Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.4. Экономическая мысль Средневековья


Обобщение литературных источников, которые дошли до наших времен из Средневековья, свидетельствуют о том, что экономические взгляды этого периода имеют ярко выраженный религиозный характер. Научное наследство духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, переполняют схоластика, софистические размышления, религиозно-этические нормы. УІІІ - VIII в. в больших восточных странах стал формироваться феодальный тип натурально-хозяйственных отношений, а в западноевропейских - в период так называемого раннего средневековья - в V - XI вв. В течение многих веков усиление сословного характера и иерархической структуры общества, рост концентрации политической власти и экономического могущества в светских и церковных феодалов, двоякий характер трактовки необходимости расширения масштабов товарности экономики, осуждения или невнятное одобрение ростовщичества, вплоть до зарождения истинно демократических принципов государственного устройства с преобладанием в хозяйстве рыночных экономических отношений, вовсе не означает, что средневековая экономическая мысль не имела объемных и сравнительно прогрессивных на то время экономических и политических доктрин.
 
Торговля в идеологии ислама
 
В этот период в арабских странах Востока до унаследованных традиций старины, которые позволяли государству сохранять за собой и распоряжаться значительным фондом земельных угодий, добавились еще и "всесильны постулаты Корана" (от араб, "алькорані" - чтение вслух и "наставления"), положенного в основу возникшей в западной части Аравийского полуострова на нач. VII вв. новой религиозной идеологии - ислама. Заметим, что "услышал", а затем распространил в своих проповедях "открытие Бога", став таким образом основателем ислама, пророк Мухаммед, без сомнения, опытный в экономических проблемах купец из Мекки. Мекка - крупнейший город в области Хиджаз, через которое берегу Красного моря проходил Караванный путь. Очень быстро этот город стал экономическим и религиозным центром Хиджаза. Здесь, имея 21 год от роду, Мухаммед стал распорядителем торговых дел вдовы Мекки Хадиджи, на которой позже женился. В городе устраивались большие торговые ярмарки, на территории которых (как в свое время в Олимпии) не каждая было ссориться, мстить кому-нибудь, тем более проливать кровь. Именно эти исторические факторы способствовали тому, что в Коране не осуждалась торговля.
 
Основные идеи «социальной физики» Ибн-Хальдуна
 
Автором одной из основных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов был известный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332-1406). В концепции Ибн-Хальдун ("социальная физика") также не исключается богоугодність торговли и провозглашено исламом в Коране одобрительное отношение к труду, осуждается скупость, расточительство, подтверждается то, что "аллах дал преимущества одним людям перед другими". ее главным достижением является раскрытие дифференцированного характера эволюции общества от "примитивизма" к "цивилизации". Последняя, по мнению Ибн-Хальдуна, к традиционных занятий людей в земледелии и скотоводстве добавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Общее богатство народа и возможность достичь такого уровня развития, когда роскошь станет достоянием каждого человека, мыслитель тесно связывал с успешным развитием всех отраслей экономики. При этом богатство государства он видел в наличии произведенных товаров. По его мнению, в продуктах содержится "работа, которая проявляется как стоимость". Это позволило ему сделать вывод о том, что продукты труда приобретаются "путем равноценного (эквивалентного. - Авт.) обмена". Как в свое время Каутілья, он отличает стоимость от рыночной цены.
Переход к цивилизации с ее возможностями избыточного производства материальных благ, по мнению ученого, означает, что наступит общее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в разделении общества на сословия ("слои") по имущественному признаку. Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспеченность большинства людей предметами первой необходимости ("необходимым") и предметами роскоши ("лишенных необходимости") зависит прежде всего от заселенности города. И это символизирует как его расцвет и упадок. Поэтому, если город растет, в нем будет вдоволь и "необходимого", и "лишенного необходимости". Цены на товары широкого потребления, по мнению мыслителя, снижаются благодаря развитию земледелия и участия в нем всех жителей, а на предметы роскоши - растут через повышение спроса на них. И наоборот, упадок города как результат малочисленности населения, которое там проживает, предопределяет недостатка и дороговизны всех без исключения материальных благ. Реально расцвет любого города в целом Ибн-Хальдун связывал с уровнем налогов (включая налоги и сборы чиновников на местных рынках). «Эфективный способ достижения расцвета общественной жизни - это уменьшение размера налогов", - подчеркивал мыслитель.
Деньги Ибн-Хальдун считал важнейшим элементом хозяйственной жизни, их роль должны выполнять полноценные монеты из двух металлов - золота и серебра. Эти металлы "служат воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом". Кроме отображения количественного содержания человеческого труда "во всем, что покупается", и ценности всякого движимого имущества, он усматривал в деньгах и "основу приобретения, накопления и сокровища".
Характеризуя "стоимость труда", т.е. заработную плату, он твердил, что ее размер зависит, во-первых, "от количества труда человека", во-вторых, от ее места среди других "трудов" и, в-третьих, от "потребности людей в ней". Прибыль промышленника или землевладельца Ибн-Хальдун объяснял тем, что богатые "нанимают кого-нибудь", потому что эти люди "не получают чего-нибудь равноценного своей труда". До торгового же прибыли он подходил чисто эмпирически, указывая, что торговец "покупает по дешевой цене, а продает по дорогой".
 
