", мы имели в виду и воспитание в узком смысле этого слова (как выработке привычек, взглядов, мировоззрения, отношения, правил культуры поведения) так и обучение (как процесс овладевание знаниями, умениями и навыками). То есть речь идет об образовании. Поэтому этот принцип можно назвать как природосоответствие образования.

Итог. По мнению А.Дістервега, за основу построения всей сооружения педагогической науки должно быть выбрано положение, которое не может быть выведено, оно должно быть главным, общим, господствующим, единственным, формальным. Таким положением является принцип природосообразности. Он и есть педагогической аксиомой. Его суть в том, что все действия относительно обучения и воспитания ребенка должны соответствовать ее природе, ее закономерностям развития, задаткам, способностям, склонностям, интересам.



Назад