Взгляды ранних и поздних канонистив
 
Наиболее значимым автором западноевропейской экономической мысли Средневековья называют, как правило, доминиканского итальянца, монаха Фому Аквинского (1225 - 1274 гг.) Фома Аквинский стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонізму Августина Блаженного (св. Августин 359 - 430), pp. который в кон. IV - нач. V, ст. будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические безальтернативные принципы религиозно-этических норм. Эти принципы оставались почти неизменными вплоть до периода так называемого позднего Средневековья, которое достигло своего расцвета в рамках школы поздних канонистив в XIII - XIV ст.
Особенностью экономической мысли раннего канонізму было то, что в период зарождения средневековья осуждался торговый прибыль и ростовщический процент, которые рассматривались как результат нечестного обмена и присвоения чужого труда, то есть как грех. Поэтому нередкими были требования запретить большой торговли и ростовщичества. Эквивалентным и пропорциональным обмен считался лишь при условии установления "справедливых цен", то есть таких, которые равны затратам труда и учили, что "несоблюдение пропорциональности повлечет за собой распад общества". Авторы церковных законов (канонов) выступали также против характерного для идеологов античного мира брезгливого отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц за счет большинства населения. Большая торговля, заемные операции, как грешные явления, вообще запрещались.
Изменение социально-экономического состояния общества в период так называемого позднего Средневековья - это усиление социальной дифференциации общества, прежде всего, рост числа и экономического могущества городов, в которых наряду с земледелием стали расцветать ремесла, промыслы, торговля и ростовщичество. То есть товарно-денежные отношения приобрели для общества и государства судьбоносного значения, поздние каноністи будто расширили круг аргументов, которые "объясняли" экономические проблемы и причины социального неравенства. Здесь имеется в виду то, что методологической основой, на которую опирались ранние каноністи, была прежде всего авторитарность доказательств (через ссылку на тексты священного писания и труда церковных теоретиков) и морально-нравственная характеристика экономических категорий (включая положение о "справедливые цены"). В этих принципов позже каноністи добавили еще принцип двойственности оценок, который давал возможность посредством комментариев, уточнений и оговорок начальное трактовка конкретного хозяйственного явления или экономической категории подать в другом, даже противоположном свете.
 
Экономические идеи в трудах Фомы Аквинского
 
Изменение взглядов канонистив на некоторые экономические проблемы, актуальные для стран Западной Европы периода Средневековья, наиболее ярко прослеживается в работах Фомы Аквинского. Так, в трактате "Сумма теологии", в отличие от ранних канонистив, которые разделяя труд на умственную и физическую, выходили из божьего (природного) назначения, но не отделяли их друг от друга, учитывая их влияние на предпочтения человека и связь с социальным положением, Фома Аквинский "уточняет" это "доказательство" на пользу сословного деления общества. При этом он пишет: "Разделение людей по разным профессиям обусловлен, во-первых, божьей милостью, которая распределила людей на сословия... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что разные люди склонны к различным профессиям".
Двоякая и компромиссная позиция Фомы Аквинского по сравнению с ранними канонистами прослеживается и в трактовке таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговый прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим кратко позицию ученого в отношении каждой отдельной категории. Богатство рассматривался ранними канонистами еще со времен Августина ее к совокупность материальных благ, то есть в натуральной форме. Оно должно быть создано только докладеною для этого трудом, все другие средства считались грешными. Согласно этих постулатов безграничное накопления золота и серебра, которые считались по своей природе "искусственным богатством", не могло соответствовать моральным, да и не только этим, нормам общества. Но, по Форме Аквінським" "справедливые цены" могут быть источником роста личной собственности и создание "умеренного" богатства, что не является грехом.
Обмен в Древнем Мире и Средневековье воспринимался исследователям и как акт волеизъявления людей, результат которого был пропорциональным и эквивалентным. Не отвергая данного принципа, автор "Суммы теологии" обращает внимание на многочисленные примеры, где обмен превращается в субъективный процесс, что обеспечивает уровень полученного полезности при нееквівалентному обмене вещей. Другими словами, условия обмена только тогда нарушаются, когда вещи "дают пользу одному за счет другого".
"Справедливая цена" - это категория, которая в экономическом учении канонистив заменялась категориями "стоимость", "рыночная цена". Она устанавливалась феодальной знатью и закреплялась на определенной территории. ее уровень ранние каноністи "объясняли", как правило, увеличением трудовых и материальных затрат в процессе товарного производства. Однако определение "справедливой цены" как расходов Фома Аквинский считает недостаточно исчерпывающим для характеристики данного термина. По его мнению, необходимо признать, что "продавец имеет право продавать вещи дороже, чем они стоят сами по себе" и при этом дело "не будет стоить дороже, чем стоит владельцу", в противном случае продавец несет убытки, потому что не получит вознаграждение, которое соответствует его социальному положению, потеряет определенное количество денег в качестве вознаграждения за то, что теряет данную вещь (ведь Фома Аквинский изображает представителей привилегированного сословия как людей, беспокоящихся о интересы трудящихся). Именно поэтому, по мнению ученого, им и разрешено продавать вещи дороже, чем они стоят.
Деньги (монеты) Фома Аквинский рассматривает подобно ученым Древнего Мира и раннего периода канонізму. Он указывает, что причиной их появления стало волеизъявления людей иметь "самую верную меру" в "торговле и обороте". Выражая свою приверженность концепции денег как номинала, автор "Суммы теологии" признает, что хоть монеты и имеют "внутреннюю ценность", государство все же имеет право допускать определенные отклонения действительной стоимости монеты от ее "внутренней ценности". Здесь ученый, верный своей страсти к двусмысленностей, утверждает, что, с одной стороны, повреждения монеты может сделать бессмысленным измерение стоимости денег на внешнем рынке, а с другой - предоставляет государству право устанавливать "номинальной стоимости". Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как неугодные Богу дела. С некоторыми условиями и уточнениями "осуждал" их и Фома Аквинский. Поэтому, по его мнению, торговый прибыль и процент на ссуду могут присваиваться в соответствии торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они осуществляют вполне благопристойное деяния. Другими словами, необходимо, чтобы такого рода доходы были не самоцелью, а заслуженной платой и наградой за то, что в торговле и заемных операциях имеют место труд, транспортные и другие материальные расходы и даже риск.
Экономическая мысль в Украине раннего периода Средневековья наиболее широко отражена в литературном памятнике периода Киевской Руси - "Русской правде" (XI ст.). В этом первом кодексе законов прародины украинского государства содержится богатый материал, который свидетельствует о наличии признаков достаточно развитого рыночного хозяйства. Законом охранялась частная собственность, определялась мера наказания за посягательства на нее. При попытке должника убежать от своего кредитора последней мог превратить его в своего пожизненного раба. Князья и бояре имели исключительное и наследственное право на землю, лишить которого их не мог даже великий князь.
"Русская правда" дает достаточно точное представление о системе денежных единиц и их функцию обращения и функцию накопления. В отличие от западноевропейских государств раннего Средневековья, где ростовщичество считалось греховным, в Киевской Руси оно законодательно регулировалось. Кодекс законов утверждал порядок обеспечения имущественных интересов кредитора, их охрану, условия, при которых требование о возврате ссуды имеет юридическую силу, порядок взыскания долгов и т.д. "Русская правда" по сути не ограничивало размер процента. Регулирование осуществлялось только по процента за ссуду на сравнительно короткий срок (от месяца до года). Ссудный процент в Киевской Руси был очень высоким.
В многогранном произведении "Повесть времєнних лет" (кон. XI - нач. XII В.), автором которого был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, утверждается, что источником всякого богатства является труд. Определяя естественным разделение труда в обществе на умственную и физическую, автор подчеркивает, что для благосостояния государства эти виды труда одинаково важны - и мудреца и ремесленника. Общественно значимыми были все виды производства, которые обогащают государство. Важным, по мнению автора произведения, был и разделение труда в процессе производства, что совершенствует мастерство.
В документах позднего Средневековья зафиксировано значительное распространение и Украине вотчинної формы собственности на землю, давалось толкование ее как такой, которая предоставлялась в наследственное владение с разрешением обмена, дарения, продажи (поместья). Ряд грамот предопределял возможность изъятия вотчины у владельца на пользу государства, однако с предоставлением денежной компенсации, которая заранее фиксировалась в "жалуваній грамоте" на право владения вотчиной.
С тех времен до нас дошли некоторые актовые материалы, свидетельствующие о ведении учета доходов и имущества. Экономическая мысль отражает развитие ростовщичества. Ссудные грамоты свидетельствуют, что кредитные операции осуществлялись под залог имущества, в том числе земельных владений. Таким образом, земля становится товаром. Инвентаре и люстрации, сохранившихся на территории Украины с XV ст., содержат сведения не только о налогообложении населения в пользу государства, но и о единицы учета, порядок налогообложения. Как показывают статистические записи, основной единицей налогообложения в различных украинских землях были плуг, орало, двор, дворище в сельской местности, дом - в городах, что свидетельствует о сохранении старинных мер налогообложения, которые применялись еще в Киевской Руси.


Назад